СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Согласные звуки Щ, щ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Согласные буквы Щ, щ. Строчная и заглавная буквы Щ, щ.(5 ч)

Русская народная сказка «По щучьему велению». Звук [щ']. Буквы Щ, щ . Правописание сочетаний ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ. Написание строчной буквы щ  (2ч).

Звук [щ']. Буквы Щ, щ (закрепление) . Написание заглавной буквы Щ (2 ч)

Закрепление правописания сочетаний ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ. Обобщение знаний о буквах, обозначающих непарные по глухости/звонкости согласные звуки (1 ч)

Просмотр содержимого документа
«Согласные звуки Щ, щ»

УМК «Школа России»

«Обучение грамоте» авт. В.Г. Горецкий и др.

1 класс

Технологическая карта № 11


Тема

Согласные буквы Щ, щ. Строчная и заглавная буквы Щ, щ.(5 ч)

Русская народная сказка «По щучьему велению». Звук [щ']. Буквы Щ, щ . Правописание сочетаний ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ. Написание строчной буквы щ (2ч).

Звук [щ']. Буквы Щ, щ (закрепление) . Написание заглавной буквы Щ (2 ч)

Закрепление правописания сочетаний ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ. Обобщение знаний о буквах, обозначающих непарные по глухости/звонкости согласные звуки (1 ч



Цель изучения темы

Научить:

  • различать и обозначать при письме звуки [ щ'], [ф, ], [ф'] буквами Щ, щ,

  • характеризовать звуки [щ'], [ф,], [ф'], находить места соответствующих букв на ленте букв;

  • описывать разделительную роль Ь и Ъ, двойную функцию бук­вы Ь;

  • находить звуки [щ'], [ф,], [ф'] в слого-звуковых схемах, предложениях; соотносить слова со слого-звуковыми схемами;

  • писать строчные и заглавные буквы Щ, щ, по образцам в прописях;

  • писать слоги, слова, предложения с изученными буквами;

  • читать слова и тексты с ь как показателем мягкости предшествующего согласного и ъ и ь как показателями наличия [й'] перед гласным;

  • читать тексты с изученными буквами, предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания

Формировать:

  • универсальные учебные действия.




Термины и понятия

Звуки гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие, двойная роль буквы, буква, обозначающая мягкость согласного звука, повествовательное, восклицательное, вопросительное предложения, тире, интонация, слого-звуковая схема слова, многозначные слова, имена собственные, алфавит, значение слова, изменение слова, кроссворд, критерии оценивания, исследование.




Информационно образовательная среда

Ресурсы:


  • Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2ч. Ч 1. - М.: Просвещение, 2013. – 127с.: с ил.- (Школа России).

  • Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2ч. Ч 2. - М.: Просвещение, 2013. – 111с.: с ил.- (Школа России).

  • Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Прописи. 1 класс. В4 ч. Ч.1. - М.: Просвещение, 2013. – 32с. - (Школа России).

  • Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Прописи. 1 класс. В4 ч. Ч.2. - М.: Просвещение, 2013. – 32с. - (Школа России).

  • Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Прописи. 1 класс. В4 ч. Ч.3. - М.: Просвещение, 2013. – 32с. - (Школа России).

  • Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Прописи. 1 класс. В4 ч. Ч.4. - М.: Просвещение, 2013. – 32с. - (Школа России).

  • Комплект автоматизированного рабочего места учителя: компьютер с колонками, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

  • Электронное приложение к «Азбуке».

  • Школьные толковые словари


Межпредметные связи:

Математика. Темы: Учебник математики. Пространственные представления (вверху, внизу, слева, справа). Письмо цифр. Понятие «длиннее», «короче».

Окружающий мир. Темы: Что мы знаем о народах России? Как живёт семья? Проект «Моя семья»

Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа»





I. Планируемые результаты изучения темы (результаты ученика в рамках этой темы или части темы, т.е. данной тех карты)



Предметные

Метапредметные

Личностные

Ученик научится:

Отличать на слух всегда мягкий и всегда глухой звук [щ']. Применять правило правописания сочетаний ча ща, чу щу.

Характеризовать звук [щ'], находить его на слого-звуковой схеме.

Читать слоги, слова, предложения и тексты с буквами Щ, щ. Писать строчную букву щ, слоги, сло­ва и предложения с ней.

