СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Зимние подвижные игры для младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Зимние подвижные игры для младших школьников.»

Зимние подвижные игры для младших школьников на улице

Различные движения и упражнения на свежем воздухе являются эффективными средствами закаливания детей. В природных (уличных) условиях движения детей становятся более естественными и непринужденными.

Зимой, в холодное время года, длительность пребывания детей на воздухе сильно зависит от правильной организации их деятельности, от того, чем они занимаются: бродят от дерева к дереву или играют, двигаются и веселятся. Чем больше различных приспособлений находится на участке для прогулок, тем интереснее и разнообразнее можно проводить время. Если летом без специального оборудования для некоторых игр не обойтись, то зимой всегда можно использовать снег, из которого можно построить горки, снежные валы, снежные фигуры, мишенями могут служить деревья, стены и т. д.

Многие летние подвижные игры можно использовать и зимой: «Салки», «Колдунчики», «Гуси-лебеди» и т. д., но есть огромное количество игр, которые предназначены именно для снега и льда, что подразумевает зимнее время года (хотя упражнения и игры на коньках можно использовать в любое время года, ведь сейчас работает много катков), но даже катков со льдом зимой становится намного больше (заливаются хоккейные коробки), поэтому для коньков зима тоже является наиболее благоприятным периодом. Во многие игры зимой играть намного интереснее, чем в любое другое время года. Дети всегда с радостью встречают снег, а уж если им предоставляется возможность с ним поиграть, то они просто в восторге. Необходимо только следить за их состоянием, чтобы у всех была подходящая одежда и чтобы никто не замерз. Словесное сопровождение в играх можно не применять вовсе, чтобы дети на улице не застудили горло. Свисток тоже нередко используется на улице, ведь на холоде особо не накричишься, только не стоит брать железный свисток, который может примерзнуть к губам. Также не стоит злоупотреблять прыжками со снежных валов или комков, потому что ноги должны быть хорошо размяты и разогреты, иначе ребенок может получить травму. (Каждый, наверное, попадал в такую ситуацию, когда, спрыгивая казалось бы с невысокого препятствия, ощущал сильную боль в ноге или ногах. Зимой такая ситуация может случиться в любое время: чуть-чуть ребенок постоял, и ноги уже не готовы к прыжкам. Так что следует быть очень внимательными.)

Эти игры могут быть использованы не только на уроках физической культуры, но и на прогулках, в походах, зимних развлечениях.

Если чувствуете, что дети относятся к игре прохладно или вообще играть в нее не хотят не думайте, что виноваты дети, вполне возможно, что игра в данной вариации для них не подходит, вот и все. Так что всегда стоит пробовать что-то новое и экспериментировать.

ИГРЫ СО СНЕГОМ И НА СНЕГУ БАШНИ

Эту игру следует давать очень аккуратно, и если в классе неблагоприятная обстановка, то лучше ее вообще не проводить, потому что тогда она грозит получением травм.

Дети делятся на две равные команды, и обе команды строят башни из снежных комков. Башни желательно строить как можно крепче и выше, используя большое количество комков. Расстояние между башнями следует рассчитывать из возможностей играющих. Затем команды заготавливают снежки и складывает их за своими башнями. По команде, когда все готово, каждая команда стремится разрушить башни противника снежками. Можно прятаться за стенами, можно выходить в открытое поле.

Подходить к неприятельской башне близко опасно, т. к. противники могут ловить вражеских игроков и брать их в плен. Кто, спасаясь от неприятеля в «поле», упадет, считается раненым и выходит из игры. Игра заканчивается, когда все игроки одной команды взяты в плен или ранены или когда одна из башен разрушена до основания.

Второй вариант этой игры (иногда его называют «Защита крепости»).

Две команды по сигналу учителя приступают к сооружению снежных крепостей. Игра проводится, если на дворе оттепель и хорошо скатываются снежные комки. Контрольное время строительства 15-20 минут. По жребию определяется команда защитников и нападающих. Задача нападающих состоит в том, чтобы в максимально короткий срок захватить и полностью разрушить крепостные стены противника. Команде защитников разрешается отражать нападение атакующих снежками, толчками в грудь или плечо. Учителю необходимо внимательно следить за соблюдением правил и, возможно, даже удалять слишком нервных игроков. Он засекает время, за которое нападающие сумеют справиться с крепостью. После захвата крепости командам дается небольшой отдых, проводится обсуждение правил игры и их нарушений, которые были в первой половине игры. После чего команды меняются ролями. В каждой команде может выбираться флажконосец, который в конце игры должен водрузить флажок своей команды на крепость противника. По окончании игры, которая занимает практически все время урока, сравнивается время первых нападающих и вторых. Кто захватил крепость быстрее, тот и выиграл.

