ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА»
ПЛАН-КОНСПЕКТ
открытого занятия: «ЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
в группе кружка «Кружевница» основного уровня обучения
Руководитель кружка: Пыжова Н.А
Докучаевск 2016г.
Тема урока: «ЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Цели занятия:
образовательная: ознакомить воспитанников с основными, дополнительными цветами, научить удачно сочетать цвет в одежде, согласно пропорций фигуры; сформировать навыки учебного труда: понимание задания, продумывание хода его выполнения, подготовка к активной работе, соблюдение рационального режима труда; умело сочетать различные цветовые оттенки; применять на практике навыки и умения, полученные на занятиях; применять цвет и его свойства для повышения производительности труда;
воспитательная: воспитание интереса к вязанию; содействовать эстетическому воспитанию учащихся; воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий, силы воли, настойчивости, упорства; соблюдение техники безопасности, санитарно-гиенических условий труда; воспитывать доброжелательное отношение учащихся друг к другу, воспитывать взаимоуважение, приучать работать в коллективе;
развивающая: развивать эмоциональные качества и чувства учащихся, создавая на уроках эмоциональные ситуации радости, занимательности, используя яркие примеры, иллюстрации, демонстрации, воздействующие на чувства обучаемых; развивать волевые качества учащихся, самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении используя творческие задания, поощрение настойчивости при решении задач, устранение опеки при оказании помощи в выполнении заданий; развивать трудолюбие, аккуратность, исполнительские умения, внимание, творческие задатки и способности детей, применять имеющиеся знания на практике.
творческий подход к выполнению любой работы.
Оборудование: выставка работ воспитанников, инструкции по технике безопасности, цветовой круг, раздаточный материал: тесты.
Тип занятия: комбинированное занятие.
Форма проведения: рассказ – беседа, проверка знания – тестирование.
Место проведения: ДДДЮТ
Аудитория: воспитанники кружка «Кружевница», руководители творческих объединений ДДЮТ
Дата проведения:
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационная часть:
1.Контроль посещаемости.
2.Проверка готовности к уроку.
3. Сообщение темы и целей урока.
II. Сообщение теоретических сведений:
Что такое цвет?
Эмоциональное воздействие цвета на человека и его работоспособность.
Составные части радуги:
а) основные цвета;
б) промежуточные цвета;
в) взаимно дополнительные цвета;
г) нейтральные цвета.
4. Сочетание различных цветов в костюме.
5. Цвет и работоспособность.
Ш. Закрепление изученного материала по теме: «Значение цвета в жизни человека» - тестирование.
IV. Физкультпауза.
V. Практическая работа.
VI. Подведение итогов занятия.
Начиная свой день, вы взглянете в окно – голубое ли небо, если весна; рдеет ли желтый лист, если осень; зимой белый снег; летом яркая зелень деревьев… Какой цвет бросится в глаза как знак хорошей погоды?! Или, может быть, за окном сырое небо, влажный туманный денек? С первого взгляда, с первого ощущения — цвет.
Он окружает нас повсюду. Как только с наступлением дня открываются глаза — они начинают отмечать различные цвета, беспокоя или радуя вас. И все предметы в комнате, и все, что встречает вас на улице,— все имеет свою окраску.
Цвет — это щедрое выражение богатства природы, ее жизненной приспособляемости, то — радость бытия, его украшение.
Не случайно слово «бесцветный» обозначает безрадостный, неинтересный, почти никакой...
Цвет притягивает человека, как звук, впечатляет своей гармонией, как музыка. Значение цвета в жизни человека не ограничивается только областью эстетики, его значение гораздо шире.
Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, религиозных и мистических учениях.
Древняя символика красок и ее интерпретация в различных культурах находят подтверждение в современных теориях взаимосвязи цвета и эмоционально-волевых теориях взаимосвязи цвета и эмоционально-волевых состояний людей.
ЦВЕТ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
В настоящее время ученые активно пытаются использовать влияние цвета на человека в производственной и бытовой сферах, а также в рекламном бизнесе.
Вот некоторые общие характеристики воздействия цветов на человека: переход в помещение от желтого цвета к синему успокаивает. По розовому полу ходят с опаской, по коричневому уверенно. Белый люминесцентный свет раздражающе действует на нервную систему, а желтовато-оранжевый свет ламп способствует творческому мышлению и хорошему настроению.
