СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Звуки [й, э] и [‘э]. Буква Ее. Русская народная сказка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Звуки [й, э] и [‘э]. Буква Ее. Русская народная сказка. 1 класс.

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: организовать деятельность учащихся (совместную и самостоятельную), направленную на формирование умения выделять в слове букву е, обозначающую два звука

Дидактические задачи:

познакомить с гласной буквой е, обозначающей два звука, её особенностями;

формировать умение использовать знаково-символические средства (схемы) для обозначения звуков;

формировать умение анализировать текст;

умение составлять речевое высказывание с опорой на иллюстрацию;

развивать фонематический слух, речь, внимание, мыслительную деятельность;

развивать навыки правильного и выразительного чтения;

расширить словарный запас;

развивать логическое мышление;

воспитывать интерес к предмету, любовь к русской литературе;

формировать у учащихся интерес к самостоятельному чтению книг;

формировать у учащихся интерес к самостоятельному добыванию знаний.

Просмотр содержимого документа
«Звуки [й, э] и [‘э]. Буква Ее. Русская народная сказка»



Муниципальное общеобразовательное учреждение «Санаторная школа- интернат №2 для детей, нуждающихся в длительном лечении»

города Магнитогорска









Конспект урока на тему:

«Звуки [й, э] и [‘э]. Буква Ее. Русская народная сказка».








Подготовила: учитель начальных классов

Куракова А.Г




Тема урока: Звуки [й, э] и [‘э]. Буква Ее. Русская народная сказка. 1 класс.

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: организовать деятельность учащихся (совместную и самостоятельную), направленную на формирование умения выделять в слове букву е, обозначающую два звука

Дидактические задачи:

познакомить с гласной буквой е, обозначающей два звука, её особенностями;

формировать умение использовать знаково-символические средства (схемы) для обозначения звуков;

формировать умение анализировать текст;

умение составлять речевое высказывание с опорой на иллюстрацию;

развивать фонематический слух, речь, внимание, мыслительную деятельность;

развивать навыки правильного и выразительного чтения;

расширить словарный запас;

развивать логическое мышление;

воспитывать интерес к предмету, любовь к русской литературе;

формировать у учащихся интерес к самостоятельному чтению книг;

формировать у учащихся интерес к самостоятельному добыванию знаний.

Формируемые УУД:

Личностные:

сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, развивать способность к самооценке.

Регулятивные:

формулировать тему и ставить цели, планировать свои действия с помощью учителя, принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, различать способ и результат действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме, осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.

Познавательные:

моделировать различные языковые единицы, извлекать информацию, представленную в разных формах, перерабатывать и преобразовывать информацию, использовать на доступном уровне логические приемы мышления, составлять связный текст по иллюстрации, классифицировать буквы, слова по их значению.

Коммуникативные:

допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия, уметь слышать и слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Применяемые технологии:

  • технология модульного обучения

  • игровые технологии

Планируемые результаты:

  • ученик научится распознавать букву е, выделять букву в словах, соотносить звук и букву, выделять звуки из слова, давать характеристику звуку, определять ударный слог, составлять речевое высказывание;

  • ученик научится организовывать своё рабочее место, пользоваться учебником как источником информации, научится наблюдать, анализировать, обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность, оценивать свою деятельность;

  • ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом, с пониманием относиться к проблемам и трудностям другого человека.


Оборудование:

  • Мультимедиапроектор

  • Интерактивная доска SMART

  • Учебник «Азбука», часть 1

  • Тетрадь для печатания.

  • Разрезные схемы для фонетического анализа слова

  • сигналы для рефлексии

  • презентация.



Этап урока

Метод и приемы

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Орг. момент











Мотивационный





Словес.: ответы на вопросы




Наглядный: соотнесение картинки и звука







≈5

Прозвенел звонок весёлый,

И вошли вы в светлый класс!

Что здесь нужно?

Не лениться

И старательно учиться.


Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости, я хочу, чтобы Вы сегодня были активными и показали все, чему мы уже научились за это время.

Слайд скороговорка

- Скажите пожалуйста, какая бывает речь?

Расскажите мне про устную речь, письменную.

Взгляните на ленту букв: на какие две группы делятся все буквы? Слайд

- Что обозначает синий цвет?

- А что означает зеленый цвет?

Значит какие бывают согласные? (твердые или мягкие,)

А еще? (звонкие и глухие)


- А что обозначает красный цвет?

- Как можно определить, что звук является гласным?

- Если слог состоит из одного звука, например слово осы,то каким является этот звук?

- Какие бывают гласные звуки? Слайд

- Что можно определить по количеству гласных в слове?

- Какие гласные обозначают твердость предыдущего согласного? мягкость?

Ребята, давайте вспомним с какой буквой мы познакомились вчера?

Буква В. Какой звук В? (согл, Звонкий, Тв, мягк)

Достаньте все свои карточки.

Я буду называть слово, а вы будете показывать карточку, мягкий звук или твердый.

Вилка, воробей, тыква, вишня, Витя, волк, лови.

Приветствуют.

Организовывают своё рабочее место.







Ответы учащихся (Устная и письменная)



Гласные и согласные


Согласные звуки


Мягкий согласный





Гласные звуки

Тянется, воздух проходит свободно


Гласным


Ударные и безударные

Количество слогов в слове


А,о,у,ы

и


РУУД:

-умение организовать рабочее место;

КУУД:

-умение слушать и понимать речь учителя.




Р: принимают и сохраняют уч задачу






22.

Постановка учебной задачи и ее решение


Словесный: ответы на вопросы





Словесный:

Ответы на вопросы









Практический:

Слово учителя











Словесный: ответы на вопросы


Практический:

Проработка содержания темы





≈ 4

















≈2






≈3





≈4














≈1




- А сейчас, посмотрите на экран Слайд учебник стр 72.

Кто узнал сказку? (По щучьему велению)

-Кто был главный герой сказки?(Емеля)

-Какую рыбу Емеля поймал ведром в проруби? (щуку) -Какие слова должен был произнести Емеля, чтобы любое его желание исполнилось? ( «По щучьему велению, по моему хотению...») -Как вы думаете, чему учит эта сказка? (...) Молодцы ребята. Эта сказка учит всему самому доброму и хорошему. Хотя Емеля был не слишком работящим и не любил слезать с печи, зато добр душой и внимателен. Он пожалел щуку и отпустил ее обратно в воду, за что был вознагражден. Хорошие поступки всегда находят отклик и благодарность, добро возвращается. Это была не простая щука, которую вылавливают, чтобы приготовить еду, а волшебная и говорящая, которую жаль отправить на сковороду. За внимательность и щедрость души Емеля получает возможность осуществления многих желаний. Но мы то с вами знаем, что в жизни приходится самостоятельно трудиться, чтобы себя обеспечить.

- Посмотрите на предложения под иллюстрацией. Какая буква выделена в них?

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Но буква Е очень хитрая она может обозначать два звука [йэ] и 1 звук [‘э]

-Цель нашего урока- познакомиться с двойной ролью буквы Е . Слайд





Отвечать на вопросы













Обсуждать сказку



















Формулировать цели и тему урока




Принимать поставленную задачу


Р: принимают и сохраняют учебную задачу


целеполагание





П: строят речевое высказывание







П: строят речевое высказывание






П: осмысленно слушают текст



П: строят речевое высказывание

Р:сохранять учебную задачу



Р: планировать свою деятельность с поставленной задачей

33.

Решение частных задач на основе анализа текста


Практический: чтение слогов



Словесный:

Ответы на вопросы






Практический: интонированное произнесение звуков








Практический:

Монологические высказывания учащихся




Словесный: обобщение






















Словесный: ответы на вопросы



Практический:

Проработка содержания темы










Практический:

Монологические высказывания учащихся




Практический: чтение по цепочке







Словесный: ответы на вопросы


≈12
















≈3


-Сейчас откройте стр. 73

-Читаем слоги(се,ре,ле,ве,не,ке,те)

-вполголоса =по цепочке.

