СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школа является особым образовательным пространством, в рамках которого происходит формирование не только социально адаптированной личности,  ее профессиональное и гражданское самоопределение, но и формируется самая важна, базовая характеристика, обеспечивающая реализацию всех остальных - здоровье.

Просмотр содержимого документа
«"Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"»

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым»

 

 Всё начинается со школы, а в школе все начинается с учителя. И какие бы методики не применялись, какое бы оборудование ни привозили в класс – интерактивную доску, телевизор или компьютер, - главным, вечным и неизменным в школе остается УЧИТЕЛЬ.

             Школа является особым образовательным пространством, в рамках которого происходит формирование не только социально адаптированной личности, её профессиональное и гражданское самоопределение, но и формируется самая важная, базовая характеристика, обеспечивающая реализацию всех остальных – здоровье.

Здоровье  - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества.

    Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии  сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач.

            За  период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4%, с нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, составляющая в ряде регионов России до 30-40%. Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание ее прогрессивности

             Почему так происходит? Видимо, дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для детей самое важное - это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями, если он не умеет бороться с недугом?

            Еще одна из причин снижения здоровья - дети стали вести малоподвижный образ жизни. Больше их интересуют компьютер, телевизор, игры в телефоне. Для того чтобы жить в современном мире, им необходимо быть  постоянно готовыми к изменениям в обществе, но сохраняя при этом своё здоровье и индивидуальность.

Работая в школе и, анализируя причины заболевания школьников, можно сделать вывод о необходимости решить эту проблему с помощью внедрения  здоровьесберегающей технологии. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве. На данный период у меня сложилась определенная система использования этой технологии в работе.

 В основу здоровьесберегающей технологии положены основные задачи:

- обеспечение школьнику возможности сохранения  здоровья на период обучения в школе;

- снижение уровня заболеваемости учащихся;

- сохранение работоспособности  на уроках;

- формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;

- формирование системы спортивно-оздоровительной работы.

        Рассмотрим ступени   здоровьесберегающей среды на начальном этапе обучения.


Создание здоровьесберегающей среды:

В  классной комнате необходимо создать все условия для обучения и развития детей согласно СанПиНов.

Обязательное проветривание помещения как перед началом уроков, так и в период перемен. Дети сидят за партами с учетом рекомендаций врача. Практикуется пересадка детей по четвертям, так как необходимо менять детям угол зрения на доску. Созданы все благоприятные условия в классе: доска зеленого цвета, проведено дополнительное освещение, много комнатных растений.

          Классная комната оборудована техническими средствами обучения.

На перемене каждый желающий может подойти и пособирать пазлы, поиграть в шахматы, лото или шашаки, заняться раскрашиванием картинок.

         Но хочется обратить внимание на то, что очень большое внимание имеет микроклимат в классе. Ведь ребёнок только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и его друзья-одноклассники.

           Нельзя говорить о здоровом образе жизни, не имея представления о правильном питании.

        В в школе организованы горячие завтраки, и родители с удовольствием используют эту возможность, так как перед уходом в школу не каждому  ребенку хочется кушать. И все ученики первого класса посещают столовую.

 

Здоровьесберегающее направление в образовательном процессе

Режим дня имеет особое значение в жизни младшего школьника, правильно составленный распорядок и его соблюдение играют основную роль в сохранении здоровья ребенка, который утвержден на заседании методического совета школы и согласован с родителями.

Для того, чтобы дети не перегружались, в начале учебного года составляется расписание уроков, которое соответствует шкале трудности.

 

  Правильная организация урока оказывает большое влияние на состояние организма детей  и, как следствие,  на работоспособность.

 При подготовке любого урока  оценивается его качество и эффективность с точки зрения сохранения здоровья. Для этого необходимо использовать памятку  «Анализ урока с позиции здоровьесбережения». Анализ полученной информации показывает проблемные области в применении здоровьесберегающих технологий и позволяет находить решение выявленных проблем.

          На уроках необходимо применять игровую технологию. Ведь игра – это самый эффективный вид деятельности. Через игру ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать. В играх дети вступают в различные отношения: сотрудничество, соподчинение, взаимного контроля. Использование нестандартных уроков: уроки – соревнования, уроки-конкурсы, уроки-путешествия, дидактические игры - эффективность и залог успешности для сохранения здоровья младших школьников в учебном процессе.

          Организация на уроках групповой и парной работы, в ходе которой уровень осмысления и освоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. В процессе работы  дети размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, часто работают стоя. При проведении такой работы формируются коммуникативные универсальные учебные действия младших школьников, а также решаются задачи здоровьесбережения.

Фронтальный опрос можно проводить с использованием мяча, шарика или какой-либо игрушки.

Элементы игры использую также в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников: хлопанье в ладоши, поднятие руки, сигнальные карточки различного цвета.

Для повышения умственной работоспособности детей необходимо проводить физкультминутки. Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах. Они помогают снять утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. 

      В состав физкультминуток включают упражнение: по формированию осанки, укреплению зрения, мышц рук, отдых позвоночника  и другие.

Широко использую весёлые физкультминутки в стихотворной форме, сопровождающиеся музыкальным и хоровым произношением.

        

Наглядность, применяемая на уроке,  способствует лучшему усвоению нового материала, повышает интерес учащихся.  В качестве наглядности активно используют компьютерные технологии.  Применение компьютера на уроке, подготовка презентаций  - эффективный способ заинтересовать ученика.

         Продолжительность непрерывных занятий с использованием  компьютера для учащихся в возрасте 7-10 лет не должна превышать 10 минут.

           ния, свой профессиональный рост.

         Уроки окружающего мира, проектная и исследовательская деятельность   помогают   повысить качество обучения. Работа   по теме: «Мой режим дня», «В здоровом теле — здоровый дух», «Правильное питание», «Вредные привычки», «Сохранение здоровья» и т. д. ориентируют учащихся на проблемы сохранения здоровья.

 

Здоровьесберегающая организация  внеурочной деятельности.

  Одним из компонентов новых стандартов является внеурочная деятельность. Занятия по внеурочной деятельности - «Подвижные игры народов России», на которых учащиеся знакомятся с играми народов России, узнают правила, играют. Эти занятия способствуют укреплению здоровья детей. Но есть в классах и одаренные дети. Они посещают    спортивные секции по легкой атлетике, футболу, дзюдо.


Здоровьесберегающая организация воспитательной работы

 

           Реализация данной технологии сопровождается через классные часы по следующим темам   «Учимся не болеть», «Мой паспорт здоровья», «Я и мои способности», «Дерево здоровья» и т. д.

           Ежегодно в школе проходят мероприятия, связанные с сохранением здорового образа жизни. Вместе с родителями организовываются весёлые старты, игры, конкурсы. Среди них особенно можно выделить спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья», веселые старты, посвященные патриотическим праздникам и мероприятиям.

        

Мониторинг состояние здоровья учащихся и эффективности здоровьесбережение.

 

           Ежегодно дети проходят плановый  медосмотр врачами поликлиники , рост и  вес соответствует возрасту. Учитывается в работе показания  медсестры  школы в листе здоровья школьников, на родительских собраниях проводится разъяснительная работа с родителями по поводу профилактических прививок.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. И если мы  научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. И если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут в больше степени здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!