Обо мне
Развитие творческого потенциала учителя физики.
Т. Н. Кобычева, учитель физики Козьминской
школы, руководитель РМО учителей физики
"Меняй себя ради самого себя!"
Я - учитель, а что это значит? Учитель – это Устремлённый Человек к Истине, Творящий Единство и Любовь. В русском языке есть старое доброе слово – подвижник. В нём слышится сочетание двух важных значений: «движение» и «подвиг». Эти значения, как мне кажется, точно и полно выражают истинную суть учительского труда. Учитель оставляет после себя невидимый, на первый взгляд, след, но как, же он важен!
Профессия учителя - это нелегкий каждодневный труд и без творчества он не принесёт желаемых плодов в работе учителя. Мастерство - то великое чудо, которое рождается мгновенно, когда педагог во что бы то ни стало должен найти оригинальное решение, обнаружить педагогический дар, веру в бесконечные возможности человеческого духа! Творчество учителя - конечно реальность, это одно целое, которое помогает в работе, увлекает детей, разнообразит учебный процесс. Вечное движение вперёд, каждодневный подвиг – воспитывай, обучай. Учитель – он и есть самый настоящий подвижник.
Чтобы учить других, учитель обязан постоянно сам учиться, и главная форма его учения - самообразование. Учитель не должен останавливается на достигнутом. Постоянный поиск новых форм и методов обучения заставляет двигаться вперед, к новым вершинам педагогического мастерства. Ведь только творческий учитель может заразить своей верой и талантом учеников. Уча других, мы учимся сами. Я счастлива, потому что у меня и моих учеников есть возможность вновь и вновь познавать этот необыкновенный мир физики. Сделать предмет понятным и интересным – основное направление моей деятельности. Давайте будем интересны себе, тогда мы станем интересными для других людей. Это доказывают наши дети, глаза которых загораются при выполнении какого-либо дела.
Каким образом учитель должен развивать свой творческий потенциал. В – первую очередь, самообразование и занятия на курсах повышения квалификации. На курсах можно познакомиться с новейшими методиками, посмотреть уроки, познакомиться с системой работы других учебных заведений. А наиболее важным, как я считаю, является участие в работе районного методического объединения (РМО). Именно здесь учителя могут задать вопросы коллегам, поделиться опытом. РМО учителей физики руководителем, которого многие годы я являюсь, возобновило традицию: развитие творческого потенциала учителя и ученика. За эти годы мы посетили не мало открытых уроков, цель, которых поделиться опытом проведения уроков физики. Я приглашала коллег на внеклассное мероприятие «Волшебный мир физики в проектах» для 7-11 классов в 2010 году, на урок физики в 7 классе «Силы в механике» в декабре 2013 году. В последнее время все шире используется проведение мастер-классов. В рамках РМО для учителей физики я провела мастер – класс «Формула успеха 5Ф» в ноябре 2011 года, мастер – класс «Модульное обучение» в 2014. С 2010 года я большое внимание в своей работе уделяю проектной технологии, являющейся основой системно-деятельностного подхода. Делилась опытом работы на РМО по теме в 2010 году – «Проектная работа в обучении физики», «Проектная деятельность в рамках ФГОС» 12 февраля 2015 года. Я призываю всех учителей активнее участвовать в таких формах обмена опытом и не бояться приглашать к себе в школу.
Очень эффективная форма повышения творческого потенциала - очные конкурсы. Участники конкурсов ставятся в такие условия, когда надо готовить проводить мастер - классы, писать эссе, читать лекцию… Мало того, весь опыт работы переосмыслить и представить систему работы. Я участвовала в районном заочном конкурсе «Педагог педагогу» и стала победителем в номинации «Мой лучший урок» в 2016 году, в региональном заочном конкурсе «Экология. Образование. Культура» в 2016 году и всероссийской интернет выставке «Мой план конспект открытого урока», став лауреатом в 2016 году за предоставленный конспект урока «Хочу всё знать». Кому довелось пережить эти мгновенья, тот с полной ответственностью может заявить – Все это было не зря! Это знакомство с новыми людьми, это обмен опытом, это подтверждение того, что ты на верном пути, масса впечатлений.
