Урок 22. Землетрясения и вулканы
I Учитель зачитывает отрывок описания землетрясения:
Иногда трагическое и смешное настолько переплетается, что только диву даёшься. Шёл 1976 год, весна, 8 апреля, утро, начало восьмого. Сыну 2 месяца, дочке 2 года, они сладко спят в своих постелях. Мужа дома нет, он, как и большинство наших мужчин в то время, в очередной командировке, на этот раз где - то около Газли.(Таджикистан)
Иду в ванну умываться, открываю кран, подставляю руки под воду и вдруг слышу сильный гул. Наверное, бульдозер мимо проезжает, думаю, ведь стройка кругом, тяжёлая техника так и шастает туда - сюда. Но гул усиливается, раковина начинает подпрыгивать, пол трясётся, потолочные плиты друг от друга трутся с жутким шуршанием, кирпичи в стенах трещат. И тогда я с ужасом понимаю, что совсем это не трактор.Бегу к детям. Хватаю их на руки, бегу к дверям, они закрыты, бьюсь в дверь всем телом, пытаясь открыть, хлипкий замок срывается, и я несусь по длинной галерее, а потом вниз по лестнице, ступени уходят из под ног, но животный инстинкт несёт меня вперёд. Скорее! Скорее! - стучит в висках.
Вопросы
1. Что такое землетрясение?
2.Где происходят землетрясения? Запиши ответ
3.Что является причиной возникновения землетрясения?
II Прочитай 3 абзац на стр.99-100. Подпиши на рисунке :ОЧАГ и ЭПИЦЕНТР землетрясения?
Что такое сейсмический район?
Где находится сейсмический район?
ЗАДАНИЕ 2.
1. Прочитай 3 абзац на стр.99-100. Подпиши на рисунке :ОЧАГ и ЭПИЦЕНТР землетрясения?
Задание . 5.
Прочитай текст на стр. 100 «Вулканы».Ответь на вопрос: что такое вулкан?
2. Где образуется вулканы?________________________________________
3. Обозначь части вулкана ПОДСКАЗКА: СТР 100.
2 балла
Задание 6.
1.Обозначь на контурной карте цветами 5 вулканов (стр102-103) или атлас стр:33
Действующие: Ключевская Сопка, Кракатау
Потухшие: Эльбрус, Везувий, Килиманджаро
5 баллов
Задание 7.
1. Посмотри на контурную карту. Ответь на вопрос: совпадают ли зоны землетрясений и вулканы?___________________________________________________________
2. Подумай и напиши 2 правила поведения при оповещении о землетрясениях и вулканизма_____________________________________
__________________________________________________________________________
2 балла
Доп.материал для учителя по обеспечению жизнедеятельности во время ЧС.
Как действовать во время извержения вулкана
Защитите тело и голову от камней и пепла. Извержение вулканов может сопровождаться бурным паводком, селевыми потоками, затоплениями, поэтому избегайте берегов рек и долин вблизи вулканов, старайтесь держаться возвышенных мест, чтобы не попасть в зону затопления или селевого потока.
Как действовать во время землетрясения
Во время землетрясения: прежде всего следует сохранять спокойствие.
Если человек находится вне помещения -следует оставаться на улице, находясь внутри
здания - рекомендуется оставаться там.
Больше всего рискуют оказаться ранеными те, кто в панике выбегает из домов или бежит в укрытие.
Находясь в помещении, следует стоять у опорных стен или встать в дверном проеме.
На улице надо держаться подальше от электрических проводов и по-возможности не задерживаться на узких улицах.
Никогда во время землетрясения не следует входить в лифт и на лестницы.
После землетрясения: нужно оказать первую помощь себе и тем, кому она требуется.
Необходимо проверить газ, электричество и водопровод. Если имеются повреждения их следует отключить.
Следует остерегаться поврежденных зданий, дымоходы и кирпичная кладка могут обрушиться.
Нельзя выходить к морю, может иметь место цунами.
И главное, во всех случаях необходимо сохранять спокойствие! Больше всего пострадавших бывает в случае излишней паники.