СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Зима – покой природы

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Урок является составной частью темы «Времена года. Зима – покой природы».  Главная цель этой темы  – познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы. На основе знаний зимних явлений проводится знакомство со свойствами снега и льда.    На момент проведения данного урока учащиеся осознано усвоили особенности погоды зимой,  особенности живой и неживой зимней  природы:

- знакомы с зимними явлениями; 

 - называют признаки зимы;

- называют особенности  жизни растений и животных зимой, особенности жизни людей зимой (зимние игры, одежда);

- умеют работать в группах.

Просмотр содержимого документа
«Зима – покой природы»

Предмет: «Мир и человек»

Тема урока: «Зима – покой природы».

Класс: 1 «Б»

Учитель: Ямашева О. В.

Цель урока: сформировать представление детей о свойствах снега, льда, о погодных явлениях, происходящих в природе зимой.

Задачи урока ознакомления с новым материалом:

Познавательные задачи: познакомить учащихся со свойствами льда и снега.

Развивающие задачи:

1.Развивать умение вести учебный диалог, отстаивать свою точку зрения.

2.Развивать логическое мышление (анализ - синтез, сравнение, обобщение) на основе усвоения учащимися причинно- следственных связей, сравнительного анализа, навыки систематизации, структурирования учебного материала.

3.Развитие умения работать по инструкции учителя.

4.Развивать умения в составлении таблиц.

Воспитательные задачи:

1 .Развитие организаторских качеств (работа в группе).

2. Продолжить развивать навыки аккуратности, четкой организации труда.

3. Воспитание любви и бережного отношения к родной природе.

Дидактические задачи урока.

- Актуализация имеющихся знаний и умений учащихся;

- Формирование и закрепление новых понятий и способов деятельности;

- Систематизация знаний учащихся по изучаемой теме;

- Организация применения учащимися знаний и опыта деятельности;

УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ (задачи для учащихся):

-Выполнение творческих работ;

-Выполнение самостоятельной исследовательской групповой работы;

- Усвоение нового материала на базе имеющихся знаний;

- Работа с иллюстрациями, текстом произведения;

- Анализ и синтез усвоенных знаний;

ПЛАН УРОКА:

Хронометраж 35 мин.

1. Организационный момент…..…………………………………….1 мин.

2 Актуализация знаний учащихся ……………… ……………. 1 мин.

3.Открытие нового знания…………………………………………. 5 мин.

А) сообщение темы с мотивирующим приемом (загадка);

Б) составление таблицы (ЗХУ)

В) создание проблемной ситуации

4. Исследовательская работа (работа в группах) ………………. 12 мин.

А) формирование знаний о свойствах снега и льда.

Б) формирование знаний о свойствах снежинки, значении снега и льда.

5. Применение нового знания (отчёт групп) ………………….. 10 мин.

6. Творческая работа …………………………….……………… 2 мин.

7. Итог урока …………… …………………….…………….. 4 мин.

Оборудование урока:

- учебник «Мир и человек» А. А. Вахрушев

- рабочая тетрадь «Мири человек» А. А. Вахрушев

- аудиокассеты, магнитофон (песня «А на улице мороз…»),

- опорная схема (тема и цель урока), опорные слова;

- карточки - задания для групп; (Приложение 2).

- таблица ЗХУ (Приложение1).

-форма со льдом, лабораторные стаканы со снегом, тарелочки, цветные полоски бумаги, молоток;

- цветные карандаши;






Ход урока:

Этапы

урока

Планируемая

деятельность учителя

Предполагаемая деятельность

учащихся

Методический комментарий

1.

Организационный

момент.


Звучит музыка «Зима», из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.

Учащиеся слушают и двигаются под музыку.

Эмоциональная подготовка учеников к уроку.

Психологический настрой.

2. Актуализация знаний.


Под музыку учитель читает загадку:

Наступили холода.

Обернулась в лёд вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

- Назовите зимние месяцы.

- Какие вы знаете признаки зимы?



- Чем покрыта земля?

- Чем покрыты реки в нашем крае?









- Зимой.

- Декабрь, январь, февраль.

- Стало холодно, птицы улетели на юг, некоторые животные впали в спячку...

- Снегом.

- Льдом.

Мотивационное начало урока.


3. Открытие нового знания.

А) сообщение темы с мотивирующим приёмом.

















Б) составление таблицы ЗУХ на отдельной доске, ответы детей записываются. Заполняется 1 графа таблицы, 2-3 по ходу урока.

В) Создание проблемной ситуации.

В голове - снег,

В животе – снег.

И в ногах - снег,

И в руках снег.

Что за чудо-человек?

И тут чудо-человек заговорил:

Меня не растили, из снега слепили

Вместо носа - морковка,

Глаза - угольки, руки - сучки.

Холодный, большой - кто я такой?

- Что за чудо – человек к нам пришёл?

