СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Значение чтения в образовании, воспитании и развитии школьника"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной лекции для родителей раскрывается важная проблема настоящего времени - отсутствие интереса к чтению. Как заинтересовать ребёнка книгой, чтением? Ведь от этого зависит успешность его дальнейшего обучения.

Просмотр содержимого документа
«"Значение чтения в образовании, воспитании и развитии школьника"»

Значение чтения в образовании, воспитании и развитии школьника.


Провожая своего ребёнка в школу, каждый родитель надеется на то, что он будет хорошо учиться. Ведь в основном наши дети находчивые, сообразительные, любознательные. А как родители с упоением рассказывают о том, как дети ловко управляются с телефоном, компьютером…

И почему вдруг к 5 классу некоторые дети становятся безразличным к знаниям, инертными, не справляются даже с казалось бы несложными предметами? Хотя, как и прежде, ловко управляются с телефоном? Мы говорим, что ему трудно учиться, у ребёнка пропадает интерес к учёбе.

Как вы думаете?

Потому, что он не умеет читать. Не умеет выражать свои мысли.

Если задуматься, ведь освоение материала по разным предметам зависит именно от чтения: умения бегло читать, понимать прочитанное, выделять главную мысль, тему. А ведь усвоение программного материала зависит именно от этих умений. Именно неумение работать с текстом ведёт и к тому, что дети не решают задачи.

Мы живём в век информационных технологий. Снижение интереса к чтению можно объяснить появлением всё новых средств информации, особенно телевидения.

К сожалению, книга уходит из нашей жизни и, как результат, нынешние школьники читают хуже, чем их сверстники - 20 лет назад. А умение читать отражается на знаниях, на эрудиции. Не помню случая, чтобы хорошо владеющий навыками чтения ученик не успевал по школьной программе.

Особую озабоченность вызывает уровень навыков чтения в начальных классах, а ведь именно в начальной школе дети должны овладеть навыками выразительного, осознанного чтения. Лишь 70-75 % второклассников к концу учебного года, достигают нормативных требований, то есть читают доступный текст бегло, сознательно, выразительно при норме (70 слов в минуту 2 класс и 90 слов в минуту 3 класс). И, как результат, в 5,7 классах каждый третий школьник не владеет необходимыми навыками чтения. Не в этом ли причина снижения успеваемости школьников, начиная с 5 класса.

Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка ребенка читать.Хорошо читающие дети бывают чаще в семьях, где детей окружают книги, где есть традиции – чтения родителей и детей вслух, обсуждение прочитанного, совместные переживания. Дети видят, что книга постоянный спутник их отца и матери.В той семье, где родители не читают газет и книг, не бывают в театре, не интересуются выставками, очень трудно научить этому и ребёнка. Как бы мы не старались этому в школе, пример родителей в семье воспитывает многому. Поэтому мы обращаемся к вам: создайте условия дома, чтобы ваш сын или дочь полюбили чтение. Семейное чтение должно быть традицией. Если вы сами не любите читать, делайте хоть вид, что читаете. Пусть ваш ребёнок заинтересуется чтением.Обучая детей чтению, опирайтесь на их интересы. Ребенок, которого учили читать принудительно, неохотно пользуется этим своим умением. Больше играйте с детьми. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы.

  •  Если ребенок находится еще только на первых ступеньках овладения техникой чтения, не надо заставлять его подолгу читать. Лучше читать поменьше, но чаще. Почитал 5-7 минут и пересказал содержание абзаца. Через час – два еще 1 – 2 абзаца. Перед сном еще одна порция. Тем более, что читать перед сном полезно. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и в те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением.

  • Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа - полутора за один прием.

Обязательно объясняйте детям значение непонятных им слов.

Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. В режиме щадящего чтения ребенок читает 1 – 2 строчки и после этого получает краткий отдых.

Для того чтобы ребенок наглядно видел свой рост во владении техникой чтения, необходимо проверять технику чтения. Важно сравнивать результаты ребенка только с его личными результатами и обязательно хвалить.

Рассказывайте детям сказки.

Играйте, придумывайте вместе продолжение, умышленно сделайте ошибку при пересказе, пусть ребёнок найдет её. Так вы сможете проверить, понимает он прочитанное или нет.

Не всегда спешите сразу отвечать на детские вопросы – посоветуйте поискать ответы в книгах самостоятельно.

Не бойтесь признаться ребёнку в том, что вы чего – то не знаете, поищите ответ вместе.

Собирайте дома словари. Вырабатывайте у ребенка привычку обращаться к словарям и работать с ними.

Старайтесь приобретать и дарить детям хорошие книги, обязательно с надписью.

Вместе с ребенком создавайте такую библиотеку, чтобы в ней были разные книги, а не только фантастика и приключения.

Вместе покупайте, читайте, ремонтируйте книги, обсуждайте прочитанное. Пусть у ребёнка будет своя библиотека!

Обязательно запишите ребенка в районную библиотеку. Время от времени ходите туда вместе с ним, а потом он будет ходить туда самостоятельно.

Какие ещё практические советы можно сегодня дать?

Я даю детям список книг, которые можно читать в 1 классе.

Первое, это завести дневники чтения, в которые сначала вы будете вести вместе с детьми, а затем дети в них будут работать самостоятельно.

Второе, проводить тренинг по чтению.

Результаты можно фиксировать в том же дневнике чтения.

В таблице записать дату, разделить на 5 столбиков, вносить туда результат чтения.

Тренинг по чтению заключается в чтении одного и того же отрывка в течение 5 раз.

После каждого прочтения подсчитывается количество слов. Естественно, когда ребёнок будет читать пятый раз тот же самый текст, его результат будет лучше. Это вызовет положительные эмоции и желание читать ещё.

Тренинг желательно проводить ежедневно, в течение месяца.
Работа над техникой чтения – процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения учение будет значительно затруднено.

Существуют разные точки зрения на необходимую скорость чтения в конце начального обучения. В программе начальных классов она составляет 90–100 слов в минуту. Чтение вслух до 10 минут значительно улучшают скорость и качество чтения.

И помните, если ребёнок не будет к окончанию начальной школы читать 100 слов в минуту, вряд ли в дальнейшем он будет хорошо усваивать программный материал, а значит, хорошо учиться.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!