СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Звонкие и глухие

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Звонкие и глухие»

Предмет: русский язык

УМК : Русский язык. Автор: А.Д.Шмелев

Тема урока: Согласные звонкие и глухие.

Класс: 5а

Цель: формирование умения разделять согласные по глухости-звонкости, определять процессы оглушения и озвончения согласных

Планируемые результаты:

  1. Личностные: формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности;

  2. Метапредметные.

Регулятивные:  учиться формулировать цель учебной деятельности, работать по составленному образцу, оценивать результаты своей деятельности

Познавательные: выполнять анализ слова, выбирать основания для сравнения, представлять  информацию в виде алгоритма, уметь выстраивать логическую цепь рассуждения

Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие, оформлять свои мысли в устной форме, слушать других

  1. Предметные: различать глухие и звонкие согласные, определять в словах процессы оглушения и озвончения.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся

УУД

1.Актуализация знаний. Повторение изученных знаний

Организует работу по актуализации и повторению знаний, полученных уч-ся в начальной школе.

Формулируют тему и цель урока.

Сказка о глухих и звонких согласных.

Пришли однажды  к  Алфавиту буквы Зэ и Эс. Стонут, охают.

- Что случилось? – забеспокоился Алфавит. Вы заболели?

- Может и заболели, - проворчала буква Зэ. Звуки, с которым мы работаем, правила нарушают. Моя задача – обозначить звонкий  звук З, а на деле что получается?

На конце слов воз, мороз появляется глухой С, то же самое в словах перевозка, сказка перед глухими согласными.

Может, звук З простудился и голос теряет?

- А вы на  что жалуетесь?- обратился Алфавит к букве ЭС.

Буква ЭС склонила голову, за неё ответила ЗЭ:

- Буква ЭС у нас тихая, поэтому и согласилась глухой звук С обозначать, но в словах косьба и просьба на её месте звучит такой звонкий З, что хоть уши зажимай!

Улыбнулся Алфавит:

- Никакого нарушения правил здесь нет. Многие согласные составляют пары. Звуки в них отличаются только тем, что один из них звонкий, а другой глухой, и иногда они заменяют друг друга.

-  О каких звуках идёт речь в сказке?

 - О каких фонетических процессах, связанных с согласными звуками, упоминается в сказке? ( Озвончение и оглушение.)

Записывают тему.



Задание 1. Чем различаются данные слова? Сформулируйте тему урока. На какие вопросы мы должны сегодня ответить?


Метапредметные:

Регулятивные: определять цель учебной деятельности.

Познавательные: выполнять анализ слова, выбирать основания для сравнения


2.Введение нового знания

Организует работу учащихся по открытию нового знания


Шыл-пыл у папужги зереньгий гослиг.

Учитель: На доске написана фраза. Прочитайте её.

Посмеялись, а теперь давайте ответим на вопрос: какие согласные претерпели изменения при письме?

(учащиеся: парные звонкие и глухие)

- Прочитаем, как нужно.

- Вопрос: к чему же приводит подмена звонкого глухим, а глухого звонким?

(учащиеся: искажается смысл слов и фразы)


1. Анализируют результаты наблюдений, делают выводы.

2. Формулируют правило

3. Подбирают проверочные слова.

4.Осуществляют самопроверку знаний.


Параграф 12 стр 42

Рассмотрите внимательно таблицу. В ней зашифровано правило, касающееся звонких и глухих согласных.

Кто сможет разгадать его?

б-п     г-к      д-т

в-ф    з-с      ж-ш

л   м  н  р  й

ч  щ    ц

Парные по звонкости-глухости

Всегда звонкие (сонорные)

Всегда глухие

(уч-ся думают и отвечают:  некоторые согласные образуют пары: по звонкости-глухости, а некоторые бывают только звонкими или только глухими)

Задание: прочитайте предложения. Какой звук слышится на месте пропуска? Выпишите слова с пропущенными буквами, вставив их. Объясните их правописание там, где это необходимо.

$11.      У Мари..ки и Серё..ки есть коври..ки и лепё..ки.

$12.      У хорошей ска..ки хорошая развя..ка.

$13.      Ло..ь всегда опередит
Истину немно..ко,
Но не бойтесь: победит
Правда-босоно..ка.

$14.      Людоеда людое..
Приглашает на обе...
Людое.. ответил: — Нет!
Не пойду к тебе, сосе..
На обе.. попасть не худо,
Но отню..ь не в виде блюда!



Познавательные: выполнять анализ, выделять признаки; представлять информацию в виде краткой записи.

2.Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе; оформлять свои мысли в устной речи с учетом учебных речевых ситуаций.


3 Закрепление нового знания.

1.Организует деятельность по применению новых знаний с последующей самопроверкой

1. Выполняют задание, отрабатывают навык различения глухих и звонких согласных, определения процессов оглушения и озвончения.

2.Осуществляют контроль своей деятельности


Перепиши следующие слова в таком порядке: сначала те, в которых есть только глухие согласные, потом те, в которых только звонкие согласные, и, наконец, те, в которых есть и глухие, и звонкие согласные.
Петушок1, гребешок3, травинка3, бровинка3, голова2, борода2, грива2, катушка1, кадушка3, лягушка3, пятка1, копыто1,корыто3, ириска3, сосиска1, домовой2, огороды2, колокольчики3, куёт3

Упр 68

Упр69, распределите слова на 2 столбика: с буквой ж, с буквой ш

Регулятивные: оценивать результаты своей деятельности

4.Рефлексия

1.Организует деятельность учащихся с целью  рефлексии их деятельности на уроке.

1.Осуществляют самооценку своей деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

На какие вопросы мы ответили в течение урока?


д/з упр69














.С глухим согласным наливаюсь в поле,

Со звонким – сам звеню я на раздолье.

2.С глухим траву она срезает,

Со звонким – и листочки объедает.

3.С глухим в начале –кругл, как мячик,

Со звонким – как огонь горячий.


1.колос-голос

2.коса-коза

3.шар-жар



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!