СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знакомство с искусственным интеллектом

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс «Знакомство с искусственным интеллектом» является вводным к программе «Искусственный интеллект» для общеобразовательных школ и предназначен для преподавания в 3 классах. Программа курса составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования (приказ Минпросвещения №287 от 31 мая 2021 г.) Данный курс предназначен для системного и целенаправленного знакомства учащихся начальной школы с понятием искусственного интеллекта и связанными с ним технологиями, методами, инструментами. Данный курс способен занять существенное место в системе универсальных учебных действий, формируемых у учащихся, что является одной из ключевых задач начального образования.

Просмотр содержимого документа
«Знакомство с искусственным интеллектом»


МБОУ Татарская школа имени В. А. Матросова









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования

«Знакомство с искусственным интеллектом» для обучающихся 3 классов



























Пояснительная записка



Курс «Знакомство с искусственным интеллектом» является вводным к программе «Искусственный интеллект» для общеобразовательных школ и предназначен для преподавания в 3 классах. Программа курса составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования (приказ Минпросвещения №287 от 31 мая 2021 г.) Данный курс предназначен для системного и целенаправленного знакомства учащихся начальной школы с понятием искусственного интеллекта и связанными с ним технологиями, методами, инструментами. Данный курс способен занять существенное место в системе универсальных учебных действий, формируемых у учащихся, что является одной из ключевых задач начального образования.

Данный курс опирается на фундаментальные дидактические принципы, такие, как практико-ориентированность, научность и доступность, целостность и непрерывность, а также разнообразие методов учебно-познавательнои исследовательской деятельности: развивающее обучение, сторителлинг и программно-проектный подход. Это создает необходимые условия для формирования ключевых для начального образования универсальных учебных действий, таких, как построение моделей решаемых задач, в том числе, нестандартных.

Цель и задачи курса. Главной целью изучения курса «Знакомство с искусственным интеллектом» является становление у учащегося устойчивого интереса к освоению данной области знания и формирование у него базовых представлений о возможностях взаимодействия с технологиями искусственного интеллекта для решения прикладных задач, продуктивного использования на благо себе и окружающих. Задачи курса: приобретение учащимся опыта практической, проектной и творческой деятельности с использованием готовых инструментов искусственного интеллекта, формирование у него представлений об эффективном использовании технологий искусственного интеллекта в своей жизни.

Целевая аудитория курса. Учащиеся 3 классов общеобразовательных школ.

Место курса «Знакомство с искусственным интеллектом» в учебном плане. Уроки курса «Знакомство с искусственным интеллектом» могут проводиться в 3 классах в качестве факультативного курса или кружка.

Цели изучения курса «Знакомство с искусственным интеллектом» в начальной школе

Курс «Знакомство с искусственным интеллектом», состоящий из серии уроков для учащихся начальной школы, носит пропедевтическую функцию. Он предназначен для подготовки младших школьников к систематизации знаний в сложноорганизованной, но одной из наиболее перспективных областей научного и технологического знания. Это — стратегически важное направление, которое обозначено в Национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации» в качестве одной из сквозных цифровых технологий, обеспечивающих ускоренное развитие приоритетных отраслей экономики и социальной сферы. Принятая в 2019 г. Национальная стратегия развития искусственного интеллекта ставит задачи разработки и внедрения модулей по искусственному интеллекту в рамках образовательных программ всех уровней, включая начальное общее образование, а также совершенствования системы подготовки кадров в этом направлении. На решение данной задачи и направлен настоящий курс.

Данная программа содержит несколько аспектов представления области искусственного интеллекта, которые связаны с пониманием ИИ как научной области и технологии. Во-первых, фокус на приложениях ИИ в рамках целостной картины мира младшего школьника, которая формируется на уроках окружающего мира, математики, родного языка, изобразительного искусства. На уроках курса «Знакомство с искусственным интеллектом» школьники должны получить представление о том, насколько глубоко современные технологии искусственного интеллекта проникли в жизнь человека и общества, насколько широки возможности его применения. Вместе с тем внимание учащихся обращается на то, что эта взаимосвязь порождает множество вопросов этического и правового характера, а также вопросов, связанных с безопасностью. Школьники должны усвоить, что технологии искусственного интеллекта используют как инструмент достижения различных целей — экономических и социальных, но при этом могут быть затронуты интересы разных сторон. Это может быть как вопрос непосредственного применения технологий, так и ситуации, когда принятие решения остается за алгоритмом. Важно представление о ситуациях небрежного и даже неправомерного применения технологий.

