СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Акушинский район

Нажмите, чтобы узнать подробности

Акушинский район — Историческая справка

До вхождения в состав Российской Империи в начале 19-го века, территория современного Акушинского района входила в Акушинский союз, который ещё называли даргинским союзом. Союз получил своё название от названия селения Акуша, которое было центром союза. В Акушинский союз входило несколько вольных горских обществ населённых преимущественно даргинцами: Акушинское, Мекегинское, Мугинское, Урахинское, Усишинское, Цудахарское и другие. Каждое из вольных горских обществ управлялось духовным лицом — кадием, которое избиралось населением; акушинский кадий считался главой союза.

1 сентября 1934 года Президиум ВЦИК постановил «Образовать Акушинский национальный (даргинский) район с центром в селении Акуши, в состав Верхне-Мулебки-Махинского сельсовета, Коркмас-Калинского района; Акушинского, Алихан-Махинского, Аматерк-Махинского, Балхарского, Бурхимского, Гапшиминского, Гарх-Махинского, Гентынского, Гибинского, Гулебды-Махинского, Мухинского, Панах-Махинского, Тантинского, Улигаданского и Усишанского сельсоветов Левашинского района, а также Нахкинского, Нацинского и Цутнинского сельсоветов, Ураринского района»

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 февраля 1963 года район ликвидирован с передачей территории укрупненному Левашинскому сельскому району.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 января 1965 года восстановлен в прежних границах.

Географическая справка

Акушинский район расположен в центральной части Дагестана и граничит: с Левашинским, Сергокалинским, Дахадаевским, Кулинским и Лакским районами республики.

Площадь территории — 622,8 км².

Муниципальное образование «Акушинский район» является горным районом, находится во внутренне-горном Дагестан. Он с севера граничит с Левашинским, с востока Дахадаевским и Сергокалинским, с юга Кулинским и Дахадаевским, с запада Кулинским и Лакским районами Республики Дагестан. Расстояние от районного центра с.Акуша до столицы Республики Дагестан г.Махачкала составляет 132 км. Населенные пункты района расположены на высоте 1500-2000 м. над уровнем моря. Сельские поселения Гиягирамахи. Карапмахи, Кулиямахи расположены на высоте 2000-3000 м. над уровнем моря. Наивысшая точка, гора Шунудаг, находится на границе Акушинского и Кулинского районов (2963м. над уровнем моря). По территории района протекает река Акушинка, которая имеет множество притоков. Территория района относится к бассейну р.Сулак. Река Акушинка мелеет зимой, многоводна в апреле-мае, паводки бывают летом. Основные почвы района: горно-луговые. Растительность: послелесные луга, высокогорные сосново-березовые леса. В районе водятся редкие, охраняемые звери и птицы: рысь, серна,улар. Из акклимитизированных: белка. Информация о народностях и этносах, проживающих на данной территории