-Какие согласные звуки в этих словах твёрдые или мягкие?(мягкие)

-Почему?(потому что после них стоит буква Е)

-Где стоит буква Е?(после согласных)

-И звук будет [‘э]

-Молодцы ребята, мы с вами познакомились с 1-й ролью буквы Е.

-Сейчас посмотрите на рисунок и схему. Какое слово там?(ели)

-Давайте прочитаем его (й-й-эли, йэ-ээли, йэ-л’л’ии)

-Выделим все звуки в этом слове.

-й-й(согл.мягк)-э-э(гласн.)-л’-л’(cогл.магк)-и-и(гл.безуд.) Ребята, давайте подумаем, почему буква Е, обозначается двумя звуками.

-На письме эти 2 звука «йэ» обозначаются буквой Е.

-Читаем слово «ели».

-Где стоит буква Е?(в начале слова)

-Сколько звуков обозначает?(два)

-Сколько звуков в этом слове?(4 звука)

-А сколько букв(3 буквы)

-Почему?(потому что буква Е стоит в начале слова даёт 2 звука [йэ]) Слайд

-Молодцы, ребята, мы с вами познакомились со 2-й ролью буквы Е.

Давайте разгадаем ребусы. Слайд

Физкультминутка

А теперь, ребята, встали

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели вновь за дело.

Давайте назовем слова, начинающие на букву Е.

-А теперь найдите прочитайте слова в столбиках на стр. 73.

Сейчас прочитайте родственные слова, (ели- еловые; сосны –сосновые)т.е слова, у которых есть общая часть.

-Молодцы ребята. А сейчас найдите слова (роет- воет; лает- кусает) это слова называющие действия

-Сколько звуков обозначает буква Е?(2 звука)

-Почему? Где она стоит?(в середине слова после гласной)

-Итак, когда буква Е обозначает 1 звук [‘э]? (когда стоит после согласного ) а когда обозначает двойной звук [йэ] ? (когда стоит в начале слова или после гласной)

-Молодцы ребята.

-Давайте прочитаем правило на стр. 73.

-А сейчас давайте прочитаем текст на странице 73.

-прочитай первое предложение.

-прочитай 2-е предложение.

-. Сколько предложений в этом тексте?

- Кто может прочитать весь текст?

-Найдите слова, где буква Е обозначает 2 звука.(ели, роет)






Познакомимся со звуками [йэ, э] и буквой Ее.

Определять цели и пути их достижения.







Отвечать на вопросы








Работать самостоятельно






Отвечать на вопросы



































Отвечать на вопросы



Закреплять изученную информацию














Читать текст




Отвечать на вопросы



П: строят речевое высказываний

















П: осуществляют синтез





П: строят речевое высказывание






П: осуществляют синтез





















П: Анализировать систему- модель слова

44.

Рефлексия

Словесный: ответы на вопросы, самоанализ


≈5

Ребята, с какой темой мы сегодня работали на уроке? А с какою буквой? А почему ее называют хитрой?(потому что она может обозначать 2 роли 1 роль- 2 звука[йэ] и 2 роль- обозначает 1 звук[‘э].

Когда буква Е обозначат звук [‘э](когда стоит после согласного), а когда [йэ] (когда стоит в начале слова и после гласного. Сейчас я предлагаю вам оценить свою работу. На вашем столе лежат солнышко и тучка, если вам урок понравился и вам было легко работать, то возьмите зелёный карандаш, а если вам было неинтересно на уроке и сложно работать , то возьмите красный карандаш. А я вас всех благодарю за работу на уроке, вы молодцы!



Оценивать свои достиже­ния

Объяснять используемые в тексте вы­ражения.




Подводить итог


П: строят речевое высказывание

Р: осуществляют итоговый контроль




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!