Второй аспект — это отдельные сферы прикладного использования технологий искусственного интеллекта. На курсе младшие школьники узнают о машинном обучении, обработке естественного языка и голосовых помощниках, компьютерном зрении и способах применения искусственного интеллекта в науке, искусстве, спорте и играх. В ходе освоения этого материала у школьников формируется интерес к изучению отдельных областей искусственного интеллекта, закладывается база для освоения предмета в средних и старших классах.

Курс «Знакомство с искусственным интеллектом» носит междисциплинарный и комплексный характер. С одной стороны, в нём синтезируются знания и умения учащихся, полученные ими на уроках гуманитарного и естественнонаучного циклов. С другой стороны, в нём есть и теоретическая, и практическая составляющие. Младшие школьники знакомятся с областями применения и базовыми понятиями дисциплины, а также в ходе игровых и практических занятий получают опыт активной, творческой деятельности по осмыслению возможностей и перспектив развития технологий искусственного интеллекта.

Программа курса «Знакомство с искусственным интеллектом» для начальной школы разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечивает реализацию трёх групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Учебно-тематический план

Поурочное планирование курса рассчитано на 34 часа.

На всех занятиях предполагается практическая деятельность учащихся.

п.п.

Название темы

Количество часов

Общее

Теория

Практика

1.

Введение в искусственный интеллект: технологические

решения

2

1

1

2.

Дидактическая игра

4

2

2

3.

Роль искусственного интеллекта в жизни человека: этика и

регулирование

3

2

1

4.

Компьютерное зрение

4

2

2

5.

Машинное обучение в искусстве

3

2

1

6.

Машинное обучение в играх

4

1

3

7.

Машинное обучение в науке

3

1

2

8.

Голосовые помощники

4

2

2

9.

Машинное обучение в спорте

3

1

2

10.

Проект «Искусственный интеллект в образовании»

4

1

3

ИТОГО

34

15

19





















Тематическое планирование

п.п.

Наименование

темы

Краткое содержание

Виды учебной деятельности


1.

Введение в

искусственный интеллект: технологические решения

Искусственный интеллект, машинное обучение, робототехника, беспилотные автомобили,

интеллектуальные игры, голосовые помощники, произведения искусства, создаваемых с помощью алгоритмов машинного обучения. Перспективы развития IT индустрии в области искусственного интеллекта. Особенности профессий в сфере искусственного интеллекта.

Голосовые помощники

(Google Assistant, Алиса и т.д.) и программы для обработки изображений на основе технологий машинного обучения (Vinci, DeepArt.io).

Аналитическая: анализ примеров использования искусственного интеллекта в робототехнике, голосовых

помощниках и интеллектуальных играх.

Коммуникационная: ответы на вопросы учителя, в том числе дискуссионные.

Практическая: практика использования голосовых помощников для поиска ответов на интересующие участников вопросы.

Рефлексивная: итоговая

коллективная рефлексия по

пройденным материалам

урока в формате «6 шляп».

2.

Дидактическая игра

Алгоритм распознавания визуальных образов. Алгоритмы действия

голосовых помощников. Типы интеллектуальных задач.

Дидактическая игра.

Организация взаимодействия в группе. Продуктивная коммуникация. Аргументация своего мнения.

Аналитическая: Решение задач на классификацию, распознавание,

предсказание.

Практическая: участие в дидактической игре «Кто нас ждет в зоопарке».

Коммуникационная: работа в команде, проведение обсуждения в группе.

Рефлексивная: коллективная рефлексия по итогам игры.


3.

Роль искусственного интеллекта в жизни человека: этика и регулирование.

Вопросы безопасности при использовании искусственного человека.

Этические аспекты

технологии. Общественные и государственные способы регулирования использования технологий искусственного интеллекта.

Аналитическая: анализ рисков, возникающих при

использовании

искусственного интеллекта в жизни и в работе.

Коммуникационная: ответы на вопросы учителя, участие в групповом обсуждении при

выполнении заданий.

