СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по окружающему миру по теме : " Зима - покой природы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по теме: "Зима - покой природы" по программе "Школа 2100"

Просмотр содержимого документа
«Владимирова А.В. окр. мир 1 кл »


Открытый урок по окружающему миру

Тема: Зима – покой природы. « Школа 2100»

Класс: 1 А Учитель: Владимирова А. В. Дата проведения: 04. 12.2014


Технологическая карта урока

Тема

Времена года. Зима: покой природы.

Цели


создать условия для расширения знаний о зиме, как одном из времен года;
способствовать формированию навыков правильного определения времен года, различение изменений природы с приходом зимы.

Планируемые результаты:

Предметные: формируем умение объяснять мир: называть основные приметы зимы, как времени года, изменения в неживой природе, особенности поведения птиц и зверей в зимнее время года.

Личностные: формируем умение определять своё отношение к миру, оценивать правильность поведения человека в природе.

Метапредметные:

- регулятивные: формируем умение высказывать предположение о теме урока, осуществлять контроль правильности выполнения предложенных заданий; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

- познавательные: формируем умение находить ответы на вопросы используя учебник, свой собственный жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, устанавливать причинно-следственные связи;

- коммуникативные: формируем умение совместно решать поставленные задачи, выслушать ответы других, высказывать и аргументировать свою точку зрения

Тип урока

урок открытия новых знаний

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение.

Ресурсы:

основные

дополнительные

Учебник и рабочая тетрадь А.А. Вахрушева (Школа 2100)

презентация к уроку, толковый словарь, Х.К. Андерсен «Снежная королева» (аудиозапись отрывка).


Формы организации работы на уроке:


Фронтальная работа, работа в группах, работа в парах.

Этапы урока

Ход урока

Планируемые результаты: предметные

личностные, метапредметные

Совместно договариваться о правилах поведения ;

оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).



  1. Мотивация

к учебной деятельности

(2 мин.).

Цели:

– создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- Звонок объявил начало нашей работы.

Я вижу ваши добрые заинтересованные глаза, вижу в них поддержку и верю, что каждый из вас постарается быть моим активным помощником в ходе урока.

Снег летает и сверкает

В золотом сиянии дня,

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег –снежок

Начинаем наш урок.

2. Актуализация знаний (3 мин.).

Цель:

– организовать актуализацию умений


Ночью в полях, под напевы метели.
Дремлют, качаясь березы и ели:
Месяц меж тучек над полем сияет, -
Бледная тень набегает и тает:
Мнится мне ночью: меж белых берез
Бродит в пушистом сиянье Мороз. И.Бунин

(Учитель читает наизусть под музыку, на слайде появляется картина зимнего пейзажа Мороз Иванович)

- Мороз Иванович приготовил для вас загадки.

- Загадки от Мороза Ивановича подскажут вам тему нашего урока.

Щиплет щеки, щиплет нос,
Но не страшен нам :(мороз)


На коньках я мчусь вперед,
Под ногами крепкий :(лед)


Что за чудо-покрывало? 
Ночью все вдруг белым стало. 
Не видать дорог и рек — 
Их укрыл пушистый…  снег

- Все отгаданные вами слова с каким временем года связаны?

Отгадать загадки о зимних явлениях природы.


Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).



3. Введение в тему урока (3мин.).

Цель: организовать постановку учебной проблемы с использованием побуждающего от проблемной ситуации диалога.





4. Формулирование темы, целей урока

(2 мин.).

Цель:

– организовать формулировку темы, цели урока.

– Значит, какая тема нашего урока сегодня?

- Тема нашего урока "Зима: покой природы" ( слайд )

-А почему ее называет "покой природы"?

- Как вы понимаете слово покой?

Покой – состояние тишины, отдыха, спокойствия. ( из словаря)

- Ребята, а действительно ли зима – это покой природы?
- Давайте постараемся в этом разобраться.

- Какие признаки зимы вы можете назвать? (Зимой природа надевает снежный наряд, льдом скованы реки и озёра.)
– Изменилась жизнь растений и животных?
План.
1. Признаки зимы.
2. Жизнь растений и животных зимой.

- Какую цель поставим на уроке?
- Итак, цель нашего урока - научиться отличать признаки зимы, устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных.


Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (Регулятивные УУД)











Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

(Регулятивные УУД).

5. Открытие нового знания (7 мин.).

Цель:

– организовать поиск решения учебной проблемы с использованием подводящего от проблемы диалога.

( на доске – иллюстрации разных времён года, названия месяцев.)

– Рассмотрите иллюстрации разных времён года.

- На каком иллюстрации изображена «Зима».

Отгадывание загадок.

– Определимся с зимними месяцами. Помогут нам в этом загадки.

