Класс: 1 А Учитель: Владимирова А. В. Дата проведения: 04. 12.2014
Тема | Времена года. Зима: покой природы. |
Цели | создать условия для расширения знаний о зиме, как одном из времен года; способствовать формированию навыков правильного определения времен года, различение изменений природы с приходом зимы. Планируемые результаты: Предметные: формируем умение объяснять мир: называть основные приметы зимы, как времени года, изменения в неживой природе, особенности поведения птиц и зверей в зимнее время года. Личностные: формируем умение определять своё отношение к миру, оценивать правильность поведения человека в природе. Метапредметные: - регулятивные: формируем умение высказывать предположение о теме урока, осуществлять контроль правильности выполнения предложенных заданий; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. - познавательные: формируем умение находить ответы на вопросы используя учебник, свой собственный жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, устанавливать причинно-следственные связи; - коммуникативные: формируем умение совместно решать поставленные задачи, выслушать ответы других, высказывать и аргументировать свою точку зрения |
Тип урока | урок открытия новых знаний |
Межпредметные связи | Русский язык, литературное чтение. |
Ресурсы: – основные – дополнительные | Учебник и рабочая тетрадь А.А. Вахрушева (Школа 2100) презентация к уроку, толковый словарь, Х.К. Андерсен «Снежная королева» (аудиозапись отрывка). |
Формы организации работы на уроке: | Фронтальная работа, работа в группах, работа в парах. |
Этапы урока | Ход урока | Планируемые результаты: предметные личностные, метапредметные |
Совместно договариваться о правилах поведения ; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). |
Мотивация к учебной деятельности (2 мин.). Цели: – создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; | - Звонок объявил начало нашей работы. Я вижу ваши добрые заинтересованные глаза, вижу в них поддержку и верю, что каждый из вас постарается быть моим активным помощником в ходе урока. Снег летает и сверкает В золотом сиянии дня, Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег –снежок Начинаем наш урок. |
2. Актуализация знаний (3 мин.). Цель: – организовать актуализацию умений | Ночью в полях, под напевы метели. Дремлют, качаясь березы и ели: Месяц меж тучек над полем сияет, - Бледная тень набегает и тает: Мнится мне ночью: меж белых берез Бродит в пушистом сиянье Мороз. И.Бунин (Учитель читает наизусть под музыку, на слайде появляется картина зимнего пейзажа Мороз Иванович) - Мороз Иванович приготовил для вас загадки. - Загадки от Мороза Ивановича подскажут вам тему нашего урока. Щиплет щеки, щиплет нос, Но не страшен нам :(мороз) На коньках я мчусь вперед, Под ногами крепкий :(лед) Что за чудо-покрывало? Ночью все вдруг белым стало. Не видать дорог и рек — Их укрыл пушистый… снег
- Все отгаданные вами слова с каким временем года связаны? | Отгадать загадки о зимних явлениях природы. Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
3. Введение в тему урока (3мин.). Цель: организовать постановку учебной проблемы с использованием побуждающего от проблемной ситуации диалога. 4. Формулирование темы, целей урока (2 мин.). Цель: – организовать формулировку темы, цели урока. | – Значит, какая тема нашего урока сегодня? - Тема нашего урока "Зима: покой природы" ( слайд ) -А почему ее называет "покой природы"? - Как вы понимаете слово покой? Покой – состояние тишины, отдыха, спокойствия. ( из словаря) - Ребята, а действительно ли зима – это покой природы? - Давайте постараемся в этом разобраться. - Какие признаки зимы вы можете назвать? (Зимой природа надевает снежный наряд, льдом скованы реки и озёра.) – Изменилась жизнь растений и животных? План. 1. Признаки зимы. 2. Жизнь растений и животных зимой. - Какую цель поставим на уроке? - Итак, цель нашего урока - научиться отличать признаки зимы, устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных. | Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (Регулятивные УУД) Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). |
5. Открытие нового знания (7 мин.). Цель: – организовать поиск решения учебной проблемы с использованием подводящего от проблемы диалога. | ( на доске – иллюстрации разных времён года, названия месяцев.) – Рассмотрите иллюстрации разных времён года. - На каком иллюстрации изображена «Зима». Отгадывание загадок. – Определимся с зимними месяцами. Помогут нам в этом загадки. Какой месяц год кончает, зиму начинает? (декабрь) Этот месяц – году начало, зиме середина! (январь) А этот месяц лютый: спрашивает, как обутый. У него два друга-метель да вьюга. (февраль) (Названия зимних месяцев повесить на доску.) Работа по учебнику. – Какое время года изображено на стр. 84. - Почему ребята выбрали такую одежду? (зимой холодно, поэтому надо тепло одеваться ) Вывод: люди одеваются тепло. Работа в парах. - Внимательно рассмотрите два верхних рисунка на с. 85 учебника. Давайте, их сравним. Как вы думаете, почему замёрзла река и пошёл снег? Назовите главную причину этих изменений. Обсудите в парах. (Главная причина изменений – холод.) - Это признак зимы – становится холодно - Мы выяснили, что зимой выпадают осадки в виде снега, потому что холодно. Следующие признаки зимы - осадки выпадают в виде снега замерзает река - Что можно сказать о продолжительности дня в зимнее время? короткий день и длинная ночь Итак, какие признаки зимы мы установили? 1.люди одеваются тепло 2.становится холодно; 3. осадки выпадают в виде снега; 4. замерзают реки; 5. короткий день и длинная ночь. Итак, какие изменения происходят с приходом зимы? Какой вывод мы можем сделать? Вывод: Зимой становится холодно, осадки выпадают в виде снега, замерзают реки. - Сравните вывод по учебнику на стр. 85 Физминутка. Танец снежинок. ( под музыку) Мы снежинки, мы пушинки, Покружиться мы не прочь. Мы снежинки - балеринки, Мы танцуем день и ночь. Присядем вместе все в кружок ─ Получается снежок. | Отгадать загадки о зимних месяцах Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре (Коммуникативные УУД). Высказывать свою версию (Регулятивные УУД). Вычитывать все виды текстовой информации (Познавательные УУД). |
