Рабочая программа
курса «Животный мир» для 7 класса
1. Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа курса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, учебного плана.
Содержание программы направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
В Рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе на основе федерального государственного образовательного стандарта. Они формируются на нескольких уровнях:
Глобальном:
социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, осваеваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе научных ценностей, накопленных в сфере биологической науки;
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, воспитание любви к природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, коммуникативными;
Метапредметном:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности;
умение работать с разными источниками биологической информации: находить информацию в различных источниках, анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью;
умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию;
Предметном:
выделение существенных признаков биологических объектов;
классификация-определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли различных организмов в жизни человека;
сравнение биологических объектов, умение делать выводы на основе сравнения;
выявление приспособлений организмов к среде обитания;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание, постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, ее многообразии и эволюции. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения курса основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
2. Общая характеристика учебного предмета
Учебный курс является дополением естественнонаучных предметов, заявленных как базовые в федеральной части БУПа и в учебном плане любого образовательного учреждения. На освоение программы отводится 0,5 часа в неделю, в год –17 часов, из них – 2 часа резервного времени, которое в представленной рабочей программе отводится на повторение и обобщение учебного материала и подготовке летних заданий.
Система уроков сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации, владеющей основами исследовательской и проектной деятельности.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: технология развития критического мышления, кейс-технология, учебно-исследовательская и проектная деятельность, проблемные уроки.
В обучении параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением
средств ИКТ:
словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником);
наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);
проблемное обучение;
метод проектов.
В рамках урока биологии используется коллективная, фронтальная, групповая, парная и индивидуальная (в том числе дифференцированная по трудности и по видам техники) формы работы учащихся.
Информацию о ходе усвоения учебного материала получают в процессе контроля – входного, промежуточного, проверочного, самоконтроля и итогового.
Входной контроль осуществляется в начале каждого урока, а также в начале учебного года. Он актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки.
Промежуточный контроль осуществляется «внутри» каждого урока или в середине изучаемого модуля. Он стимулирует активность учащихся, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым только что предложенный его вниманию «порции» материала.
Проверочный контроль осуществляется в конце каждого урока или в конце пройденного тематического блока. Он позволяет убедиться, что цели обучения – достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе изучения материала.
Итоговый контроль осуществляется по завершении крупного блока или всего курса. Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.
3. Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с БУПом курс на ступени основного общего образования предшествует курс окружающего мира, включающий интегрированные сведения из курсов физики, химии, биологии, географии.
Помимо этого, в курсе рассматривается ряд понятий, интегративных по своей сущности и значимых для последующего изучения систематического курса биологии.
4. Результаты освоения курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями Стандарта личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учащимися программы курса отражают достижения:
Личностных результатов:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
11. Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов животных) и процессов жизнедеятельности (обмена веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие, размножение);
• приведение доказательств (аргументация) необходимости защиты окружающей среды;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
2. В ценностно-ориентационной сфере:
анализ и оценка значения животных в природе и в жизни человека
объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете, для разведения редких и охраняемых животных, для выведения новых пород животных
3. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
В результате обучения ученик научится:
составлять план текста; владеть таким видом изложения текста как повествование;
работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
выполнять лабораторные;
оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради, работать с текстом и иллюстрациями учебника;
проводить наблюдения; оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
получать биологическую информацию из разных источников;
определять отношения объекта с другими объектами, определять существенные признаки объекта;
анализировать состояние объектов под микроскопом, сравнивать объекты (под микроскопом) с их изображением на рисунках и определять их;
делать морфологическую характеристику животных;
выявлять признаки систематической группы по внешнему строению животного;
сравнивать представителей разных групп животных, делать выводы на основе их сравнения;
находить информацию о животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее содержание, работать с полученной информацией;
оценивать с эстетической точки зрения представителей живого мира.
работать с лупой и микроскопом, готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, распознавать основные виды тканей;
осуществлять классификацию биологических объектов (животных) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;
объяснять значение основных процессов жизнедеятельности животных;
объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп животных на примерах сопоставления биологических объектов
оценивать важнейшие сельскохозяйственные животные, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.
устанавливать взаимосвязь животных с другими организмами;
определять экологические сообщества и их типы;
объяснять влияние деятельности человека на экологические сообщества и влияние природной среды на человека;
проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Ученик получит возможность учиться:
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе,
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
5. Содержание учебного предмета
курса «Животный мир» 7 класс»
(17 ч, 0,5 ч в неделю)
Раздел 1. Введение в экологию животных. (1 час)
Методы исследований. Значение экологии животных.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- основные понятия - экология, экология животных, окружающая среда, факторы среды, популяция, сообщество
Учащиеся должны уметь:
— замечать факторы негативного воздействия человека на окружающую среду; применять знания об экологический факторах для повышения выживаемости животных.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать и сравнивать изучаемые объекты;
— осуществлять описание изучаемого объекта;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта;
— классифицировать объекты;
Раздел 2. Экологические факторы (5 часов)
Среда обитания и условия существования животных. Пища и способы её добывания. Абиотические факторы в жизни животных. Жилища животных.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
основные понятия – гетеротрофы, фенология,
Учащиеся должны уметь:
-классифицировать животных по экологическим группам, применять знания об экологических факторах
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.
