СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Место работы

МБОУ "Кузкеевская СОШ" Тукаевского района

Обо мне

Критерий 1: Наличие собственной методической разработки по преподаваемому предмету, имеющей положительное заключение по итогам апробации в профессиональном сообществе.

Я,  Валиева Лилия Музафаровна,  работаю в  МБОУ  «Кузкеевская СОШ» учителем  русского языка и литературы, образование высшее, педагогический стаж 25  лет. В  данной  школе - 18  лет. Имею высшую квалификационную категорию. В совершенстве  владею  методикой  преподавания в средних и старших классах, умело организую учебный процесс, что способствует развитию личностных качеств и творческого потенциала учащихся. Высокий уровень профессионализма позволяет мне добиваться высоких результатов. За время работы накопила большой педагогический опыт, выработала свои приёмы и методы работы, в основе которых лежит формирование учебной самостоятельности, развитие познавательной активности учащихся. Научность и доступность учебного материала, дифференциация и индивидуализация обучения, плотность уроков способствуют более эффективному усвоению знаний, умений и навыков детей. Мои  ученики умеют ясно  выражать  свои  мысли,  делать  выводы, обобщать,  оценивать  свою  работу  и  работу друг друга, познавать себя, преодолевать трудности, имеют способность к самовыражению.  Реализуя современные образовательные процессы в обучении, используя классические и современные технологии обучения, я провожу целенаправленную работу по повышению качества знаний. Учитывая современные тенденции в образовании, огромное внимание уделяю практической направленности обучения, использую при этом современные интерактивные технологии и умело пользуюсь своим банком данных практических и лабораторных работ, опытов в электронной версии (компьютерные симуляции).

   Основные  направления моей деятельности по совершенствованию общеобразовательного процесса следующие:

  • Организация непрерывного образования в области содержания образования, использования новых информационных технологий в преподавании.
  • Обобщение педагогического опыта, опытно-экспериментальная деятельность.                                                                                                                                                                                                                               
  • Мониторинг качества преподавания. Активизация познавательной деятельности учащихся.
  • Диагностическо-прогностическая деятельность, способствующая созданию научной базы знаний у учащихся выпускных классов для успешного поступле­ния в вузы по избранной специальности.
  • Формирование речевой коммуникативной культуры школьников.
  • Продолжение опыта дифференцированной работы с учащимися на уроках русского языка.
  • Рразвитие межпредметных связей на уроках.

1.1.

В своей педагогической деятельности стараюсь использовать эффективные средства обучения и методы обучения, которые, не подменяя учебник, давали бы возможность максимально учитывать индивидуальные особенности обучаемых.

Для проявления свободного проявления творческой активности учащегося наиболее востребованными сегодня являются те дидактические средства, которые предусматривают творческую деятельность ребёнка и обеспечивают дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса.  Так, словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед учениками проблемы, указать пути их решения, они способствуют развитию абстрактного мышления школьников. Однако одностороннее использование словесных методов затрудняет усвоение материала, особенно детям с наглядно-образной моторной памятью, с наглядно-образным типом мышления. Эти методы недостаточны и для формирования умений и навыков обучаемых. Наглядные методы повышают эффективность обучения, пробуждают интерес к учению, повышают работоспособность обучаемых. Тема моей инновационной и экспериментальной деятельности «Инновационные решения в преподавании отдельных предметов» (приложение 1.1.1).

Предмет исследования: использование дидактических карточек как средство повышения качества обучения на уроках русского языка в 5-9 классах.

Цель работы: изучить использование дидактических карточек как средства,  обеспечивающие дифференциацию и индивидуализацию обучения русскому языку в национальной школе для свободного проявления творческой активности учащихся; показать систему работы с раздаточным изобразительным материалом.

Задачи:

  1. изучить сущность и теорию дидактических карточек;
  2. изучить и экспериментально выявить использование дидактических карточек как средства повышения качества образования  русскому языку в 5-9 классах национальной школы;
  3. рассмотреть виды дидактических материалов и определить принцип их систематизации;
  4. подобрать, изучить и систематизировать дидактический материал с учётом выбранного принципа;

