СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Жизнь в тропическом поясе"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка конспекта урока "Жизнь в тропическом поясе"

Просмотр содержимого документа
««Жизнь в тропическом поясе"»

Открытый урок в 5 классе по теме «Жизнь в тропическом поясе»

(методическое объединение учителей географии воротынского района)

18.04.2016 год


Предмет: география

Учитель: Горбунова Вера Евгеньевна

Тема урока: § 21 Жизнь в тропическом поясе.

Тип урока: комбинированный

Используемые учебники и учебные пособия: УМК «Вентана-Граф» 2013г.

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о природе зон тропических поясов.

Планированные образовательные результаты:

Предметные: способствовать развитию умений у учащихся наблюдать за природой, устанавливать взаимосвязи: природные условия – особенности растительного и животного мира.

Метапредметные: создать условия для осознания школьниками процесса обучения,

-способствовать развитию наблюдательности учащихся, умения анализировать, делать выводы;

- развивать способность применять имеющиеся у детей умения и навыки в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач;

-формировать практические навыки, умения в работе с картой и другими источниками информации;

-создать условия для формирования коммуникативных умений и навыков в групповой работе.

Личностные: развивать в себе чувство ответственности за судьбу живой природы.


Задачи: Формировать УУД:

ЛичностныеУУД: формирование оценочного, эмоционального отношения к миру (умение определять своё отношение к миру), морально-этическая регуляция. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе и группвой

Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать тему урока, ставить и решать учебные задачи, умение управлять своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность, высказывать своё предположение (версию) и определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; учатся отличать верно выполненное задание от неверного и др.

Коммуникативные УУД: формировать умения: выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; адекватно воспринимать предложения по исправлению допущенных ошибок; уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться; выделять главное.

Познавательные УУД: формулирование познавательной цели, поиск информации, анализ с целью выделения признаков, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера; умение работать с информацией: умение работать с материалом учебника, слайдами презентации, раздаточным материалом.

Ожидаемые результаты:

Предметные:

Знать особенности распространения животных и растений в тропическом поясе.

Уметь аргументировано доказывать связь между климатическими особенностями и распространением животных и растений.

Тип урока: «Исследовательское путешествие»: вовлечение детей в самостоятельную исследовательскую деятельность.

Необходимое техническое  оборудование: ПК, мультимедийный проектор, карта растительности и животного мира, кейсы с заданиями для групп.


Смысловые блоки содержания

Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания

Деятельностный компонент урока

(на уровне УУД)

Проверка домашнего задания

Добрый день ребята! Сегодня у нас с вами немного необычный урок. К нам в гости пришли учителя нашей школы и учителя географии из других школ района. Я хочу проверить готовность к уроку. Я вам буду задавать вопросы, а вы отвечайте моими же словами.


Все готовы?

Все готовы

Все в порядке?

Все в порядке

И учебники?

И учебники

И тетрадки?

И тетрадки.


Ну, если все готовы, можно начинать работу.


Сегодня нас ждет увлекательное путешествие. Но, чтобы отправиться в путешествие, что самое главное мы должны взять с собой?


Поэтому, мы не можем отправиться в новое путешествие, не закрепив знания, которые вы приобрели на предыдущем уроке.

У каждого из вас на парте лежит «Карта личных достижений». На каждом из этапов урока вы будете отмечать свои достижения. Итак, начинаем проверку знаний. Поиграем в игру «Да - нет». Если вы согласны с моим утверждением – отвечаете «Да», если не согласны – «Нет».

Берем карту достижений и вносим в нее свои ответы.

Задания на слайде:

1. Главное отличие Земли от других планет Солнечной системы - наличие жизни

2. Биосфера - это область распространения жизни на Земле, охватывающая нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу и верхние слои литосферы.

3.Живые организмы, населяющие биосферу не взаимодействуют друг с другом.

4.На долю растений приходится самое большое количество биологических видов Земли

5.Жизнь на Земле зародилась в водной среде.