- Из чего сделан Снеговик?

Загадка: Прозрачен, как стекло,  а не вставить в окно.  Не драгоценный камень, а светиться.

- О чём же мы будем говорить сегодня на уроке?

- Тема нашего урока обозначена вами верно. (На доску вывешивается схема- опора темы «Снег и лёд»).

- Сможем ли мы справиться с этой задачей?

- А что мы уже знаем с вами по этой теме?








- Итак, посмотрим на таблицу. У нас возникли вопросы: Что такое снег и лед? Какие свойства имеют снег и лед?

Где можно получить ответ на эти вопросы?

- Давайте посмотрим в словаре значение слов снег и лёд.














- Снеговик.

- Снеговик сделан из снега.



- Лёд

- Мы сегодня будем изучать снег и лёд.






- Видели снег и лёд на улице.

- Снег состоит из снежинок.










- Спросить у учителя, родителей, прочитать в учебнике самим, посмотреть в словарике, исследовать. (Нашли слово в словаре Даля. Дети читают вслух определение этих понятий. 1. Снег – это мерзлые пары, падающие, в виде хлопьев, клочьев, с облаков.

2. Лёд - мерзлая вода; застывшая и отверделая от стужи жидкость.

Выход на тему урока.













Формулируют тему урока.














Метод проблемного обучения наиболее полно решает задачи развития учащихся при обучении.

4. Исследова-тельская работа.

А) Формирование знаний о свойствах снега и льда.




Исследование 1.






















Исследование 2








Исследование 3.









Исследование 1


















Во время проведения работы дети заносят свои наблюдения в таблицу, а также, постоянно советуются друг с другом.

Учитель по ходу работы фиксирует на доске исследованные свойства снега и льда в таблицу.

- Сегодня мы должны с вами определить и исследовать свойства и признаки снега и льда. Работать вы будете группами.

- Возьмите с тарелок немного снега и кусочек льда. Положите их в разные стаканы. В каком состоянии снег и лёд сейчас?

- Поставьте их на время в сторону. Сравним снег и лед по цвету. Используем для этого полоски бумаги разного цвета. (Заполнение сравнительной таблицы снег и лёд)

- Какого цвета снег?

- Почему снег белый? Как вы думаете?

Вывод учителя после ответов уч-ся:

- Снег белый, потому что каждая снежинка состоит из большого количества ледяных кристалликов. Но они не гладкие, а с гранями. Отражение света от граней этих кристалликов и делает снег белым. (Рисунок)

- Какого цвета полоска подошла ко льду? Почему?


- Сделайте вывод.

- Посмотрите сквозь стакан. Можно ли что-нибудь увидеть?

- Какой вывод мы сделаем?

Отмечаем следующее свойство в таблице.

- Приставьте цветной карандаш к стаканчику со льдом. Можно ли через него что-нибудь увидеть?

- Какой вывод мы сделаем?

Проведём следующее исследование. Потрогайте снег карандашом. Получилось? О каком свойстве это говорит?

- Посмотрите, что я сейчас сделаю (разбиваю лёд молотком). Что произошло со льдом? О каком свойстве льда это говорит?

- Сделайте вывод.

- А теперь посмотрите, ребята, что произошло со льдом и снегом в стаканчиках. Что вы видите?


- А почему так происходит?

- Сделайте вывод, как влияет тепло на снег и лёд.

- Молодцы! Вы отлично справились с исследованиями!

- Пользуясь таблицей, назовите схожие признаки снега и льда.

- Чем отличаются снег и лед?

- К какому же главному выводу мы пришли? Что такое снег и лед?

Затем дети хором повторяют вывод.

- А мы можем дома сделать лед? А как?


- А снег мы можем сделать? Почему?







Распределение ролей. Учащиеся работают в группах.








Учащиеся подбирают полоски по цвету


- Снег белый

Рассуждения детей, ответы.









- Лёд не имеет цвета, он бесцветный.

Рассуждения детей, ответы


- Нет.

-Снег непрозрачный.




- Да. Лёд прозрачный.

- Лед прозрачный, а снег нет.




- Получилось. Снег рыхлый.




- Лёд разбился. Он хрупкий.




- Снег и лёд в тепле растаяли, превратились в воду.

Рассуждения и ответы детей









-Снег и лед – это вода в твердом состоянии.

- Конечно, можем! В морозильник поставим воду.

Рассуждения и ответы детей

Распределение позиций – эффективное средство обучения умениям сотрудничества

Обеспечение, принятие детьми учебной задачи, понимание плана решения этой задачи.

Исследование, открытие нового – один из методов

стимулирования интереса к учению.

Создание ситуаций, в которых учащиеся являются субъектом деятельности.


Обеспечение оптимальных условий для активной самостоятельной творческой работы: мышления, восприятия и воображения.



