МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. ПСЫНШОКО» ПРОХЛАДНЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР
«Золотой век Российской науки»
(Классный час в 5-6 кл.)
Классный руководитель:
Гудова Зарема Беталовна
Классный час «Золотой век Российской науки»
Сначала я делал открытия всем давно известные, потом не так давно известные, а потом и совсем новые...
К. Циолковский
План классного часа
I. Вступительная мотивационная беседа.
II. Устный журнал «Истоки»:
1. Золотой век российской науки (Передовая статья).
2. Отцы и основоположники (Зарисовки о великих ученых).
3. Русская сенсация (Заметки из-за рубежа).
4. Загадки без отгадок (Любопытные факты).
5. Люди науки не знают скуки (И в шутку и всерьез).
6. Почему из страны «утекают» умы? (Дискуссионный клуб)
7. Научная викторина (Адреналин).
III. Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
I. Вступительная мотивационная беседа
Классный руководитель. Ребята, поднимите руки, кто бы хотел стать инженером, изобретателем, ученым.
(Дети поднимают руки.)
Как видим, таких у нас в классе совсем немного. Сейчас престижно быть коммерсантом, юристом, бизнесменом. А между тем совсем недавно в нашей стране престижно было быть физиками и вообще учеными. Некоторые дотошные исследователи утверждают, что половина всех открытий в мире сделана в нашей стране (имеется в виду Россия, СССР, Российская Федерация). Но вот воспользоваться плодами всех открытий наших ученых мы, к сожалению, не сумели. Приходилось ли вам слышать такое выражение: «утечка умов»?
(Дети отвечают.)
Классный руководитель. Как вы его понимаете: чьи же это умы, куда и почему они утекают?
(Дети высказывают предположения.)
Да, вопрос этот непростой. Чтобы его обсуждать, нужно владеть определенной информацией. Думаю, что с помощью информации, полученной в ходе сегодняшнего классного часа, мы сможем дать более четкие и ясные ответы на вопрос: почему из страны «убегают» умы. Сегодняшний классный час посвящен истокам российской науки. Он пройдет в форме устного журнала, выпуск которого готовила группа журналистов из нашего класса. Передаю слово главному редактору (имя, фамилия).
II. Устный журнал «Истоки»
Здравствуйте. Предлагаем вашему вниманию специальный выпуск устного научно-популярного журнала «Истоки». Сегодня он посвящен российской науке. В журнале есть такие разделы-рубрики: «Новости»» «Зарисовки», «Зарубежные заметки», «Любопытные факты», «И в шутку и всерьез», «Дискуссионный клуб» и даже раздел «Адреналин», где вас ждет захватывающее соревнование за право носить звание «Способный к науке» или «Способный к открытию». Познакомьтесь, пожалуйста, с содержанием сегодняшнего номера {читает с доски). Итак, открываем первую страницу журнала. «Золотой век российской науки» - так называется передовая статья, которую подготовил (имя, фамилия).
Золотой век российской науки
XX в. можно смело назвать веком российской науки. В самом начале века на научном небосклоне России сияли такие звезды, как Д. Менделеев, К. Циолковский, И. Павлов, И. Мечников, В. Бехтерев, Н. Жуковский. Затем эстафету научных открытий подхватили С. Королев, А. Туполев, И. Курчатов, Д. Сахаров, М. Келдыш, Л. Ландау и др. Они вывели российскую науку в число мировых лидеров.
Парашют и противогаз, радио и телевидение, телеграф, авиацию и космонавтику, Периодическую систему химических элементов, фотосинтез, лазеры, синтетический каучук, электросварку, витамины, наркоз, высокооктановый бензин, танкеры, трактора, танки, нефтепроводы, теплоходы, паровозы, тепловозы, лучшие в мире подводные лодки, компьютерные томографы, систему трехфазного тока - все это придумали российские ученые. В XX в. 10 русских ученых были удостоены Нобелевской премии. Среди них физиологи И. Павлов и И. Мечников, химик Н. Семенов, физики: П. Черенков, И. Тамм, И. Франк, Л. Ландау, Н. Басов, П. Капица, А. Прохоров. К сожалению, некоторые ученые оказались на Западе. Своими идеями и открытиями оно обогатили другие страны. Сейчас в России ученым живется нелегко, но многие из них не изменяют своему призванию, продолжают делать открытия, служить своему народу.
Загадки без отгадок
--- Новость, которую вам сообщат (имена, фамилии), имеет отношение и к прошлому, и к настоящему российской и всей мировой науки. Потому что речь пойдет о загадках, которые наука пока не может разгадать.
