СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Неравномерное распределение солнечного тепла и света на поверхности Земли. Георафия 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Земля – планета Солнечной системы

Предмет: география

Класс:  5    

Дата                     

 

Урок № 8

Тема урока: Пояса освещенности. Неравномерное распределение солнечного тепла и света на поверхности Земли.  

 Цели урока: - сформировать представление о Солнце как основном источнике энергии, обуславливающем процессы в атмосфере; об особенности освещенности поясов Земли.

-выявить причины неравномерного распределения солнечного света и тепла на Земле

 Познавательные: делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Личностные УУД: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики

Тип урока: комбинированный

Оборудование:  учебник И. Алексеев. География 5-6, карта мира физическая,  презентация «Пояса освещенности», ПК, телевизор, карты атласа

 

Ход урока

I.Организационный момент

Взаимные приветствия учителя и обучающихся;   проверка  готовности обучающихся к уроку; проверка отсутствующих, организация внимания

II.Актуализация

1. В чем состоит особенность распределения солнечного света по поверхности Земли?

2. Какие районы Земли получают наибольшее количество солнечного света, а какие – наименьшее?

III.Мотивация

Почему неравномерно распределено тепло на Земле.

Определение темы и цели урока.

IV Приобретение новых знаний

Пояса освещенности.

Тропики и полярные круги разделяют земную поверхность на пояса освещенности.

Определить

Полярные пояса: северный и южный.

Тропический пояс.

Умеренный пояс: северный и южный.

Полярные круги.

Параллели 66,50 с.ш и  66,50 ю.ш называют полярными кругами.  Они являются границами областей, где бывают полярные дни и полярные ночи. На широте 66,50  люди в дни летнего солнцестояния видят Солнце над горизонтом полные сутки, т.е. все 24 ч. Через полгода- все 24 ч полярная ночь.

От полярных кругов по направлению к полюсам продолжительность полярных дней и ночей увеличивается. Так, на широте 66,50  она равна 1 суткам, на широте 70- 65 суткам, широте 80° — 134 суткам, на широте 90° (на полюсах) — приблизительно шести месяцам.

-На всем пространстве между полярными кругами происходит смена дня и ночи {покажите Северный и Южный полярные круги на глобусе и карте полушарий и пространства, где бывают полярные дни и ночи).

 Тропики.  Параллели 23,5° с. ш. и 23,5° ю. ш. называются тропическими кругами или просто тропиками. Над каждым из них один раз в год полуденное Солнце бывает в зените, те солнечные лучи падают отвесно.

Физминутка

Назвать пояса освещенности на рис. 16 стр. 26.   Назвать границы поясов освещенности

 Северный тропик – 23,5ºс.ш.

Южный тропик - 23,5ºю.ш.

Северный полярный круг – 66,5ºс.ш.

Южный полярный круг – 66,5ºс.ш.

закономерность: разные широты Земли освещаются и нагреваются по-разному – чем ближе к экватору, тем сильнее нагрев и тем больше тепла и света получает земная поверхность. Чем ближе к полюсам, тем меньше света и тепла. Пояса освещенности сменяют друг друга от экватора к полюсам

Физминутка

V Закрепление

 1.На к/к подписать полярные круги, тропики

Заполнить таблицу

Дни

Северное полушарие

 

Южное полушарие

22 нюня

1) освещено больше;

2) день длиннее ночи;

3) вся приполярная часть в течение суток освещена до параллели 66,50 с. ш. (полярный день);

4) лучи Солнца падают отвесно не 23,50 

с. ш. (летнее солнцестояние)

 

1) освещено меньше;

2) день короче ночи;

3) вся приполярная часть в течение суток в теня до параллели 66,50 ю. ш. (полярная ночь) (зимнее солнцестояние)

23 сентября

1) оба полушария освещены одинаково, день равен ночи (по 12 ч);

2) лучи Солнца падают отвесно на экваторе; (осеннее равноденствие) (весеннее равноденствие)

   

22 декабря

1) освещено меньше;

2) день короче ночи;

3) вся приполярная часть в течение суток — в тени до 66,50 сш. (полярная ночь) (зимнее солнцестояние)

1) освещено больше;

2) день длиннее ночи;

3) вся приполярная часть в течение суток освещена до 66,5° ю. ш. (полярный день);

4) лучи Солнца падают отвесно на 23,50 ю. ш. (летнее солнцестояние)

 

21 марта

1) оба полушария освещены одинаково, день равен ночи (по 12 ч);

2) лучи Солнца падают отвесно на экваторе; (весеннее равноденствие) (осеннее равноденствие)

   

VI. Рефлексия.

-Какие вопросы у вас вызвали затруднение?