Какой месяц год кончает, зиму начинает? (декабрь)
Этот месяц – году начало, зиме середина! (январь)
А этот месяц лютый: спрашивает, как обутый. У него два друга-метель да вьюга. (февраль)
(Названия зимних месяцев повесить на доску.)

Работа по учебнику.

– Какое время года изображено на стр. 84.

- Почему ребята выбрали такую одежду?
(зимой холодно, поэтому надо тепло одеваться )

Вывод: люди одеваются тепло.

Работа в парах.

- Внимательно рассмотрите два верхних рисунка на с. 85 учебника. Давайте, их сравним. Как вы думаете, почему замёрзла река и пошёл снег? Назовите главную причину этих изменений. Обсудите в парах.

(Главная причина изменений – холод.)

- Это признак зимы – становится холодно

- Мы выяснили, что зимой выпадают осадки в виде снега, потому что холодно. 

Следующие признаки зимы - осадки выпадают в виде снега

замерзает река

- Что можно сказать о продолжительности дня в зимнее время?
короткий день и длинная ночь

Итак, какие признаки зимы мы установили?

1.люди одеваются тепло

2.становится холодно;

3. осадки выпадают в виде снега;

4. замерзают реки;

5. короткий день и длинная ночь.

Итак, какие изменения происходят с приходом зимы?

Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Зимой становится холодно, осадки выпадают в виде снега, замерзают реки.

- Сравните вывод по учебнику на стр. 85

Физминутка. Танец снежинок. ( под музыку)

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки - балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Присядем вместе все в кружок ─

Получается снежок.



Отгадать загадки о зимних месяцах


Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре (Коммуникативные УУД).


Высказывать свою версию

(Регулятивные УУД).


Вычитывать все виды текстовой информации (Познавательные УУД).

6. Применение нового знания.

(8 мин.)

Цель:

– организовать применение новых знаний.

- Как образуются снежинки, кто знает? Получить на это ответы поможет сказка Х. К. Андерсена «Снежная королева».
«Снежная королева подхватила Кая и они оказались в заоблачных высотах. Кай узнал там тайну рождения снежинок. Когда воздух вместе с водяным паром поднимается высоко в небо, водяной пар превращается в воду, она на морозе замерзает, превращаясь в кристаллики льда. Попав в тучу, они становятся всё больше и принимают форму снежинок, которые сплетаются вместе и образуют густые пушистые хлопья. Упав на землю, они образуют сугробы».
- Если вы заинтересовались книгой, то попросите родителей, чтобы они вам ее прочитали. А кто хорошо читает, может прочитать книгу самостоятельно.
Работа в рабочей тетради. Самостоятельная работа.
– Откройте тетради на с. 36, № 4. Обведите синим карандашом предметы, которые встречаются чаще всего зимой.
Работа в учебнике. Работа в парах.
-
Составьте рассказ по картинке. Что случилось со снежной бабой ?
Вывод: В тепле снег и лёд тают
Физминутка. ( под музыку) Снеговики
Мы задание выполняли и немножечко устали.
А теперь пришла пора отдохнуть нам всем, друзья.
А лес стоит загадочный,
а лес стоит таинственный!
Безмолвна тишина.
Зверушек и пичужек всех спрятала зима.
- Какие изменения происходят с деревьями зимой?
– Почему птицы улетают?
-Что птицам страшнее: голод или холод?

– Переверните страницу и посмотрите на следующую иллюстрацию. Кого вы видите на картинке?

– Где прячутся звери и птицы?

– От кого прячутся звери и птицы?

– Какие трудности они испытывают зимой?


Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре (Коммуникативные УУД).

Вычитывать все виды текстовой информации (Познавательные УУД).








Cамопроверка.



Высказывать свою версию

(Регулятивные УУД).










Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре (Коммуникативные УУД).


7. Работа с научно- познавательной статьёй. ( 5 мин )



( сообщения ): Медведь ждёт зиму, чтобы уснуть под снегом. Он спит пять месяцев. Всё это время обходится без пищи. Запасает жир на всю зиму. Перед залеганием в спячку, медведь питается с утра до вечера: ест корни растений, плоды, ягоды. Любимое лакомство – мёд. Спят медведи очень чутко.

А ёжик спит дольше всех, закрыв вход в свою норку, которую устроил под корнями деревьев, в кустах, в ямах. В сентябре он ложится в тёплое гнёздышко - норку и спит до апреля.

Белки запасают на зиму орешки, пряча их в дупла и в землю. Гнездо устраивают в дуплах в форме шара. Белки всеядны: пищу их составляют и почки деревьев, и семена, и плоды, грибы и насекомые, небольшие птицы, и даже лягушки. В сильный мороз могут прибежать к птичьей кормушке и полакомиться тем кормом, что приготовили пернатым.

