1.Актуализация знаний. Повторение изученных знаний | Организует работу по актуализации и повторению знаний, полученных уч-ся в начальной школе. | Формулируют тему и цель урока. Сказка о глухих и звонких согласных. Пришли однажды к Алфавиту буквы Зэ и Эс. Стонут, охают. - Что случилось? – забеспокоился Алфавит. Вы заболели? - Может и заболели, - проворчала буква Зэ. Звуки, с которым мы работаем, правила нарушают. Моя задача – обозначить звонкий звук З, а на деле что получается? На конце слов воз, мороз появляется глухой С, то же самое в словах перевозка, сказка перед глухими согласными. Может, звук З простудился и голос теряет? - А вы на что жалуетесь?- обратился Алфавит к букве ЭС. Буква ЭС склонила голову, за неё ответила ЗЭ: - Буква ЭС у нас тихая, поэтому и согласилась глухой звук С обозначать, но в словах косьба и просьба на её месте звучит такой звонкий З, что хоть уши зажимай! Улыбнулся Алфавит: - Никакого нарушения правил здесь нет. Многие согласные составляют пары. Звуки в них отличаются только тем, что один из них звонкий, а другой глухой, и иногда они заменяют друг друга. - О каких звуках идёт речь в сказке? - О каких фонетических процессах, связанных с согласными звуками, упоминается в сказке? ( Озвончение и оглушение.) Записывают тему. | Задание 1. Чем различаются данные слова? Сформулируйте тему урока. На какие вопросы мы должны сегодня ответить? | Метапредметные: Регулятивные: определять цель учебной деятельности. Познавательные: выполнять анализ слова, выбирать основания для сравнения |
2.Введение нового знания | Организует работу учащихся по открытию нового знания Шыл-пыл у папужги зереньгий гослиг. Учитель: На доске написана фраза. Прочитайте её. Посмеялись, а теперь давайте ответим на вопрос: какие согласные претерпели изменения при письме? (учащиеся: парные звонкие и глухие) - Прочитаем, как нужно. - Вопрос: к чему же приводит подмена звонкого глухим, а глухого звонким? (учащиеся: искажается смысл слов и фразы) | 1. Анализируют результаты наблюдений, делают выводы. 2. Формулируют правило 3. Подбирают проверочные слова. 4.Осуществляют самопроверку знаний. | Параграф 12 стр 42 Рассмотрите внимательно таблицу. В ней зашифровано правило, касающееся звонких и глухих согласных. Кто сможет разгадать его? б-п г-к д-т в-ф з-с ж-ш | л м н р й | ч щ ц | Парные по звонкости-глухости | Всегда звонкие (сонорные) | Всегда глухие | (уч-ся думают и отвечают: некоторые согласные образуют пары: по звонкости-глухости, а некоторые бывают только звонкими или только глухими) Задание: прочитайте предложения. Какой звук слышится на месте пропуска? Выпишите слова с пропущенными буквами, вставив их. Объясните их правописание там, где это необходимо. $11. У Мари..ки и Серё..ки есть коври..ки и лепё..ки. $12. У хорошей ска..ки хорошая развя..ка. $13. Ло..ь всегда опередит Истину немно..ко, Но не бойтесь: победит Правда-босоно..ка. $14. Людоеда людое.. Приглашает на обе... Людое.. ответил: — Нет! Не пойду к тебе, сосе.. На обе.. попасть не худо, Но отню..ь не в виде блюда! | Познавательные: выполнять анализ, выделять признаки; представлять информацию в виде краткой записи. 2.Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе; оформлять свои мысли в устной речи с учетом учебных речевых ситуаций. |
3 Закрепление нового знания. | 1.Организует деятельность по применению новых знаний с последующей самопроверкой | 1. Выполняют задание, отрабатывают навык различения глухих и звонких согласных, определения процессов оглушения и озвончения. 2.Осуществляют контроль своей деятельности | Перепиши следующие слова в таком порядке: сначала те, в которых есть только глухие согласные, потом те, в которых только звонкие согласные, и, наконец, те, в которых есть и глухие, и звонкие согласные. Петушок1, гребешок3, травинка3, бровинка3, голова2, борода2, грива2, катушка1, кадушка3, лягушка3, пятка1, копыто1,корыто3, ириска3, сосиска1, домовой2, огороды2, колокольчики3, куёт3 Упр 68 Упр69, распределите слова на 2 столбика: с буквой ж, с буквой ш | Регулятивные: оценивать результаты своей деятельности |
4.Рефлексия | 1.Организует деятельность учащихся с целью рефлексии их деятельности на уроке. | 1.Осуществляют самооценку своей деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | На какие вопросы мы ответили в течение урока? д/з упр69 | |