Находить ме­сто буквы Щ на ленте букв, характеризовать звук [щ'] и букву Щ, писать заглавную букву Щ, предложения с ней. Читать сти­хотворные тексты с необходимыми интонациями и логическими ударениями.

Дискутировать на заданную тему.

Характери­зовать непарные по глухости/звонкости звуки [х], [х'], [ц], [ч'], [щ'].

Обобщать информацию об отражающих эти зву­ки на письме буквах X, Ц, Ч, Щ, находить их место на ленте букв; соблюдает правила правописания сочетаний ча ща, чу щу.

Читать тексты с буквой Щ и писать предложения с ней.

Отличать на слух звуки [ф], [ф'], характеризовать их, находить в слого-звуковых схемах.

Сопоставлять звуки [в] — [ф], [в'] — [ф'].

Находить буквы- Ф, ф в словах и текстах, читать слоги, сло­ва и тексты с ними.

Сопоставлять слоги-слияния с бук­вами В и Ф. Писать строчную и заглавную буквы Ф, ф, слоги, слова и предложения с ними.

Читать предложения с интонациями и паузами в соответствии со знаками пре­пинания.

Описыва­ть разделительную роль Ь и Ъ, двойную функцию бук­вы Ь. Читать слова и тексты с Ь как показателем мягкости предшествующего согласного и Ъ и Ь как показателями наличия [й'] перед гласным. Писать буквы ъ и ь, слова и предложения с ними.

Проводить подготовленную дома презентацию.

Повторять и обобщать знания о правописании разделительных Ь и Ъ. Анализировать в целом ленту букв.

Совершенствовать техни­ку чтения стихотворных и прозаических текстов, чтения по ролям с необходимой интонацией и логическими уда­рениями.

Читать рус­ский алфавит, отличать его от ленты букв. Называть алфавитные наименования букв.

Писать наиболее трудные в калли­графическом отношении буквы, слова и предложения с ними.

Регулятивные УУД

Ученик научится:

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Составлять план урока в соответствии с заданиями на странице прописей. Выполнять задания в соответствии с требованиями учителя.

Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки.

Выполнять гигиенические правила письма.

Анализировать выполнение учебной задачи урока

Использовать правила оценивания своей работы в ситуациях, спланированных учителем.

Оценивать свою деятельность по шкале самооценки

Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения

Познавательные УУД

Ученик научится:

Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.

Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах.

Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму.

Выделять новые звуки из слов, наблюдать над особенностями их произнесения, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.

Анализировать место каждой изученной буквы на «ленте букв». Наблюдать над произнесением звуков, которые они обозначают. Делать под руководством учителя выводы о звуках и буквах и их особенностях

Характеризует и оценивает поведение героев сказки.

Аргументирует мнение о необходимости посещения библиотеки.

Доказывает необходимость трудиться с помощью примеров из личного опыта и изученных пословиц.

Применяет способы поиска информации: в словаре, в беседе.


Рассказывает о необходимости трудиться, приводит примеры пословиц о труде и учебе.

Описывает свое отношение к трудящемуся человеку.

Оценивает поведение героев текстов, высказывает и аргументирует свое мнение.



Группировать изученные гласные по общему признаку (обозначать твёрдость согласных или обозначать мягкость согласных). Группировать изученные согласные по глухости-твёрдости

Находить соответствия между схемами-моделями и предметными картинки.

Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы.

Наблюдать

Разгадывать кроссворды: определять цель задания, моделировать алгоритм его выполнения, объяснять способ разгадывания ребуса.

Узнавать, сравнивать и различать заглавную и строчную, печатную и письменную буквы.

Отгадывать загадки.

Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах.

Восстанавливать деформированное предложение: устанавливать связи между словами в предложении, определять порядок слов в предложении в соответствии со смыслом, записывать восстановленное предложение на строке прописи.

Конструировать буквы из различных материалов, из различных элементов.

Классифицировать слова в соответствии с их значением

Выделять в группе слов общий признак, классифицировать их по группам, называть группу предметов одним словом.





Коммуникативные УУД

Ученик научится:

Объяснять смысл пословицы и поговорки, разные значения многозначных слов.

Формулировать тему высказывания, перебирать варианты тем, предложенных другими учащимися, выбирать лучший, обосновывать свой выбор.

Рассуждать о том, где можно найти необходимую информацию.