-Довольны ли вы результатами своей работы?

-Где знания мы используем в жизни?

 VII. Итог урока.

Можем ли мы утверждать, что достигли поставленных целей? Каким образом?

VIII. Домашнее задание. .

1 уровень Прочитать § 7 Ответить на вопросы 1-4 стр.28

2 уровень. Прочитать § 7 Ответить на вопросы 1-4, в. 8,9 стр 28

Монумент «Полярный круг»

 

 Монумент «Полярный круг» – это главная достопримечательность одного из старейших городов Крайнего Севера – Салехарда, который в принципе и сам считается одной большой достопримечательностью. Уникальность Салехарда заключается в его географическом положении - он является единственным городом России, расположенным на широте Северного Полярного круга. Монумент «Полярный Круг» только подчеркивает уникальность Салехарда.

В 1980 г. местные жители пожелали воплотить оригинальность своего города в камне. В результате появился необычный памятник — стела «66 параллель», которую установили напротив гостиницы «Полярный круг». За долгое время своего существования памятник успел стать символом Салехарда.

Монумент был размещен на круглом бетонном основании, на котором установили две остроконечные трехгранные пирамиды, выполненные из листового железа. Высота этих пирамид была 20 и 22 м, соответственно. Между ними находился металлический полукруг, опирающийся на два бетонных постамента, выполненных в виде подковы. В ночное время монумент подсвечивался прожекторами. Разноразмерные стелы, являлись символом того, что в Ямало-Ненецком автономном округе около 47 % территории располагается за этой виртуальной линией - в Заполярье.

По нескольким объективным причинам первоначально монумент был установлен не совсем в том месте, где должна была проходить «66 параллель». В результате городская администрация приняла решение поставить новый монумент Полярному кругу. Открытие нового памятника «Полярный круг» на новом месте состоялось в 2003 г. Автором проекта выступил архитектор Илья Якушев.

В общем, внешний вид нового монумента повторяет черты старого.   В ночное время суток монумент «Полярный круг» подсвечивается как изнутри, так и снаружи. Теперь каждый желающий может пересечь 66-ю параллель, а после получить грамоту, которая подтверждает, что ее владелец действительно побывал за Полярным кругом.

Просмотр содержимого документа
«Неравномерное распределение солнечного тепла и света на поверхности Земли. Георафия 5 класс»

Тема: Земля – планета Солнечной системы

Предмет: география

Класс: 5

Дата

Урок № 8

Тема урока: Пояса освещенности. Неравномерное распределение солнечного тепла и света на поверхности Земли.

Цели урока: - сформировать представление о Солнце как основном источнике энергии, обуславливающем процессы в атмосфере; об особенности освещенности поясов Земли.

-выявить причины неравномерного распределения солнечного света и тепла на Земле

Познавательные: делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Личностные УУД: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник И. Алексеев. География 5-6, карта мира физическая, презентация «Пояса освещенности», ПК, телевизор, карты атласа


Ход урока

I.Организационный момент

Взаимные приветствия учителя и обучающихся; проверка готовности обучающихся к уроку; проверка отсутствующих, организация внимания

II.Актуализация

1. В чем состоит особенность распределения солнечного света по поверхности Земли?

2. Какие районы Земли получают наибольшее количество солнечного света, а какие – наименьшее?

III.Мотивация

Почему неравномерно распределено тепло на Земле.

Определение темы и цели урока.

IV Приобретение новых знаний

Пояса освещенности.

Тропики и полярные круги разделяют земную поверхность на пояса освещенности.

Определить

Полярные пояса: северный и южный.

Тропический пояс.

Умеренный пояс: северный и южный.

Полярные круги.

Параллели 66,50 с.ш и  66,50 ю.ш называют полярными кругами.  Они являются границами областей, где бывают полярные дни и полярные ночи. На широте 66,50  люди в дни летнего солнцестояния видят Солнце над горизонтом полные сутки, т.е. все 24 ч. Через полгода- все 24 ч полярная ночь.

От полярных кругов по направлению к полюсам продолжительность полярных дней и ночей увеличивается. Так, на широте 66,50  она равна 1 суткам, на широте 70- 65 суткам, широте 80° — 134 суткам, на широте 90° (на полюсах) — приблизительно шести месяцам.

-На всем пространстве между полярными кругами происходит смена дня и ночи {покажите Северный и Южный полярные круги на глобусе и карте полушарий и пространства, где бывают полярные дни и ночи).