6.В.И. Вернадский-основоположник учения о биосфере

7.Жизнь на Земле зародилась более 10 миллиардов лет назад.


8. Вставьте недостающее слово:

Наука об ископаемых останках растений и животных называется_____________________


Итак, давайте проверим правильность ваших ответов по слайду

  1. Да, 2-Да, 3-Нет, 4-Нет, 5-Да, 6-Да, 7-Нет, 8-Палеонтология



Напишите количество правильных ответов в карте личных достижений.



Слушают учителя, отвечают

на вопросы.















Ответ учащихся: (багаж знаний).



Работают в картах личных достижений. Анализируют представленную на слайде информацию, отвечают на вопросы.























Сравнивают результаты своей работы с правильными ответами на слайде. Выставляют в карту личных достижений количество верных ответов.


Организационно-мотивационный этап урока

Определение темы урока

Мы проверили багаж ваших знаний, и теперь смело отправляемся в путешествие по биосфере.

В начале года мы с вами изучили различные пояса освещенности нашей планеты: тропический, умеренный и полярный. Попробуйте отгадать – в какой из поясов мы совершим наше путешествие.

«Этот пояс расположен между тропиками, здесь солнце 2 раза в год бывает в зените, невелики различия в продолжительности дня и ночи».


Тема нашего урока «Жизнь в тропическом поясе»


Объясните высказывание немецкого зоолога Альфреда Брема: «Недостаточно знать, что одно существо живет в лесу, другое – в степи, третье – в море. Необходимо знать, как устроены эти лес, степь и море. Каждое отдельное животное характерно для своей родины…..»



Итак, ребята, мы с вами отправляемся в виртуальную экскурсию по тропическому поясу освещенности.



Слушают учителя, предполагают, что путешествие учащиеся совершат в тропический пояс»




Записывают тему урока и размышляют над словами Альфреда Брема. Высказывают свои точки зрения.

Актуализация полученных знаний и создание мотивационной установки


Итак, ребята, тропический пояс освещенности ограничен северным и южным тропиками.


- На карте «Животный и растительный мир» (с.16-17 атласа) определите, какие природные зоны расположены в пределах тропического пояса?





- Как вы думаете, почему в одном поясе освещенности сформировались три природные зоны? Что необходимо сделать, чтобы ответить на этот вопрос.


Давайте сформулируем цель нашего урока.






- Рассматривают карты атласа, перечисляют природные зоны: экв.леса, саванны, тропические пустыни.



Высказывают предположения, формулируют цель урока:


изучить особенности каждой природной зоны, определить черты сходства и отличия природных зон.


Формулирование задач урока

Давайте определим основные задачи, направленные на достижение нашей цели.

Формулируют задачи урока:

-установить, какие условия определяют разнообразие жизни на Земле;

- изучить особенности растений и животных каждой природной зоны;

- объяснить причину появления различных природных зон в одном поясе освещенности

Процессуально - содержательный этап урока

Разнообразие жизни на планете. Растительный и животный мир тропического пояса

































Влажные экваториальные леса













Саванны














Тропические пустыни

Чтобы узнать, что определяет разнообразие жизни на планете, прочитаем первый абзац параграфа на странице 121.


1.Чем можно объяснить разнообразие растительного и животного мира на Земле?




2.Какие главные причины влияют на разнообразие растительного и животного мира?





3. Все процессы, происходящие на земле, изучают какие либо науки. И сегодня мы знакомимся одной из них. Это наука – БИОГЕОГРАФИЯ.


Биогеография - это наука, изучающая закономерности географического распространения растений и животных.



А сейчас мы переходим к изучению природных зон, расположенных в пределах тропического пояса. Мы сегодня работаем в группах, каждая из которых будет изучать свою природную зону. На основе вашей работы вам необходимо заполнить таблицу. В результате обмена информацией вам необходимо внести данные обо всех природных зонах.


Какую информацию мы можем получить о природных зонах?







