СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Место работы

МАОУ "Ишимская школа-интернат"

Обо мне

Осуществляю психологическое сопровождение учащихся с ОВЗ (нарушения речи, нарушения слуха у учащихся), их родителей, законных представителей. Для проведения психопрофилактической и коррекционно-развивающей работы с учащимися использую готовые программы, но в основном составляю авторские программы. Увлекаюсь кинотерапией, так как считаю данный метод достаточно эффективным в становлении личности учащихся с ОВЗ. 

 

Эссе

Почему важна Ваша работа

Следует отметить, что для общества необходима честная работа любого специалиста. Что касается профессии педагога-психолога, то важными являются не только лучшие человеческие качества, но и  искренняя заинтересованность своим делом, высокая  стрессоустойчивость, верность принципам, творческий подход к делу.

Важным в своей работе считаю увеличение добра в мире, и пусть этим миром является одно образовательное учреждение.

Когда у девочки восьми лет с сохранным интеллектом в словаре всего три слова и с трудом гнутся пальцы, а на следующий учебный год она становится отличницей, то для нас с учителем это прекрасное чудо! Когда ребёнок из неблагополучной семьи дерётся со сверстниками, но принимает руку помощи и через несколько лет становится известным в области спортсменом; обретя семью, детей, продолжает заниматься спортом, то это тоже доброе чудо! Когда родители после беседы с психологом  уходят домой окрылённые, с верой в своего ребёнка, то это радует.  Когда  младшие школьники в захлёб рассказывают о своих добрых поступках, то, глядя на это,  невольно радуешься сам и понимаешь, что на работу ходишь не напрасно. Я, школьный психолог, - не одиночка. Все эти прекрасные чудеса - результат тесного сотрудничества с детьми,  родителями,  педагогами. И, конечно же,  результат настойчивой и кропотливой работы, результат любви к  каждому ребёнку, бесконечной веры в него.

 

«Защита реализуемой практики».

Психопрофилактическое занятие на тему «Друг познаётся в беде»

(беседа-кинотрениг по короткометражному фильму «Не трус и не предатель»).

 

Моё образование

Высшее педагогическое образование, квалификация - учитель русского языка и литературы. Дополнительное профессиональное образование: Московская академия профессиональных компетенций по программе "Педагогика и психология", квалификация педагог-психолог.

 

Список научных статей

     1.Константинова В. А. Роль психологической службы в формировании нравственных качеств личности ребёнка с отклонениями в развитии.// Материалы международной научно-практической конференции «Социально-психологические проблемы семьи в современном обществе»: сост. О. В. Панфилова. Ишим. Изд-во Ишимского государственного педагогического института  им. П. П. Ершова, 2009. С. 121 - 126

    2.Константинова В. А. Некоторые формы взаимодействия участников образовательного процесса по социальной адаптации детей с ОВЗ в МАОУ  «Ишимская школа-интернат»// Педагогическое мастерство. Материалы Второй Международной панорамы современных педагогических идей: под ред. А. В. Степанова. Чебоксары, 2016. С. 129 – 131.

Резюме  педагога-психолога МАОУ «Ишимская школа-интернат» Константиновой Валентины Алексеевны

Дата рождения: 12.04.1964 г.

Должность: педагог-психолог.

Образование:  образование высшее, 1986 г., Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова, специальность «Русский язык и литература», учитель русского языка и литературы.

Дополнительное профессиональное образование: Московская академия профессиональных компетенций по программе «Педагогика и психология»

Квалификация: педагог-психолог.

Психолого-педагогический стаж: 23 года.

Курсы:

ГАОУ ТО ДПО «ТОГИРРО» «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в ОУ», 36 часов, 2020 г.;

АНОО ДПО Академия образования взрослых «Альтернатива» «Организация воспитательной работы в общеобразовательной организации», 36 часов, 2021 г.

Награды:

диплом за 2 место в конкурсе социальных проектов Тюменского регионального отделения Партии «Единая Россия» (2019 г.) в номинации «Удивительный мир театра»; 

диплом лауреата областного конкурса «Лучшая образовательная программа по коррекционному сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья», номинация «Программа для детей с ОВЗ» (2019 г.);

Благодарственное письмо Правительства Тюменской области за заслуги в сфере образования и воспитания подрастающего поколения, способствующие социально-экономическому развитию региона (2021 г.);

диплом лауреата межрегионального фестиваля-конкурса педагогических работников «Виват, таланты!» (2022 г.)