Осваивать правила выполнения работы в паре на основе образца, заданного учителем.

Выполнять правила работы в малой группе, в парах.




II. Этапы изучения темы

Согласные буквы Щ, щ. Строчная и заглавная буквы Щ, щ (5ч)

Русская народная сказка «По щучьему велению». Звук [щ']. Буквы Щ, щ . Правописание сочетаний ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ. Написание строчной буквы щ (2ч).


Содержание 1

Кол-во часов

Виды деятельности учащихся

Достижения учащихся

Диагностика достижений

Чтение

Письмо

Изучение и первичное закрепление новых знаний


Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.

Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

Сравнение печатной и письменной букв.

Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Рисование узоров в широкой строке. Слого-звуковой анализ слов со звуками [щ'] и [ч']. Письмо слогов и слов с буквой щ. Обозначение на письме звука [щ'] буквами Щ, щ в начале слова и после гласного. Отсутствие в языке слогов щя, щю, щэ, щы. Списывание с печатного и письменного шрифта. Работа с поговоркой. Запись предложений, оформление границ. Письменный ответ на вопрос


2

  1. Чтение и обсуждение темы урока. Обзор учебного материала (А2- с.62-65). Определение задачи урока.

  2. Обсуждение сказки «По щучьему велению» Пересказ и анализ сказки (А2 – с.76).

  3. Изучение звука [щ'] и букв Щ, щ (А2 – с. 63).

  4. Анализ ленты букв (А2 – с.69).

  5. Тренировочные упражнения (А2 – с.62), сравнение сочетаний чу - щу и ча - ща.

  6. Чтение текстов с новой буквой (А2 – с. 64).

  7. Подведение итогов урока при помощи наводящих вопросов учителя.

  8. Обращение к учебной задаче. Рефлексия уровня ее усвоения.

  9. Обсуждение и выбор условных обозначений для самооценки.

  10. Самооценка учащимися своей деятельности

  1. Обсуждение темы урока (П4- с.27-28). Обзор учебного материала. Определение задачи урока.

  2. Изучение написания строчной буквы щ. Использование электронного приложения (ЭП).

  3. Тренировка в написании срочной буквы щ, слогов и слов с ней (П4 – с. 27-28).

  4. Работа со схемой слов, орфограммами ща-щу (П4 – с.27-28).

  5. Сравнение видов соединения при письме слогов.

  6. Подведение итогов урока при помощи наводящих вопросов учителя.


Отличает на слух всегда мягкий и всегда глухой звук [щ'], применяет правило правописания сочетаний чаща, чущу, харак-теризует звук [щ'], находит его на слого-звуковой схеме, читает слоги, слова, предложения и тексты с буквами Щ, щ, пишет строчную букву щ, слоги, сло­ва и предложения с ней.

Читает предложения с инто­нацией и паузами в соответствии со знаками препинания, выразительно читает стихотворные тексты.

Характеризует и оценивает поведение героев сказки.

( в т.ч. желание героя полу­чить всё просто так, не трудясь; перемена поведения)

Результаты наблюдений учителя.

Качество ответов при подведении итогов.

Качество выполненных заданий в «Прописи»

Результаты самооценочной деятельности учащихся

Звук [щ']. Буквы Щ, щ (закрепление) . Написание заглавной буквы Щ (2 ч)

Закрепление новых знаний,

обобщение изученного материала и освоение способов действий

























Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.

Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

Сравнение печатной и письменной букв.

Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Рисование узоров в широкой строке. Слого-звуковой анализ слов со звуком [щ']. Письмо слогов и слов с буквами Щ, щ. Обозначение на письме звука [щ'] буквами Щ, щ в начале слова и после гласного. Списывание с печатного и письменного шрифта. Работа с поговоркой. Запись предложений, оформление границ. Письменный ответ на вопрос

2

  1. Рассматривание страниц учебника (А2-с.65-69)

  2. Обсуждение темы урока (А2- с.65-69). Обзор учебного материала. Определение задачи урока.

  3. Проверка домашнего задания (работа со слайдами)

  4. Чтение по строфам стихотворения «Овощи» (А2 – с. 66-67).

