СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Место работы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа №2" города Евпатории Республики Крым

Обо мне

На песчаных пляжах древней Керкинитиды, на узких улочках Гезлёва прошло моё детство. Здесь, в доме, который хранил память о великой поэтессе Анне Ахматовой, была музыкальная школа, в которой я обучалась игре на фортепиано, что сыграло немаловажную роль в формировании моей личности. В уютных классах евпаторийских общеобразовательных учебных заведений №13 и №14 я приобщилась к процессу познания природы. С благодарностью вспоминаю моих учителей биологии: Шуваликову Татьяну Петровну и Гинкул Людмилу Ивановну; их профессионализм и требовательность сделали свой весомый вклад в сложный процесс формирования моего сознания. В жизни каждого человека наступает момент принятия важных решений, которые определяют его дальнейший путь. Вопрос выбора профессии, несомненно, является таковым. В своё время я решила стать педагогом, и ничуть об этом не жалею. Высшее образование я получила в Мелитопольском государственном педагогическом институте, который запомнился мне глубокими увлекательными лекциями, семинарами, практическими и полевыми занятиями. Студенческие годы послужили надёжным фундаментом для дальнейнейшего личностного роста. В родной город я вернулась с дипломом педагога, чтобы учить и воспитывать наше будущее – детей. Педагогический опыт был мизерным, но в сознание прочно впечаталось высказывание корифея педагогической мысли, Константина Дмитриевича Ушинского: «Педагогика не наука, а искусство - самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств». Обучением и воспитанием юных евпаторийцев, наряду с другими учителями школ города, занимаюсь уже более двадцати лет. На протяжении моей учительской деятельности, были разные периоды: первых проб и ошибок; совершенствования педагогического мастерства; многочисленных победителей олимпиад по предмету и призёров творческих конкурсов-защит научно-исследовательских работ МАН «Искатель». Шло время, уходили, вновь приходили в класс учащиеся, менялась и я сама. Но было ли что-то во мне как учителе, оставшееся неизменным и сегодня? Да. Моя увлечённость делом. Я намеренно не сказала предметом, потому что преподавание – лишь часть уникального действа под названием жизнь. Искренне считаю, что полноценна только та личность, интересы которой не ограничены узкими рамками профессии. В творческом наследии Козьмы Пруткова (псевдоним четырёх авторов), есть по этому поводу хорошая мысль: «Специалист подобен флюсу: полнота его одностороння». Моя жизнь полна творческих увлечений, которым я, по возможности, уделяю время: чтение художественной литературы, игра на музыкальных инструментах, поэзия. Всё это позволяет мне быть разносторонней личностью, а значит и хорошим учителем. Известный китайский философ, основатель даосизма, Лао-Цзы так видел тайный импульс к творческому порыву: «Нет ничего более сильного и созидательного, чем пустота, которую люди стремятся заполнить». Целиком и полностью разделяю мнение великого мудреца и не мыслю своей жизни без креатива, а своей педагогической деятельности без ежедневного и целенаправленного приучения детей к радостной плодотворной творческой работе. Вслед за бесспорным гением русской литературы, Федором Михайловичем Достоевским я повторяю: «Творчество есть цельное, органическое свойство человеческой природы. Оно есть необходимая принадлежность человеческого духа...Оно неотделимо от человека и составляет с ним целое». Эту философию я прививаю школьникам. Скука – отражение неспособности к творчеству; она возможна только там, где человек не приучен к радостному процессу реализации своих природных задатков. Специфика предмета преподаваемого мной состоит в рассмотрении живых существ с точки зрения физиологических процессов. Учащиеся прекрасно понимают логику развития живого: рождение, созревание, старение; для них не секрет, что биологическая жизнь конечна. Где же выход из трагизма ситуации? Ответ прост – знакомить детей с уникальной способностью творчества – дарить духовное бессмертие. Чтобы учащийся стал творческой личностью, необходима серьёзная подготовительная работа. Прежде всего необходимо научить ребёнка учиться, то есть развивать внимание, память, мышление, но более всего – самостоятельнность! Правильная постановка вопросов, поиск необходимой информации и чётких формулировок ответов – тяжёлый, но вместе с тем необходимый совместный труд учителя и учащегося. Приходя на урок, я приношу задания требующие приложения умственных и душевных усилий. Любой человек, а ребёнок несомненно имеет полное право так называться, ценит свои личные находки и достижения неизмеримо выше любых готовых сведений. Когда ребенку понятно, он издаст радостный вопль "А-а-а, понятно!" и это звучит не менее восторженно, чем Архимедоское «Эврика!» Мной, как и многими другими учителями Евпаторийской общеобразовательной школы I-III ступеней №2 Евпаторийского городского совета Республики Крым за последние 20 лет опробовано множество инновационных технологий: личностно-ориентированные, информационно-компьютерные, тренинговые, проектные. Основными направлением в современной педагогике является разработка концепций и стратегий развития образования и образовательных учреждений. Этот путь был успешно пройден коллективом нашего учебного заведения, которое четыре полных года носило статус экспериментальной площадки. Мной в соавторстве с активной группой школы была разработана и успешно внедрена концепция «Школа как центр воспитания толерантности на основе традиций и культурного наследия народов населяющих Крым». Каждая из методик имеет свои плюсы и минусы, но преодолевая сомнения и внутреннюю инертность необходимо творить и дерзать самому, увлекать за собой ученический и преподавательский коллективы. Состоявшийся учитель не просто урокодатель, но, наряду с родителями, «улицей», СМИ – воспитатель человеческой души; именно поэтому он просто обязан быть хорошим психологом, понимать возрастные особенности высшей нервной деятельности ребёнка, использовать эти знания для достижения наилучших результатов. Известный детский психолог, учёный советского периода, Алексей Николаевич Леонтьев критически относился к взглядам современников, которые пытались объяснить человеческое поведение с помощью врожденных потребностей или влечений, подобных сексу или голоду. «...