Каждый цвет несет определенную эмоциональную нагрузку, которую необходимо учитывать при стимулировании трудовой деятельности.
Сочетание красного и сине-зеленого цветов стимулирует общую работоспособность; желтый или желто-зеленый с оранжевыми снимает умственное утомление, а желтый – способствует умственной деятельности.
Во время работы оптимальны желто-зеленые тона в различных сочетаниях и оттенках.
Все мы видели сияющую в небе радугу. Зрелище это всегда вызывает восторг. Так вот радугу с неба художник «достал» и разложил волшебство ее цвета на составные части. Так из прекрасного явления природы люди создали науку, и научились пользоваться цветом. Вот она здесь перед вами, нарисованная художником, эта радуга.
Тут три основных цвета: красный, желтый, синий. В них, в этих трех цветах, заключено несметное богатство — от их смешения зависит бесконечное количество цветов и оттенков.
Цветосочетание — это, как мелодия в музыке. Недаром говорят: «звонкий» или «глухой» цвет. Это просто, кажется, что яркий, чистый цвет напоминает высокий, звонкий голос, а темный, глубокий тон вызывает в памяти низкое глухое звучание.
Для того чтобы грамотно разбираться в цветах и их сочетаниях, надо сначала ознакомиться с природой цвета. Вот тут-то и помогает радуга! Если мысленно продлить радугу, она образует цветовой круг, где между тремя основными цветами — красным, желтым, синим — располагаются так называемые промежуточные: между красным и желтым — оранжевый, между желтым и синим — зеленый, между синим и красным — фиолетовый.
Промежуточный цвет можно получить от соединения двух основных: оранжевый — от красного с желтым, фиолетовый — от красного с синим, зеленый — от синего с желтым.
Зная закон соединения основных цветов, и вы можете сами составить краску, добившись нужного оттенка. И белые нитки покорно ответят вашему выбору!
Тона, которые в цветовом круге находятся один против другого, называются взаимно дополнительными цветами. Таким образом, дополнительный к красному будет зеленый, к синему — оранжевый и т. д. Эти дополнительные цвета очень контрастны по отношению друг к другу. В каких-то случаях это броское, резкое сочетание выглядит красиво, но им надо пользоваться осторожно, принимая во внимание назначение вещи. Существует еще одна группа цветов, к которой относятся белый, черный, серый — это цвета нейтральные. Нейтральные цвета выгодно подчеркивают основные или промежуточные.
Если мы посмотрим вокруг, то увидим, что существует множество оттенков какого-либо цвета – от светлого до темного. И можно создать красивую вещь, используя гамму тонов одного цвета.
Если взять плавный переход от голубого до темно-синего, что приходит в голову при виде голубого цвета? Просторное небо, прохладные воды озера, мерцание чистого цвета.
А вот оранжево-красные тона, с чем они ассоциируются? Огонь пылает оранжевым и красным цветом и вероятно, благодаря этим ассоциациям голубой, синий со всеми их оттенками считаются холодными цветами, а желтый, красный — теплыми.
Но эти, как будто взаимно исключающие друг друга цвета, прекрасно сочетаются, и холодно-голубой не гасит пламя красного, как оранжевый не поджигает синий.
Но подобно тому, как не всякое бездумное сочетание звуков рождает мелодию, так не всякое сочетание тонов рождает гармонию в цвете, то есть то цветовое звучание вещи, которое ласкает глаз и создает ощущение радостного соответствия задуманного с уже осуществленным.
Классическая трада – сочетание 3 цветов, которые расположены на одинаковом расстоянии один от другого (в вершинах равностороннего треугольника). Также стоит выбрать один доминирующий цвет, а два других – оттеняющие и дополняющие гавный.
Сочетание аналоговых цветов – мягкая, спокойная комбинация трех соседних цветов спектра. Выберете основной, дополняющий и акцентный тон, обязательно используя разные по яркости оттенки цвета.
Сочетание противоположных (комплиметарных) цветов. По теории цвета, каждый теплый цвет гармонично сочетается с противоположным ему холодным. Эти пары легко определить, используя спектральный круг (цветовой круг).
