МЕТОДЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ, ПОСВЯЩЕННЫХ ИЗУЧЕНИЮ ТВОРЧЕСТВА ВЛАДИМИРА ГОФМАНА
В.А. Ганина
Научный руководитель – Л.Н.Борисова,
ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
Во все времена моральные мотивы главенствовали над нравственными поступками людей. Для этого учителю необходимо вести целенаправленную работу над формированием духовно-нравственного воспитания младших школьников, т.к. они являются основой нравственности и показателем результата воспитания [2]. Основной целью литературного образования является знакомство детей как с мировыми литераторами, так и с современными писателями нашего края, поэтому рассмотрим в данной статье возможности разных методов, способствующих духовно-нравственному воспитанию младших школьников на внеурочных занятиях, посвященных изучению творчества нижегородского писателя В.Н. Гофмана.
Накоплено множество различных систем методов, способов и форм работы с детьми, что затрудняет выбор их использования (беседа, рассказ, объяснение, дискуссию, работу с учебником и книгой и др.).
Проанализируем часто используемые методы. Первый метод – метод убеждения, который делится на мотивы-стимулы и смыслообразующие. Через убеждение учитель формирует у учащихся смыслообразующие мотивы, которые в нашем случае будут направлены на духовно-нравственное воспитание детей.
Следующий метод – это разъяснение. Является методом эмоционально-словесного воздействия на учащихся, отличается ориентированностью воздействия на личность. Использование этого метода основывается на знании особенностей класса и личностных качеств всех учеников класса. Для младших школьников применяются элементарные приемы и средства разъяснения: «Поступать нужно так, а не так», «Многие так сделают» и тому подобные утверждения. Применимо, когда учителю нужно каким-либо образом повлиять на сознание и чувства детей. Можно сделать вывод, что разъяснение основывается на внушении. Внушение также действует на личность в целом, восполняя недостающие установки и мотивы поведения, нравственные нормы.
Еще один метод, который целесообразно использовать – это этическая беседа. Целью такой беседы является формирование системы нравственных взглядов и убеждений, а также углубление нравственных понятий в сознании ребенка [1]. Учитель выслушивает и учитывает мнения детей, строит свои отношения с ними на принципах сотрудничества и равноправия. Предметом беседы обычно становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Учитель должен задавать нестандартные вопросы, предоставляя возможность ученикам находить на них ответы и прийти к правильному решению. В младшем возрасте нужно следовать от анализа конкретных фактов и их оценки до обобщения и самостоятельно сделанного учениками вывода.
В педагогической литературе приводится такой метод, как диспут. Диспут является активным спором на какую-либо тему, затрагивающую учеников. Диспуты полезны тем, что убеждения и мотивы вырабатываются при столкновении различных точек зрения и их сопоставления. Этот метод достаточно сложный и поэтому используется, в основном, в средних и старших классах. В начальной школе его можно использовать как прием, например, в этической беседе.
Чтобы заинтересовать младших школьников миром чтения и мотивировать их на знакомство с писателями нашего края, в том числе и с В. Н. Гофманом, в деятельности учителя должны присутствовать и активно применяться такие формы и способы внеурочной деятельности как внеклассное чтение, викторины, презентации, литературные конкурсы, биографические доклады и сообщения, исследовательские работы и проекты, участие в театральных постановках (инсценирование), литературные вечера. Используя такие методы изучения творчества Владимира Гофмана и других писателей, учитель имеет возможность сформировать предметные знания учащихся и способствовать развитию духовно-нравственного воспитания – детей, через анализ поведения героев произведений и их поступков с нравственной точки зрения, избегая механического заучивания информации или ее пассивного слушания.
В ходе организации внеурочной деятельности по литературному чтению, опирающейся на использование разных методов, которые были проанализированы при изучении и знакомстве с творчеством В.Н.Гофмана, обучающийся научиться чувствовать, анализировать, извлекать нравственные уроки из прочитанного и принимать верные решения в жизни.
Из всего вышесказанного можем сделать вывод, что в реальных условиях педагогического процесса методы духовно-нравственного воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение имеет не логика отдельных «уединенных» средств, а гармонично организованная их система. Без соответственного подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение воспитательного процесса к намеченной цели.
Список литературы
1. Рализаева Т. Г. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников [Текст] / Т. Г. Рализаева. – Санкт-Петербург: Специальная литература, 1997. – 168 с.
2. Яковлева, Н. М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач [Текст] / Н. М. Яковлева. – Челябинск: Наука, 1992. – 403 с.