 Тропики. Параллели 23,5° с. ш. и 23,5° ю. ш. называются тропическими кругами или просто тропиками. Над каждым из них один раз в год полуденное Солнце бывает в зените, те солнечные лучи падают отвесно.

Физминутка

Назвать пояса освещенности на рис. 16 стр. 26. Назвать границы поясов освещенности

Северный тропик – 23,5ºс.ш.

Южный тропик - 23,5ºю.ш.

Северный полярный круг – 66,5ºс.ш.

Южный полярный круг – 66,5ºс.ш.

закономерность: разные широты Земли освещаются и нагреваются по-разному – чем ближе к экватору, тем сильнее нагрев и тем больше тепла и света получает земная поверхность. Чем ближе к полюсам, тем меньше света и тепла. Пояса освещенности сменяют друг друга от экватора к полюсам

Физминутка

V Закрепление

1.На к/к подписать полярные круги, тропики

Заполнить таблицу

Дни

Северное полушарие


Южное полушарие

22 нюня

1) освещено больше;

2) день длиннее ночи;

3) вся приполярная часть в течение суток освещена до параллели 66,50 с. ш. (полярный день);

4) лучи Солнца падают отвесно не 23,50 

с. ш. (летнее солнцестояние)


1) освещено меньше;

2) день короче ночи;

3) вся приполярная часть в течение суток в теня до параллели 66,50 ю. ш. (полярная ночь) (зимнее солнцестояние)

23 сентября

1) оба полушария освещены одинаково, день равен ночи (по 12 ч);

2) лучи Солнца падают отвесно на экваторе; (осеннее равноденствие) (весеннее равноденствие)



22 декабря

1) освещено меньше;

2) день короче ночи;

3) вся приполярная часть в течение суток — в тени до 66,50 сш. (полярная ночь) (зимнее солнцестояние)

1) освещено больше;

2) день длиннее ночи;

3) вся приполярная часть в течение суток освещена до 66,5° ю. ш. (полярный день);

4) лучи Солнца падают отвесно на 23,50 ю. ш. (летнее солнцестояние)


21 марта

1) оба полушария освещены одинаково, день равен ночи (по 12 ч);

2) лучи Солнца падают отвесно на экваторе; (весеннее равноденствие) (осеннее равноденствие)



VI. Рефлексия.

-Какие вопросы у вас вызвали затруднение?

-Довольны ли вы результатами своей работы?

-Где знания мы используем в жизни?

VII. Итог урока.

Можем ли мы утверждать, что достигли поставленных целей? Каким образом?

VIII. Домашнее задание. .

1 уровень Прочитать § 7 Ответить на вопросы 1-4 стр.28

2 уровень. Прочитать § 7 Ответить на вопросы 1-4, в. 8,9 стр 28

Монумент «Полярный круг»



Монумент «Полярный круг» – это главная достопримечательность одного из старейших городов Крайнего Севера – Салехарда, который в принципе и сам считается одной большой достопримечательностью. Уникальность Салехарда заключается в его географическом положении - он является единственным городом России, расположенным на широте Северного Полярного круга. Монумент «Полярный Круг» только подчеркивает уникальность Салехарда.

В 1980 г. местные жители пожелали воплотить оригинальность своего города в камне. В результате появился необычный памятник — стела «66 параллель», которую установили напротив гостиницы «Полярный круг». За долгое время своего существования памятник успел стать символом Салехарда.

Монумент был размещен на круглом бетонном основании, на котором установили две остроконечные трехгранные пирамиды, выполненные из листового железа. Высота этих пирамид была 20 и 22 м, соответственно. Между ними находился металлический полукруг, опирающийся на два бетонных постамента, выполненных в виде подковы. В ночное время монумент подсвечивался прожекторами. Разноразмерные стелы, являлись символом того, что в Ямало-Ненецком автономном округе около 47 % территории располагается за этой виртуальной линией - в Заполярье.

По нескольким объективным причинам первоначально монумент был установлен не совсем в том месте, где должна была проходить «66 параллель». В результате городская администрация приняла решение поставить новый монумент Полярному кругу. Открытие нового памятника «Полярный круг» на новом месте состоялось в 2003 г. Автором проекта выступил архитектор Илья Якушев.

В общем, внешний вид нового монумента повторяет черты старого. В ночное время суток монумент «Полярный круг» подсвечивается как изнутри, так и снаружи. Теперь каждый желающий может пересечь 66-ю параллель, а после получить грамоту, которая подтверждает, что ее владелец действительно побывал за Полярным кругом.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!