2. Актуализация знаний. | Под музыку учитель читает загадку: Наступили холода. Обернулась в лёд вода. Длинноухий зайка серый Обернулся зайкой белым. Перестал медведь реветь: В спячку впал в бору медведь. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? - Назовите зимние месяцы. - Какие вы знаете признаки зимы? - Чем покрыта земля? - Чем покрыты реки в нашем крае? | - Зимой. - Декабрь, январь, февраль. - Стало холодно, птицы улетели на юг, некоторые животные впали в спячку... - Снегом. - Льдом. | Мотивационное начало урока. |
3. Открытие нового знания. А) сообщение темы с мотивирующим приёмом. Б) составление таблицы ЗУХ на отдельной доске, ответы детей записываются. Заполняется 1 графа таблицы, 2-3 по ходу урока. В) Создание проблемной ситуации. | В голове - снег, В животе – снег. И в ногах - снег, И в руках снег. Что за чудо-человек? И тут чудо-человек заговорил: Меня не растили, из снега слепили Вместо носа - морковка, Глаза - угольки, руки - сучки. Холодный, большой - кто я такой? - Что за чудо – человек к нам пришёл? - Из чего сделан Снеговик? Загадка: Прозрачен, как стекло, а не вставить в окно. Не драгоценный камень, а светиться. - О чём же мы будем говорить сегодня на уроке? - Тема нашего урока обозначена вами верно. (На доску вывешивается схема- опора темы «Снег и лёд»). - Сможем ли мы справиться с этой задачей? - А что мы уже знаем с вами по этой теме? - Итак, посмотрим на таблицу. У нас возникли вопросы: Что такое снег и лед? Какие свойства имеют снег и лед? Где можно получить ответ на эти вопросы? - Давайте посмотрим в словаре значение слов снег и лёд. | - Снеговик. - Снеговик сделан из снега. - Лёд - Мы сегодня будем изучать снег и лёд. - Видели снег и лёд на улице. - Снег состоит из снежинок. - Спросить у учителя, родителей, прочитать в учебнике самим, посмотреть в словарике, исследовать. (Нашли слово в словаре Даля. Дети читают вслух определение этих понятий. 1. Снег – это мерзлые пары, падающие, в виде хлопьев, клочьев, с облаков. 2. Лёд - мерзлая вода; застывшая и отверделая от стужи жидкость. | Выход на тему урока. Формулируют тему урока. Метод проблемного обучения наиболее полно решает задачи развития учащихся при обучении. |
4. Исследова-тельская работа. А) Формирование знаний о свойствах снега и льда. Исследование 1. Исследование 2 Исследование 3. Исследование 1 | Во время проведения работы дети заносят свои наблюдения в таблицу, а также, постоянно советуются друг с другом. Учитель по ходу работы фиксирует на доске исследованные свойства снега и льда в таблицу. - Сегодня мы должны с вами определить и исследовать свойства и признаки снега и льда. Работать вы будете группами. - Возьмите с тарелок немного снега и кусочек льда. Положите их в разные стаканы. В каком состоянии снег и лёд сейчас? - Поставьте их на время в сторону. Сравним снег и лед по цвету. Используем для этого полоски бумаги разного цвета. (Заполнение сравнительной таблицы снег и лёд) - Какого цвета снег? - Почему снег белый? Как вы думаете? Вывод учителя после ответов уч-ся: - Снег белый, потому что каждая снежинка состоит из большого количества ледяных кристалликов. Но они не гладкие, а с гранями. Отражение света от граней этих кристалликов и делает снег белым. (Рисунок) - Какого цвета полоска подошла ко льду? Почему? - Сделайте вывод. - Посмотрите сквозь стакан. Можно ли что-нибудь увидеть? - Какой вывод мы сделаем? Отмечаем следующее свойство в таблице. - Приставьте цветной карандаш к стаканчику со льдом. Можно ли через него что-нибудь увидеть? - Какой вывод мы сделаем? Проведём следующее исследование. Потрогайте снег карандашом. Получилось? О каком свойстве это говорит? - Посмотрите, что я сейчас сделаю (разбиваю лёд молотком). Что произошло со льдом? О каком свойстве льда это говорит? - Сделайте вывод. - А теперь посмотрите, ребята, что произошло со льдом и снегом в стаканчиках. Что вы видите? - А почему так происходит? - Сделайте вывод, как влияет тепло на снег и лёд. - Молодцы! Вы отлично справились с исследованиями! - Пользуясь таблицей, назовите схожие признаки снега и льда. - Чем отличаются снег и лед? - К какому же главному выводу мы пришли? Что такое снег и лед? Затем дети хором повторяют вывод. - А мы можем дома сделать лед? А как? - А снег мы можем сделать? Почему? | Распределение ролей. Учащиеся работают в группах. Учащиеся подбирают полоски по цвету - Снег белый Рассуждения детей, ответы. - Лёд не имеет цвета, он бесцветный. Рассуждения детей, ответы - Нет. -Снег непрозрачный. - Да. Лёд прозрачный. - Лед прозрачный, а снег нет. - Получилось. Снег рыхлый. - Лёд разбился. Он хрупкий. - Снег и лёд в тепле растаяли, превратились в воду. Рассуждения и ответы детей -Снег и лед – это вода в твердом состоянии. - Конечно, можем! В морозильник поставим воду. Рассуждения и ответы детей | Распределение позиций – эффективное средство обучения умениям сотрудничества Обеспечение, принятие детьми учебной задачи, понимание плана решения этой задачи. Исследование, открытие нового – один из методов стимулирования интереса к учению. Создание ситуаций, в которых учащиеся являются субъектом деятельности. Обеспечение оптимальных условий для активной самостоятельной творческой работы: мышления, восприятия и воображения. |
