СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Место работы

МБОУ «Чепчуговская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан"

Обо мне

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь…

А.С.Пушкин.

Во всем мне хочется

дойти

До самой сути…

Б.Л.Пастернак.

Во все века человек стремится к познанию своего «я». Одна из основных, может быть, главных целей человечества - раскрытие этой тайны. Мое «я», моя мечта, мое стремление –помочь маленькому человеку эту тайну раскрыть, открыть глубины его души, сделать его лучше, сильнее. Выполняя эту задачу в той или иной степени, я познаю и себя. Это и есть мое кредо и, наверное, кредо многих учителей. Мировоззрение формируется в детстве. Желание стать учителем, еще не осознанное, а подсознательное, возникло у меня в то время, когда мои ровесники ходили в садик, а я по семейным обстоятельствам вынуждена была проводить время в школе, так как работа моих родителей была связана с учительством.

Осознанным желание стать учителем стало происходить уже в годы моей учебы в школе. К счастью, среди моих учителей были такие люди, которым невольно хотелось подражать во всем и, разумеется, в выборе их профессии. После выпускного класса у меня не возникло проблемы выбора «кем стать?»

Вот девица под окном

Читала поздно вечерком.

«Кабы я была царица, -

Вдруг подумала девица,-

То для родного Татарстана

Я бы личность воспитала.

Президенту б он помог

И сменить его бы смог.»

Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрипела,

И в светлицу входит царь,

Школьного мира государь.

Речь девицы, по всему,

Полюбилася ему:

« Здравствуй ,юный педагог,-

Говорит мне зав.РОНО.

Чтоб так высоко подняться,

В Чепчугах бы постараться.

Личности везде важны,

Личности везде нужны.

Собирайся в путь-поход

Учить его величество народ.

Расскажи про жизнь-бытье

И про кредо про свое».

Кредо я вам предоставлю,

Послушайте вот оно:

«Ведь жизнь она особенный предмет,

Задаст вопросы новые в ответ.

Но ты найди решение непременно,

Ведь жизнь она особенный предмет».

Волею судьбы, по окончании пединститута, я стала работать учителем биологии-химии в Чепчуговской средней общеобразовательной школе. Ни о каком педагогическом кредо я тогда не думала. Просто собиралась передавать ребятам свои знания, владея багажом институтских знаний, нехитрыми приемами вести беседу с детьми, вспоминая уроки своих школьных учителей. Мне ,как учителю сельской школы, уготовано было быть преподавателем-универсалом. У сельских ребят не было возможности заниматься дополнительно и разносторонне. Учитель химии - это учитель и биологии, и технологии, и экологии, и классный руководитель.

Преподавать сельским ребятам предметы естествознания одновременно и легко, и трудно. Багаж наблюдений у них был большой, поэтому одним из моих педагогических кредо в обучении было учить детей так, чтобы они могли связать знания с явлениями окружающего мира. Провести какую-либо идею, опирающуюся на их наблюдения, было просто. Например, мы говорим об усложнении и совершенствовании кровеносной системы. Сколько раз на своих экскурсиях мы видели, как « оживают» на солнышке насекомые. Откапывали из речного ила «безжизненных» лягушек, отогревали в ладонях скованных холодом ящериц.

«Что с них взять,- шутили ребята ,- их камерное сердце все равно что дырявый насос !».И вот дошли до птиц, которые весь световой день едят. Им свойственно интенсивное переваривание, усвоение и прохождение пищи по пищеварительному тракту(была бы пища!). Их сердечко колотится с невероятной для людей частотой. Известны особенности механизма дыхания у птиц- так называемое двойное дыхание ,когда насыщение гемоглобина крови кислородом воздуха происходит и на вдохе и выдохе (за счет освобождения воздушных мешков).С этим связан эффективный механизм терморегуляции- при достатке корма птицы справляются с достаточно сильными морозами и хорошо переносят зиму. Но вот наступили сильные морозы и мы стали находить замерзших птиц. Разбираем , почему так страдают синицы. Видимо , потому, что обычно в их рационе большое место занимает животный корм, которого они лишены зимой(большинство насекомоядных птиц зимой нас покидают),и калорийное сало, вывешенное на дерево перед школой, их выручает.

Мне кажется, что обучение, опирающееся на фантазии детей - это тоже часть моего педагогического кредо. Вот передо мной стопка сочинений моих фантазеров : письма животным прошлого о современных животных, о телосложении и пищеварительной системе человека. Конечно, не все могут отвлечься от действительности и погрузиться в мир предположений. У кого- то получается лучше, у кого - то хуже .Оцените сами.