  5. Отработка техники чтения по рассказу Л.Н. Толстого «Два товарища» (А2 – с. 68)

  6. Обсуждение по послетекстовым вопросам к рассказу (А2 – с. 68)

  7. Подведение итогов урока при помощи наводящих вопросов учителя

  8. Обращение к учебной задаче. Рефлексия уровня ее усвоения.

  9. Обсуждение и выбор условных обозначений для самооценки.

  10. Самооценка учащимися своей деятельности

  1. Обсуждение темы урока (П4- с.29). Обзор учебного материала. Определение задачи урока.

  2. Написание заглавной буквы Щ (П4 – с. 29).

  3. Запись предложений о щуке (П4 – с.29).

  4. Подведение итогов урока при помощи наводящих вопросов учителя.

  5. Обращение к учебной задаче. Рефлексия уровня ее усвоения.

7. Самооценка учащимися своей деятельности

Находит ме­сто буквы Щ на ленте букв, характеризует звук [щ'] и букву Щ, пишет заглавную букву Щ, предложения с ней.

Читает сти­хотворные тексты с необходимыми интонациями и логическими ударениями. Дискутирует на заданную тему.

Контро­лирует выполнение учебной задачи.

Применяет начальные сведения о сущности природных объектов действительности при чтении текстов об овощах. Моделирует языко­вые объекты (слова, предложения).

Находит и исправляет ошибки в своей работе. Оценивает свои достижения.

Характеризует и оценивает поведение героев учебных текстов о взаимопомощи, выручке в трудной ситуации



Результаты наблюдений учителя.

Качество ответов при подведении итогов.

Качество выполненных заданий в «Прописи»

Результаты самооценочной деятельности учащихся

Закрепление правописания сочетаний ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ.

Обобщение знаний о буквах, обозначающих непарные по глухости/звонкости согласные звуки (1ч)


Закрепление знаний,

обобщение изученного материала и освоение способов действий



Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюрных узоров в широкой строке. Слого-звуковой анализ слов со звуком [щ’]. Соотношение звучания и написания слогов ща, щу. Письмо слогов и слов с буквой щ. Правописание сочетаний ща, щу. Составление слов из слогов. Списывание с печатного и письменного шрифта. Тире. Антиципация. Дополнение слогов до полного слова. Письмо предложений с комментированием

1

  1. Чтение стихотворения (А2 – с. 65 внизу)поиск слов с сочетанием щу.

  2. Чтение стихотворения (А2 – с. 68) поиск слов с сочетанием ща.

  3. Обобщение знаний о непарных по глухо­сти/звонкости согласных звуках [х], [х'], [ц], [ч'], [щ'] и буквах X, Ц, Ч, Щ. Анализ ленты букв (ЭП).

  4. Подведение итогов урока при помощи наводящих вопросов учителя

  5. Обращение к учебной задаче. Рефлексия уровня ее усвоения.

  6. Обсуждение и выбор условных обозначений для самооценки.

  7. Самооценка учащимися своей деятельности


  1. Обсуждение темы урока. Целеполагание осуществляется учителем.

  2. Актуализация знаний учащихся (работа со слайдами).

  3. Написание предложений о щенке (П 4 – с. 29)

  4. Тренировка в написании слогов с буквой щ (П3 – с.22).

  5. Тренировка в написании предложений с буквой щ (П3 – с.22).

  6. Подведение итогов урока при помощи наводящих вопросов учителя.

  7. Обращение к учебной задаче. Рефлексия уровня ее усвоения.

  8. Обсуждение и выбор условных обозначений для самооценки. Самооценка учащимися своей деятельности в верхней части «Прописи» на с.22


Характеризует непарные по глухости/звонкости звуки [х], [х'], [ц], [ч'], [щ'].

Обобщает информацию об отражающих эти зву­ки на письме буквах X, Ц, Ч, Щ. Находит их место на ленте букв.

Соблюдает правила правописания сочетаний ча ща, чу щу .

Читает тексты с буквой Щ и пишет предложения с ней.

Списывает текст с образца.

Дополняет предложения словом, подходящим по смыслу.

Восстанавливает деформированное предложение.

Сочиняет рассказ по заданному началу.

Мотивирует себя на учёбу, стремится к достижению ре­зультата.

Результаты наблюдений учителя.

Качество ответов при подведении итогов.

Качество выполненных заданий в «Прописи»

Результаты самооценочной деятельности учащихся.

Выполнение контрольного задания на усмотрение учителя.


1

8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!