6. Применение нового знания. (8 мин.) Цель: – организовать применение новых знаний. | - Как образуются снежинки, кто знает? Получить на это ответы поможет сказка Х. К. Андерсена «Снежная королева». «Снежная королева подхватила Кая и они оказались в заоблачных высотах. Кай узнал там тайну рождения снежинок. Когда воздух вместе с водяным паром поднимается высоко в небо, водяной пар превращается в воду, она на морозе замерзает, превращаясь в кристаллики льда. Попав в тучу, они становятся всё больше и принимают форму снежинок, которые сплетаются вместе и образуют густые пушистые хлопья. Упав на землю, они образуют сугробы». - Если вы заинтересовались книгой, то попросите родителей, чтобы они вам ее прочитали. А кто хорошо читает, может прочитать книгу самостоятельно. Работа в рабочей тетради. Самостоятельная работа. – Откройте тетради на с. 36, № 4. Обведите синим карандашом предметы, которые встречаются чаще всего зимой. Работа в учебнике. Работа в парах. - Составьте рассказ по картинке. Что случилось со снежной бабой ? Вывод: В тепле снег и лёд тают Физминутка. ( под музыку) Снеговики Мы задание выполняли и немножечко устали. А теперь пришла пора отдохнуть нам всем, друзья. А лес стоит загадочный, а лес стоит таинственный! Безмолвна тишина. Зверушек и пичужек всех спрятала зима. - Какие изменения происходят с деревьями зимой? – Почему птицы улетают? -Что птицам страшнее: голод или холод? – Переверните страницу и посмотрите на следующую иллюстрацию. Кого вы видите на картинке? – Где прячутся звери и птицы? – От кого прячутся звери и птицы? – Какие трудности они испытывают зимой? | Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре (Коммуникативные УУД). Вычитывать все виды текстовой информации (Познавательные УУД). Cамопроверка. Высказывать свою версию (Регулятивные УУД). Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре (Коммуникативные УУД). |
7. Работа с научно- познавательной статьёй. ( 5 мин ) | ( сообщения ): Медведь ждёт зиму, чтобы уснуть под снегом. Он спит пять месяцев. Всё это время обходится без пищи. Запасает жир на всю зиму. Перед залеганием в спячку, медведь питается с утра до вечера: ест корни растений, плоды, ягоды. Любимое лакомство – мёд. Спят медведи очень чутко. А ёжик спит дольше всех, закрыв вход в свою норку, которую устроил под корнями деревьев, в кустах, в ямах. В сентябре он ложится в тёплое гнёздышко - норку и спит до апреля. Белки запасают на зиму орешки, пряча их в дупла и в землю. Гнездо устраивают в дуплах в форме шара. Белки всеядны: пищу их составляют и почки деревьев, и семена, и плоды, грибы и насекомые, небольшие птицы, и даже лягушки. В сильный мороз могут прибежать к птичьей кормушке и полакомиться тем кормом, что приготовили пернатым. Мыши активны круглый год, в спячку не впадают. Они едят зерно, семена, плоды, корни, овощи, траву и цветы. Делают запасы кормов на зиму. Охотно поедают насекомых, мясо, молоко, масло, сыр. А что они не могут съесть, то изгрызают, как, например, бумагу или дерево. Волк – хищник, охотится на кабанов, лосей и зайцев. Может разорить птичье гнездо, съесть и птенцов, и яйца. Бегая по зимнему лесу, и лисица может стать добычей серого разбойника. Лиса питается мелкими животными, растениями и грызунами. Зимой она охотится на полевых мышей. Чутко прислушивается к писку под снегом, прыжком ныряет и пытается поймать добычу. Не откажется плутовка и от плодов, фруктов, ягод, птенцов. Зайцы к зиме одеваются в белую тёплую шубку. Кормятся побегами и корой различных деревьев. Любят иву и осину. Могут раскопать из-под снега траву и ягоды, а в стогах – полакомиться сеном. | Вычитывать все виды текстовой информации (Познавательные УУД). |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (5 мин.). Цели: – зафиксировать новое содержание урока; – организовать рефлексию собственной учебной деятельности. | - Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке? - Что показалось вам наиболее интересным? - Как бы вы оценили свою работу на уроке? - Оцените свою работу на уроке. Выберите смайлик , который соответствует вашей работе на уроке. | Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (Регулятивные УУД). |
Игра во время перемены | - Когда вы услышите слово большой, то вы должны поднимать руки вверх, а когда маленький – присесть. Снеговик Жил-был большой снеговик. Его слепили маленькие дети, которые прибегали сюда играть и кататься на санках. Они слепили один большой комок из снега и два маленьких поставили их друг на друга. Вместо глаз вставили снеговику два маленьких уголька, а вместо носа вставили большую морковку. На голову снеговику надели большое ведро, а руки сделали из маленьких метел. Одному маленькому мальчику так понравился снеговик, что он подарил ему свой маленький шарф. Детей позвали домой, а снеговик остался один, стоять на холодном зимнем ветру. Вдруг он увидел, что к большому дереву, под которым он стоял, прилетели две птицы: одна большая, а другая маленькая. Большая птица стала смотреть на снеговика. Снеговик испугался и сказал: «Ой, ой, не надо есть морковку, это мой нос. Посмотри, вон на том большом дереве висит маленькая кормушка, там маленькие дети оставили много еды». Большая птица поблагодарила снеговика. С тех пор они стали дружить. | |