СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы "Здоровьесберегающие технологии вначальной школе". 

Просмотр содержимого документа
«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе


Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровый образ жизни школьника является основой хорошего самочувствия и успешной учебы каждого ребенка. Задача школы – сохранить и по возможности укрепить здоровье детей. Давно доказано, что традиционное построение урока и однообразная учебная работа снижают интерес к обучению, утомляют учащихся, вызывают эмоциональный дискомфорт. 

Возможный путь решения части проблемы сохранения здоровья – организация малых форм физкультурно-оздоровительной работы в начальной школе.

Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Здоровьесберегающий урок – это, прежде всего, урок, на котором учитель обеспечивает доброжелательную творческую атмосферу, высокую работоспособность учащихся, профилактику раннего и выраженного утомления, поддерживает внимание и интерес учащихся. Умение педагога отбирать, рационально использовать и чередовать формы, методы, приемы и способы обучения, позволяют учащимся легче переносить учебные нагрузки, снизить риск ухудшения здоровья. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.

Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организме человека, учить их беречь и укреплять собственное здоровье. Я всегда помню об этом и на каждом уроке стараюсь уделять существенное внимание сохранению, а если появляется хотя бы малейшая возможность, то и укреплению здоровья детей.

Для того, чтобы дети не уставали на уроке, мною проводятся физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, точечный массаж для повышения иммунитета, точечный массаж для профилактики простудных заболеваний, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения, комплекс физических упражнений для профилактики заболеваний органов дыхания

Так на уроках математики я прививаю своим ученикам навыки здорового образа жизни через решение текстовых задач. Их содержание позволяет говорить о целебных свойствах овощей и фруктов, орехов и ягод. Употребляя эти продукты, мы обеспечиваем свой организм необходимыми витаминами и тем самым повышаем его способность самостоятельно бороться с некоторыми заболеваниями. Текстовые задачи также дают возможность сообщать детям о положительном воздействии физических упражнений на здоровье каждого человека. При решении задач на движение, мы говорим о том, что все прогулки (пешие, велосипедные, лыжные) закаляют наш организм и укрепляют здоровье.

На уроках русского языка мы тоже говорим о здоровье. В начале каждого урока мы записываем с комментированием пословицы и поговорки о здоровье.

Например, «Здоровье — всему голова, всего дороже»; «Болен — лечись, а здоров — берегись»; «Быстрого и ловкого болезнь не догонит»; «Здоровье дороже денег: здоров буду — и денег добуду»;

Обращаю внимание детей на содержание текстов и предложений, которые напоминают о пользе чистого воздуха, правильного питания и крепкого сна, указывают на то, что человеку необходимо соблюдать режим дня, заниматься спортом, как можно больше общаться с природой, чтобы сохранить и укрепить собственное здоровье.

Содержание учебного предмета «Окружающий мир» и курса внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» обеспечивает младших школьников полными знаниями о правильном питании (темы «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Наше питание»), режиме дня («Режим дня»), об организме человека («Строение тела человека», «Если хочешь быть здоров», «Поговорим о болезнях. Охрана здоровья в разные времена года», «Организм человека», «Как мы воспринимаем окружающий мир», «Надёжная защита организма», «Опора тела и движение», «Наше питание», «О дыхании, о движении крови и о том, как удаляются из организма вредные вещества», «Здоровый образ жизни»), которые будут востребованы ими в дальнейшей жизни. На уроках окружающего мира закладывается фундамент здоровых привычек и здорового образа жизни.

Таким образом, на каждом уроке я стараюсь давать детям конкретные рекомендации по сохранению здоровья, учу ими пользоваться, воспитываю чувство ответственности за своё здоровье.

Работа по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс в начальной школе проводится в  сотрудничестве с родителями школьников. Проведен цикл бесед: «Здоровьесберегающие технологии в школе и в семье», «Разговор о правильном питании», «Режим дня школьника».

Работая над задачей создания здоровьесберегающей среды, я пришла к необходимости увеличения двигательной активности детей. Для выполнения этой задачи были введены следующие спортивно-оздоровительные мероприятия:

Игровые перемены. Снять утомление за несколько минут между уроками помогают динамические перемены. Подвижные игры с малой и средней подвижностью проводим прямо в коридоре перед кабинетами начальных классов. В таких играх большую роль играет эмоциональная окраска игры.

Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, повышает работоспособность младших школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья, повышению качества знаний.

Возможный путь решения части проблемы сохранения здоровья – организация малых форм физкультурно-оздоровительной работы в начальной школе.

1) Начало учебного дня в начальных классах - организованная зарядка.

    2) Постоянный контроль за правильной осанкой.

Упражнения для улучшения осанки.

1) и.п.- о.с. Принять правильное положение, зафиксировать его;

2) ходьба с правильной осанкой;

3) ходьба с высоко поднятыми руками;

4) ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки (30 сек.)

5) лёгкий бег на носках.

3) Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными образовательными технологиями являются физкультминутки. 

Упражнения в физкультминутках должны быть разнообразны и подобраны в зависимости от вида урока, его содержания. Варианты выполнения комплексов физкультминуток могут быть различны: сидя, стоя, в кругу или в шеренгах.

Цель проведения физкультминутки:

  1. Повысить или удержать умственную работоспособность детей на уроках;

  2. Обеспечить кратковременный активный отдых для учащихся во время урока.

Методика освоения и проведения физкультминуток:

  1. Физкультминутки проводятся на каждом уроке между 20-й и 25-й минутами в течение 1,5-2 мин.

  2. Каждый комплекс должен включать 4-5 упражнений, повторенных 4-6 раз.

Оздоровительно- гигиенические физкультминутки

Их можно выполнять как стоя, так и сидя расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, “поболтать ножками”.

Для снятия статического напряжения, вызванного длительным поддержанием рабочей позы за партой, выполняются динамические упражнения: потягивания, разведение плеч, поднимание головы, вращения головой, наклоны и полу наклоны.

Для улучшения мозгового кровообращения 

1 .Сидя на стуле на счёт 1-2- отвести голову и плавно наклонить назад; 3-4-голову наклонить вперёд, плечи не поднимать. (Повторить медленно 4-6 раз)

2.Сидя, руки на поясе. 1-поворот головы направо, 2-исходное положение, 3-поворот головы налево, 4-исходное положение.

(Повторить медленно 6-8 раз)

3.Стоя или сидя, руки на поясе. 1-махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2- исходное положение. 3-4 аналогично правой рукой.

(Повторить медленно 4-6 раз)
Танцевальные физкультминутки

Выполняются обычно под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет. Они выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов.

Физкультурно-спортивные физкультминутки

Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.

Физминутки на движения корпусом

1. К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Три, два, один –
Плывем как дельфин.
Качаясь на волне, плывем на спине.
Вышли на берег крутой,
Отряхнулись – и домой.

1.Физминутка «Зарядка»

Наклонилась сперва

Книзу наша голова.

(наклон вперёд)

Вправо-влево мы с тобой

Покачаем головой.

(наклоны в стороны)

Ручки за голову, вместе

Начинаем бег на месте.

(имитация бега)

Уберём и я, и вы

Руки из-за головы.


Таким образом, на уроке я стараюсь давать детям конкретные рекомендации по сохранению здоровья, учу ими пользоваться, воспитываю чувство ответственности за своё здоровье.

Учитель может внести существенный вклад в укрепление здоровья своих учеников в период, когда они находятся в школе. Проведение физкультминуток благотворно влияет на восстановление работоспособности учащихся, повышает эмоциональный настрой детей, снижает статические нагрузки, предупреждает тем самым нарушение осанки.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.


Список литературы.

  1. Аносова М.В. Анализ уроков с позиции здоровьесбережения// Педагогика и психология здоровья. – М.: Просвещение, 2003.

  2. Орехова Т.Ф. Место и роль учителя в сохранении и укреплении здоровья учащихся. – СПб: Астерион, 2009.

  3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: Вако, 2004.

  4. Морозов О.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе школы (теоретико-практические аспекты). – М.: ФЛИНТА, 2015.

  5. 4. Бушина Ю.С. Физкультминутки как элемент здоровьесберегающих технологий в школе. – Елец: ЕГУ, 2016. –

  6. 6.Смирнов Н.К.  Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО. 2002.

  7. Шуварикова А.А. Физкультминутки – одно из средств здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. – Омск: СГУФКиС, 2014.

  8. Резникова Е.Н. Физкультминутки как педагогический инструментарий здоровьесберегающего урока в условиях реализации ФГОС ООО. – Белгород: Ассистент плюс, 2017.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!