Начинаем работать:

1 группа – даем характеристику влажных экваториальных лесов;

2 группа – характеристика саванн;

3 группа – характеристика пустынь.

Анализируем информацию текста учебника и заносим данные в таблицу.


Природная зона

Особенности климата

Растительный мир

Животный мир


Не забываем, что мы работаем в группе, вы должны обсуждать информацию и вносить одинаковые ответы.









































Итак, ребята, вы активно поработали, а сейчас немного отдохнем.


Физкультминутка.

(http://video.nur.kz/view=3n54r4z5&ref=search_redirect&autoplay=1)



А сейчас, ребята, давайте проверим результаты вашей работы.

Первыми для выступления предоставляю слово ребятам, изучавшим особенности влажных экваториальных лесов. Ребята других групп внимательно слушают выступающих и заносят информацию в свои листочки.





Спасибо, ребята. А сейчас я предлагаю вам просмотреть видеофрагмент «Дикая природа Амазонки» http://yandex.ru/video/search?filmId=o-m1iX1f8gE&text=видео%20%20Дикая%20природа%20Амазонки, на основе данного фрагмента вам будет необходимо ответить на такой вопрос:

Какое значение имеют влажные экваториальные леса для нашей планеты?


Ребята второй группы расскажут нам о природе Саванн. Слушаем и пополняем свои рабочие листы новой информацией.







Спасибо ребята, а я предлагаю вам посмотреть следующий видеофрагмент «Дикая Африка. Саванна» http://my.mail.ru/mail/a.postovoi/video/549/6534.html?time=80&from=videoplayer


Что внешне отличает саванну от влажных экваториальных лесов?



А сейчас ребята третьей группы познакомят нас с особенностями пустынь тропического пояса. Не забываем вносить информацию в рабочие листы.







Спасибо ребятам третьей группы. А я вам предлагаю посмотреть следующий видеофрагмент.


На основе видеофрагмента сделайте вывод. Как приспособились растения и животные к условиям пустыни?


Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием и получили много информации. Задачи, поставленные на урок – реализованы.

Работают с текстом учебника, отвечают на вопросы учителя.


- Разнообразие растительного и животного мира объясняется различными условиями жизни на планете.


- На разнообразие влияют: приспособление животных и растений к условиям освещенности территории, нагрева земной поверхности, увлажнения.




Записывают определение в тетрадь.



Слушают учителя, воспринимают учебную задачу.





Предполагают, что можно получить информацию об особенностях климата, растительного и животного мира каждой природной зоны.



Работают с текстом учебника и географическим атласом. Анализируют информацию. Заносят необходимые данные в таблицу.


Влажные экваториальные леса:

В течение года температура воздуха +24,+29 градусов Цельсия.

Осадков 1500-2500мм.в. год. Местами 10000-12000мм. в год.

Растительный мир: несколько ярусов. 1 ярус-60 метров, 2 ярус-20-30 метров, 3 ярус 10-20 метров (пальмы), 4 ярус- подлесок из бамбука, папоротников, плаунов, лиан.

Животный мир: жуки, змеи, ягуары, летучие мыши, антилопы, тапиры, анаконда, ленивец.


Саванны: наблюдается сухой и влажный период. В сухой период температура достигает 50 градусов, ветер поднимает пыль, вянет трава. В дождливое время саванна оживает.

Растительность: злаки (3-4 метра), баобаб, пальмы, акации. В Австралии растут эвкалипты, казуарины, скрэб.

Животные: носороги, слоны, жирафы, бегемоты, буйволы, антилопы, зебра, страус.


Пустыни

Засушливая область, бедная водой. Высокие температуры воздуха, 25-50 градусов. Температура почвы в пустыне до 80 градусов, ночью-0 градусов и ниже. Ветер жаркий, сухой, пыльный.

Растения: кактусы, верблюжья колючка,снопики селина, саксаул, тамариск. Богаты жизнью лишь оазисы.