На территории муниципального образования «Акушинский район» проживают представители двух народностей Республики Дагестан: даргинцы и лакцы. Численность даргинского населения составляет 52823 чел., лакского — 1786 чел. Доктор исторических наук, профессор Магомедов Р.М. сообщает, что очевидно, начало оформлению даргинцев в отдельный этнос было положено в ранний период железного века (начало 1 тыс. до н.э.) процессом постепенного, необратимого обособления жителей восточной части дагестанского Нагорья, предположительного к востоку от бассейна Казикумухского Койсу и к северу от водораздела Улучая и Рубаса. Выдающийся языковед ХIХ в. П.К. Услар указывает, что этноним «даргва» относится к народным экническим и географическим названиям. Слово «даргва» входило в состав названий семи крупных традиционных политических объединений даргинцев, занимавших почти всю даргинскую этнотерриторию. Действительно, в народном представлении самоназвание даргинцев связано с корнем «дарк» — внутренность, нутро. В массовом сознании народа «Дарго» понимается как «родина даргинцев», как «сердцевина даргинской земли», а «даркан», «дарган» — как самоназвание даргинского народа. Предки даргинцев считали своим отличием то, что населяют какую-то «внутреннюю» часть Дагестана. К этому «внутреннему» населению относили себя, по меньшей мере, жители всех земель («хуреба») Акуша-Дарго, Каба и Буркун – Дарго (Старое Дарго), Хамри-Дарго, Сирхи, Кайтаг – Дарго, Гуцо – Дарго. Акуша выступает как центр объединения для всей северо- западной этнотерритории даргинцев уже в начале ХVв. – и это в то время, когда первые надежные письменные свидетельства об Акуша относятся только к 1493г. (запись по книге Ал-Газали «Талим ал- мутаалим» переписана Идрисом сыном Ахмада 29 мая 1493г. в с.Акуша). Название Акуша, по преданию, произошло от слов «аку» — высокий и «ши» — место, селение. Вокруг были расположены мелкие поселения. В состав Акуша-Дарго входили также лакские села (Уллучара, Балхар, Цуликана, Кулибухна), аварские (Кутиша, Хахита, Чогли, Чуни). Объединение хуреба( в т.ч.самоуправлеяемых джамаатов) вокруг Акуша строилось не столько на централизованном административном подчинении, сколько на тяготении как к общему экономическому и политическому центру данной земли. Самым ярким выражением акушадаргинской хуреба были сходы представителей всех джамаатов Акуша-Дарго. Собрания проходились рядом с с.Бургимакмахи, в местности Цахнадиркла дирка(поляна «собраний»). На таких сходках принимались решения, касающиеся внутренних и военно-политических отношений всех даргинцев. Даргинский язык имеет свои диалекты и говоры. Акушинский диалект лег в основу литературного даргинского языка. На этом диалекте разговаривает 43% даргинского населения района. На цудахарском диалекте — 12% На сирхинском — 8% Некоторые лингвисты рассматривают обособленные говоры — мугинский, мулебкинский, гапшиминский и др. — как диалекты. Земледелие являлось первоосновой жизни народа, живущего на территории нынешнего Акушинского района. Очевидна важная роль и скотоводства. Анализируя традиционные виды пищи горцев, этнографы пришли к выводу, что наиболее исконными и жизненно важными были злаковые (анчи –пшеница, сусул – рожь, махар- ячмень, муки – ячмень, мучи- просо, ника-овес). Скотоводческие продукты — на втором месте по значимости, причем из них более важны продукты переработки молока (сыр, творог и т.д.), мясо же стояло на третьем месте. Если были развиты земледелие и скотоводство, то значит кто-то создает орудия и средства производства для этих занятий. Почти каждый горец умел класть стены простого жилища, мастерить из дерева простую мебель, орудия труда и утварь, обрабатывать кожу и т.д.), а горянка — расчесывать и прясть шерсть, выделывать конопляные волокна, ткать сукна, шить одежду, при необходимости лепить и обжигать простую посуду и т.д.

Селение Балхар- один из специализированных центров гончарного искусства Дагестана. Балхар населен лакцами. Пока не установлено время их поселения в бассейне р. Акушинка, однако нет сомнения, что с тех пор эта сельская община стала неотторгаемой частью Акуша- Дарго, Но гончарное искусство Балхара, по — видимому, гораздо древнее. Об этом убедительно свидетельствует орнаментика традиционной балхарской керамики. И элементы её, и каноническая композиция их расположения на поверхности сосуда находят близкие аналогии в гончарной росписи древнейших, земледельческих культур эпохи энеолита- ранней бронзы, и сохранение этого декора почти до наших дней- редчайший исторический феномен. Это объясняется, во –первых, относительной изолированностью Балхара, а во -вторых, тем, что керамику здесь изготавливают женщины, которые обычно не покидают аула и, следовательно, почти не испытывают внешних влияний, причем ремесло передается по женской линии в ходе наглядного домашнего обучения, сбыт же посуды в руках мужчин, но они не причастны к её производству и не могут влиять на него. Если роспись балхарской керамики не отступает от архаических канонов энеолита, то некоторые её формы несут следы более поздних влияний. В основе своей архаична и её технология

Основой культуры и искусства современности является народный фольклор. В 1957г. при доме культуры с.Балхар был основан народный коллектив «Балхар», который в том же году дебютировал на зональном смотре народных коллективов в с.Сергокала и стал победителем. Ансамбль «Балхар» — постоянный участник различных конкурсов, смотров и фестивалей. В 1969г. фольклорный ансамбль Акушинского района завоевал приз «Золотой топорик» на Международном фестивале фольклора горных земель в польском городе Закопане. Представители района выступили в 1970г. в Москве и в 1973г. в Ленинграде на «Декаде дней литературы и искусства Дагестана». Коллектив художественной самодеятельности района принял творческое участие в Олимпиаде 1980г. В 1972,1981,1988,1997годах фольклорный коллектив района участвовал в международных фестивалях фольклора во Франции. В 1977г. участвовал в зональном смотре фольклорных коллективов в г.Сочи. Уже несколько лет функционируют семейные коллективы художественной самодеятельности в с.Ургани под руководством Тагзирова Мустафы, в Герхмахи под руководством Омарова Шамиля, в Балхаре под руководством Ибрагимовой Патимат. За пределами района известен и детский фольклорный ансамбль «Усишинка» Акушинского дома детского творчества.