«Мы, млекопитающие кайнозоя, шлем привет археопериксу. В нашу эру живут различные птицы: хищные, насекомоядные , водоплавающие, птицы степей. Среди них есть и такие, которые не могут летать. Это пингвин».

«Зачем фантазировать об изменении черепа и мозга человека, если Аллах и так все прекрасно устроил». С упоением читаю сочинения учеников, которые смогли оторваться от догм.

«Зубы исчезнут ,это факт. Ничего не надо отрывать, никого кусать. Вся пища в тюбиках! Открывай и глотай! И челюсти уменьшатся в размерах . Но не исчезнут : говорить- то мы не перестанем! А может быть, и перестанем! Прибор для передачи речи. Чтоб лишний раз не сотрясать воздух…».

«Печени не надо будет выделять желчь, чтобы эмульгировать жиры, если глицерин и карбоновые кислоты будут поступать в готовом виде. Но печень не исчезнет совсем, сохранив барьерную функцию и накапливая гликоген…»

«Длина кишечника существенно уменьшится, так как потребуются только готовые вещества. Кишечник будет слепо замкнутым.Выделять - то нечего.»

«А зачем пищеварительная система в будущем? Почувствовал голод, подошел к автомату, сделал укол в вену- и ты сыт» .

Я думаю: фантазии детей, умело направленные учителем, никак не помешают им в овладении школьным предметом.

Практика педагогической деятельности в школе заставила меня пересмотреть систему оценивания учащихся.Я даже могу сказать, что это мое отличительное педагогическое кредо. Оценивать знания без сомнений и не торопясь, вероятно, можно, работая в частной школе, где в классе мало учащихся и у каждого на парте компьютер и прочие достижения цивилизации. Но если я прихожу каждый день в самую обычную школу, где в классе много учащихся, совершенно разных как по интеллекту, так и по темпераменту, при нехватке времени на опрос существует проблема быстрой и справедливой оценки. Чтобы ее решить, авторы учебников предлагают в конце каждого параграфа проверочные вопросы. Говори и пиши, сколько хочешь. Но, используя эти вопросы, я была вынуждена или слушать «бормотание» на уроке, или разбирать почерк. Ответы учеников, как правило, оказываются или чрезмерно краткими, или похожими на сочинение. В последнем случае приходится тратить много времени и ученику, и учителю, а оценка все равно далека от объективной. При ограниченном времени обычного устного ответа положение часто усложнялось. Законы психологии, которым подчиняется любой человек и его подсознательно используют многие учащиеся, заставляют оценивать не сами знания, а умение производить впечатление знающего.Но оценить- то нужно знания.

Другая проблема связана с дисциплиной. Учащиеся уже давно не теряют дар речи перед учителем .Они, развалившись за партой, могут свободно возражать и оспаривать полученные оценки. Некоторые подсознательно смешивают акцент ситуации с проверкой знаний в области личных отношений с педагогом, что отрицательно сказывается на эмоциональной обстановке. Раздражаться и протестовать бесполезно. Необходимо использовать такие приемы обучения, которые заставят учащихся много работать. Они молоды и способны к напряженным умственным усилиям. В то же время труд учителя, постоянно работающего с эмоциональной перегрузкой, следует сделать легче и эффективнее. Эти проблемы я пытаюсь разрешить, опираясь на систематическое использование тестов. Ему можно дать название «две цели - один метод».Первая цель - развить у учащихся интерес к предмету, вторая -постоянно тренировать мышление. При регулярном массовом тестировании ответы, как правило, приходится искать в напряженной обстановке( дефицит времени, отсутствие полной тишины, невозможность уединения, ожидание результата, огорчение неудачным ответом)

Поэтому данная форма оценки знаний тренирует способность быстро принимать нужные решения в стрессовых ситуациях. В современной жизни такие навыки могут пригодиться. Подавляющее большинство предпочитает устное тестирование как метод оценки знаний всем другим -устному ответу у доски, письменным самостоятельным работам и даже письменному тестированию. Главная особенность устных тестов - максимально краткая формулировка вопросов, благодаря чему они кажутся «легкими».С психологической точки зрения очень важна и кажущаяся «отчужденность» преподавателя от получаемой учеником оценки - он только распределяет вопросы, регистрирует ответы и сообщает результаты. То есть как бы работает в «режиме компьютера».А при ответе компьютеру, как известно, никакой «артистизм общения» не выручит. Не знаешь –получи оценку. Не доволен - сделай следующую попытку. В случае неудачи ученик просто огорчится, а не обидится на учителя. Такой способ помогает поддержанию нормального психологического климата и спокойной рабочей обстановки на уроке. При устном ответе один человек из трех всегда оказывается недовольным.(«Я так и отвечал, а вы не поняли!»)А если он прав? Конфликты на уроках вредны, и данный метод помогает их эффективно избегать. Одни тесты(устные) для ежедневного контроля знаний и тренировки мышления. Другие, письменные тесты, для самостоятельной работы в классе на каждый урок.