Рефлексивная: итоговая рефлексия в формате ярмарки идей.

4.

Компьютерное

зрение

Алгоритмическое

обнаружение, отслеживание и классификация объектов. Роль зрения в получении человеком информации. Практикум в распознавании объектов и

выделении ключевых признаков предметов. Эвристический прием

«морфологический ящик».

Ярмарка идей.

Аналитическая: общие подходы к распознаванию лиц, текстов, цифр и других объектов..

Практическая: практикум в распознавании объектов и выделении ключевых признаков предметов.

Коммуникационная: ответы на вопросы учителя, участие в групповом обсуждении при выполнении заданий.

Рефлексивная: итоговая рефлексия в формате ярмарки идей.


5.

Машинное обучение в искусстве.

Возможности применения искусственного интеллекта в художественном творчестве. Специфика применения

систем машинного обучения в различных видах искусства. Компьютерное творчество на

основе технологий

искусственного интеллекта:

GPT-2, Flow Machines,

«Новый Рембрандт».

Аналитическая: анализ возможностей применения технологий искусственного интеллекта в искусстве.

Практическая: практика использования сервисов GPT-2, Flow Machines,

«Новый Рембрандт».

Коммуникационная: ответы на вопросы учителя, участие в групповом обсуждении при выполнении заданий.

Рефлексивная: обсуждение в формате SWAT или кьюбинг


6.

Машинное обучение

в играх

Технологии применения машинного обучения в играх.

Автомат Кемпелена, машину

Торреса Кеведо, механизм

«Ниматрон», программа

EDSAC. Практикум по игре Баше, онлайн тренажеры по шахматам. Дискуссия по теме «С кем играть: человеком или компьютером?»

Аналитическая: Анализ специфики преимуществами, рисками, этическими и эмоциональными аспектами применения технологий

машинного обучения в играх Практическая: практика в игре Буше, применении онлайн тренажеров по интеллектуальным играм

(шахматам и т.д.).

Коммуникационная: групповое обсуждение выигрышных стратегий игр.

Рефлексивная: Дискуссия по теме «С кем играть:

человеком или компьютером?»


7.

Машинное

обучение в науке

Использование технологий машинного обучения в науке. Возможности интеллектуальных информационных систем для сопровождения научно-

исследовательской

деятельности. Проект WolframAlpha. Сервисы iNaturalist или Teachable

Machine.

Аналитическая: основных достижений науки и технологических решений в области

обучения,

развития этого направления в научных и прикладных исследованиях.

Практическая: индивидуальная

групповая

исследовательская работа на

Анализ

машинного перспектив

или




основе сервиса iNaturalist или Teachable Machine.

Коммуникационная: ответы на вопросы учителя, участие во фронтальной беседе и групповом обсуждении при выполнении заданий.

Рефлексивная: групповая рефлексия итогов занятия.


8

Голосовые помощники

Интеллектуальные

диалоговые системы.

Виртуальные помощники, их ключевые функции.

Интеграция помощников с другими технологиями. Игра с использованием голосового помощника Алиса.

Аналитическая анализ ключевых функций голосовых помощников.

Практическая командная игра с голосовым помощником Алиса.

Коммуникационная:

групповое обсуждение в процессе решения командных задач.

Рефлексивная: Итоговая рефлексия проводится на основе метода ранжирования. Объектом ранжирования являются функциональные возможности голосовых помощников.

9

Машинное обучение в спорте.

Возможности использования технологий машинного обучения в спорте. Интерактивная беседа. Приложение «Здоровье», умные часы, электронные таблицы. Контроль

физического состояния учащегося.

Аналитическая анализ факторов физического состояния и возможность их

контроля с помощью технологий искусственного интеллекта.

Практическая: игра по мониторингу физического состояния на основе мобильных приложений и умных устройств.

Рефлексивная: групповая рефлексия итогов занятия

10

Проект

«Искусственный интеллект в образовании».

Обзор возможностей искусственного интеллекта в различных сферах деятельности. Командный

проект. Разработка презентации коллективного проекта. Защита проекта.

Практическая: планирование, разработка и презентация проекта.

Коммуникационная: участие во командном обсуждении при выполнении заданий.

Рефлексивная: рефлексия по итогам выполненных и защищенных проектов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!