Тема урока | Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и составление диаграмм. |
Тип урока | Открытие новых знаний. |
Цель урока | Создать условия для знакомства со столбчатыми диаграммами. |
Задачи урока | - познакомить с разными видами диаграмм; формировать умение читать столбчатые диаграммы и переводить их данные в таблицу; -Развивать монологическую речь, коммуникативные умения. -Воспитывать умение слушать и понимать учителя, умения работать в коллективе. |
Планируемый результат | Предметные умения: -научить читать диаграммы; -самостоятельно решать практические задачи -использовать осознанно знания, полученные на уроке -оказывать и принимать помощь при затруднениях | Личностные УУД: высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Метапредметные УУД: Познавательные УУД: научатся самостоятельно формулировать проблему, использовать научные методы познания; умения сравнивать, делать выводы. Регулятивные УУД: уметь ставить цели и уметь их планировать. Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, формулировать выводы из изученного материала. |
Основные понятия | Диаграмма. |
Межпредметные связи | Развитие речи |
Ресурсы: основные, дополнительные | Учебник М. И. Моро Математика 4 класс, 1 часть Ручка, карандаш, презентация, карточки с заданиями. |
Организация пространства | Индивидуальная, фронтальная. |
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организация и мотивация учебной деятельности. | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виктория Алексеевна, и сегодня, я проведу у вас урок математики. Прозвенел звонок! Ты готов начать урок? Всё ль на месте? Все ль в порядке? Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получить Только лишь оценку «5»! (Слайд 1) Учебники на край стола, тетради перед собой. | Здравствуйте! Садятся на свои места. |
2. Актуализация и пробное учебное действие. | Начнем с разминки. Проведем небольшую самостоятельную работу. Я раздам вам карточки. 1 вариант. 1 вариант 1)216 · 3= 4)657: 3 = 2)103 ·7= 5)936:4= 3)84 · 6= 6)927:9= 2 вариант. 1)136 ·4= 4)546:6= 2)109 ·5= 5)848:4= 3)96 ·3= 6) 936:2= Продолжим наш урок решением логических задач. 1.Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (2) 2.У трех сестер по одному брату. Сколько детей в семье? (4) 3.В комнате 4 угла. В каждом углу сидит щенок. Напротив каждого щенка – три щенка? Сколько щенят в комнате? (4) 4.У животного две правые ноги, две левые ноги, две ноги спереди, две ноги сзади. Сколько ног у животного? (4) 5.Шли три котенка. Один впереди, один между двумя, и один позади двух. Сколько котят? (3) А теперь поработаем с геометрическим материалом .Посмотрите на слайд.(слайд 2) - Из каких фигур составлена елочка? Сколько этих фигур? Молодцы! Сколько треугольников на этом рисунке?(слайд 3) . Какие фигуры были использованы при изображении домика?(слайд 4) | -2 -4 -4 -4 -3 - Из треугольников; 6 фигур. -3 - Прямоугольник, треугольник, многоугольник, круг, квадрат. |
3. Выявление места и причины затруднения. | Ребята, посмотрите на слайд.(слайд 5) Давайте с вами разгадаем слово. 126 : 7 = (А) 360 : 10 = (Г) 103 • 7 = (М) 29 • 5 = (Д) 84 : 3 = (Р) 482 : 2 = (И) 145 | 241 | 18 | 36 | 28 | 18 | 721 | 721 | 18 | Д | И | А | Г | Р | А | М | М | А | - А теперь попробуйте сформулировать тему урока. - Чему бы вы хотели научиться на уроке? | Находят значение выражений, применяя знания таблицы умножения и деления, расставляют ответы и составляют слово ДИАГРАММА -Узнаем, что такое диаграмма, для чего она нужна, учиться чертить диаграмму. -Научиться чертить диаграммы, решать задачи с помощью диаграммы |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | - А что же такое диаграмма? (Слайд 6) Диаграммы – это рисунки или чертежи, на которых числа или значения величин изображены отрезками, полосками(столбиками),частями круга или другими фигурами. - Может кто-то знает какие-нибудь виды диаграмм? Бывают : «столбчатая», «круговая», «линейная» диаграмма(слайд 