Личность не может развиваться в рамках потребления, ее развитие необходимо предполагает смещение потребностей на созидание, которое одно не знает границ» – писал он. Однако следует помнить, что базу личности закладывает вовсе не школа, а родители. Именно они формируют из младенца сознание которого tabula rasa личность, предрасположенную к тем или иным поступкам. Мотивы поведения человека определяются потребностями, которые будучи сосредоточены исключительно в материальной сфере никогда не позволят человеку стать гением. Известный всему миру учёный Томас Эдисон, изобретатель щелочного аккумулятора и электрического счётчика, признавал: «Гений – это один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота». Современное общество возвело вещизм в культ, тем самым перевернув с ног на голову концепцию воспитания детей. Многие родители, полагая что главная их функция одеть и накормить, забывают о главной потребности ребёнка – во внимании и общении со взрослыми. Новозеландский практикующий психолог с шестнадцатилетним стажем, признанный эксперт по «безнадежным» случаям и одновременно успешный отец двух сыновей, Найджел Латта, утверждает: «Дети – это пираньи, требующие внимания, и они жадно пожирают его». Ребёнок не получивший внимания дома, от тех, кто по определению обязан этой драгоценной духовной пищей делиться, не станет стоически терпеть ущерб. Типичное поведение детей лишённых родительского внимания – нарушение дисциплины, с целью то самое недостающее внимание привлечь, поэтому важной стороной своей педагогической деятельности считаю работу с родителями. Большинство людей, даже выйдя из возраста юношеского максимализма, продолжают придерживаться мнения, что всё в мире разделено только на «чёрное» и «белое». Согласно этой позиции одни воспитывают детей эгоистами (большинство), а другие (немногие) – альтруистами. Однако, у современного психолога и философа Авессалома Подводного есть мудрый афоризм, с которым необходимо знакомить родителей:«Эгоисты и альтруисты равно заблуждаются, ибо целью человека является служение мировой гармонии». Ещё одна распространённая ошибка в отношении ребёнка – оценивать его знания в данный момент, сравнивая их уровень с уровенм знаний других детей, а не индивидуальный рост знаний ребёнка. Весьма критически следует относиться к различного рода тестам на интеллектуальность, распространенным на Западе. Концепция врожденного интеллекта и врожденных, неизменных человеческих потребностей была чужда многим всемирно известным представителям советской школы психологии и педагогики, напротив, подчеркивалась возможность трансформации этих потребностей в известных условиях социального окружения. Опираясь в своей работе на данную концепцию, предпочитаю не навешивать ярлыков на учащихся, даю возможность исправить ситуацию с оценками, провожу дополнительные занятия с неуспевающими. Одна из важнейших задач современной педагогики – научить человека мыслить. Но на этом пути есть и множество подводных камней. Ребёнка необходимо учить не просто мышлению, а, прежде всего, его культуре. Научить ребёнка позитивному, конструктивному мышлению – архиважная задача, трудный, но единственно правильный путь. Учащийся должен верить в успех, поэтому я часто повторяю афоризм Марка Твена: «Избегайте тех, кто старается подорвать вашу веру в себя». Выпускник обладающий культурой мышления, верой в свои творческие силы и возможности, и есть тот самый идеал, к созиданию которого стремиться каждый неравнодушный учитель. Однажды я прочитала фразу английского естествоиспытателя и моралиста Джона Леббока: «Для успеха в жизни умение обращаться с людьми гораздо важнее обладания талантом». Одним из современных психологов, П.С. Тарановым, фраза была возведена в ранг принципа. Но я задумалась, а был ли прав английский моралист? Какое воздействие на психику ребёнка способна оказать эта цитата? И пришла к неутешительному выводу о невидимом на первый взгляд вреде. Намеренно, или же сам того не подозревая, Джон Леббок смещает акцент в душе ребёнка с желания творить, дерзать и увлекать на желание обращаться с людьми, то есть приспосабливаться. Человек принявший данный афоризм в качетсве своего жизненного кредо никогда не реализует себя в полной мере, так как желание правильно общаться отнимет у него право на своё собственное мнение,отличное от мнения большинства. Лучше промолчать, чем внушать детям нечто необдуманное! Свои размышления о педагогической деятельности я хотела бы завершить афоризмом великого французского поэта, прозаика, драматурга, Виктора Гюго: «Воспитание – дело совести; образование – дело науки. Позднее, в уже сложившемся человеке, оба эти вида дополняют друг друга».

Рейтинг

Баллов: рейтинг2439.6 Место: место20296 (Подробнее)

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!