Как правило, обычно на уроках наглядность сводится к применению схем и таблиц, которые предъявляют теоретический материал в структурированном виде, что облегчает понимание сути изучаемых явлений, но не даёт возможности ученику самому добывать знания. Явно недооцениваются рисунки, фотографии, фотоколлажи, сюжетные картинки. А ведь такого рода рисунки и фотографии позволяют сформировать грамматико-правописные и коммуникативные умения и навыки в их ограниченном единстве, развивать творческие способности, воображение, внимание, память, а также умение соотносить определенную речевую проблему с конкретными вопросами учебного характера;  совершенствуют навыки самоанализа, самооценки, учебной рефлексии.  Восполнить образовавшийся дефицит в использовании наглядности на уроках помогает мне учебно-методический комплекс под редакцией С.И.Львовой, в котором представлены разнообразные виды иллюстративного материала, расширяющего возможности употребления современных средств наглядности. Раздаточный иллюстративный материал как очень простое и гибкое в употреблении средство помогает также формировать такие умения и навыки у школьников, которые предусмотрены общеобразовательным стандартом второго поколения, активизирует познавательную деятельность учащихся, их самостоятельную работу, помогает чередовать виды учебной деятельности, воспитывать культуру общения, нестандартно формулировать домашнее задание. Работа живой наглядностью создаёт условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением.

Поиск и поддержка талантливых и одарённых детей – одно из  направлений  моей педагогической деятельности. Для меня очень важно вовремя разглядеть и раскрыть одарённость ребёнка,  активизировать познавательный интерес и подвести учащихся к  достижению высоких результатов в учебе. Я знаю, что можно научить ребёнка побеждать, если у него хорошо развита логика, цепкая память,  он имеет более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности, имеет доминирующую,  активную, познавательную потребность, испытывает радость от умственного труда. Именно поэтому актуальным для меня становится проведение внеклассной работы по русскому языку и литературе, где предметные олимпиады для школьников играют важную роль (в течение 5 лет являюсь руководителем кружка «Грамотей»).  Ценность такой формы внеклассной работы, как олимпиада, заключается не только в выявлении одаренных учеников, но и в формировании устойчивого интереса школьников к изучаемому предмету, положительной мотивации учения.

 Для того чтобы подготовить школьника к участию в олимпиадах, нужен системный подход. В 2015/2016 учебном году была участником Республиканского обучающего семинара «Организационно-педагогические условия подготовки учащихся к олимпиадам». Мною разработаны методические рекомендации для организации работы по подготовке учащихся к олимпиадам по русскому язык для 5-8 классов.

Задачами предлагаемого курса являются следующие:

  • приобщение школьников к знаниям по широкому спектру вопросов, связанных с современным русским языком и историей его формирования;
  • выработка навыков решения олимпиадных заданий, преимущественно исследовательского и комбинированного характера.

В основу предлагаемого курса положен принцип спиралевидного развития: к одной и той же теме с учениками обращаемся несколько раз, и каждый раз на новом уровне сложности и глубины проработки того или иного вопроса. Представляется, что такой подход удобен для работы и с учащимися младших классов, и со старшеклассниками. Определенная часть работы осуществляется на уроках русского языка: практикум по лексикографии, решение эвристических задач, выполнение творческих заданий. Со словарями разных типов работаем систематически, из урока в урок. Центром таких занятий остается решение лингвистических, эвристических задач разных уровней сложности, выходящих за пределы школьной программы. В ряде случаев уместны корректирование и редактирование текста, который содержит опечатки. Подобные упражнения обеспечивают концентрацию внимания, а также самопроверку – при непременном контроле со стороны учителя: факт исправления в любом случае подлежит аргументации. Внимание активизируется творческим заданием, предполагающим обоюдную готовность учителя и ученика к нестандартным творческим решениям. Использую, в частности, тематические и проблемные мини-курсы, «мозговые штурмы» во всех вариантах: ролевые тренинги, развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно-практической работы или творческих зачетов. Такая подготовка к олимпиаде по русскому языку позволяет сформировать у учащихся навыки самостоятельного мышления и аналитической деятельности, что в свою очередь является залогом всестороннего развития личности. Сегодня можно констатировать тот факт, что система моей работы способствует достижению учащимися высоких учебных результатов. Я не ставлю себе цель обязательного решения всех проблем сразу, а концентрируюсь на своих действиях, и наблюдаю за детьми, обдумываю, где я ошиблась, не проявила должного внимания или настойчивости, а затем сравниваю и анализирую как свои действия, так и действия обучающихся. Поэтому с точки зрения достижения поставленных целей отмечу устойчивый интерес обучающихся к предметам русский язык и литература, понимание ими необходимости формирования определённых образовательных компетенций, включающих систему знаний, умений и навыков для полноценного использования их в своей жизни.

