1.Организационный момент. - Здравствуйте, ребята. Проверили наличие необходимых учебных принадлежностей к уроку. Садитесь, пожалуйста. Ребята, я Вас прошу плотно сомкнуть веки и не открывать их пока не попрошу об этом. Представьте себе на несколько секунд, что Вы оказались в царстве вечной тьмы. Как жить, как выжить в этой черной бездне? Как объяснить слепому, Слепому как ночь, С рожденья Буйство весенних красот Радуги наважденье. Ю. Друнина. Первичная рефлексия. Для чего нужно знать, осознать то о чем мы будем сегодня говорить? С каким настроением мы начинаем изучение темы? 2.Опрос обучающихся по заданному на дом материалу. Ребята, сейчас мы с Вами проверим как прошло усвоение ранее изученной темы «Координация и регуляция». I. Несколько человек получают карточки с заданиями. Карточка № 1. Что такое анализатор? В чем отличие анализатора от органа чувств? Карточка № 2.Осмысли факт: «Американка Е.Киллер в детстве потеряла зрение и слух. Ее обучали, выписывая слова на ладони. Она научилась говорить и понимать речь, держа свои пальцы на гортани и губах собеседника, воспринимать музыку кожным осязанием плеч и спины, изучила четыре языка, стала автором книг. О каких свойствах анализаторов говорит этот факт? Карточка № 3. Заполни таблицу: Органы чувств человека Название Местоположение рецептора Функция -Задания, ребятами, получены, они работают над своими заданиями, а мы продолжим беседу. Какие системы регуляции есть в организме человека? Что такое рефлекс? Какой отдел нервной системы играет главную роль в осуществлении рефлекса? Дайте определение анализатора. А теперь один из Вас пойдет к доске и составит схему частей анализатора. Через документ-камеру смотрим задание уровня В (ЕГЭ). -Молодцы! 3.Изучение нового материала. Открываем учебник на странице 244 параграф 49. В тетрадях записываем число и тему сегодняшнего урока. Рассмотрим зрительный анализатор по таблице и рисунку 105 в учебнике. Зрительный анализатор- главный, 90% всей информации люди получают посредством зрения. Античный философ Гераклит Эфесский заметил, что «глаза - более точные свидетели чем уши.» Долгое время считали, что глаза испускают особые лучи, и таким образом человек видит. Развеял этот миф знаменитый Абу Али ибн Сина. Великий врач первым пришел к выводу, что человеческий глаз всего лишь улавливает отраженные предметами лучи солнца или осветительных приборов. А немецкий ученый Герман Гельмгольц установил, что глаз подобен фотоаппарату: изображение на сетчатке получается перевернутым и уменьшенным. – таблица- зрит. анализатор).Согласно трехкомпонентной теории цвета М. В .Ломоносова, в глазу имеются три вида приемников лучистой энергии (колбочек), воспринимающих соответственно красную (длинноволновую), желтую (средневолновую) и голубую (коротковолновую) части видимого спектра. Зрение представляет собой удивительную совместную работу глаза и мозга. Рецепторным органом является глаз. Чтобы понять, как он принимает участие в восприятии зрительных образов, нужно знать его строение. Физминутка. А сейчас мы будем смотреть видеоматериал «гимнастика для глаз» и делать вместе с ведущей. Это необходимо, чтобы дать глазам расслабиться от напряжения. http://www.tvigle.ru/category/lifestyle/gym?video=590 Как устроен глаз и где на нем располагаются рецепторы? Рассказываю с использованием разборной модели глаза. (Глаз = глазное яблоко + вспомогательный аппарат. Вспомогательный аппарат: брови, веки, ресницы(80-90 на каждом, живут 100 дней, за жизнь меняется до 90 тыс.), слезные железы, слезные канальцы, глазодвигательные мышцы, нервы, кровеносные сосуды. Обеспечивают защиту глаза, его питание, дыхание, освобождение от продуктов распада, иннервацию). -Как устроено глазное яблоко? Где оно располагается?- по учебнику проговорить строение и значение частей глаза, используя рис. учебника. Глазное яблоко = внутреннее ядро + три оболочки. Оболочки: наружная - фиброзная; средняя - сосудистая; внутренняя - сетчатка. Фиброзная оболочка = белочная оболочка + роговица. Сосудистая оболочка = большое количество сосудов + радужка с пигментом + зрачок (отверстие). За зрачком располагается двояковыпуклая линза - хрусталик. Сетчатка = палочки + колбочки. Палочки и колбочки - рецепторы глаза. Палочки способны различать предметы в сумерках; колбочки - реагировать на цвета. Место в сетчатке, где располагается большинство колбочек, - желтое пятно (место наилучшего видения); место, из которого выходит зрительный нерв, - слепое пятно, так как этой частью сет-чатки не воспринимаются световые сигналы. Внутри глаз заполнен прозрачным и бесцветным стекловидным телом. 4.Закрепление учебного материала. Далее, ребята, мы с Вами посмотрим видеоролик о позе за рабочим столом и поищем ошибки которые допускает ученик при работе. Теперь Вам предстоит провести опыт по изменению размера зрачка и сделать вывод. Работа проводится в парах. - Молодцы! Хорошо справились. А сейчас закрепим наш успех. Используя интерактивные слайды повторяем и закрепляем об оболочках и оптической части глаза. |