7) Сегодня мы познакомимся со столбчатой диаграммой. Диаграммы нам нужны, Диаграммы так важны. Строй их правильно и Будешь ты умнее. И читать ты их учись, В каждой ведь заложен смысл. Результат ты сможешь изучить быстрее. Ребята, откройте страницу 16. - Прочитайте определение, что такое диаграмма? - Рассмотрите рисунок. - Что такое масштаб? - Найдите на рисунке масштаб. - Чему он равен? - Масса какого животного больше? - Меньше? Как узнали? | -Узнаем, что такое диаграмма, для чего она нужна, учиться чертить диаграмму. -Научиться чертить диаграммы, решать задачи с помощью диаграммы -Это рисунки или чертежи, на которых числа или значения величин изображены отрезками. - на рисунке показано сколько кг в одной клетке. -1 кг. - щенка - утки - Сравнили отрезки. |
5. Реализация построенного проекта Первичное закрепление с проговариванием во внешней среде. | Посмотрите на номер 81. (слайд 8) -Ребята, на рисунке изображена столбчатая диаграмма. -А кто мне скажет, какой масштаб на этом рисунке? -Правильно, 4 человека изображают одной клеткой. -Давайте посчитаем учащихся в 1 классе. -Как мы это сделаем? -Для начала посчитаем сколько зеленых клеточек. Зеленых клеточек у нас 6. А одна клеточка это 4 человека. Для того чтобы узнать кол-во детей в 1 классе нужно 4-масштаб · 6 (кол-во клеточек)=24. -Получилось 24 человека в 1 классе. -Теперь давайте посчитаем, кол-во детей во 2 классе. -4 ·7=28. -Посчитаем кол-во детей в 3 классе. -4 ·6=24 -Посчитаем кол-во детей в 4 классе. -4 ·5=20 -А теперь давайте посчитаем сколько всего детей вместе. -Что мы для этого сделаем? Ребята перечертите эту таблицу к себе в тетрадь и запишите полученные результаты.( слайд 9 ) - В каком классе наибольшее количество учеников? - Не производя расчет, можно ли определить, в каком классе наибольшее количество учеников? - Какие данные нужны для того, чтобы построить диаграмму? | -4 - Во 2 классе - Используя диаграмму, можно определить какой отрезок больше - Чему равен масштаб, количество детей в каждом классе |
Физминутка | Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.) Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.) Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.) Головою три кивка. (Движения головой.) На четыре - руки шире, (Руки в стороны.) Пять - руками помахать, (Махи руками.) Шесть — на место сесть опять. (Присели.) | |
6. Включение в систему знаний и повторений. | Ребята, посмотрите на страницу 17, номер 83.(слайд 10) -Что показано на диаграмме? -Кто из мальчиков занял 1 место? -Какую высоту удалось взять Роме? Юре? -На сколько сантиметров прыжок Олега был выше, чем прыжок Гены? -Как мы это вычислили? Молодцы. | |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. | А теперь откройте страницу 18. Запишите в тетрадях самостоятельная работа. И выполните номер 5. Решаем только первые два столбика. Проверка по слайду (слайд 11) - Если нет ни одной ошибки - ставим оценку 5. - Если есть одна ошибка - ставим оценку 4. - Если две или больше ошибок - тот не справился с заданием. | Выполняют задание самостоятельно. |
8. Итог урока. | - Что нового узнали? - Что исследовали? - Чему учились? - Какой вид диаграммы использовали в работе? - Вам было интересно строить диаграммы? | -Что такое диаграмма -Диаграммы -Строить и читать диаграммы -Столбчатую |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | - Теперь я предлагаю вам самим оценить свои знания. - У вас на партах лежат конверты, а в них яблочки. Зеленое яблочко. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке. Желтое яблочко. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно. Красное яблочко. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов. - Вы все сегодня хорошо поработали. Урок окончен. До свидания! | Оценивают свою деятельность. Прощаются. |
10. Домашнее задание | Карточки. | |
Учитель/Артюхова В.В. /_____________________ Методист/Манько Н.Н./______________________