Раздел 3. Сообщества животных (6 часов)
Сухопутные животные. Водные животные. Животные – обитатели почв. Сезонные изменения в жизни животных. Внутривидовые взаимоотношения животных. Межвидовые отношения животных. Экскурсия. «Сезонные изменения в жизни животных».
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
о многообразии многоклеточных животных
об особенностях их внешнего строения, об экологических условиях их обитания
о систематике многоклеточных животных
об их значении в природе и в жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
-определять господствующие и сопутствующие виды в сообществе, прогнозировать видовой состав при смене сообщества, характеризовать основные сообщества животных.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— различать объем и содержание понятий;
— осуществлять классификацию.
Раздел 4. Охрана животного мира (5 часов)
Человек и животные. Изменения животного мира и их причины. Охраняемые животные. Красная книга.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
многообразие позвоночных животных
внешнее строение позвоночных животных
об экологических условиях их обитания
основные термины
о значение позвоночных животных в природе и в жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
- характеризовать биоценозы ближайших окрестностей школы, называть животных Красной книги, обосновывать роль животных в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;
— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название раздела,темы раздела | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) |
1 | Введение в экологию животных. | 1 | Иметь представление: о методах исследования, значении экологии животных. Знать: основные понятия - экология, экология животных, окружающая среда, факторы среды, популяция, сообщество. Уметь: замечать факторы негативного воздействия человека на окружающую среду; применять знания об экологический факторах для повышения выживаемости животных. |
2 | Экологические факторы | 5 | Иметь представление: о средах обитания и условия существования животных;пище и способах её добывания,абиотических факторах в жизни животных, жилищах животных. Знать: основные понятия – гетеротрофы, фенология. Уметь: классифицировать животных по экологическим группам, применять знания об экологических факторах. |
3 | Сообщества животных | 6 | Иметь представление: о сухопутных животных, водных животных, животных – обитателях почв. сезонных изменениях в жизни животных, внутривидовых взаимоотношения животных. межвидовых отношениях животных. Знать: основные понятия основные систематические категории; характерные признаки различных типов животных. Уметь: определять господствующие и сопутствующие виды в сообществе, прогнозировать видовой состав при смене сообщества, характеризовать основные сообщества животных. |
4 | Охрана животного мира | 5 | Иметь представление: о человеке и животных, изменении животного мира и его причинах, охраняемых животны, Красной книге. Знать: основные понятия,характерные признаки позвоночных животных; основные принципы их классификации; особенности строения, жизнедеятельности представителей различных классов животных. Уметь: характеризовать биоценозы ближайших окрестностей школы, называть животных Красной книги, обосновывать роль животных в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. . |
| Итого | 17 | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Экология животных: Пособие для учащихся 7-го класса общеобразовательной школы / Под ред. профессора В.Н.Яценко. – Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2007.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле./ – М.: ООО «Фирма»
«Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 1999 – 464 с.: ил.;
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология Автор Б.Ф.Сергеевев. – М.: ООО «Фирма»
«Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 1999 – 464 с.: ил.;
компьютер
проектор
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).
«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии В.В. Пасечника) (http://school-collection.edu.ru/).
www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».
http://bio.1september.ru/urok/ -Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".
