СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы духовно-нравственного воспитания младших школьников на внеурочных занятиях, посвященных изучению творчества владимира гофмана

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЕТОДЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ, ПОСВЯЩЕННЫХ ИЗУЧЕНИЮ ТВОРЧЕСТВА ВЛАДИМИРА ГОФМАНА

В.А. Ганина

Научный руководитель – Л.Н.Борисова,

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»

 

Во все времена моральные мотивы главенствовали над нравственными поступками людей. Для этого учителю необходимо вести целенаправленную работу над формированием духовно-нравственного воспитания младших школьников, т.к. они являются основой нравственности и показателем результата воспитания [2]. Основной целью литературного образования является знакомство детей как с мировыми литераторами, так и с современными писателями нашего края, поэтому рассмотрим в данной статье возможности разных методов, способствующих духовно-нравственному воспитанию младших школьников на внеурочных занятиях, посвященных изучению творчества нижегородского писателя В.Н. Гофмана.

Накоплено множество различных систем методов, способов и форм работы с детьми, что затрудняет выбор их использования (беседа, рассказ, объяснение, дискуссию, работу с учебником и книгой и др.).

Проанализируем часто используемые методы. Первый метод – метод убеждения, который делится на мотивы-стимулы и смыслообразующие. Через убеждение учитель формирует у учащихся смыслообразующие мотивы, которые в нашем случае будут направлены на духовно-нравственное воспитание детей.

Следующий метод – это разъяснение. Является методом эмоционально-словесного воздействия на учащихся, отличается ориентированностью воздействия на личность. Использование этого метода основывается на знании особенностей класса и личностных качеств всех учеников класса. Для младших школьников применяются элементарные приемы и средства разъяснения: «Поступать нужно так, а не так», «Многие так сделают» и тому подобные утверждения. Применимо, когда учителю нужно каким-либо образом повлиять на сознание и чувства детей.  Можно сделать вывод, что разъяснение основывается на внушении. Внушение также действует на личность в целом, восполняя недостающие установки и мотивы поведения, нравственные нормы.

Еще один метод, который целесообразно использовать – это этическая беседа. Целью такой беседы является формирование системы нравственных взглядов и убеждений, а также углубление нравственных понятий в сознании ребенка [1]. Учитель выслушивает и учитывает мнения детей, строит свои отношения с ними на принципах сотрудничества и равноправия. Предметом беседы обычно становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Учитель должен задавать нестандартные вопросы, предоставляя возможность ученикам находить на них ответы и прийти к правильному решению. В младшем возрасте нужно следовать от анализа конкретных фактов и их оценки до обобщения и самостоятельно сделанного учениками вывода.

В педагогической литературе приводится такой метод, как диспут. Диспут является активным спором на какую-либо тему, затрагивающую учеников. Диспуты полезны тем, что убеждения и мотивы вырабатываются при столкновении различных точек зрения и их сопоставления. Этот метод достаточно сложный и поэтому используется, в основном, в средних и старших классах. В начальной школе его можно использовать как прием, например, в этической беседе.

Чтобы заинтересовать младших школьников миром чтения и мотивировать их на знакомство с писателями нашего края, в том числе и с В. Н. Гофманом, в деятельности учителя должны присутствовать и активно применяться такие формы и способы внеурочной деятельности как внеклассное чтение, викторины, презентации, литературные конкурсы, биографические доклады и сообщения, исследовательские работы и проекты, участие в театральных постановках (инсценирование), литературные вечера. Используя такие методы изучения творчества Владимира Гофмана и других писателей, учитель имеет возможность сформировать предметные знания учащихся и способствовать развитию духовно-нравственного воспитания – детей, через анализ поведения героев произведений и их поступков с нравственной точки зрения, избегая механического заучивания информации или ее пассивного слушания.

В ходе организации внеурочной деятельности по литературному чтению, опирающейся на использование разных методов, которые были проанализированы при изучении и знакомстве с творчеством В.Н.Гофмана, обучающийся научиться чувствовать, анализировать, извлекать нравственные уроки из прочитанного и принимать верные решения в жизни.

Из всего вышесказанного можем сделать вывод, что в реальных условиях педагогического процесса методы духовно-нравственного воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение имеет не логика отдельных «уединенных» средств, а гармонично организованная их система. Без соответственного подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение воспитательного процесса к намеченной цели.

 

Список литературы

1. Рализаева Т. Г. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников [Текст] / Т. Г. Рализаева. – Санкт-Петербург: Специальная литература, 1997. – 168 с.

2. Яковлева, Н. М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач [Текст] / Н. М. Яковлева. – Челябинск: Наука, 1992. – 403 с.