Можно сделать и так: если крепости ломать жалко, за каждой крепостью кладется доска на снежный холмик (как подкидная доска), один конец которой лежит на снегу, и на нем лежит снежок. Задача атакующих добраться до палки и ударить ногой по поднятой части доски так, чтобы снежок подлетел вверх. Если это удалось, то крепость считается взятой.

БЕГ ПО СЛЕДАМ

Дети делятся на две команды. Обе команды отправляются в путь. Им необходимо пройти 100 шагов (количество шагов можно менять). Идти всем необходимо след в след. Здесь многое зависит от направляющего, у которого в руках метка, которую он кладет, когда пройдет 100 шагов. Остальные дети проходят за ним (точно след в след). После метки дети уже могут ходить как угодно, но не портя свои 100 шагов и не портя тропинку противника. После того как обе команды пройдут, ведущий проходит (рядом с протоптанными следами) и проверяет, сколько раз оступились и не попали след в след дети. В какой команде было меньше ошибок, та и побеждает.

Другой вариант. Здесь необходимо много меток-следов (можно рисовать стрелки), которыми выкладывается замысловатый путь (своеобразная полоса препятствий), который сначала идет по ровной дорожке, потом по снежному валу, далее змейкой между деревьев и т. п. В конце пути должна быть особая метка, под которой закопана коробочка с призом. Команда, прошедшая дистанцию быстрее, побеждает, а можно сделать два пути, чтобы команды стартовали одновременно, но тогда необходимо рассчитать дистанцию, чтобы оба пути были равны как по сложности, так и по расстоянию.

А можно вообще не делиться на команды. Дети с удовольствием пробегут ради приза, а не только ради соревнования.

БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ

Задача игроков забираться на горку в необычных позах, на четвереньках, боком, спиной вперед, на прямых ногах и т. п. Кто быстрее и смешнее выполнит все подъемы, тот и побеждает. Так же можно проводить и спуски, но задача игроков не скатиться и не сбежать, а именно спуститься с горы в нелепых и смешных позах.

БРОСКИ СНЕЖКОВ

Игровая площадка делится на две части. Одна команда распределяется (произвольно) на одной половине, вторая на другой. Если снег хорошо лепится, то играют плотно слепленным снежком, если плохо, то можно использовать мешочки или мягкие мячики. Жребием выбирается команда, которая будет начинать. Подающий игрок с дальней линии своей площадки бросает снежок (бросок совершается навесом, способом снизу) на противоположную площадку. Задача находящихся там игроков его поймать. Тот, кто поймал, так же навесом бросает снежок обратно, и так до тех пор, пока одна из команд снежок не уронит. Уронившая команда проигрывает 1 очко. Подает команда, заработавшая очко. После каждой подачи подающий меняется (даже если он забил гол), чтобы все могли потренироваться делать броски. Играют определенное время или до заранее определенного количества очков.

Игру можно усложнить и разрешать подавать одновременно с двух сторон площадки. Но теперь все броски совершаются по сигналу одновременно. Например, с обеих сторон снежки были пойманы, поймавшие игроки ждут сигнала, после которого сразу же совершают бросок на площадку соперника.

В эту игру можно играть и в любое другое время года, но только зимой детям доставляет огромное удовольствие ловить мяч или снежок в падении. 

БРОСЬ ДАЛЬШЕ

Игроки встают перед линией броска. От линии броска отмечаются дорожки шириной по 2 м, количество дорожек определяется возможностями игроков. Игроки совершают броски по очереди. Задача каждого игрока снежком попадать в дорожки. Сначала все бросают в первую дорожку, затем во вторую и т. д. Те, кто промахиваются, следующий бросок повторяют в ту же дорожку. Кто первый попадет в самую дальнюю дорожку, тот и побеждает.

БЫСТРЫЕ И МЕТКИЕ

Эта игра состоит из двух этапов. Сначала играющие, разделившись на группы по 2-5 человек, получают задание скатать снежный ком. Каждая группа катает свой снежный ком в течение определенного времени - 5-8 минут, выигрывает группа, чей ком окажется самым большим.

Затем комья ставят один на другой: внизу самый большой, наверху самый маленький. Каждый играющий заготавливает себе снежки. По очереди с расстояния 6-8 шагов бросают их в голову фигуры, стараясь ее сбить. Побеждает тот, кому удалось это сделать.

Игра может быть и командной. Тогда делают две снежные фигуры. Выигрывает команда, игроки которой быстрее собьют голову фигуры противника.