 И другие грамоты и благодарности.

Функциональные обязанности:

1)осуществлять профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе воспитания и обучения;

2) содействовать  охране прав обучающихся в соответствии с Конвенцией о правах ребенка и законодательством Российской Федерации;

3) способствовать гармонизации социальной сферы школы и осуществлять мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации;

4) определять факторы, препятствующие развитию личности обучающихся, и принимать меры по оказанию им различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной);

5)оказывать помощь обучающимся, родителям (законным представителям), педагогическому коллективу в решении конкретных психолого-педагогических проблем;

6)проводить диагностическую, психокоррекционную, реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий;

7) участвовать в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей обучающихся, воспитанников, в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта;

8) способствовать развитию у обучающихся, воспитанников готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения;

9) формировать психологическую культуру обучающихся, педагогических работников и родителей (законных представителей), в том числе и культуру полового воспитания.

Профессиональные навыки:

диагностика проблемы;

навыки проведения индивидуального консультирования;

навык составления психологических характеристик, представлений

навык проведения групповых психопрофилактических занятий с использованием тренинговых технологий;

опыт проведения занятий-кинотренингов с учащимися;

навык проведения индивидуальных коррекционно-развивающих занятий;

навык проведения тематических встреч с родителями, законными представителями, с использованием разных форм проведения.

Реализуемые программы:

Психокоррекционная программа по снижению тревожности у младших школьников; Тренинг личностного роста для подростков «Я в мире людей»;

Программа по профилактике и коррекции деструктивных агрессивных проявлений в поведении учащихся с ОВЗ младшего подросткового возраста;

Рабочая программа для учащихся с нарушениями слуха по обязательным специальным занятиям «Развитие учебно-познавательной деятельности» для 5а-6а класса на 2022-2023 учебный год;

Рабочая программа дополнительных коррекционных занятий «Развитие познавательных процессов»/«Развитие познавательной сферы» (индивидуальные занятия) для 1 – 4 классов на 2022 – 2023 учебный год; и  другие программы.

Педагогическая активность:

Дата

Уровень

Тематика

2019 г.

Муниципальный

 

 

 

Региональный

 Семинар – тренинг на тему «Профилактика эмоционального выгорания педагогов», выдача практических рекомендаций -  для городского методического объединения педагогов, работающих с учащимися с ОВЗ;

мастер-класс на областном конкурсе «Лучшая образовательная программа по коррекционному сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья» «Реализация   психокоррекционной программы по снижению тревожности у младших школьников. Из опыта работы педагога-психолога МАОУ «Ишимская школа-интернат»

2020 г.

Образовательное учреждение

Обучающий семинар на тему «Куклотерапия как средство развития личности ребёнка, коррекции поведения учащихся с ОВЗ» для ШМО воспитателей

2021 г.

Образовательное учреждение

 

 

Образовательное учреждение

 

Региональный

 

 

 

 

 

Муниципальный

 

 

 

 

 

Образовательное учреждение

 

 

Образовательное учреждение

Семинар – практикум с использованием тренинговых технологий для ШМО классных руководителей на тему «Анализ и самоанализ как одно из условий бесконфликтного общения в образовательной среде»;

методический семинар с использованием тренинговых технологий для ШМО воспитателей на тему «Формирование и развитие навыков здорового образа жизни у учащихся»

доклад с практическими рекомендациями на тему «Профилактика аутоагрессивного и агрессивного поведения учащихся с ОВЗ» на заседании межведомственного консультативного совета по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся. имеющих трудности в развитии и адаптации.