Просмотр содержимого документа
«Методы духовно-нравственного воспитания младших школьников на внеурочных занятиях, посвященных изучению творчества владимира гофмана»
МЕТОДЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ, ПОСВЯЩЕННЫХ ИЗУЧЕНИЮ ТВОРЧЕСТВА ВЛАДИМИРА ГОФМАНА
В.А. Ганина
Научный руководитель – Л.Н.Борисова,
ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
Во все времена моральные мотивы главенствовали над нравственными поступками людей. Для этого учителю необходимо вести целенаправленную работу над формированием духовно-нравственного воспитания младших школьников, т.к. они являются основой нравственности и показателем результата воспитания [2]. Основной целью литературного образования является знакомство детей как с мировыми литераторами, так и с современными писателями нашего края, поэтому рассмотрим в данной статье возможности разных методов, способствующих духовно-нравственному воспитанию младших школьников на внеурочных занятиях, посвященных изучению творчества нижегородского писателя В.Н. Гофмана.
Накоплено множество различных систем методов, способов и форм работы с детьми, что затрудняет выбор их использования (беседа, рассказ, объяснение, дискуссию, работу с учебником и книгой и др.).
Проанализируем часто используемые методы. Первый метод – метод убеждения, который делится на мотивы-стимулы и смыслообразующие. Через убеждение учитель формирует у учащихся смыслообразующие мотивы, которые в нашем случае будут направлены на духовно-нравственное воспитание детей.
Следующий метод – это разъяснение. Является методом эмоционально-словесного воздействия на учащихся, отличается ориентированностью воздействия на личность. Использование этого метода основывается на знании особенностей класса и личностных качеств всех учеников класса. Для младших школьников применяются элементарные приемы и средства разъяснения: «Поступать нужно так, а не так», «Многие так сделают» и тому подобные утверждения. Применимо, когда учителю нужно каким-либо образом повлиять на сознание и чувства детей. Можно сделать вывод, что разъяснение основывается на внушении. Внушение также действует на личность в целом, восполняя недостающие установки и мотивы поведения, нравственные нормы.
Еще один метод, который целесообразно использовать – это этическая беседа. Целью такой беседы является формирование системы нравственных взглядов и убеждений, а также углубление нравственных понятий в сознании ребенка [1]. Учитель выслушивает и учитывает мнения детей, строит свои отношения с ними на принципах сотрудничества и равноправия. Предметом беседы обычно становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Учитель должен задавать нестандартные вопросы, предоставляя возможность ученикам находить на них ответы и прийти к правильному решению. В младшем возрасте нужно следовать от анализа конкретных фактов и их оценки до обобщения и самостоятельно сделанного учениками вывода.
В педагогической литературе приводится такой метод, как диспут. Диспут является активным спором на какую-либо тему, затрагивающую учеников. Диспуты полезны тем, что убеждения и мотивы вырабатываются при столкновении различных точек зрения и их сопоставления. Этот метод достаточно сложный и поэтому используется, в основном, в средних и старших классах. В начальной школе его можно использовать как прием, например, в этической беседе.
Чтобы заинтересовать младших школьников миром чтения и мотивировать их на знакомство с писателями нашего края, в том числе и с В. Н. Гофманом, в деятельности учителя должны присутствовать и активно применяться такие формы и способы внеурочной деятельности как внеклассное чтение, викторины, презентации, литературные конкурсы, биографические доклады и сообщения, исследовательские работы и проекты, участие в театральных постановках (инсценирование), литературные вечера. Используя такие методы изучения творчества Владимира Гофмана и других писателей, учитель имеет возможность сформировать предметные знания учащихся и способствовать развитию духовно-нравственного воспитания – детей, через анализ поведения героев произведений и их поступков с нравственной точки зрения, избегая механического заучивания информации или ее пассивного слушания.
В ходе организации внеурочной деятельности по литературному чтению, опирающейся на использование разных методов, которые были проанализированы при изучении и знакомстве с творчеством В.Н.Гофмана, обучающийся научиться чувствовать, анализировать, извлекать нравственные уроки из прочитанного и принимать верные решения в жизни.
Из всего вышесказанного можем сделать вывод, что в реальных условиях педагогического процесса методы духовно-нравственного воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение имеет не логика отдельных «уединенных» средств, а гармонично организованная их система. Без соответственного подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение воспитательного процесса к намеченной цели.
Список литературы
1. Рализаева Т. Г. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников [Текст] / Т. Г. Рализаева. – Санкт-Петербург: Специальная литература, 1997. – 168 с.
2. Яковлева, Н. М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач [Текст] / Н. М. Яковлева. – Челябинск: Наука, 1992. – 403 с.