ВДОГОНКУ ЗА МЯЧОМ

Играют на горке. Ребенок сам или ведущий катит мяч среднего размера с горки, а ребенок пытается его догнать, спускаясь с горки

заранее условленным способом (сидя, лежа). Если догнал, то получает 1 очко, если нет, не беда, можно попробовать снова. В конце всех заездов подводятся итоги, где и выявляется победитель - игрок, набравший больше всех очков.

В эту игру можно играть и на санках и на лыжах (только здесь достаточно будет только коснуться мяча лыжами или санками).

ВЕСЕЛЫЕ ВОРОБЫШКИ

Дети становятся в круг (в полукруг, если их немного), перед каждым у ног по одному снежку. В центре круга водящий - кошка. Дети-воробышки прыгают через снежок в круг и обратно. Кошка старается осалить воробышков, прежде чем те выпрыгнут из круга. Кого поймали (осалили), выбывает, и кто наступит на свой снежок, тоже выбывает. В конце игры подсчитать, какая кошка поймала больше воробьев. Необходимо похвалить тех, кто ни разу не раздавил свой снежок. [20]

ВЗЯТИЕ КРЕПОСТИ

На снеговой площадке очерчивается крепость размером 10 х 10 м с небольшим квадратом (кругом) в центре для пленных из лагеря нападающих. За границами крепости находится лагерь нападающих.

Одна команда идет в крепость защищать ее, а другая - в лагерь. Из лагеря начинается наступление на крепость. Атаку можно проводить по заранее продуманному плану. Задача нападающих - проникнуть в крепость. Соперник стремится захватить в плен всех нападающих.

Заканчивается бой, когда все игроки одной из команд будут взяты в плен или кто-нибудь из непойманных нападающих сумеет проникнуть в центр крепости и крикнуть: «Крепость взята!»

Участники игры могут подталкивать друг друга, перетягивать (за руки, за ноги), даже переносить на руках. Игрок команды защиты считается пленным, когда его перетянут или перенесут через границу крепости. Участник команды нападения, доставленный в центр крепости, взят в плен.

Действовать можно одному и двоим против одного противника. Если вмешается третий в борьбу против одного, он выбывает из борьбы. Пленный не имеет права вмешиваться в борьбу и помогать играющим. Он считается освобожденным, если его осалит свой игрок, не пойманный до момента прикосновения к пленному.

ГОРНЫЙ КОЗЛИК (НАХЧИРБОЗИ)

Эта таджикская игра является одним из вариантов ловишек. Выбирается 2-3 охотника, остальные - горные козлики. Игроки, изображающие горных козликов, ходят или бегают по всей площадке. По сигналу на площадку выбегают охотники со снежками, их задача подстрелить козликов снежками. Выбитые игроки замирают на месте. Охотникам дается определенное время или определенное количество снежков. В конце игры определяются лучшие охотники, сумевшие выбить больше всего игроков.

ДАЛЬНИЙ БРОСОК

Игроки лепят себе по три снежка. Их задача от очерченной линии бросить свой снежок как можно дальше (три снежка - это три попытки). Кто бросил дальше всех, тот и выиграл.

Соревнование лучше всего проводить дважды. Первый раз дети бросают правой рукой, второй раз - левой.

Можно провести командные соревнования. Обозначаются линия броска и еще две линии, близкий бросок и средний (расстояние определяется в зависимости от способностей игроков). Игроки делятся на 2-3 команды, и каждый игрок лепит себе 3-5 снежков. Стоя колонной, команды выходят на обозначенную линию метания и по сигналу учителя по очереди начинают бросать снежки на дальность. Учитель определяет результаты метания, начисляя командам очки: за ближний бросок (недобросил до ближней линии) - 1 очко; за средний (снежок попадает между ближней и средней линией) - 2; за дальний (если снежок перелетел среднюю линию) - 3 очка. Проводится 3-5 попыток (в зависимости от того, сколько снежков приготовили). После всех бросков подсчитывается количество очков у каждой команды.

Другой вариант может выглядеть т а к: игрок стоит спиной к площадке, его задача бросить снежок через себя как можно дальше. Можно кидать правой и левой рукой.

Для игры можно подбирать совершенно разные и необычные броски, например снизу, сбоку, от плеча и т. п. Главное, чтобы все игроки бросали одним способом.

ДВОЕ НА СНЕГУ

На снегу обозначается круг диаметром 2 м. Два соперника кладут себе на голову по снежку (можно сделать плоские снежки) и встают друг напротив друга, заложив руки за спину. По сигналу они пытаются или вытолкнуть друг друга из круга, или заставить противника уронить снежок. Уронивший снежок или вышедший из круга проигрывает.