Доклад с презентацией, с выставкой авторских разработок рекомендаций, профилактических занятий для учащихся для ГМО психологов образовательных учреждений на тему «Формирование и развитие навыков осознанного правового поведения у учащихся с ОВЗ. Из опыта работы педагога – психолога МАОУ «Ишимская школа – интернат»;

семинар – практикум с использованием тренинговых технологий для ШМО классных руководителей на тему «Анализ и самоанализ как одно из условий бесконфликтного общения в образовательной среде»;

методический семинар с использованием тренинговых технологий для ШМО воспитателей на тему «Формирование и развитие навыков здорового образа жизни у учащихся»

2022 г.

Региональный

 

 

 

 

 

 

 

Образовательное учреждение

Доклад с презентацией на тему «Особенности консультирования родителей, законных представителей несовершеннолетних детей по вопросам коррекции психических процессов», ролевая игра, выдача памяток  «Сбор анамнеза на консультации с родителями» -  на заседании межведомственного консультативного совета по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся, имеющих трудности в развитии и адаптации;

Семинар-практикум на тему «Педагогическое общение как социально-психологическое взаимодействие. Конфликты в педагогическом общении и способы их преодоления».

 

Имею мини-сайт https://infourok.ru/user/konstantinova-valentina-alekseevna на сайте Инфоурок, где помещаю авторские методические разработки; личный блог на сайте Мультиурок https://multiurok.ru/id27224546/blog, где размещён разнообразный  материал, в том числе авторские разработки.

Являюсь руководителем школьной службы медиации, членом школьного совета профилактики, экспертом Региональной  экспертной  системы, действующей на территории муниципальных образований Тюменской области  «Я эксперт».

Личные качества: исполнительность, ответственность, уравновешенность, умение конструктивно взаимодействовать с коллегами и другими участниками образования.

Общественная работа:

являюсь председателем профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации МАОУ «Ишимская школа-интернат» с 18 сентября 2015 года;

исполняю обязанности присяжного заседателя в Ишимском городском суде Тюменской области.

Представление опыта работы педагога-психолога МАОУ «Ишимская школа-интернат» Константиновой В. А.

Основные задачи  психологического сопровождения

содействие повышению качества образования;

содействие и непосредственное участие в сохранении и укреплении физического, нравственного, психического и психологического здоровья учащихся;

 содействие в создании благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – основных норм и традиций общества, в котором они живут, развития у учащихся пубертатного периода развития социально значимых ценностных отношений.

Работа педагога-психолога в образовательном учреждении строится в соответствии с планом работы на учебный год.

Основные направления работы: психологическая диагностика, психологическое консультирование и просвещение, в том числе в рамках регионального проекта «Точка опоры», психопрофилактическая  работа, психокоррекция, обмен опытом работы.

Психологическая диагностика

Одним из важных направлений психологического сопровождения является психологическая диагностика  учащихся начальной школы. Для изучения психических процессов и состояний  учащихся выбраны методики, позволяющие определить уровень актуального развития того или иного учащегося; выявить учащихся с повышенным уровнем тревожности, оценить самооценку ребёнка, уровень развития учебной  мотивации. В рамках подготовки к ПМПК ежегодно проводится необходимая психодиагностика учащихся.

 С целью определения уровня готовности учащихся первых классов  проводится диагностика готовности  к овладению грамотой и математикой по методике Л. Журовой.  Наблюдения за ходом адаптации детей к школе, к детскому коллективу проводятся в течение всего учебного года. Степень адаптации школьников разная в зависимости от психофизических возможностей ребёнка, состояния его здоровья, условий семейного воспитания.

Адаптация в начальном звене школы. Обследование учащихся на уровень адаптации ежегодно проводится по методике изучения социально-психологической адаптации (автор – Э. М. Александровская) совместно с классными руководителями  первых классов. Ежегодно выявляются учащиеся с неполной адаптацией и дезадаптацией. Обнаружено, что у дезадаптированных учащихся низкий уровень готовности к обучению, нарушения в интеллектуальном развитии, в развитии всех когнитивных процессов, несформированные познавательные интересы. Организуется и проводится вся необходимая работа по преодолению дезадаптации учащихся, по оказанию им помощи. Классным руководителям и родителям, законным  выдаются рекомендации; для родителей проводятся консультации; с учащимися, испытывающими трудности в адаптации, в усвоении учебной программы, проводятся индивидуальные коррекционно – развивающие занятия. У большинства школьников, обучающихся  по адаптированной образовательной программе,  положительная динамика в усвоении учебной программы, в формировании общеучебных навыков, развитии эмоционально-личностной сферы. Уровень адаптации, уровень усвоения учебной программы у всех учащихся разный в зависимости от степени развития психических процессов, состояния физического, психического здоровья, других условий.  Как правило, у 95-100% учащихся  первых классов  небольшая положительная динамика в усвоении учебной программы, в развитии психических процессов. Учащиеся, не усваивающие или частично усваивающие учебную программу, представляются на городскую (районную) психолого-медико-педагогическую комиссию  для решения вопроса о выборе наиболее оптимальной программы обучения. Проводятся наблюдения за учащимися на учебных занятиях, во внеурочное  время. Используются виды наблюдений: активное, пассивное.

