- выполнять правила школьной жизни и речевого этикета при взаимодействии с учителем и одноклассниками.
- составлять план решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками при определении понятий «родственные слова», «корень слова»;
- корректировать и оценивать успешность решения учебной задачи.
- устанавливать причинно- следственные связи и построение логической цепи рассуждения при определении признака «Родственных слов»
- проводить анализ и классификацию родственных слов по существенным признакам.
- учебник Соловейчик М.С., Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» 2 класс, тетрадь – задачник;
- проектор, экран, компьютер, карточки со словами для работы в парах, цветные звёзды;
Этап урока и его цели | Деятельность учащихся | Деятельность учителя Содержание урока Учитель приветствует и организует быстрое включение в урок в стихотворной форме Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте Внимательно посмотрите на девиз нашего урока: «Учитесь…. открывать!» -А что будем открывать, вы узнаете из следующего задания | Планируемые результаты |
1.Мотивация к учебной деятельности Цель: создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Учащиеся приветствуют учителя Учащиеся читают девиз урока | Личностные УУД - выполнение нравственно- этических норм - мотивирование к учебной деятельности |
2.Актуализация знаний – Цель: организовать повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Учащиеся делят слова, записанные на карточках, работая в парах. - Слова: плип, куркушата, мрякала не имеют смысла, а слова: машина, облако и игрушка имеют своё значение - Главное в слове - значение |
Записанные на карточках слова разделите на 2 группы. Машина, плим, игрушка, куркушата, мрякала, облако. -По какому принципу разделили слова на 2 группы?
- Проверим выполненное задание
-Что главное в слове? | Личностные УУД - проявление познавательный интерес к русскому языку Познавательные УУД - умение структурировать знания при определении лексического значения слова Коммуникативные УУД - учиться работать в паре , формулировать собственное мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению. |
3.Постановка учебной проблемы Цель: выявить место затруднения, зафиксировать во внешней речи причину затруднения, организовать постановку темы и цели урока. | Читают слова, определяют лишнее слово. Объясняют свой выбор. - В 1 группе лишнее слово – рисовая( у слова другое значение) Во 2 группе лишнее слово – друг ( все родственники) Учащиеся выдвигают свои версии, но доказать не могут | На слайде записаны слова: Рисунок, рисовать, рисовая. Брат, сестра, мама, друг, папа. - Подумайте и назовите в каждой группе лишнее слово. Объясните свой выбор. - Если люди происходят из одного рода, семьи. Как их называют? - Подобное явление наблюдается и в языке. -Попробуйте назвать тему нашего урока и определить цели Проблемные вопросы -Какие слова называют родственными? -Почему возникли затруднения? -Чего мы ещё не знаем? | Регулятивные УУД целеполагание определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем при определении понятия «родственные слова» Познавательные УУД Общеучебные - постановка и формулирование проблемы - умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме Логические - выдвижение гипотез, их обоснование, доказательство при определении понятия «родственные слова» |
4.Открытие нового знания: анализ проблемной ситуации, поиск решения проблемы, решение проблемы Цель: уточнение опознавательных признаков родственных слов и составление алгоритма по их выявлению. | Дети отвечают на вопросы учителя - Близкие по значению Ребята участвуют в учебном диалоге с учителем и одноклассниками Осуществляют поиск необходимой информации в учебнике и сравнивают свои предположения. -Родственные слова - это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова. -У родственных слов есть общая часть и общее значение. Дети анализируют слова и дают ответы на вопросы. В первой группе оставшиеся слова будут родственными, имеют общую часть и одинаковое значение. Во 2 группе, слова не родственные. Учащиеся составляют план действий по определению родственных слов Найти общую часть в слове Выявить общее значение. | 1.Работа по учебнику стр 6-7, упр281 -Почему слово сахарница так называется? _ Что общего между словами сахар и сахарница? -А варенье? -А что значит солить? - Можно ли их назвать родственными? - А кто ответит на вопрос Антона, слова сахар и конфета родственные? Ведь конфета сладкая? -А варенье и компот? Они же их ягод? - Какие есть предположения? 2Работа с учебником. С.7 - Давайте узнаем, как учёные определяют, что такое родственные слова. Прочтём важные сведения из учебника. (работа с правилом) - Так какие слова называют родственными? 3- Давайте проанализируем и определим: являются ли слова конфета и сахар, варенье и компот родственными? - Кто поделится своим мнением: есть ли в этих словах общая часть? -Есть общее значение? (можно объяснить слова, с помощью одного и того же слова) 4.- Давайте вернёмся к группам слов и определим правильно ли мы нашли лишние слова Рисунок, рисовать, рисовая. Брат, сестра, мама, друг, папа - А будут ли являться родственными оставшиеся слова? Почему?