Животные: антилопы, верблюды, шакалы, барханные коты, змеи (кобра, гюрза, эфа, песчаная гадюка).


Встают рядом с партой, просматривают видеофрагмент, и, одновременно выполняют упражнения.



Рассказывают участники первой группы и знакомят класс с особенностями природы влажных экваториальных лесов. Ребята второй и третьей группы слушают и записывают информацию в свои рабочие листы.


Просматривают видеофрагмент. Отвечают на вопрос.





Рассказывают участники второй группы и знакомят класс с особенностями природы саванн. Ребята первой и третьей группы слушают и записывают информацию в свои рабочие листы.


Просматривают видеофрагмент. Получают новую информацию.




Отвечают на вопрос учителя.



Рассказывают участники третьей группы и знакомят класс с особенностями природы пустынь. Ребята первой и второй группы слушают и записывают информацию в свои рабочие листы.


Просматривают видеофрагмент.



Отвечают на вопрос учителя.

Рефлексия деятельности

Ответьте на вопросы.

1.Что нового узнали на уроке?




2. Какие действия вы совершили на уроке, изучая особенности жизни в тропическом поясе?



3. С какими источниками информации работали?

Называют свои действия.

1.Узнали о особенностях географического расположения, климатических условиях, растительном и животном мире.

2. Составляли таблицу и делали сравнительный анализ влажных экваториальных лесов, саванн, пустынь.

3. Работали с такими источниками информации как: учебник, атлас, видеофрагменты.

Этап закрепления

Закрепление полученных знаний


















Выставление оценок за урок

Игра «Биологическая почта»

На доске представлены 3 почтовые ящика: «Влажные экваториальные леса», «Саванны», «Пустыни». Каждому из вас достаются названия животных или растений. Вам необходимо поместить их в соответствующий ящик. При необходимости можно воспользоваться текстом учебника.


Растения:

Бамбук, акация, кактус, баобаб, плаун, верблюжья колючка, эвкалипт, саксаул, тамариск, злаки, лианы, папоротник.


Животные: ягуар, зебра, шакал, бегемот, ленивец, орангутанг, анаконда, жираф, тушканчик, фенек, песчаная гадюка, лев, страус, слон, тапир.









Ребята, возьмите Карту личных достижений. Давайте заполним ее до конца и выставим оценки за работу. За работу на уроке можно выбрать только одну оценку своей деятельности.


- В группе работал активно, знакомил класс с учебным материалом, правильно отвечал на вопросы учителя - 5 баллов;

- В группе работал активно, но устные ответы были не всегда верными - 4 б.

- В работе группы почти не принимал участия, мало отвечал на вопросы – 3б.

- В группе был только слушателем, на вопросы учителя не отвечал - 2 балла


Ребята, подсчитайте количество баллов.

11-13 баллов – оценка «5»;

8-10 баллов - оценка «4»;

Менее 8 баллов – оценка «3»


Распределяют растения и животных в соответствующие ящики.



Влажные экваториальные леса:

Бамбук, папоротник, плаун, ягуар, орангутанг, анаконда, тапир.


Саванны: акация баобаб, злаки, эвкалипт, зебра, бегемот, жираф, лев, страус, слон.


Пустыни: кактус, верблюжья колючка, саксаул, тамариск, шакал, тушканчик, фенек, песчаная гадюка.




Посчитывают баллы и выставляют оценки за урок.



Рефлексивный этап

Рефлексия эмоционального состояния

Прием «Закончи фразу»

  1. На уроке я работал (активно/не активно)

  2. Своей работой на уроке я (доволен / не доволен)

  3. Урок показался мне (коротким / длинным)

  4. Материал урока мне был (понятен / не понятен)

Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке, содержание урока, взаимодействие с другими учениками и свое эмоциональное состояние.

Домашнее задание


Выучить параграф 21 «Жизнь в тропическом поясе»

Подготовить проект - фотоколлаж «Животные и растения тропиков»

Формулируют уточняющие вопросы











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!