Проверка домашнего задания | Добрый день ребята! Сегодня у нас с вами немного необычный урок. К нам в гости пришли учителя нашей школы и учителя географии из других школ района. Я хочу проверить готовность к уроку. Я вам буду задавать вопросы, а вы отвечайте моими же словами. Все готовы? Все готовы Все в порядке? Все в порядке И учебники? И учебники И тетрадки? И тетрадки. Ну, если все готовы, можно начинать работу. Сегодня нас ждет увлекательное путешествие. Но, чтобы отправиться в путешествие, что самое главное мы должны взять с собой? Поэтому, мы не можем отправиться в новое путешествие, не закрепив знания, которые вы приобрели на предыдущем уроке. У каждого из вас на парте лежит «Карта личных достижений». На каждом из этапов урока вы будете отмечать свои достижения. Итак, начинаем проверку знаний. Поиграем в игру «Да - нет». Если вы согласны с моим утверждением – отвечаете «Да», если не согласны – «Нет». Берем карту достижений и вносим в нее свои ответы. Задания на слайде: 1. Главное отличие Земли от других планет Солнечной системы - наличие жизни 2. Биосфера - это область распространения жизни на Земле, охватывающая нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу и верхние слои литосферы. 3.Живые организмы, населяющие биосферу не взаимодействуют друг с другом. 4.На долю растений приходится самое большое количество биологических видов Земли 5.Жизнь на Земле зародилась в водной среде. 6.В.И. Вернадский-основоположник учения о биосфере 7.Жизнь на Земле зародилась более 10 миллиардов лет назад. 8. Вставьте недостающее слово: Наука об ископаемых останках растений и животных называется_____________________ Итак, давайте проверим правильность ваших ответов по слайду Да, 2-Да, 3-Нет, 4-Нет, 5-Да, 6-Да, 7-Нет, 8-Палеонтология Напишите количество правильных ответов в карте личных достижений. | Слушают учителя, отвечают на вопросы. Ответ учащихся: (багаж знаний). Работают в картах личных достижений. Анализируют представленную на слайде информацию, отвечают на вопросы. Сравнивают результаты своей работы с правильными ответами на слайде. Выставляют в карту личных достижений количество верных ответов. |
Определение темы урока | Мы проверили багаж ваших знаний, и теперь смело отправляемся в путешествие по биосфере. В начале года мы с вами изучили различные пояса освещенности нашей планеты: тропический, умеренный и полярный. Попробуйте отгадать – в какой из поясов мы совершим наше путешествие. «Этот пояс расположен между тропиками, здесь солнце 2 раза в год бывает в зените, невелики различия в продолжительности дня и ночи». Тема нашего урока «Жизнь в тропическом поясе» Объясните высказывание немецкого зоолога Альфреда Брема: «Недостаточно знать, что одно существо живет в лесу, другое – в степи, третье – в море. Необходимо знать, как устроены эти лес, степь и море. Каждое отдельное животное характерно для своей родины…..» Итак, ребята, мы с вами отправляемся в виртуальную экскурсию по тропическому поясу освещенности. | Слушают учителя, предполагают, что путешествие учащиеся совершат в тропический пояс» Записывают тему урока и размышляют над словами Альфреда Брема. Высказывают свои точки зрения. |
Разнообразие жизни на планете. Растительный и животный мир тропического пояса Влажные экваториальные леса Саванны Тропические пустыни | Чтобы узнать, что определяет разнообразие жизни на планете, прочитаем первый абзац параграфа на странице 121. 1.Чем можно объяснить разнообразие растительного и животного мира на Земле? 2.Какие главные причины влияют на разнообразие растительного и животного мира? 3. Все процессы, происходящие на земле, изучают какие либо науки. И сегодня мы знакомимся одной из них. Это наука – БИОГЕОГРАФИЯ. Биогеография - это наука, изучающая закономерности географического распространения растений и животных. А сейчас мы переходим к изучению природных зон, расположенных в пределах тропического пояса. Мы сегодня работаем в группах, каждая из которых будет изучать свою природную зону. На основе вашей работы вам необходимо заполнить таблицу. В результате обмена информацией вам необходимо внести данные обо всех природных зонах. Какую информацию мы можем получить о природных зонах? Начинаем работать: 1 группа – даем характеристику влажных экваториальных лесов; 2 группа – характеристика саванн; 3 группа – характеристика пустынь. Анализируем информацию текста учебника и заносим данные в таблицу. Природная зона | Особенности климата | Растительный мир | Животный мир | Не забываем, что мы работаем в группе, вы должны обсуждать информацию и вносить одинаковые ответы. Итак, ребята, вы активно поработали, а сейчас немного отдохнем. Физкультминутка. (http://video.nur.kz/view=3n54r4z5&ref=search_redirect&autoplay=1) А сейчас, ребята, давайте проверим результаты вашей работы. Первыми для выступления предоставляю слово ребятам, изучавшим особенности влажных экваториальных лесов. Ребята других групп внимательно слушают выступающих и заносят информацию в свои листочки. Спасибо, ребята. А сейчас я предлагаю вам просмотреть видеофрагмент «Дикая природа Амазонки» http://yandex.ru/video/search?filmId=o-m1iX1f8gE&text=видео%20%20Дикая%20природа%20Амазонки, на