Участие в региональных и муниципальных конференциях позволяет также в полной мере представить творческий потенциал учителя. Я выступила на районной конференции по теме «Развитие личности ученика в рамках деятельностного подхода в обучении физике» в 2010 году, на научно-практической конференции «Организация и совершенствование образовательного процесса в условиях перехода на новые стандарты» (межрайонной уровень) в Ильино- Подомском в 2013году выступление по теме «Формирование нового поколения в условиях реализации стандартов нового поколения», на педагогических чтениях в Коряжме в 2016 году по теме «Проектная деятельность и формирование УУД в преподавании физики», на курсах повышения квалификации провела мастер – класса по теме «Требования к уроку ФГОС и анализ урока по ФГОС». Материалы выступления вошли в сборники этих конференций.
В феврале 2010 я была награждена медалью «За вклад в развитие образования», которая является высшей общественной наградой Российской Федерации за достижения в области организации и совершенствования учебной, методической и воспитательной работы, в области образования. За плодотворную деятельность по воспитанию и обучению подрастающего поколения и активное участие в конкурсах педагогического мастерства моё имя занесено в энциклопедию «Одарённые дети – будущее России», выпускаемой Министерством образования науки РФ, Федеральным агентством по образованию, Аппаратом правительства РФ. За что хочется поблагодарить методиста ИМЦ Ленского района Марину Васильевну, за поддержку и распространение опыта моей работы. Порой я задаю себе вопрос, почему принимаю активное участие в конкурсах, в работе РМО. Совершенствовать своё педагогическое мастерство меня, в немалой степени, подталкивает то, что я являюсь руководителем РМО учителей физики. А это ко многому обязывает, так рядом со мной работают настоящие профессионалы своего дела, творческие увлечённые люди, мои друзья – коллеги.
Сегодня изменилась технология работы РМО, в ее основе стала самостоятельная работа над методической темой в сочетании с групповой деятельностью. Большинство заседаний проводятся в форме уроков, мастер-классов, микросеминаров, фестивалей. Самым продуктивным способом совершенствования професианального уровня считаю живой диалог и посещение уроков коллег, участие в фестивале «мир физики в проектах» - у каждого из нас можно многому научиться! "Творчество расцветает, когда питается мыслями других людей" Джордан Айян.
Желание работать над собой и способность творить - самое главное в нашей профессии. Но без желания учителя работать над собой, без желания творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования самосовершенствование невозможно. Древнеиндийский афоризм гласит: "Дело стоит рядом со стоящим, идет за идущим, творит с творящим. Оно следует за нами подобно тени".
В 2010 году на РМО в Козьминской школе было принято решение объединиться в творческую группу учителей физики, которая будет заниматься организацией и проведением районного фестиваля проектов. Как назвать группы – думали, гадали, а потом все согласились с предложением коллеги– «Проводники». В этом названии заложен глубокий смысл – мы учителя помогаем ребенку освоиться в мире, т.е. действительно являемся проводниками. Существующее сегодня название фестивалю «Мир физики в проектах» предложила методист ОО. С 2011 года ежегодно проходит районный фестиваль «Мир физики в проектах». Надеюсь, что наш фестиваль дальше будет жить, т.к. проект – требование ФГОС. Так же рассчитываю на поддержку коллег, т.к. только благодаря нашему творчеству и трудолюбию, мы сможем реализовать наш учительский проект «От проекта к фестивалю проектов».
В заключение хотелось бы сказать, что только счастливый учитель может подарить своему ученику несколько лет ученического счастья. Только добрый учитель может посеять зерна доброты в душах своих учеников. Только творческий саморазвивающийся учитель может быть образцом и стимулом для творческого саморазвития своих учеников. Поэтому надо быть тем учителем, которого ждут наши ученики, а помогает этому – активное участие в работе РМО учителей физики.