Сводная таблица результатов обследования социально-психологической адаптации учащихся первых классов в первой четверти 2022 – 2023 учебного года

Полная адаптация

Неполная адаптация

Дезадаптация

12 человек, или 80 %

3 человека, или 20 %

0 человек, или 0 %

 

Переход в среднее звено. В течение учебного года осуществляются наблюдения за адаптацией учащихся к переходу в среднее звено. Обследование социально-психологической адаптации учащихся 5 классов проведится совместно с классными руководителями. Дезадаптированных учащихся, как правило,  не выявляется. Благодаря преемственности в работе педагогов, индивидуальному подходу к каждому учащемуся адаптация учащихся пятых классов проходит успешно.

Подростковый кризис. Учащимся пубертатного периода развития  оказывается психологическая поддержка и помощь. Проводится необходимая диагностика эмоционально-волевой сферы, диагностика на уровень тревожности. Совместно с классными руководителями, воспитателями, родителями  осуществляется коррекция поведения тех подростков, которые в этом нуждаются.

По запросу классных руководителей,  родителей осуществляется психодиагностика отдельных учащихся. Одна из важнейших  задач школьного психолога — контроль за психологическим самочувствием подростков. Для диагностики используются метод наблюдения,  методика САН: «Самочувствие, активность, настроение» (Авторы: В.А.Доскин, Н.А.Лаврентьева и другие) как один из  эффективных способов выявления текущего эмоционального состояния учащегося. Мониторинг эмоционального фона настроения учащихся осуществляется всем педагогическим коллективом.

Согласно плану работы на год выборочно проводятся социометрические обследования,  анкетирование с целью выявления авторитетного взрослого из числа педагогов, родителей. Обследование проводится в присутствии классного руководителя или воспитателя. Если выявляются учащиеся с невысоким  социометрическим статусом, то данная проблема обсуждается с классными руководителями, воспитателями. Вместе мы ищем причины низкого социометрического статуса того или иного учащегося. Педагогу выдаются рекомендации по повышению статуса учащихся в группе - в устном виде и на бумажном носителе.  Несмотря на то, что количество учащихся с низким социометрическим статусом  незначительное, педагогом-психологом и педагогами проводится работа по профилактике конфликтных взаимоотношений в детском коллективе,  по коррекции межличностных отношений учащихся в классе, в группе, по развитию навыков конструктивного общения.

Осуществляется необходимая диагностика учащихся с недостаточно развитыми навыками самоконтроля, нестабильным эмоциональным состоянием. Показала свою валидность прогностическая таблица риска суицида (автор – А. Н. Волкова).  Диагностика проводится корректно. В 2022-2023  учебном году  учащихся с повышенным риском суицидального поведения не выявлено.  Случаев саморазрушающего поведения у учащихся, воспитанников  не было зафиксировано в текущем учебном году, что свидетельствует об эффективности работы всего педагогического коллектива по сохранению благоприятного эмоционального климата в учреждении, по профилактике саморазрушающего и суицидального  поведения учащихся, по формированию навыков адаптивного  поведения.

Проводится обследование учащихся выпускного класса с целью изучения соотношения уровня притязаний и профессиональной самооценки учащихся, изучения соотношения приобретёнными в школе на уроках труда умениями,  навыками и выбором будущей профессии. Как правило, у  100 % учащихся адекватные представления о своих возможностях, о соотношении своих умений и выбором профессии. 