Достопримечательности и особенности района и сел, находящихся на его территории

Во всех муниципальных образованиях района имеются памятники воинам – землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. Кладбища с.Акуша, Усиша,Муги, Бутри, Гинта, Гапшима и других населенных пунктов представляют исторический интерес. На территории района много архитектурных памятников. Это могильники, поселения близ сел.Акуша, Гапшима, Бутри, Муги, Танты, Усиша, Балхар,Гинта. В 1 км. к северу от с.Кули, на склонах горы Кулла-Гьалу были обнаружены наскальные изображения. В селениях Усиша, Уллчара, Цугни, Гапшима, Муги, Нацы, Нахки имеются мечети, являющиеся памятниками градостроительсва и архитектуры. К XVII в. относятся надписи о строительстве мечетей в Уллучара и Усиша. Мечеть в с. Уллучара построена явно группой приглашенных строителей: среди тех имен упомянут некий Сулейман аль-Гьариб, т.е. чужестранец. А мечеть в с.Усиша сооружена усердием ста строителей. Джамаат не стал нанимать специалистов на стороне, видимо, имея своих мастеров и опираясь на помощь всей общины. Не вполне обычна надпись, найденная А.Р.Шихсаидовым в с.Гапшима: « Построен этот дом (мечеть) в 1086 году хиджры» (т.е. где — то между апрелем 1675 и мартом 1676г.г.). В те времена строительная надпись означала, что стройку вел мастер — специалист. В с.Гапшима сохранилась крепостная стена и старожевая башня XIV века. В центре с.Муги сохранилась сторожевая башня с датой 771 г. х. (т.е. 1369-1370г.). В 2-3 км. от с.Нацы имеются остатки оборонительного сооружения с сигнально-сторожевой башней, видимо XIVв. Архитектурный интерес представляют старинная баня в с.Гапшима, арочный источник в с.Нахки, «главный родник» в с.Усиша. В сел.Усиша находится дом и мавзолей Дауда Усишинского. В с.Акуша – жилой дом и усыпальница Али-Гаджи Акушинского, шейх-уль-ислама Дагестана. Жилой дом, бывшая концелярня, суд и тюрма наиба акушинского участка Даргинского округа. В с.Балхар – дом Давди Балхарского — лакского национального героя. Краткая информация о АПК, промышленности, социальной сфере, образовании, инвестиционной привлекательности района, инвестиционных площадках или инвестиционных проектах района

Муниципальное образование «Акушинский район» — это сельскохозяйственный район. Основная отрасль — животноводство. В производстве продукции сельского хозяйства в районе работают 24 СПК, 2 МУП, 102 КФХ и более 13 тыс. ЛПХ. В хозяйствах всех форм собственности содержится 30182 голов крупного рогатого скота (КРС), в т.ч. коров- 14737 голов, мелкого рогатого скота (МРС) – 400198 голов, в т.ч. овцематок — 266582 голов.

Сельскохозяйственные угодия всего – 171956 га. Из общей площади сельхозугодий пашня – 9013 га, сады – 678 га, сенокосы – 8844 га, пастбища – 147757 га. На территории района организована добыча пиленого строительного камня – известняка. Функционируют 14 карьеров. Трудовой деятельностью, приносящей заработок, занято 21708 граждан. Население, не занятое в экономике, составляет 6459 человек.Нуждаются в трудоустройстве 2427 чел. В районе функционируют: 30 средних общеобразовательных школ; 2 лицея; 1 гимназия; 12 основных общеобразовательных школ; 14 начальных общеобразовательных школ; 1 вечерняя общеобразовательная школа; 6 дошкольных образовательных учреждений (детские сады); 1 ДЮСШ; 1 Дом детского творчества;