- Что же нужно сделать, чтобы найти родственные слова? (составим план действий) | Личностные УУД - проявление познавательного интереса к русскому языку при определении понятия «родственные слова» Регулятивные УУД - составление плана решения учебной задачи совместно с учителем при определении понятия «родственные слова» Познавательные УУД Общеучебные: - поиск и выделение необходимой информации в учебнике. Логические: - анализ, классификация родственных слов по существенным признакам; - выдвижение гипотез, их обоснование при определении понятия «родственные слова»
Коммуникативные УУД: - выполнение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем и одноклассниками(принятие разных мнений, нахождение общего решения) при определении понятий «родственные слова» |
5. Физминутка | Учащиеся выполняют физминутку под музыку | | |
6.Первичное закрепление Цель: зафиксировать новое знание в речи и знаках (выделение корня) | Учащиеся записывают слова в столбик и находят общую часть родственных слов Отвечают на вопросы учителя Учащиеся выполняют знаково- символическое моделирование при выделении корня. | Работа с учебником стр 7, упр 283 -Соберём семью родственных слов. -Как вы их узнаете? (Рыба, ловить, рыбка, окунь, рыбачить, рыбный). -Запишите родственные слова в столбик. По какому признаку собрали? Назовите общую часть в словах. Найдите ответ в учебнике : как называется общая часть родственных слов? Кто скажет: что хранит в себе корень? Проблемный вопрос. -Давайте ответим на вопрос Антона, как же искать в слове корень? -Подскажите Антону как действовать? - Отметьте корень в записанных словах. | Регулятивные УУД : - прогнозирование и осуществление контроля способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану (эталону, образцу); Познавательные УУД: - умение осознанно строить речевые высказывания ; -знаково- символическое моделирование (выделение корня) Коммуникативные УУД: - выполнение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем и одноклассниками(принятие разных мнений, нахождение общего решения) при определении понятий «родственные слова» |
7.Применение новых знаний на практике Цель: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание | Выполняют письменное упражнение при написании родственных слов Дети выполняют самопроверку по эталону. | -Используя, полученные знания, выполните самостоятельную работу по вариантам: 1, вариант запишите в столбик слово солонка, а 2 вариант - слово сахарница - Выберите для указанного слова родственные и допишите их в столбик. Выделите корень в родственных словах. ( Соль, солить, солнечный , солёный ) ( Сахар, сахарить, сахарный, сладкий) - Проверим выполненное задание. Все ли слова подошли? Почему? | Регулятивные УУД: - корректирование и оценка успешности решения учебной задачи. Познавательные УУД: - осознанно строить речевое высказывание |
8.Рефлексия учебной деятельности Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, организовать самооценку. | Отвечают на вопросы учителя и делают самооценку. | - Расскажите об открытиях, сделанных на уроке. - Назовите план действий по определению родственных слов. -В заключение мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). - Поднимите соответствующую звёздочку: 1. Кто при выполнении заданий не испытывал затруднений и не допустил ни одной ошибки, возьмите жёлтую (самую яркую). 2.Кто при выполнении заданий допустил 1-2 ошибки и были небольшие затруднения, – зелёную. 3.Если испытывали трудности при выполнении– голубую. (Дети показывают звёзды.) - Посмотрите. Сколько жёлтых звёзд. - Я очень рада, что этот урок для вас был интересным и познавательным. | Личностные УУД : - самооценивание успешности/неуспешности учебной деятельности - - нравственно-этическое оценивание проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности. Познавательные УУД – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме Коммуникативные УУД – - построение речевых высказываний |