Консультативная  работа

Основная задача консультативной работы –  содействие педагогическим работникам, родителям, законным представителям в воспитании учащихся, воспитанников, в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности, формировании навыков здорового образа жизни.  Используются разные формы работы. Большое внимание уделяется профилактике различных видов отклоняющегося поведения учащихся, формированию навыков адаптивного и правового поведения.   Основные цели консультативной работы с воспитанниками: оказание психологической поддержки, оказание помощи в актуализации и активизации личностных особенностей и другие. Для учащихся среднего и старшего звена проводятся  консультации и неформальные беседы с различными целями, в том числе с целью формирования и развития мотивации на ценностное отношение к собственной жизни, к жизни других людей, к здоровью. Данная работа носит профилактический характер.

Используются следующие методы консультирования в работе с подростками: информирование, проведение логического обоснования, беседа, конкретное пожелание, убеждение, эмоциональное заражение, релаксация, позитивный настрой и другие методы, в соответствии с возрастными и умственными способностями учащихся. При необходимости используется та или иная научная информация из Интернет-источников, создаются тематические презентации.  Данные формы и методы  показывают свою эффективность во взаимодействии с учащимися пубертатного периода развития, в профилактике девиантного, асоциального поведения.

Для родителей, законных представителей проводятся консультации по актуальным проблемам обучения, воспитания, развития учащихся. Темы консультаций  для родителей младших школьников: «Как помочь ребёнку более успешно адаптироваться к школе», «Как формировать и развивать у  школьника познавательные интересы», «Развитие памяти у ребёнка», «Как развивать речь ребёнка в быту», «Развитие навыков саморегуляции поведения  ребёнка»,  «Коррекция  агрессивных проявлений в поведении ребёнка», «Коррекция поведения ребёнка в семье», «Как развивать  внимание у ребёнка», «Профилактика телевизионной зависимости у ребёнка», «Как строить общение с тревожным ребёнком». Для родителей учащихся пубертатного периода развития темы консультаций следующие: «Развитие доверительных отношений с ребёнком»», «Как сохранить и укрепить психологическое здоровье подростка», «Помощь в личностном росте подростка через семейный просмотр лучших произведений киноискусства», «Профилактика кибер-аддикций», «Профилактика противоправного поведения у подростка», «Поддержка  семьи в период подготовки к экзаменам»  и другие - по запросу родителей, законных представителей, по запросу классных руководителей.

Родителям выдаются рекомендации по различным проблемам взаимодействия с детьми, воспитания, образования учащихся - в устном виде и на бумажном носителе под роспись, также высылаются с помощью онлайн-форм, в частности Viber, что отражено в Журнале учёта выдачи рекомендаций. Например, в 2022 году  родителям и законным представителям всего выдано 80  рекомендаций разного рода.

Родители детей с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в психологической поддержке, в компетентных рекомендациях по формированию познавательных интересов, по развитию у детей высших психических функций, речи, моторики, по коррекции поведенческих расстройств у детей,  по нравственному воспитанию. Консультативная работа с родителями ведётся регулярно, целенаправленно, с учётом образования родителей, уровня культурного развития родителей, законных представителей, особенностей семейного воспитания, а так же с учётом запроса того или иного родителя, классного руководителя. Как участник региональной программы «Точка опоры», консультации для родителей, законных представителей проводятся регулярно, с использованием различных методов В рамках реализации программы «Точка опоры» принимаю активное участие во Всероссийской неделе родительской компетентности.

Совместно с классными руководителями для родителей, законных представителей проводятся родительские собрания на актуальные темы.   Встречи  с родителями, законными представителями строятся так, что родители являются не только пассивными слушателями лекции на ту или иную тему, но и активными участниками.  Например, родительское собрание на тему «Личностный рост, нравственное развитие детей с помощью лучших детских произведений художественной литературы, отечественного кинематографа" было проведено в форме доклада с диалогами,  что делает встречу  более привлекательной  и полезной для родителей. Ежегодно, в отдельных редких случаях, когда у родителей не развита мотивация на взаимодействие со школой,  применяется такая форма работы с родителями как письма.