--- Есть такой всемирно известный журнал «Science» - в переводе на русский - «Наука». Этому журналу исполняется 125 лет. К своему юбилею журнал напечатал список величайших загадок, которые стоят перед современной наукой. Из всех этих загадок редакторы выделили 25 самых главных. Это проблемы, которые волнуют все человечество и могут быть решены в течение ближайших 25 лет. Итак, список величайших научных загадок по версии журнала «Science».
--- Первой в списке значится тайна, волновавшая человечество с древнейших времен: строение Вселенной и материи. Больше всего ученых волнует тайна темной материи и темной энергии, из которых состоит 95% всего сущего. Может быть, ученые никогда не узнают ответа на этот вопрос, но в процессе поисков люди смогут больше узнать о природе. Вторая загадка - природа сознания, мышления - это тоже пока тайна. Дальше идут такие проблемы (ведущие 7, 8 читают строки по очереди):
- На сколько можно увеличить продолжительность жизни человека?
- Что происходит в недрах Земли?
- Существуют ли во Вселенной братья по разуму?
- Когда и где зародилась земная жизнь?
- Разнообразие видов: почему в одних местах обитают сотни животных и растений, а в других - единицы?
- Можно ли создать вакцину от СПИДа?
- Чем грозит глобальное потепление?
- Чем человечество заменит нефть?
- Рост населения Земли и ограниченность ресурсов: как достичь всеобщего благосостояния, не опустошив планету?
--- Великие загадки всегда были лучшим стимулом для новых открытий. Они подталкивали ученых к поиску решений. 1.
---- А от себя мы бы могли добавить к этому списку еще одну загадку без отгадки. Например, никто в мире не знает, что такое нефть. Эту загадку будут разгадывать уже новые поколения ученых. Может быть, кто-то из вас и найдет отгадку.
Люди науки не знают скуки
---- Познакомившись с биографиями ученых, мы пришли к выводу, что люди науки не знают скуки. Так назвали свою подборку рассказов наши корреспонденты (имена, фамилии). Их рассказы мы поместили в рубрику «И в шутку и всерьез».
---- «Чемоданных дел мастер» - так называли Дмитрия Ивановича Менделеева. Любимым его занятием на досуге было изготовление чемоданов и рамок для портретов. Материалы для этих работ он закупал в Гостином дворе. Однажды, выбирая нужный товар, Менделеев услыхал за спиной вопрос одного из покупателей:
- Кто этот почтенный господин?
- Таких людей знать надо, - с уважением в голосе ответил приказчик. - Это чемоданных дел мастер господин Менделеев.
В 1895 г. Менделеев от болезни глаз потерял зрение, но даже вслепую продолжал клеить чемоданы.
---- А я назвала свой рассказ «Собака Павлова». Как все мы знаем, Иван Петрович Павлов ставил опыты на собаках. Но известна история, в которой собака невольно поставила опыт на Павлове.
Этот опыт комичный и грустный. Когда Иван Павлов только женился, он вынужден был жить в доме своего брата, холостяка. В доме у них часто бывали гости, и тогда братья шутя подкалывали друг друга: один высмеивал холостяцкую жизнь, другой смеялся над тягостями семейных уз. Однажды во время такой шутливой перепалки брат ученого крикнул своей собаке: «Принеси туфлю, которой жена бьет Ивана Петровича». Собака послушно побежала в соседнюю комнату и вскоре торжественно вернулась обратно с туфлей в зубах, вызвав взрыв хохота и гром аплодисментов у гостей. Может быть, это был условный рефлекс, но ученый больше никогда не подшучивал над холостяцкой жизнью своего брата.
----«Циолковский, цыплята и центрифуга». Эти три слова - не пример к правилу написания гласных после буквы «ц». Это название моего короткого рассказа об опытах Константина Эдуардовича Циолковского. По его расчетам выходило, что во время ускорения Движения ракеты тело человека будет испытывать страшные перегрузки. В 21 год Циолковский построил первую в мире центробежную машину (предшественницу современных центрифуг) и провел на ней опыты с разными животными. Вес рыжего таракана был увеличен в 300 раз, а вес цыпленка - в 10, без малейшего для них вреда. Так тараканы и цыплята внесли свой вклад в развитие космонавтики.