Учебники сильно отличаются по сложности и по количеству материала и вопросов. Для тестов должны быть насыщенные не только фактами, но и гипотезами, большей информацией А учебник под редакцией Мельчакова по - моему, таит опасность дать мало. Ведь «что не тренируется, то умирает» утверждает Ж.Б.Ламарк. «Стандартных» , «средних» детей нет, и пусть каждый воспринимает столько, сколько сможет, а оценивать это помогают рабочие тесты.

Учитель является учителем пока он сам учиться. Каким бы новым педагогическим методам я ни научусь в будущем, я, как учитель, должна помнить одно: мое педагогическое кредо-это хорошее знание предмета и желание донести знания детям.

Давно, когда педагогика только начала зарождаться педагога называли Дидаскаль-«поводырь».Человек, который ведёт за собой, даёт определенный багаж знаний. Современный мир ставит перед педагогом новые задачи. Ведь меняется не только мир, меняются и отношения между поколениями. Он приходит в школу с широко открытыми глазами, чутким сердцем и гибким умом. Часто спрашиваю себя, что важнее любить ученика или знать как с ним работать. Конечно, чтобы знать, надо любить и тем не менее знать. Сначала встреча, то есть общение, а уж потом предмет и методика! Ребёнок - самый думающий человек на земле, если ему не мешать. Сколько вопросов себе и нам задает, когда он раскован и свободен. Я стремлюсь научить ребенка способам и путям самостоятельного добывания и усвоения знаний, формирую у него потребность учиться всю жизнь, развиваю стремление к самосовершенствованию и самореализации. Во главе моей работы стоит личность ребенка. На все вопросы и проблемы пытаюсь отвечать, исходя из интересов детей. Поэтому буквально во всем у меня критерий один -интересы ребенка. Как воспитать разносторонне развитую личность, в которой сочетаются все человеческие качества?

Как научить ребенка думать, привить тягу к знаниям, постоянному самообразованию? Как помочь ему влиться в социум, безболезненно преодолеть трения между внешним и внутренним миром? Все эти вопросы требуют решения. Поэтому всю жизнь педагог находится в поиске, работает над собой. Яркость, эмоциональность, разнообразие видов работ, содержательность занятия, стимулирующего самостоятельный поиск ребенка, его творческую активность, развитие воли, повышающего уровень мотивации к изучению предмета, - вот к чему я стремлюсь. Занимательность на уроке – это отнюдь не синоним развлекательности, а на оборот , напряженный труд, и постоянный поиск, и интенсивная работа над развитием личности ребенка.

Ведь главная ценность-сам ребенок, культура, творчество.

Я строю свои отношения с учениками на основе взаимного уважения, принятия друг друга, соучастия, сопереживания, сотрудничества, сотворчества. Я не приемлю жестокий авторитаризм, принуждение личности ученика. Использую педагогические технологии, которые личностно - ориентированы и направлены на сохранение здоровья детей.

Дифференциация и индивидуализация обучения требует нетрадиционных уроков, активно встречающихся в моей практике; проблемных, дискуссионных, а также практикумов, экскурсий, коллективной работы на уроке.

В результате своей педагогической деятельности приятно видеть выпускника школы, который способен к самостоятельному усвоению знаний, может развить в себе требуемые умения, владеет поисковым, проблемным, исследовательским продуктивным типом деятельности. У каждого учителя есть своя педагогическая позиция. Моё кредо-соединения жизнелюбия, оптимизма, мастерства, основанные на глубоком знании науки о ребенке, о воспитании, основанном на собственном опыте педагогической деятельности.

Надо всегда помнить слова В.Г.Распутина: « Для учителя, может быть, самое важное - не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому..» И понимать, что педагогическое кредо любого учителя не может быть раз и навсегда состоявшимся, оно постоянно должно обогащаться, ставиться под сомнение. Я думаю, только это сделает нас хорошими учителями и принесет плоды в деле обучения подрастающего поколения.

 


 

Моё образование

1983 г.- 1989 г. Казанский государственный педагогический институт

                       Высшее

Квалификация по диплому: Учитель биологии, химии (Специалист)

Категория: 1 кв. категория

2014 г. ПМЦПК и ППРО Института психологии и образования ФГАОУ ВПО " КФУ"

Предмет: Химия

Тема/проблема повышения квалификации :Итоговая аттестация обучающихся, как элемент системы оценки достижений планируемых результатов

 

                       

Рейтинг

Баллов: рейтинг1139 Место: место43728 (Подробнее)

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!