Наличие собственной методической системы в банках данных разного уровня:

Наименование работы

год

Где опубликован

уровень

Статья «Обеспечение дифференциации и индивидуализации учебного процесса с помощью наглядности в общеобразовательной школе»

2014

Сборник. Современное образовательное пространство: пути модернизации: материалы VII Международной научно-практической конференции/ М.В.Волкова – Чебоксары: НИИ педагогики и психологии – 84 стр.(приложение 1.1.2)

международный

Программа по подготовке к олимпиадам по русскому языку для 5-8 классов.

2015

Образовательные проекты: подготовка к олимпиадам по русскому языку и литературе/Т.О.Скиргайло, Г.Х.Ахбарова. – Казань: ИРО РТ – 491 стр.(приложение 1.1.3)

республиканский

Доклад по теме «Обеспечение дифференциации и индивидуализации учебного процесса с помощью наглядности в общеобразовательной школе»

2014

VII Международная заочная научно-практическая конференция «Современное образовательное пространство: пути модернизации» (приложение 1.1.4)

международный

1.2. Проводимая работа по распространению собственного педагогического опыта в форме мастер-классов, семинаров. 

Учебный год

Уровень распространения

Наименование мероприятия

Форма участия

2015

региональный

Семинар учителей русского языка и литературы «Структура урока, методы и приёмы по ФГОС в начальной и общеобразовательной школе» (приложение 1.2.1.)

Мастер-класс по теме «Обеспечение дифференциации и индивидуализации учебного процесса с помощью наглядности в общеобразовательной школе»

2015

муниципальный

Семинар учителей русского языка и литературы «Реализация требований ФГОС ООО по формированию информационно-образовательной среды на уроках русского языка» (приложение 1.2.2).

Мастер-класс по теме «Методика подготовки школьников к олимпиадам»

2013

муниципальный

Семинар учителей русского языка «Инновационные технологии, обеспечивающие языковую подготовку выпускников школы» (приложение 1.2.3)

Мастер-класс  по теме «Как определить и сформулировать проблему исходного текста?» (подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе).

 

1.2.Наличие последователей, работающих по моей методической системе.

Более 5 лет я руководитель школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла. Одна из главных задач руководителя методического объединения – повысить профессиональную компетентность педагогов и учащихся (приложение 1.3.1). Как учитель–наставник приглашаю молодых учителей на свои уроки и сама посещаю их уроки с целью оказания им методической помощи. Мною разработан план мероприятий, направленных  на улучшение результативности участия школьников  в муниципальной и республиканской олимпиадах по учебным предметам гуманитарного цикла школы (приложение 1.3.2). В 2015/2016 учебном году учителя гуманитарного цикла подготовили 3 победителей и 22 призёра муниципального этапа предметных олимпиад, 3 призёров республиканского этапа предметных олимпиад. МО учителей гуманитарного цикла за активное участие в мероприятиях филологического цикла в 2012-2013 учебном году награждено Грамотой отдела образования исполнительного комитета Тукаевского муниципального района РТ (приложение 1.3.3.).

Критерий 2: Высокие результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике за последние три года

Какими бы совершенными ни были оценки качества результата образовательного процесса, на мой взгляд, они не дают прямой информации о том, каким образом можно это качество повышать. Ведь влиять на качество результата – значит изменять что-либо в самом процессе, который приводит к данному результату. Причём качество образования не является статичной переменной – оно может повышаться или понижаться в зависимости от происходящих изменений, неподконтрольных педагогическим измерениям. Поэтому в своей работе я выделяю несколько путей, позволяющих в какой-то мере отследить качество образовательного процесса. Прежде всего, проведение и анализ контрольных срезов. Входной срез провожу в начале учебного года. Его цель – определить уровень знаний обучающихся в начале цикла обучения, разработать схемы действий  для преодоления затруднений в обучении. Анализ результатов входного среза даёт возможность выбрать адекватную методику обучения; сформировать мотивацию обучающихся; назначить дополнительные занятия для неуспевающих. Промежуточный срез позволяет оценить успешность продвижения обучающихся в изучении предмета, подвести промежуточные итоги обучения, оценить удачность выбора методики обучения, корректировать учебный процесс, выбранные подходы и методы обучения. Итоговый срез позволяет не только подвести итоги завершающегося года обучения, но и сделать анализ результатов обучения, оценить качество освоения обучающимися предмета, оценить выполнение учебной программы. Также в процессе обучения провожу проверочные и самостоятельные работы, зачёты, тестирования, участвую в региональном тестировании с получением независимой оценки знаний, умений и навыков обучающихся. Провожу мониторинг успеваемости и качества обученности русскому языку и литературе.. Так за межаттестационный период мои ученики активно принимали участие в школьных олимпиадах разного уровня, конференциях, конкурсах и фестивалях. Это способствует развитию коммуникативности, уважительного отношения к окружающим, к иной точке зрения, приучает творчески решать поставленные задачи и проблемы, понимать их смысл и отвечать за результаты своей работы.                                                                       