В районе функционирует: — центральная районная больница с количеством коек 175; — Поликлиника на 200 посещений; — Одна участковая больница с количеством коек 10; — 5 врачебных амбулаторий; — 10 фельдшерско-акушерских пунктов и 32 фельдшерский пункт; В медицинских учреждениях врачами работают 86 человека. Средний медицинский персонал составляет 295 человек. Культурно-массовую работу проводят 43 библиотеки и 39 клубных учреждений. В них работают 193 человек. Из них 10 имеют почетное звание «Заслуженный работник культуры Республики Дагестан». Протяженность автомобильных дорог района — 240,7 км., из них асфальтировано 49,3 км. Общая протяженность линий электропередач мощностью 10 кВ. составляет 248 км., мощностью 0,4 кВ.-308 км. 23 населенных пункта района обеспечен природным газом. В районе ежегодно регистрируются до 400 браков и более 900 рождений. Инвестиционную привлекательность района составляют более 400 га лесов, в основном сосновой и березовой породы, входящие в Гослесфонд, пригодные для строительства объектов отдыха и оздоровления людей. На территории МО «село Гапшима» имеется серо-водородный источник, который возможно использовать для профилактики и исцеления моче-каменных болезней, болезней суставов. В районе имеются неограниченные возможности добычи и обработки дикого горного камня высокой прочности. Хранение и переработка продукции сельского хозяйства также может быть объектом инвестиций.

История

Акуша – административный центр Акушинского района. Расположен на берегу притока Казикумухского Койсу – реки Акушинки. Высота над уровнем моря – около 2000 м. Аул состоит из 6 частей (кварталов): Дайша, Дайша, Хъарша, Хьарша, Панжа и Семга. Археологические памятники показывают, что окрестности Акуша были заселены людьми еще в каменном веке. Наиболее ранние письменные сведения об Акуша относятся к VI в. н. э. Они имеются в работах местных авторов, написанных на основе персидских, арабских, русских и других источников и местных исторических хроник, не сохранившихся до наших дней.

Предположительно Акуша тогда входил в состав политического образования, куда также входили верхнедаргинцы, лакцы и часть аварцев. Согласно преданию, исповедовали жители Акуша христианство григорианского толка, сами акушинцы считали, что они по происхождению армяне. В VII—VIII вв. сюда пришли арабы, но ислам утвердился здесь гораздо позже, хотя и приняли его акушинцы раньше усишинцев, мугинцев и мекегинцев. Акушинцы, входили в VIII в. в состав государственного образования Шандан. Несмотря на все попытки арабов распространить среди жителей Шандана ислам, им это не удалось. Арабские источники прямо указывают, что «среди племен неверных в пограничной области (сагр) ал-Баба злейшим (врагом) мусульман был народ Шандана». Следовательно, акушинцы в IX-XI вв. еще не были мусульманами. В середине XI в. Шандан распался под ударами мусульманского Дербента и его союзников. С этого времени и вплоть до XV в. об Акуше нет никаких письменных сведений. Согласно преданиям, после распада Шандана верхнедаргинцы попали в зависимость от хунзахского нуцала, которому стали платить дань зерном и скотом. Это обстоятельство послужило главной причиной объединения их и образования военно-политического союза во главе с бутринским правителем (талхъаном), куда вошла и Акуша, выступившая одним из инициаторов объединения и отказа от дани. Когда сборщики дани получили отказ, они вернулись к нуцалу, последний собрал войско и пошел на даргинцев. Недалеко от селения Цудахар, у местности Сията, произошла вооруженная схватка, в которой нуцал потерпел поражение и затем ушел к себе. С тех пор даргинцы освободились от дани, они решили постоянно быть вместе и отстаивать свою независимость. Так было положено начало одному из сильных политических образований Дагестана, во главе которого впоследствии стало селение Акуша, под названием Акуша-Дарго. Но до этого еще некоторое время во главе верхнедаргинцев стояло селение Бутри, а потом главенство перешло к селению Усиша и только после похода Тимура в 1396 г. в Усиша («Ушкудже» - по источникам того времени), когда она была разорена и разрушена завоевателями, главенство в союзе верхнедаргинских обществ переходит к Акуше. Но Акуша он не разорил, а наоборот, возвысил, подчинив акушинскому кадию все верхнедаргинские общества. После похода Тимура в Верхнее Дарго, видимо, была построена главная акушинская мечеть, которая, по словам М.М.Ковалевского, являлась «одной из древнейших в Дагестане». Она была построена на изолированной вершине горы, называемой «Хала мижит».

Занимая самое высокое место, мечеть как бы олицетворяла величие мусульманской религии. В то же время она была труднодоступным зданием для внешних врагов, хорошим оборонительным сооружением, так как представляла собой большое трехэтажное здание. Первый этаж – крепость с бойницами. Он был предназначен для укрытия во время нападения стариков, женщин и детей и борьбы с внешними врагами. На втором этаже учились и жили мутаалимы. Третий этаж был предназначен для молитвы. Как рассказывают, чтобы ходить вниз за водой незамеченным, от мечети до реки Акушинки был построен подземный ход, а вокруг самой мечети вырыли глубокий ров.