---- А известный ученый, изобретатель телевидения Владимир Козьмич Зворыкин чуть было не угодил за свои опыты под революционный трибунал. Дело было в Петрограде сразу после Февральской революции 1917 г., когда солдаты, почувствовав свободу, стали жаловаться в трибунал на офицеров. В. Зворыкин служил в офицерской радиошколе, ставил опыты с радиоприборами. Однажды его тоже вызвали в трибунал. Один из солдат пожаловался на то, что Зворыкин «издевался» над ним, заставляя подолгу повторять цифры в «дырочку», а сам в это время в соседней комнате копался в каком-то аппарате. К счастью, в трибунале попались грамотные люди, которые поняли, что дырочки - это микрофон, а аппарат - это радио, и суд отпустил изобретателя. После этого Владимир Козьмич твердо решил бежать из России и продолжить свои научные опыты в Америке.
Почему из страны «утекают» умы?
--- А теперь добро пожаловать в дискуссионный клуб. Нам кажется, что с помощью нашего журнала вы получили достаточно информации, чтобы обсудить вопрос: почему из страны «утекают» умы? Ведет дискуссию классный руководитель (имя, отчество).
Классный руководитель. Действительно, умы - это наши ученые, инженеры, изобретатели. Но почему же они «утекают» за границу?
Примерные ответы детей:
- Раньше трудно было выехать за границу, а сейчас это сделать легко.
- Раньше все были патриотами, сейчас патриотизм пропал.
- В России раньше были знаменитые заводы, стройки, нужны были современные приборы и машины. А сейчас строят только супермаркеты и торговые центры. Ученые не могут найти применения своим знаниям.
- За границей очень хорошие условия для науки: инструменты, техника для исследований самая современная.
- За границей ученым больше платят.
- Наших ученых специально переманивают иностранные фирмы, потому что им можно меньше платить, хотя работают они за троих.
- В Европе и Америке образование стоит дорого, поэтому фирмам лучше пригласить ученого из России, тем более что у нас очень хорошие институты.
Классный руководитель. Подумайте, хорошо или плохо это для нас, что ученые уезжают из России?
Примерные ответы детей:
- Это хорошо, это реклама стране, ее образованию.
- Плохо: уедут лучшие, некому будет учить молодежь, и качество науки упадет.
- Хорошо: они поработают за границей, а потом и у нас, в России, сделают все по мировым образцам.
- Плохо: ученые не возвращаются. У них за границей складывается новая жизнь. А дома нужно все начинать сначала.
- Для страны хорошо, что предатели уезжают. Останутся настоящие патриоты.
- Патриотизм здесь ни при чем. Для ученого главное - это возможность работать, а за границей ему дают эту возможность.
- Ученый может сделать открытие, которое поможет всем людям, в том числе и его народу, например найти лекарство от рака. Те, кого он вылечит, не будут его обвинять в предательстве, а будут благодарить. И гордиться, что он наш, из России. Есть долг перед Родиной, а есть долг перед наукой. Если ученый чувствует свое призвание, что он должен сделать открытие, которое поможет всему человечеству, какая разница, где он будет работать - дома или за границей.
Классный руководитель. А теперь так и напрашивается еще один вопрос: «Если бы президентом был я...», что бы я сделал, чтобы удержать наши умы на Родине?
Примерные ответы детей:
- Повысил бы зарплату.
- Запретил бы уезжать.
- Отнимал бы диплом.
- Построил бы заводы, институты.
- Приказал бы догнать и перегнать Америку.
- Пригласил бы иностранцев, чтобы они тут сделали новейшие лаборатории.
- Построил бы русскую Силиконовую долину и, наоборот, со всего света стал бы приглашать ученых. И своим бы платил побольше.
И т. п.
Классный руководитель. Спасибо за предложения, спасибо всем, кто решил высказаться по очень важной и большой проблеме. Пусть сегодня мы не нашли ее решения, да и мало что зависит от нас. Но очень скоро вы вырастете и именно ваши решения и поступки будут влиять на жизнь в стране.
Научная викторина
----На последней страничке - немножко адреналина - ну о-о-очень научная викторина! Ее проведут (имена, фамилии).
---Вопросы у нас сегодня трудные. Поэтому за каждый правильный ответ назначена награда - золотая медаль «Способный к наукам».
--- Кто медаль получает, тот научными способностями обладает!
---Можно отвечать в одиночку, а можно обсуждать всем коллективом...
(По очереди задают вопросы всему классу. Дети поднимают руки, отвечают, ведущие вручают медали.)
1. Этот ученый привез в Россию первую Нобелевскую премию. Кто это? (Академик И. Павлов.)
2. Этого ученого называли «первый наш университет». А потом и университет назвали его именем. Кто это? (М.Ломоносов.)
3. Этого ученого, изобретателя телевидения, назвали «русским подарком Америке». Кто это? (В. Зворыкин.)