Поправлять снежок во время поединка нельзя.

ДУЭЛЬ (КТО КОГО?)

Два соперника становятся друг напротив друга на расстоянии около 10 м, и каждый очерчивает вокруг себя круг диаметром 1 м. Третий, «секундант», бросает жребий, кому начинать. По сигналу секунданта первый игрок наклоняется, лепит снежок и бросает его в соперника. Затем «стреляет» второй игрок. Если оба попали или оба промахнулись, то игроки продолжают бросать снежки по очереди. Можно увертываться от снежка любым способом, но не выходя из круга. Если один попал, а другой промахнулся, то он уступает свое место следующему сопернику. Выигрывает самый стойкий дуэлянт (который поразил наибольшее число соперников). Целиться можно в любое место, кроме головы.

ЖИВЫЕ МИШЕНИ

Две команды строятся шеренгами лицом друг к другу на расстоянии 10-12 шагов. Каждый участник предстоящей перестрелки очерчивает вокруг себя круг радиусом полметра и лепит несколько снежков. Руководитель игры становится сбоку между шеренгами. По его сигналу «Первый начинай!» первый игрок одной из команд бросает снежок в игрока, стоящего напротив. При этом бросающий не имеет права выходить из круга. Тот, в кого бросают, может уворачиваться любым способом (приседать, подпрыгивать), но, не выходя из круга. Затем подается новая команда: «Первый отвечай!» Теперь уже игрок другой команды бросает ответный снежок.

Когда все игроки бросят по одному разу снежки друг в друга, судья подсчитывает число попаданий. За каждое попадание команде засчитывается 1 очко. После трех туров подсчитывается общее число очков, набранное командами. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Можно проводить игру с выбыванием после попадания снежком. Тогда игра заканчивается сравнительно быстро, т. е. когда все игроки, кроме последнего, выбиты из кружков. Этот игрок и приносит победу своей команде.

ЗАЙЦЫ И СОБАКИ

Это эстонская игра, которая носит название «Пейде».

Играют на слабо пересеченной местности. Из числа игроков выбирают двух-трех собак, двух-трех охотников, остальные игроки - зайцы. По сигналу зайцы разбегаются, прячась за деревьями и кустами (закапываться, ложиться или садиться на снег нельзя). Охотники и собаки в это время закрывают глаза и отворачиваются к стене (в противоположную сторону), чтобы не видеть, куда прячутся дети.

По сигналу ведущего охотники с собаками отправляются на поиски. Если собака находит играющего, она может звать охотника, но не имеет права задерживать игрока. Охотник должен попасть в зайца снежком, только тогда считается, что заяц пойман. Снежки можно кидать только в ноги. Играют до тех пор, пока все зайцы не будут пойманы или определенное время. Учитывая большое количество ловящих и ищущих (охотников и собак), игроки не успеют замерзнуть, и им придется еще побегать, чтобы оторваться от собак и опять скрыться из поля зрения.

ЗАПОЛНИ ЯМКУ

Перед каждой командой вырыта ямка 5-7 м. По сигналу игроки начинают бросать заранее заготовленные снежки в ямки. Какая команда быстрее заполнит ямку, та и побеждает.

Можно играть и на очки. Каждое попадание в ямку - это 1 очко. Кто быстрее наберет 10 очков, тот и побеждает (или та команда побеждает).

ЗИМА И ВЕСНА

Играющие, заготовившие снежки, становятся на середине площадки в две шеренги на расстоянии 2 м спиной друг к другу. Одна шеренга - команда «Зима», другая - «Весна». Ведущий называет одну из команд. Названная команда тотчас убегает за черту площадки. Игроки другой команды поворачиваются и стараются с места осалить снежками как можно больше убегающих. Число осаленных снежками подсчитывается. Затем все снова занимают прежние места на середине площадки, и игра продолжается. Побеждает команда, осалившая снежками большее число противников.

Осаленные снежками останавливаются на месте. После подсчета осаленных игроки лепят новые снежки.

ИЗЮМИНКА

На игровой площадке обозначается круг (диаметр круга зависит от количества играющих). Игроки делятся на две команды и выбирают себе капитанов. По жребию определятся команда, которая находится не в кругу, а за кругом. Игроки, находящиеся за кругом, берут по одному снежку. Так, чтобы не слышала команда противника, капитан распределяет номера между игроками. Потом команда подходит к кругу. Игроки держат снежки за спиной и начинают идти вокруг. Неожиданно капитан называет какой-то из номеров, и тот бросает снежок в тех, кто внутри. Игроки, в которых попали, выбывают. Капитан может назвать и себя. Так он называет различные номера, пока все игроки не совершат бросок (задача капитана сложна тем, что ему необходимо называть номера партнеров тогда, когда они находятся в наиболее выгодной позиции для броска). После чего подсчитывается количество выбитых и команды меняются ролями.