Акуша практически была центром подготовки арабистов для сел Верхней Даргинии, Сюрга, да и других народов Дагестана. В результате во многих селах Акуша-Дарго уже в XVI-XVIII вв. были свои знатоки арабского языка, переписывавшие арабские книги, о чем сохранились арабоязычные записи в переписанных ими рукописях. Переписка книг, арабоязычные записи, эпиграфические памятники являются свидетельством распространения в Акуше, как и в других селах Верхней Даргинии, арабоязычной грамотности, арабской письменности.

В конце XVIII в. роль Акуши в политической жизни Дагестана еще больше усиливается. Акушинцы активно участвуют во всех политических событиях Дагестана. К акушинскому кадию обращаются за помощью и советом по различным вопросам феодальные владетели и сельские общества. Все это время и вплоть до первой четверти XIX в. Акуша выступала против политики России в Дагестане.

В ХVII-ХVIII вв. Акуша был уже довольно большим аулом, разделенным на кварталы. Многолюдность Акуша давала возможность акушинцам выставлять большое войско и играть важную роль в политической жизни Дагестана.

В период третьего похода Надир-шаха на Дагестан акушинцы активно участвовали в его разгроме в Андалале.

В 1813 г. в результате подписания с Россией и Персией Гюлистанского мирного договора Дагестан официально был присоединен к России. После этого начинается активизация колониальной политики России в Дагестане. Сторонником России практически оставался только шамхал Тарковский. В 1818 г. владетели Аварии, Кайтага, Мехтулы, Казикумуха, к которым «пристала Табасарань», решили напасть на шамхальство Тарковское.

Ермолов начал борьбу с мятежниками. Сначала Мадатов, поставленный им во главе экспедиционного отряда, усмирил Табасаран, затем покорил Кайтаг и отстранил от власти уцмия Адиль-хана, который бежал в Акушу, а затем укрылся в Аварии.

Теперь очередь была за Акуша-Дарго, состоявшем из пяти союзов сельских общин (Акушинского, Усишинского, Мекегинского, Мугинского и Цудахарского), и его столицей Акуша.

В такой обстановке дагестанские владетели решили объединиться в союз, противостоять проникновению Ермолова в горы и строительству здесь опорных пунктов, какие он поставил в Чечне и на Кумыкской плоскости. Во главе движения стояли «гордые акушинцы» и «акушинская земля должна была сделаться ареной кровавого столкновения». Акушинский кадий принял на себя главное руководство, ему помогали аварский хан, уцмий, Сурхай-хан II Казикумухский, Шихали-хан Дербентский, располагавший значительными суммами, полученными из Персии.

Акуша-Дарго в это время на самом деле было наиболее сильной и активной политической единицей в Дагестане.

Дагестанские владетели, объединившись в союз, отстояли общую независимость, восстановили весь политический строй Дагестана в том виде, в каком он существовал до появления русских, освободили все владения, занятые русскими войсками.

Первым населенным пунктом, взятым русскими, было селение Урма. Затем начались переговоры со старшинами акушинцев, которые вели себя дерзко и не соглашались на условия Ермолова. Мадатов занял Леваши. Переночевав здесь, русские войска двинулись вперед и 21 декабря заняли безлюдную Акушу, «город был пуст». Жители его бежали в соседние горы.

Когда везде воцарился порядок, акушинцы и собранные «главнейшие из старшин всех селений даргинского общества» были приведены к присяге русскому императору. В приказе по корпусу Ермолов говорил: «Труды ваши проложили нам путь в середину акушинского народа, воинственного и сильнейшего в Дагестане». Ермолов назначил главным кадием бывшего в этом звании до этого старца Зухума, сняв Магомед-кадия, от почетных старшин были взяты 24 аманата, наложена дань в 2000 баранов, и русские войска 24 декабря покинули Акушу.

Акуша-Дарго сохранило прежний образ управления на основе местных обычаев. Во главе союза по-прежнему оставался акушинский кадий, власть которого была наследственна в кадиевском тухуме.

Все время вплоть до присоединения к движению горцев во главе с Шамилем и даже позже Акуша со своим наследственным кадием являлась одним из самых значимых политических структур Дагестана. Акушинский кадий и в этот период пользовался огромным авторитетом и влиянием на других правителей Дагестана.

Авторитет и влияние акушинского кадия в Дагестане делали его власть в Акуша-Дарго еще сильнее, а столицу федерации – аул Акуша - одним из политических центров Дагестана. Таким практически оставалось селение Акуша и после присоединения Дагестана к России, и в годы гражданской войны, и в период Советской власти.

Категория: История
05.03.2023 00:45


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!