4. Эти животные самые первые прошли космические испытания на центрифуге. Какие это животные? (Тараканы, цыплята.)
5. Поговаривают, что она приснилась этому ученому во сне. Но главное - она прославила его на весь мир. О ком и о чем идет речь? (Д. Менделеев. Периодическая таблица.)
6. Русский А. Попов и итальянец Г. Маркони оказались причастными к появлению очень полезного аппарата, который есть в каждом доме. Что это за аппарат? (Радио.)
7. У этого изобретателя были золотые руки слесаря, портного и токаря. Однажды он увидел, как большую шелковую шаль пропустили через маленькое колечко. И у него родилась идея изобретения! Свой аппарат он назвал РК-1, что расшифровывается так: «Русский, Котельникова, модель первая». А первые испытания были проведены в 1912 г. Что же это был за аппарат? (Авиационный парашют.)
8. В 1720 г. в Петербурге, на Неве, изобретатель-самоучка Ефим Новиков в присутствии Петра I провел испытания «потайного» аппарата. После испытаний пришлось спасать весь экипаж. Что это был за аппарат? (Подводнаялодка.)
9. Этот «Илья Муромец» в XX в. родился и в Первой мировой войне на бой пригодился. Да не один, а с целым эскадроном таких «Муромцев» немцев бил. Что это за богатырь? (Самолет Игоря Сикорского «Илья Муромец».)
10. Шла Первая мировая война. Выдающийся российский химик Николай Зеленский изобрел очень нужное для армии устройство. Правда, чтобы испытать его, пришлось наполнить комнату хлором. Испытания прошли успешно, и это устройство было взято на вооружение. До сих пор оно служит всем армиям мира. Что это за предмет? (Противогаз.)
---А теперь вопросы похитрее, для тех, кто умеет мыслить нестандартно.
---За ответы на такие вопросы назначена у нас другая медаль - «Способный к открытиям».
(Ведущие по очереди задают вопросы. Дают слово детям, те отвечают. За правильные ответы вручаются медали.)
1. Два путника подошли к реке, им нужно переправиться на другой берег, но в лодку может сесть только один. Как им переправиться? (Очень просто, если они стоят на противоположных берегах. Хитрость в том, что в условии не сказано, что эти два человека находились на одном берегу.)
2. Вы зашли в темную кухню, где есть свеча, газовая плита и керосиновая лампа. Что вы зажжете в первую очередь? (Спичку.)
3. Как правильно сказать: «Три да четыре суть пять или три да четыре есть пять»? (И то, и то неправильно. Согласно арифметике три да четыре будет семь, а не пять.)
4. Электровоз идет на север со скоростью 80 км в час, ветер западный, скорость ветра 20 км в час. В каком направлении идет дым? (У электровоза дыма не бывает.)
5. Шел человек в город, по дороге догнал трех своих знакомых. Сколько человек шло в город? (4.)
6. Шел человек в город, а навстречу ему шли четверо его знакомых. Сколько человек шло в город? (/.)
7. Лежат три яблока, два вы забрали. Сколько у вас яблок? (2.)
8. В коробке вперемешку лежат носки - красные и черные. Если вы собираетесь в темноте, сколько минимально надо взять носков, чтобы получилась хотя бы одна пара одного цвета? (3.)
9. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (72.)
10. Что в России на первом месте, а во Франции на втором? (Буква «р».)
--- Наша викторина закончилась. Мы очень рады, что у нас не осталось медалей.
------ Это значит, что в нашем классе полно ребят способных к науке и способных к открытиям!
III. Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. На классном часе мы затронули проблемы, которые как будто далеки от вас. Считаете ли вы полезной Для вас информацию об истоках российской науки, ее золотом веке? Волнуют ли вас вопросы «утечки умов» из России? Или вы чувствовали себя простым потребителем этой информации?
Примерные ответы детей:
- Мне все равно, я ученым быть не собираюсь и в инженеры не пойду.
- Хоть ученым быть не собираюсь, считаю полезной информацию о наших открытиях. Появляется гордость за свою страну.
- А мне по барабану! Пусть хоть все уедут. Потом будут обратно проситься, а мы не пустим.
- Я себе представила тех, кто после революции уехал из России. У них, наверное, сердце разрывалось, когда они прощались с Родиной. Они ехали не за деньгами и славой. Мне их очень жалко. Нельзя, чтобы у нас повторялось такое!
- А мне жалко тех, кто сейчас уезжает, хотя и рада за них, что они смогут стать богатыми и знаменитыми.