  За последнее время по предмету русский язык и литература неуспевающих нет. Качество знаний остается стабильным. Обучающиеся имеют прочные знания по предмету. Этому способствует применение как классических традиционных, так и современных образовательных технологий. Особое внимание уделяется развитию аналитического мышления, расширению научного мировоззрения, развитию творческих способностей обучающихся, умению логически мыслить, анализировать, обобщать полученные знания и применять в практической деятельности.

2.1. Динамика успеваемости и качества знаний учащихся

за последние три года по русскому языку.

(приложение 2.1.1).

 

Предмет

Учебные годы

Учебные годы

2013

2014

2014 2015

2015 2016

2013 2014

2014 2015

2015 2016

 

успеваемость

Качество знаний, %

Русский язык

100

100

100

64,7

67,2

69,1

 

  Мои ученики демонстрируют прочные знания теоретических и практических основ предмета; показывают хорошие результаты по итогам срезов, проверочных работ, экзаменов.

   (приложение 2.1.2)  

Учебный год

Класс

Количество учащихся

Качества выполнения теста учащимися

оценка

   

 

   

2014/2015 (регинальное тестирование)

8

             5             

75

4,2

 

11

5

100%

4,6

2014/2015

6

10

70%

4

 

9

5

60%

4

 

8

8

60%

3,7

 

5

9

74%

4

2015\2016

8

10

68%

3,9

 

10

5

75%

4,3

 

7

10

61%

4

 

Мы положительно относимся к введению ЕГЭ. У школьников из глубинки возросли шансы на поступление в высшие учебные заведения. Многие выпускники сейчас продолжают учёбу в вузах Республики Татарстан на бюджетной основе.   В то же время экзамен выявил слабые места в практической подготовке выпускников по предмету. Это прежде всего практические умения, связанные с созданием собственного речевого высказывания, в котором требуется ясно, последовательно и убедительно выразить свою позицию, точно и уместно используя разнообразные языковые средства. Итоги анализа качества знаний по предмету показали необходимость совершенствования содержания образования по русскому языку в национальной школе. Поэтому мною предпринята замена старых учебников по предмету в старших классах на более новые, усовершенствованные (учебник группы авторов Н.Г.Голцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мищериной).

 

Качество результатов итоговой аттестации выпускников основной школы (приложение 2.1.3)

Учебный год

Предмет

Количество учащихся

Качество

Средняя оценка

2013/2014

русский язык

5

87,1

4,4

2014/2015

русский язык

9

          58

          3,6

Результаты ЕГЭ (приложение 2.1.4)

Учебный год

Предмет

Количество учащихся

Средний балл по школе

Средний балл по РТ

Средний балл по РФ

2012/2013

Русский язык

5

65,2

67,3

63,4

2015/2016

Русский язык

4

74,5

 

 

2015/2016

Литература

1

68

 

 

 

Высокие баллы по ЕГЭ (2.1.5)

Учебный год

Предмет

          ФИО ученика

     балл

2012/2013

Русский язык

Шайхетдинов Халим Фатихович

      84

2015/2016

Русский язык

Мусина Диана Даниловна

93

 

2.2. Рост числа победителей и призёров в предметных олимпиадах школьного и муниципального уровней (приложение 2.2.1)

 

Учебный год

предмет

Количество призёров и победителей школьного этапа

Количество победителей и призёров муниципального этапа

2013/2014

Рус. язык

3

2

 

литература

2

2

2014/2015

Рус. язык

3

2

 

Литература

2

2

2015/2016

Русский язык

4

3

 

Литература для русских школ

1

1

 

Литература для национальных школ

2

2

 

 

2.3. Увеличение количества и повышения качества творческих работ учащихся по предмету

   Организация деятельности, направленной на формирование познавательной самостоятельности, является ведущей на уроках в 8-11 классах. Разнообразны виды творческих работ, предлагаемых учащимся на уроках, причем наблюдается положительная динамика не только количества, но и качества выполняемых учащимися работ (приложение 2.3.1).