Просмотр содержимого документа
«Методы духовно-нравственного воспитания младших школьников на внеурочных занятиях, посвященных изучению творчества владимира гофмана»

МЕТОДЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ, ПОСВЯЩЕННЫХ ИЗУЧЕНИЮ ТВОРЧЕСТВА ВЛАДИМИРА ГОФМАНА

В.А. Ганина

Научный руководитель – Л.Н.Борисова,

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»


Во все времена моральные мотивы главенствовали над нравственными поступками людей. Для этого учителю необходимо вести целенаправленную работу над формированием духовно-нравственного воспитания младших школьников, т.к. они являются основой нравственности и показателем результата воспитания [2]. Основной целью литературного образования является знакомство детей как с мировыми литераторами, так и с современными писателями нашего края, поэтому рассмотрим в данной статье возможности разных методов, способствующих духовно-нравственному воспитанию младших школьников на внеурочных занятиях, посвященных изучению творчества нижегородского писателя В.Н. Гофмана.

Накоплено множество различных систем методов, способов и форм работы с детьми, что затрудняет выбор их использования (беседа, рассказ, объяснение, дискуссию, работу с учебником и книгой и др.).

Проанализируем часто используемые методы. Первый метод – метод убеждения, который делится на мотивы-стимулы и смыслообразующие. Через убеждение учитель формирует у учащихся смыслообразующие мотивы, которые в нашем случае будут направлены на духовно-нравственное воспитание детей.

Следующий метод – это разъяснение. Является методом эмоционально-словесного воздействия на учащихся, отличается ориентированностью воздействия на личность. Использование этого метода основывается на знании особенностей класса и личностных качеств всех учеников класса. Для младших школьников применяются элементарные приемы и средства разъяснения: «Поступать нужно так, а не так», «Многие так сделают» и тому подобные утверждения. Применимо, когда учителю нужно каким-либо образом повлиять на сознание и чувства детей. Можно сделать вывод, что разъяснение основывается на внушении. Внушение также действует на личность в целом, восполняя недостающие установки и мотивы поведения, нравственные нормы.

Еще один метод, который целесообразно использовать – это этическая беседа. Целью такой беседы является формирование системы нравственных взглядов и убеждений, а также углубление нравственных понятий в сознании ребенка [1]. Учитель выслушивает и учитывает мнения детей, строит свои отношения с ними на принципах сотрудничества и равноправия. Предметом беседы обычно становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Учитель должен задавать нестандартные вопросы, предоставляя возможность ученикам находить на них ответы и прийти к правильному решению. В младшем возрасте нужно следовать от анализа конкретных фактов и их оценки до обобщения и самостоятельно сделанного учениками вывода.

В педагогической литературе приводится такой метод, как диспут. Диспут является активным спором на какую-либо тему, затрагивающую учеников. Диспуты полезны тем, что убеждения и мотивы вырабатываются при столкновении различных точек зрения и их сопоставления. Этот метод достаточно сложный и поэтому используется, в основном, в средних и старших классах. В начальной школе его можно использовать как прием, например, в этической беседе.

Чтобы заинтересовать младших школьников миром чтения и мотивировать их на знакомство с писателями нашего края, в том числе и с В. Н. Гофманом, в деятельности учителя должны присутствовать и активно применяться такие формы и способы внеурочной деятельности как внеклассное чтение, викторины, презентации, литературные конкурсы, биографические доклады и сообщения, исследовательские работы и проекты, участие в театральных постановках (инсценирование), литературные вечера. Используя такие методы изучения творчества Владимира Гофмана и других писателей, учитель имеет возможность сформировать предметные знания учащихся и способствовать развитию духовно-нравственного воспитания – детей, через анализ поведения героев произведений и их поступков с нравственной точки зрения, избегая механического заучивания информации или ее пассивного слушания.

В ходе организации внеурочной деятельности по литературному чтению, опирающейся на использование разных методов, которые были проанализированы при изучении и знакомстве с творчеством В.Н.Гофмана, обучающийся научиться чувствовать, анализировать, извлекать нравственные уроки из прочитанного и принимать верные решения в жизни.

Из всего вышесказанного можем сделать вывод, что в реальных условиях педагогического процесса методы духовно-нравственного воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение имеет не логика отдельных «уединенных» средств, а гармонично организованная их система. Без соответственного подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение воспитательного процесса к намеченной цели.


Список литературы

1. Рализаева Т. Г. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников [Текст] / Т. Г. Рализаева. – Санкт-Петербург: Специальная литература, 1997. – 168 с.

2. Яковлева, Н. М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач [Текст] / Н. М. Яковлева. – Челябинск: Наука, 1992. – 403 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!