Игроки не должны бросать снежок в голову. А круг необходимо сделать такой, чтобы между уворачивающимися игроками и бросающими было не менее 3 м.

КАНАТОХОДЦЫ

Для игры необходим снежный вал высотой не менее 30 см и длиной не менее 4 м, ширину определяют в зависимости от способностей учеников. Игроки делятся пополам, половина встает с одной стороны вала, половина - с другой. Задача игроков пройти навстречу друг другу, разойтись и не свалиться. Игроки могут поддерживать друг друга, помогать (но только те, кто стоит на валу). Сначала переходят парами, один с одной стороны, один с другой, следующий начинает движение, только когда предыдущая пара уже спустилась. В конце на вал залезают все и идут навстречу друг другу, что намного усложняет выполнение упражнения, т. к. теперь надо обойти не одного, а многих. Выигрывают те, кто ни разу не упал.

КАТИТЬ, ТАК КАТИТЬ

Две-три команды скатывают из снега большой ком (такой, чтобы команда сама могла его перекатывать). Эти комы они подкатывают к горке, ставят их на одну линию, а затем по сигналу толкают свои комы как можно сильнее. Чей ком укатится дальше, та команда и побеждает.

Потом из этих комков внизу горки можно что-нибудь слепить: фигуру или крепость для дальнейших игр.

КОРОЛЬ ЗВЕРЕЙ

Выбирается водящий - король зверей. Остальные дети - звери. Каждый зверь должен сказать королю свое название, но так, чтобы другие не слышали (гепард, волк, медведь, заяц и др.). Звери выстраиваются в один ряд (одну шеренгу) перед королем (в 3-4 м от него). У ног короля лежат снежки. Король называет какого-нибудь зверя, тот должен развернуться и убежать как можно дальше, а король в это время наклоняется, берет снежок и бросает в убегающего. Если попадает, то тот идет к королю и помогает ему. После того как король выбьет 2-3 зверей, он может крикнуть: «Ловлю всех зверей!» Все бегут, а он с помощниками старается снежками выбить как можно больше «зверей» из оставшихся.

Все броски должны совершаться от обозначенной линии, у которой лежат снежки, переступать через нее бросающим нельзя. После 3-4 пойманных зверей можно поменять короля.

КТО ВЫШЕ ПОДПРЫГНЕТ?

Игра хорошо развивает силу ног. Играют на пологом склоне горы. Задача игроков, выстроившихся в начале горы, прыжками двигаться снизу вверх по склону. Играть можно на скорость, тогда победителем является тот, кто быстрее запрыгнет на самый верх, или на количество прыжков - кто сделает меньше прыжков, тот и побеждает.

КТО ДАЛЬШЕ?

Игроки становятся в шеренгу, у каждого в руке снежок. По сигналу - все одновременно стараются бросить снежок как можно дальше. Чей снежок пролетит дальше, тот и победил. Провести броски как правой, так и левой рукой.

КТО САМЫЙ ЛОВКИЙ?

Для игры необходимо сделать параллельно один другому 2-3 одинаковых снежных вала (длина 2-4 м, ширина 20-45 см, высота не менее 30 см); за концом каждого вала, на расстоянии 3-4 м от него, чертится круг диаметром 70-80 см, в котором лежит снежок, а дальше на расстоянии 2-3 м (расстояние можно менять в зависимости от способностей играющих) - еще один круг. Дети по одному встают на конец снежного вала и по сигналу быстро проходят по нему, спускаются на снег, добегают до первого круга, встают в его середину, берут снежок и бросают его в следующий круг. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее выполнил задание. Можно засчитывать по одному очку за выполнение каждого этапа (равновесие на валу, бег, метание).

Варианты игры: играть командами, по количеству валов, выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

Вместо сплошных валов из снега делаются ряды «кочек», на расстоянии 25-40 см одна от другой. Дети идут, перепрыгивая или перешагивая с кочки на кочку. В остальном игра продолжается так же, как и в первом варианте.

Зима – волшебное время. Не прячьтесь от мороза! Одевайтесь потеплее и бегите на улицу! Даже зимой можно придумать множество интересных подвижных игр. Это так важно для детей. Ведь все знают, чтобы не замерзнуть, нужно побольше двигаться. Итак, «чем же можно заняться кроме лепки снежной бабы и катания с горы?» – спросите вы. Да чем угодно.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!