По мере необходимости проводится консультативная работа с классными руководителями, воспитателями с целью повышения психологической грамотности, развития психологической культуры, оказания помощи в решении педагогических задач. Иногда, по запросу педагога проводится  консультация с целью профилактики эмоционального выгорания. Классные руководители, как правило, присутствуют  на  психопрофилактических занятиях, групповых коррекционно – развивающих занятиях, где знакомятся с различными видами коррекционно-развивающих упражнений, психологических упражнений, что является актуальным в условиях  внедрения в образовательный процесс  стандартов ФГОС.  Классные руководители  имеют возможность перенимать инновационный опыт групповой работы с учащимися.

Методическая работа

Ежегодно  принимаю  участие в работе  педагогических советов, семинаров, представляю собственный опыт работы не только на уровне учреждения. Являюсь членом межведомственного консультативного совета по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся, имеющих трудности в развитии и адаптации. По запросу руководителя Совета представляю собственный  опыт работы по той или иной проблеме. По запросу руководителя городского методического объединения психологов образовательных учреждений периодически представляю свой опыт работы по тому или иному вопросу.

                           Коррекционно-развивающая работа

Основная цель коррекционной работы – оказание помощи учащимся, имеющим трудности  в усвоении учебной программы, формировании познавательных интересов, общеучебных умений и навыков, развитии психических процессов, помощь воспитанникам в социально-психологической адаптации. Проводятся как индивидуальная коррекционно-развивающая работа, так  и групповая. С помощью и под руководством председателя школьного психолого-педагогического консилиума составляются коррекционные программы для учащихся с трудностями в усвоении учебного материала. Например: рабочая программа дополнительных коррекционных занятий «Развитие познавательных процессов»/«Развитие познавательной сферы» (индивидуальные занятия) для 1 – 4 классов.  Есть и другие программы.   Занятия проводятся согласно расписанию.

На некоторых индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях используется балансировочная доска с целью мозжечковой стимуляции. Упражнения на балансировочной доске позволяют развивать головной мозг, в том числе его участки, отвечающие за формирование высших психических функций. В результате применения упражнений на мозжечковую стимуляцию  не только улучшается физическая форма ребёнка, но повышается пластичность головного мозга, преодолевается его функциональная незрелость, что позволяет добиться положительной динамики в развитии высших психических функций, формировании навыков адаптации и коррекции поведенческих нарушений. На коррекционно-развивающих занятиях использую нейропсихологические упражнения, которые развивают произвольное и непроизвольное внимание, переключаемость и концентрацию,  разные виды мышления, улучшают сенсомоторный контроль. 

У подавляющего большинства учащихся педагоги, родители, специалисты ОПМПК, РПМПК, ГПМПК отмечают положительную динамику в развитии. Уровень динамики у всех учащихся разный.

Организуется  работа с учащимися, оставшимися без попечения родителей.

С целью  оказания психологической помощи, помощи  учащимся в личностном росте, коррекции межличностных взаимоотношений  проводятся  групповые занятия в старших классах  в рамках реализации авторской программы «Тренинг личностного роста «Я в мире людей». Дети пубертатного периода развития остро нуждаются в психологической помощи и поддержке. Проводятся занятия с целью профилактики самовольных уходов учащихся из образовательного учреждения, из дома. Например, для учащихся начальной ступени образования проводится беседа-кинотренинг по отрывкам из фильма «Первоклассница» на тему «Почему уход детей  из дома или школы опасен?». В фильме наглядно показаны последствия самовольного ухода детей за пределы населённого пункта.

В рамках совместной с классными руководителями, воспитателями работы по коррекции поведенческих расстройств, профилактике отклоняющегося поведения у учащихся проводятся внеклассные занятия различной тематики. Проводятся и неформальные беседы, в частности  по результатам наблюдений за учащимися, с целью оказания помощи учащимся в личностном росте, в развитии навыков нравственного и адаптивного поведения, формирования навыков здоровьесбережения. Осуществляется межведомственное взаимодействие: проводятся совместные мероприятия со специалистами Центра развития, Центральной детской библиотеки, другими специалистами.