основе данного фрагмента вам будет необходимо ответить на такой вопрос: Какое значение имеют влажные экваториальные леса для нашей планеты? Ребята второй группы расскажут нам о природе Саванн. Слушаем и пополняем свои рабочие листы новой информацией. Спасибо ребята, а я предлагаю вам посмотреть следующий видеофрагмент «Дикая Африка. Саванна» http://my.mail.ru/mail/a.postovoi/video/549/6534.html?time=80&from=videoplayer Что внешне отличает саванну от влажных экваториальных лесов? А сейчас ребята третьей группы познакомят нас с особенностями пустынь тропического пояса. Не забываем вносить информацию в рабочие листы. Спасибо ребятам третьей группы. А я вам предлагаю посмотреть следующий видеофрагмент. На основе видеофрагмента сделайте вывод. Как приспособились растения и животные к условиям пустыни? Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием и получили много информации. Задачи, поставленные на урок – реализованы. | Работают с текстом учебника, отвечают на вопросы учителя. - Разнообразие растительного и животного мира объясняется различными условиями жизни на планете. - На разнообразие влияют: приспособление животных и растений к условиям освещенности территории, нагрева земной поверхности, увлажнения. Записывают определение в тетрадь. Слушают учителя, воспринимают учебную задачу. Предполагают, что можно получить информацию об особенностях климата, растительного и животного мира каждой природной зоны. Работают с текстом учебника и географическим атласом. Анализируют информацию. Заносят необходимые данные в таблицу. Влажные экваториальные леса: В течение года температура воздуха +24,+29 градусов Цельсия. Осадков 1500-2500мм.в. год. Местами 10000-12000мм. в год. Растительный мир: несколько ярусов. 1 ярус-60 метров, 2 ярус-20-30 метров, 3 ярус 10-20 метров (пальмы), 4 ярус- подлесок из бамбука, папоротников, плаунов, лиан. Животный мир: жуки, змеи, ягуары, летучие мыши, антилопы, тапиры, анаконда, ленивец. Саванны: наблюдается сухой и влажный период. В сухой период температура достигает 50 градусов, ветер поднимает пыль, вянет трава. В дождливое время саванна оживает. Растительность: злаки (3-4 метра), баобаб, пальмы, акации. В Австралии растут эвкалипты, казуарины, скрэб. Животные: носороги, слоны, жирафы, бегемоты, буйволы, антилопы, зебра, страус. Пустыни Засушливая область, бедная водой. Высокие температуры воздуха, 25-50 градусов. Температура почвы в пустыне до 80 градусов, ночью-0 градусов и ниже. Ветер жаркий, сухой, пыльный. Растения: кактусы, верблюжья колючка,снопики селина, саксаул, тамариск. Богаты жизнью лишь оазисы. Животные: антилопы, верблюды, шакалы, барханные коты, змеи (кобра, гюрза, эфа, песчаная гадюка). Встают рядом с партой, просматривают видеофрагмент, и, одновременно выполняют упражнения. Рассказывают участники первой группы и знакомят класс с особенностями природы влажных экваториальных лесов. Ребята второй и третьей группы слушают и записывают информацию в свои рабочие листы. Просматривают видеофрагмент. Отвечают на вопрос. Рассказывают участники второй группы и знакомят класс с особенностями природы саванн. Ребята первой и третьей группы слушают и записывают информацию в свои рабочие листы. Просматривают видеофрагмент. Получают новую информацию. Отвечают на вопрос учителя. Рассказывают участники третьей группы и знакомят класс с особенностями природы пустынь. Ребята первой и второй группы слушают и записывают информацию в свои рабочие листы. Просматривают видеофрагмент. Отвечают на вопрос учителя. |
Закрепление полученных знаний Выставление оценок за урок | Игра «Биологическая почта» На доске представлены 3 почтовые ящика: «Влажные экваториальные леса», «Саванны», «Пустыни». Каждому из вас достаются названия животных или растений. Вам необходимо поместить их в соответствующий ящик. При необходимости можно воспользоваться текстом учебника. Растения: Бамбук, акация, кактус, баобаб, плаун, верблюжья колючка, эвкалипт, саксаул, тамариск, злаки, лианы, папоротник. Животные: ягуар, зебра, шакал, бегемот, ленивец, орангутанг, анаконда, жираф, тушканчик, фенек, песчаная гадюка, лев, страус, слон, тапир. Ребята, возьмите Карту личных достижений. Давайте заполним ее до конца и выставим оценки за работу. За работу на уроке можно выбрать только одну оценку своей деятельности. - В группе работал активно, знакомил класс с учебным материалом, правильно отвечал на вопросы учителя - 5 баллов; - В группе работал активно, но устные ответы были не всегда верными - 4 б. - В работе группы почти не принимал участия, мало отвечал на вопросы – 3б. - В группе был только слушателем, на вопросы учителя не отвечал - 2 балла Ребята, подсчитайте количество баллов. 11-13 баллов – оценка «5»; 8-10 баллов - оценка «4»; Менее 8 баллов – оценка «3» | Распределяют растения и животных в соответствующие ящики. Влажные экваториальные леса: Бамбук, папоротник, плаун, ягуар, орангутанг, анаконда, тапир. Саванны: акация баобаб, злаки, эвкалипт, зебра, бегемот, жираф, лев, страус, слон. Пустыни: кактус, верблюжья колючка, саксаул, тамариск, шакал, тушканчик, фенек, песчаная гадюка. Посчитывают баллы и выставляют оценки за урок. |