Б) Формирование знаний о свойствах снежинки, значении снега и льда. | - Где в природе вы видели лёд? - А еще бывают ледники и айсберги. Поскольку лёд твердый, из него можно делать разные фигурки. Проводятся даже чемпионаты мира по изготовлению ледяных фигур. (Рисунок) - Что такое лёд? - Если лёд – это замерзшая вода. Тогда, что такое снег? - Все ли снежинки одинаковые? - Посмотрите, как много в царстве Снежной королевы разных красивых снежинок. (Рисунки снежинок) - Что собой представляют снежинки? На что они похожи? - Как и где образуются снежинки? - На эти вопросы мы попросим ответить ребят 1 группы. Работа с энциклопедией. 2 группа. Теоретики. Вопрос: Подумайте и ответьте, хорошо со снегом или плохо? Какую пользу приносит снег и лед нам, людям? 3 группа. Группа ученых исследователей. Работа в рабочей тетради с. 48 №3. Создать рисунок. 4 группа. Группа ученых, которые работали в позиции актеров. Инсценирование отрывка из сказки «Мороз Иванович» – Как вы думаете, почему под толстым слоем снега есть зеленые растения и они не замерзают? Какое чудо помогло спасти зелененькую траву? 5 группа. - Прочитайте и допишите предложения. Снег и лед – это вода в... состоянии. Цвет снега белый, а лед... Лед хрупкий, а снег... Лед прозрачный, а снег... Снежинки образуются из водяного.. 6 группа. Объясните смысл пословиц и народных примет (учебник с. 79) | Ответы детей. - Лёд – это замерзшая вода - Снег - это множество снежинок. Ответы детей. - На звездочки, имеют 6 лучей. Рассуждения и ответы детей Снежинки образуются в небе в облаках. А облака – это скопление капелек воды на небе. В теплое время они выпадают в виде дождя. Когда наступает зима – капельки воды превращаются в снежинки. Снег и лёд – это надежное укрытие животных и растений от стужи, это досыта напоенная влагой земля весной, это веселые забавы детей, спорт, отдых, это удивительные и неповторимые явления природы! -Снег и лёд согревают растения, животных от лютых холодов; в нем накапливается вода, которую будут использовать растения весной. | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Поиск и выделение необходимой информации из различных источников Осознание детьми бережного отношения к природе; Учить контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; Адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок; |
Физкультминутка | Игра «Да. Нет». - А теперь, ребята, предлагаю поиграть и проверить хорошо ли вы работали на уроке. Снеговик приготовил для вас вопросы. Вы должны будете ответить на них, если вы согласны со снеговиком, то на вопрос вы отвечаете «да» и машете руками, а если не согласны – «нет» и приседаете. Вопросы для игры: 1.Снег при таянии превращается в воду (да) 2.Если вода замерзает, она превращается в лед (да) 3.Снег бесцветный (нет) 4.Лед прозрачный (да) 5.Лед хрупкий (да) 6.Снег рыхлый (да) 7.У снежинки 5 лучей (нет) 8.Снег прозрачный (нет) 9.Все снежинки одинаковые (нет) 10.Снег белый (да). | | Здоровьесбережение. Проверка правильности понимания учащимися вновь изученного материала. |
7. Итог урока. Рефлексия. (работа по последнему столбику таблицы) | - Молодцы! Все сегодня отлично поработали. Кем вы были на уроке? - Какие открытия вы сделали, проводя исследования? - Что же важного для себя вы сегодня узнали на уроке? - Смогли ли ответить на все вопросы? - Что больше всего вам понравилось на уроке? - Что ещё вам хотелось бы узнать по этой теме? Продумайте вопросы к следующему уроку (возможно, что часть вопросов не будет рассмотрена на данном уроке) – это и будет продолжением работы с таблицей на следующих уроках. - Оцените свою работу. Если вы хорошо работали на уроке, прикрепите свою снежинку к облачку, если что-то не получалось и вы испытывали трудности – к тучке. Когда вы придёте домой, то расскажете все, о чём узнали на уроке, о том какие открытия сделали. | - Исследователями. Уч-ся называют эти открытия. Рассуждения и ответы детей. | Умение учителя давать качественную характеристику работы групп и каждого ученика. Стимулирование учащихся к рефлексии Развитие самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности; |