Мыши активны круглый год, в спячку не впадают. Они едят зерно, семена, плоды, корни, овощи, траву и цветы. Делают запасы кормов на зиму. Охотно поедают насекомых, мясо, молоко, масло, сыр. А что они не могут съесть, то изгрызают, как, например, бумагу или дерево.

Волк – хищник, охотится на кабанов, лосей и зайцев. Может разорить птичье гнездо, съесть и птенцов, и яйца. Бегая по зимнему лесу, и лисица может стать добычей серого разбойника.

Лиса питается мелкими животными, растениями и грызунами. Зимой она охотится на полевых мышей. Чутко прислушивается к писку под снегом, прыжком ныряет и пытается поймать добычу. Не откажется плутовка и от плодов, фруктов, ягод, птенцов.

Зайцы к зиме одеваются в белую тёплую шубку. Кормятся побегами и корой различных деревьев. Любят иву и осину. Могут раскопать из-под снега траву и ягоды, а в стогах – полакомиться сеном.


Вычитывать все виды текстовой информации (Познавательные УУД).


8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(5 мин.).

Цели:

– зафиксировать новое содержание урока;

– организовать рефлексию собственной учебной деятельности.


- Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке?

- Что показалось вам наиболее интересным?

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

- Оцените свою работу на уроке. Выберите смайлик , который соответствует вашей работе на уроке.


Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (Регулятивные УУД).


Игра во время перемены

- Когда вы услышите слово большой, то вы должны поднимать руки вверх, а когда маленький – присесть.
Снеговик
Жил-был большой снеговик. Его слепили маленькие дети, которые прибегали сюда играть и кататься на санках. Они слепили один большой комок из снега и два маленьких поставили их друг на друга. Вместо глаз вставили снеговику два маленьких уголька, а вместо носа вставили большую морковку. На голову снеговику надели большое ведро, а руки сделали из маленьких метел. Одному маленькому мальчику так понравился снеговик, что он подарил ему свой маленький шарф.
Детей позвали домой, а снеговик остался один, стоять на холодном зимнем ветру. Вдруг он увидел, что к большому дереву, под которым он стоял, прилетели две птицы: одна большая, а другая маленькая. Большая птица стала смотреть на снеговика. Снеговик испугался и сказал: «Ой, ой, не надо есть морковку, это мой нос. Посмотри, вон на том большом дереве висит маленькая кормушка, там маленькие дети оставили много еды». Большая птица поблагодарила снеговика. С тех пор они стали дружить.






Просмотр содержимого презентации
«откр урок окр мир »

Мороз        Иванович

Мороз Иванович

Зима - покой природы

Зима -

покой природы

Покой – состояние тишины, отдыха, спокойствия.  ( из словаря)

Покой – состояние тишины, отдыха, спокойствия.

( из словаря)

План. 1. Признаки зимы.  2. Жизнь растений  и животных зимой.

План.

1. Признаки зимы.

2. Жизнь растений

и животных зимой.

Цель: научиться отличать признаки зимы; устанавливать связь между похолоданием и жизнью растений и животных.

Цель: научиться отличать признаки зимы;

устанавливать связь между похолоданием и жизнью растений и животных.

люди одеваются тепло;   становится холодно;   осадки выпадают в виде снега;   замерзают реки;   короткий день и длинная ночь.

люди одеваются тепло;

становится холодно;

осадки выпадают в виде снега;

замерзают реки;

короткий день и длинная ночь.

Какие предметы встречаются зимой?

Какие предметы

встречаются зимой?

Что случилось со снежной бабой?

Что случилось со снежной бабой?

Вывод:  в тепле снег и лёд тают.

Вывод:

в тепле снег и лёд тают.

Молодцы!

Молодцы!

А лес стоит загадочный, А лес стоит таинственный, Безмолвна тишина… Зверюшек и пичужек – Всех спрятала зима .

А лес стоит загадочный,

А лес стоит таинственный,

Безмолвна тишина…

Зверюшек и пичужек –

Всех спрятала зима .

Помоги птицам и зверям. Найди для каждого дом или пищу.

Помоги птицам и зверям.

Найди для каждого дом или пищу.

Лесные жители

Лесные жители

Чем заняты дети? Как ты можешь помочь птицам пережить зиму?

Чем заняты дети?

Как ты можешь помочь птицам

пережить зиму?

ПОКОРМИТЕ ПТИЦ  ЗИМОЙ!

ПОКОРМИТЕ ПТИЦ

ЗИМОЙ!

Зимой в природе наступает покой. Жизнь растений замирает. Для животных приходит трудная пора. Природа ждет весну.

Зимой в природе наступает покой. Жизнь растений замирает. Для животных приходит трудная пора. Природа ждет весну.

Цель:  научиться отличать признаки зимы; устанавливать связь между похолоданием и жизнью растений и животных.

Цель:

научиться отличать признаки зимы;

устанавливать связь между похолоданием и жизнью растений и животных.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!