Сочетание комбинированных комплиментарных цветов – менее контрастный вариант сочетания противоположностей. Такая схема, когда один цвет комбинируется с двумя противоположными, близкими между собой, воспринимается глазом более гармонично.
Прямоугольная схема - сочетания состоит из двух пар, в каждой из которых присутствует противоположный цвет и соответствующий ему аналоговый. Этот вариант более разнообразен, но требует точного соблюдения баланса основного и дополнительных цветов.
Цветовая гармония не ограничивается 4-мя цветовыми сочетаниями.
В цветовой круг можно вписать и шестиугольник, вершины которого укажут на расширенные цветовые созвучия.
Яркие, сочные цветовые сочетания можно разбавлять с помощью универсальных – черного, белого, серого и оттенка беж. Это хороший способ расширить цветовой диапазон, не рискуя переборщить и стать похожей на радугу.
За этим надо следить, это надо освоить, надо развить в себе вкус к цвету и его возможностям. Иначе послушная спицам шерсть никогда не превратится в красивую вещь. Иначе цвет (он ведь с юмором) может выставить вас в смешном виде. Вот оно шагает по улице — лиловое с красными и зелеными полосами!
В моменты неуверенности вспомните про цветовой круг и основные законы цветовой гармонии, в остальное время – доверьтесь своей интуиции и вдохновению!
И так, чтобы не выглядеть смешно, мы с вами ответим на вопросы теста по теме: «Все о цвете».
Физкультпауза.
Практическая работа по вязанию изделий.
Подведение итогов теста.
Домашнее задание.
Уборка рабочего места.
ТЕСТ
на проверку знаний, полученных на занятии.
Тема: «ВСЕ О ЦВЕТЕ»
1. Какие промежуточные тона располагаются между красным и желтым?
а) зеленый
б) фиолетовый
в) оранжевый
2. Промежуточный цвет фиолетовый можно получить при
соединении:
а) синего и желтого
б) красного и синего
в) красного с желтым
3. Дополнительный цвет к синему:
а) оранжевый
б) зеленый
в) желтый
4. Нейтральный цвет – это:
а) красный
б) серый
в) желтый
5. Какая цветовая гамма создает впечатление спокойствия и безмятежности?
а) от голубого до темно-синего
б) от желтого через оранжевый до красного
в) от желтого через зеленый до голубого
6. Какой цвет скрадывает полноту?
а) красный
б) синий
в) желтый
7. Увеличивает габариты фигуры:
а) крупная вязка в темных тонах
б) крупная вязка в светлых тонах
в) мягкая вязка в светлых тонах
КЛЮЧ
Вопрос | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Ответ | в | б | а | б | а | б | б |
приложение 1
Основной цветовой круг
приложение2
ЦВЕТОВОЙ КРУГ: ГАРМОНИЧНЫЕ СОЧЕТАНИЯ ЦВЕТОВ
Классическая триада – сочетание сочетание 3 цветов,
которые расположены на одинаковом расстоянии
один от другого (в вершинах равностороннего треугольника).
Также стоит выбрать один доминирующий цвет, а два других –
оттеняющие и дополняющие главный
Сочетание аналоговых цветов – мягкая, спокойная комбинация трех соседних цветов спектра. Выберете основной, дополняющий и акцентный тон, обязательно используя разные по яркости оттенки цвета.
приложение3
ЦВЕТОВОЙ КРУГ: ГАРМОНИЧНЫЕ СОЧЕТАНИЯ ЦВЕТОВ
Сочетание противоположных (комплиметарных) цветов. По теории цвета, каждый теплый цвет гармонично сочетается с противоположным ему холодным. Эти пары легко определить, используя спектральный круг (цветовой круг).
Сочетание комбинированных комплиментарных цветов –
менее контрастный вариант сочетания противоположностей.
Такая схема, когда один цвет комбинируется с двумя противоположными,
близкими между собой, воспринимается глазом более гармонично.
приложение4
ЦВЕТОВОЙ КРУГ: ГАРМОНИЧНЫЕ СОЧЕТАНИЯ ЦВЕТОВ
Прямоугольная схема сочетания состоит из двух пар, в каждой из которых присутствует противоположный цвет и соответствующий ему аналоговый. Этот вариант более разнообразен, но требует точного соблюдения баланса основного и дополнительных цветов.