 

Учебный год

Вид творческих работ

Количество

творческих работ

результат

уровень

2013/

2014

   

 

 

Конкурс творческих работ, посвященных истории органов прокуратуры России и Зарубежных государств.

6

победитель

Муниципальный

 Авторские работы, посвященные Году культуры.

9

призёр

муниципальный

 

III Республиканская научно-практическая конференция школьников «От школьного проекта к формированию интеллектуальной элиты Республики Татарстан» Исследовательская работа по теме «Заимствованные слова и их роль в нашем языке»

4

I место

Республикан

ский

 

Выступление с исследовательской работой «Слепой музыкант» на XI республиканской научно-практической конференции школьников имени Л.Н.Толстого.

1

участник

Республикан

ский

 

Полуфинал I республиканской игры «Умники и умницы».

1

участник

республиканский

 

Конкурс эссе «Война глазами детей»

10

 

 

2014/

2015

Конкурс сочинений «Моя будущая профессия»

13

2 место

муниципальный

 XIII республиканская научно-практическая конференция школьников им.Л.Н.Толстого.

5

победитель

муниципальный

Конкурс чтецов «Живая классика»

10

участник

Муниципаль

ный

 

Конкурс сочинений – эссе «Война глазами детей».

4

участник

всероссийский

 

VII Региональная научная конференция учащихся

1

участник

региональный

 

Заочная всероссийская предметная олимпиада по русскому языку.

28

Диплоп

I степени

всероссийский

 

 

2015/2016

 

Конкурс чтецов живая классика

 

6

лауреат

 

Муниципаль

ный

 

 

 

XIII республиканские Кирилло-Мефодиевские юношеские научные чтения

3

участник

Республикан

ский

 

 

XIV республиканская научно-практическая конференция школьников им. Л.Н.Толстого

5

участник

Муниципаль

ный

 

 

Заочная всероссийская предметная олимпиада по русскому языку

10

Лучший результат муниципального уровня

всероссийский

 

               

2.4. Общественное признание высоких результатов обучения

   Высокие результаты обучения отмечены премиями, почетными грамотами, наградами, имеющими высокое общественное признание. О наличии такого признания свидетельствуют отзывы коллег, родителей, общественности.

Почётная Грамота МО и Н РТ 2012 г.

За достигнутые успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения и многолетний добросовестный труд (приложение 2.4.1)

Почётная Грамота МО и Н РТ 2012 г., 2015 г..

За подготовку призёра в республиканской олимпиаде школьников по русскому языку (приложение 2.4.2-2.4.3).

Почётная Грамота МО и Н РТ 2016 г.

За подготовку призёров в республиканской олимпиаде школьников по литературе (2.4.4).

Благодарственное письмо отдела образования Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района 2012 г.

За высокие достижения в педагогической деятельности по итогам 2011/2012 года (приложение 2.4.5)

Грамоты отдела образования Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района РТ

За подготовку победителя Республиканского конкурса сочинений о профессиях «Билет в будущее», 2011 г. (приложение 2.4.6).

Грамоты отдела образования Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района РТ

За подготовку ученика, набравшего высокий балл в ЕГЭ  2013 г. (приложение 2.4 .7)

Благодарственное письмо центра всероссийских дистанционных олимпиад «Летописец».

За активное сотрудничество и проведение I Всероссийского конкурса сочинений – эссе «Война глазами детей» на базе МБОУ «Кузкеевская СОШ» Тукаевского муниципального района РТ. 2014 г. (приложение 2.4.8).

Благодарственная Грамота Всероссийского Социального Проекта «Страна Талантов».

За подготовку победителя федерального уровня всероссийской заочной предметной олимпиады по русскому языку (приложение 2.4.9).

Благодарность отдела культуры Тукаевского муниципального района.Республики Татарстан.

За активное участие в культурной жизни района, 2015 г. (приложение 2.4.10).

 

 

 

 

 

 

Критерий 3: Высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету.

     Неотъемлемой частью учебного процесса является внеклассная работа по русскому языку и литературе, проводимая в разнообразных формах. Это кружки, викторины, олимпиады, тематические утренники и вечера, оформление стендов, выпуск бюллетеней, изготовление альбомов, просмотр и обсуждение фильмов, телепередач, различных записей выступлений художников слова, запись на магнитофон самих учащихся с последующим их анализом, компьютерный набор текстов, их редактирование и совершенс<

Моё образование

высшее КГПИ 1990 год учитель русского языка и литературы

Рейтинг

Баллов: рейтинг14430.7 Место: место1882 (Подробнее)

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!