Физкультминутка

Зимой на улице холодно, морозно. Чтобы согреться, люди на остановках приплясывают. Давайте и мы с вами вместе со снеговиком подвигаемся под песню «А на улице мороз…».

Дети выполняют движения за учителем


Здоровьесбережение

Б) Формирование знаний о свойствах снежинки, значении снега и льда.


- Где в природе вы видели лёд?

- А еще бывают ледники и айсберги. Поскольку лёд твердый, из него можно делать разные фигурки. Проводятся даже чемпионаты мира по изготовлению ледяных фигур. (Рисунок)

- Что такое лёд?

- Если лёд – это замерзшая вода. Тогда, что такое снег?

- Все ли снежинки одинаковые?

- Посмотрите, как много в царстве Снежной королевы разных красивых снежинок. (Рисунки снежинок)

- Что собой представляют снежинки? На что они похожи?

- Как и где образуются снежинки?

- На эти вопросы мы попросим ответить ребят 1 группы. Работа с энциклопедией.





2 группа. Теоретики.

Вопрос: Подумайте и ответьте, хорошо со снегом или плохо? Какую пользу приносит снег и лед нам, людям?




3 группа. Группа ученых исследователей. Работа в рабочей тетради с. 48 №3. Создать рисунок.


4 группа. Группа ученых, которые работали в позиции актеров. Инсценирование отрывка из сказки «Мороз Иванович»

– Как вы думаете, почему под толстым слоем снега есть зеленые растения и они не замерзают? Какое чудо помогло спасти зелененькую траву?

5 группа.

- Прочитайте и допишите предложения.

Снег и лед – это вода в... состоянии.

Цвет снега белый, а лед...

Лед хрупкий, а снег...

Лед прозрачный, а снег...

Снежинки образуются из водяного..

6 группа. Объясните смысл пословиц и народных примет (учебник с. 79)

Ответы детей.






- Лёд – это замерзшая вода


- Снег - это множество снежинок.

Ответы детей.




- На звездочки, имеют 6 лучей.


Рассуждения и ответы детей

Снежинки образуются в небе в облаках. А облака – это скопление капелек воды на небе. В теплое время они выпадают в виде дождя. Когда наступает зима – капельки воды превращаются в снежинки.


Снег и лёд – это надежное укрытие животных и растений от стужи, это досыта напоенная влагой земля весной, это веселые забавы детей, спорт, отдых, это удивительные и неповторимые явления природы!










-Снег и лёд согревают растения, животных от лютых холодов; в нем накапливается вода, которую будут использовать растения весной.




Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Поиск и выделение необходимой информации из различных источников
















Осознание детьми бережного отношения к природе;







Учить контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;





Адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок;

5. Применение нового знания. Отчёт групп.



Развитие самоконтроля через взаимооценивание, взаимоконтроль

Физкультминутка

Игра «Да. Нет».

- А теперь, ребята, предлагаю поиграть и проверить хорошо ли вы работали на уроке. Снеговик приготовил для вас вопросы. Вы должны будете ответить на них, если вы согласны со снеговиком, то на вопрос вы отвечаете «да» и машете руками, а если не согласны – «нет» и приседаете.

Вопросы для игры:

1.Снег при таянии превращается в воду (да)

2.Если вода замерзает, она превращается в лед (да)

3.Снег бесцветный (нет)

4.Лед прозрачный (да)

5.Лед хрупкий (да)

6.Снег рыхлый (да)

7.У снежинки 5 лучей (нет)

8.Снег прозрачный (нет)

9.Все снежинки одинаковые (нет)

10.Снег белый (да).


Здоровьесбережение. Проверка правильности понимания учащимися вновь изученного материала.


6. Творческая работа

- А сейчас вы выполните творческое задание, нарисуйте на листочках снежинки.

Уч-ся работают на четвертинках альбомного листа.



7. Итог урока. Рефлексия. (работа по последнему столбику таблицы)


- Молодцы! Все сегодня отлично поработали. Кем вы были на уроке?

- Какие открытия вы сделали, проводя исследования?

- Что же важного для себя вы сегодня узнали на уроке?

- Смогли ли ответить на все вопросы?

- Что больше всего вам понравилось на уроке?

- Что ещё вам хотелось бы узнать по этой теме? Продумайте вопросы к следующему уроку (возможно, что часть вопросов не будет рассмотрена на данном уроке) – это и будет продолжением работы с таблицей на следующих уроках.

- Оцените свою работу. Если вы хорошо работали на уроке, прикрепите свою снежинку к облачку, если что-то не получалось и вы испытывали трудности – к тучке.

Когда вы придёте домой, то расскажете все, о чём узнали на уроке, о том какие открытия сделали.


- Исследователями.

Уч-ся называют эти открытия.


Рассуждения и ответы детей.



Умение учителя давать качественную характеристику работы групп и каждого ученика.

Стимулирование учащихся к рефлексии



Развитие самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности;













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!