5. www.bio.nature.ru – научные новости биологии
6. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
7. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы
http://djvu-inf.narod.ru/- электронная библиотека
10.http://biology.ru/index.php - Сайт является Интернет – версией учебного курса на компакт-диске "Открытая Биология"
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы:
_____________ /Вязовова С.В. /
«___» _____________ 2017 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
курса «Животный мир»
на 2017 – 2018 учебный год
№ п/п | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Вид контроля | Планируемые результаты | Дата прохождения темы, раздела |
по плану | факт. |
| Введение в экологию | 1 | | | | | |
1 | Введение в экологию животных | 1 | Урок формирования знаний | Выступление групп | Личностные: Формирование мотивации (учебной, социальной); развитие навыков сотрудничества; развитие самостоятельности; формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы) Метапредметные: уметь высказать предположение и его доказать; преобразовывать практическую задачу в познавательную; строить логические цепочки с установлением причинно-следственных связей между понятиями; уметь задавать вопросы, сотрудничать в группе при выполнении исследовательских заданий. Предметные: Иметь представление: о методах исследования, значении экологии животных. Знать: основные понятия - экология, экология животных, окружающая среда, факторы среды, популяция, сообщество. Уметь: замечать факторы негативного воздействия человека на окружающую среду; применять знания об экологический факторах для повышения выживаемости животных. | | |
| Экологические факторы | 5 | | | | | |
2 | Среда обитания и условия существования животных | 1 | Урок формирования знаний | Самоконтроль. | Личностные: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников; понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; уметь реализовывать теоретические познания на практике; осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; Метапредметные: уметь самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, получать информацию в ходе наблюдения за демонстрацией опыта и на ее основании делать вывод, фиксировать, объяснять, анализировать результаты, делать выводы, осваивать основы исследовательской деятельности, рассуждать, поддерживать диалог, фиксировать, анализировать и объяснять результаты биологических экспериментов. Предметные: Иметь представление: о средах обитания и условия существования животных; пище и способах её добывания, абиотических факторах в жизни животных, жилищах животных. Знать: основные понятия – гетеротрофы, фенология. Уметь: классифицировать животных по экологическим группам, применять знания об экологических факторах. | | |
3 | Пища и способы её добывания. | 1 | Урок закрепления и совершенствования знаний | Самоконтроль, взаимоконтроль в группах |
4 | Абиотические факторы в жизни животных. | 1 | Урок формирования знаний | Самоконтроль, взаимоконтроль в группах | | | |
5 | Биотические факторы в жизни животных. | 1 | Урок формирования знаний | Самоконтроль, взаимоконтроль в группах | | |
6 | Жилища животных. | 1 | Урок формирования знаний | Самоконтроль, взаимоконтроль в группах | | |
| Сообщества животных | 6 | | | | | |
7 | Сухопутные животные. | 1 | Урок формирование знаний и умений | Самоконтроль, взаимоконтроль в группах | Личностные: признавать право каждого на собственное мнение; проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; уметь отстаивать свою точку зрения; критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия; понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде; Метапредметные: работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, уметь сравнивать и делать выводы, организовано выполнять задания, правильно формулировать вопросы и слушать ответы, структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов, работать с понятийным аппаратом Предметные Иметь представление: о сухопутных животных, водных животных, животных – обитателях почв. сезонных изменениях в жизни животных, внутривидовых взаимоотношения животных. межвидовых отношениях животных. Знать: основные понятия основные систематические категории; характерные признаки различных типов животных. Уметь: определять господствующие и сопутствующие виды в сообществе, прогнозировать видовой состав при смене сообщества, характеризовать основные сообщества животных. | | |
8 | Водные животные. | 1 | Комбинированный урок | Составление схемы на ИД, | | |
9 | Животные – обитатели почв. | 1 | Урок формирования знаний | Взаимопроверка в группах, | | |
10 | Экскурсия: «Сезонные изменения в жизни животных». | 1 | Комбинированный урок | Фронтальная беседа. | | |
11 | Внутривидовые взаимоотношения животных. | 1 | Урок формирования умений и навыков | Взаимопроверка в группах. | | |
12 | Межвидовые отношения животных | 1 | Комбинированный урок | Самоконтроль, взаимоконтроль в группах | | |
| Охрана животного мира | 5 | | | | | |
13 | Человек и животные. | 1 | Урок формирования знаний | Самоконтроль | Личностные: Формирование мотивации (учебной, социальной); развитие навыков сотрудничества; развитие самостоятельности; формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы), соблюдать правила поведения в природе; понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; уметь реализовывать теоретические познания на практике; осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; испытывать любовь к природе; признавать право каждого на собственное мнение; Метапредметные: работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, уметь сравнивать и делать выводы, организовано выполнять задания, правильно формулировать вопросы и слушать ответы, структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов, работать с понятийным аппаратом. Предметные Иметь представление: о человеке и животных, изменении животного мира и его причинах, охраняемых животны, Красной книге. Знать: основные понятия,характерные признаки позвоночных животных; основные принципы их классификации; особенности строения, жизнедеятельности представителей различных классов животных. Уметь: характеризовать биоценозы ближайших окрестностей школы, называть животных Красной книги, обосновывать роль животных в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. | | |
14 | Изменения животного мира и их причины. | 1 | Урок применения знаний на практике | Самоконтроль, взаимоконтроль в группах. | | |
15 | Охраняемые животные. | 1 | Урок применения знаний на практике | Составление схемы на ИД | | |
16 | Животные Красной книги. | 1 | Урок формирования знаний | Взаимопроверка в группах | | |
17 | Итоговый урок. . | 1 | Комбинированный урок | Фронтальная беседа, | | |