На индивидуальных занятиях с учащимися используются следующие как традиционные, так и инновационные методы, технологии в зависимости от целей занятия:

упражнения на балансировочной доске

коррекционно – развивающие упражнения

нейропсихологические упражнения

работа с орфографическим  словарём

релаксационные техники

работа с дневником благодарности

работа с журналом обид

беседа

ИКТ

На групповых психопрофилактических занятиях используются следующие методы и формы:

беседа

ролевые игры

психологические игры и упражнения

работа с пословицами

кинотренинг

музыкотерапия

использование внеаудиторного пространства

презентации, соответствующие теме занятия

упражнения из области «арт-терапия»

здоровьесберегающие технологии

релаксационные техники.

Осуществляя психологическое сопровождение, всё чаще использую  кинотренинг, потому что этот вид работы нравится учащимся с ОВЗ, кинотерапией увлечена и сама. Составлен план проведения занятий-кинотренингов с учащимися. Видеоролики, фильмы для кинотренингов с учащимися ищу как самостоятельно, так и на сайте «Киноуроки в школах России».  Стремлюсь к тщательному отбору фильмов,  тех,  которые имеют интересный сюжет, соответствуют возрасту учащихся, которые имеют высокое нравственное  начало, помогают формировать у школьников нравственные качества, умение добиваться поставленных целей путём собственного трудолюбия и целеустремлённости. Так, на занятии, проведённом в форме кинотренинга по фильму «Встань пораньше» (режиссёр Л. Нечаев) на тему «Почему нужно верить в себя» учащиеся наглядно видят, что в трудной жизненной ситуации опасно падать духом и ничего не предпринимать, что жизненно важно проявлять решительность, силу духа, чтобы оказаться победителем.  Учащиеся знакомятся с понятием «выдержка», размышляют о том, что такое «ответственность», учатся анализировать поступки главного героя фильма и свои собственные. Данное умение очень важно для нравственного становления личности, для развития навыков адаптивного поведения.  Психопрофилактическое занятие для подростков на тему «Права человека» проведено в форме кинотренинга по короткометражному фильму «Забыли!». Учащиеся учатся поведению в социально опасных ситуациях, умению сочувствовать.  Используются и другие лучшие произведения  киноискусства, в частности некоторые фильмы киножурнала «Ералаш». Кинотренинги являются эффективными как для учащихся с нарушением слуха, так и для учащихся с нарушениями речи, потому что фильмы наглядно показывают те или иные явления жизни. При помощи беседы, анализа поступков героев и других методов воспитанники учатся понимать причины поступков героев, идейное содержание того или иного фильма, обретают навыки нравственного адаптивного поведения. 

С целью профилактики конфликтных отношений, гармонизации психологического климата в учреждении функционирует школьная служба медиации. Руководителем школьной службы медиации является педагог-психолог.  В течение  учебного года регистрируется 2-3  случая  обращения к процедуре медиации,  что отражено в Журнале регистрации обращений к процедуре медиации. Все конфликты заканчиваются   примирением сторон.  Проводятся медиативные примирительные встречи,  психопрофилактические занятия с использованием тренинговых технологий с целью формирования и развития у школьников навыков конструктивного взаимодействия, профилактики противоправного поведения и другими целями. Например: кинотренинг по мультфильму «Конфликт», в котором ненавязчиво и поучительно показано, к каким отрицательным последствиям приводит неумение или нежелание решать спорные вопросы мирным путём.

          В рамках профилактики различных форм девиантного поведения школьникам выдаются рекомендации разного рода. Были разработаны новые рекомендации, памятки  для учащихся пубертатного периода развития: «Что делать, если появились первые признаки травли?», «Останови буллинг», другие.

С целью повышения эффективности психологического сопровождения используется разнообразная наглядность: тематические презентации, коллажи, авторские схемы, фотостенд  «Люди созданы друг для друга», журнал обид, копилка успехов «Я справился», рефлексивный кубик, другой инструментарий. Для повышения эффективности работы по коррекции поведенческих расстройств у школьников, по профилактике негативного поведения, с целью нравственного развития личности учащихся  периодически используется метод «библиотерапия».  Применяются лучшие произведения отечественной литературы, например рассказы В.

Рейтинг

Баллов: рейтинг546.4 Место: место79591 (Подробнее)

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!