Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровый образ жизни школьника является основой хорошего самочувствия и успешной учебы каждого ребенка. Задача школы – сохранить и по возможности укрепить здоровье детей. Давно доказано, что традиционное построение урока и однообразная учебная работа снижают интерес к обучению, утомляют учащихся, вызывают эмоциональный дискомфорт.
Возможный путь решения части проблемы сохранения здоровья – организация малых форм физкультурно-оздоровительной работы в начальной школе.
Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Здоровьесберегающий урок – это, прежде всего, урок, на котором учитель обеспечивает доброжелательную творческую атмосферу, высокую работоспособность учащихся, профилактику раннего и выраженного утомления, поддерживает внимание и интерес учащихся. Умение педагога отбирать, рационально использовать и чередовать формы, методы, приемы и способы обучения, позволяют учащимся легче переносить учебные нагрузки, снизить риск ухудшения здоровья. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.
Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.
Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организме человека, учить их беречь и укреплять собственное здоровье. Я всегда помню об этом и на каждом уроке стараюсь уделять существенное внимание сохранению, а если появляется хотя бы малейшая возможность, то и укреплению здоровья детей.
Для того, чтобы дети не уставали на уроке, мною проводятся физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, точечный массаж для повышения иммунитета, точечный массаж для профилактики простудных заболеваний, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения, комплекс физических упражнений для профилактики заболеваний органов дыхания
Так на уроках математики я прививаю своим ученикам навыки здорового образа жизни через решение текстовых задач. Их содержание позволяет говорить о целебных свойствах овощей и фруктов, орехов и ягод. Употребляя эти продукты, мы обеспечиваем свой организм необходимыми витаминами и тем самым повышаем его способность самостоятельно бороться с некоторыми заболеваниями. Текстовые задачи также дают возможность сообщать детям о положительном воздействии физических упражнений на здоровье каждого человека. При решении задач на движение, мы говорим о том, что все прогулки (пешие, велосипедные, лыжные) закаляют наш организм и укрепляют здоровье.
На уроках русского языка мы тоже говорим о здоровье. В начале каждого урока мы записываем с комментированием пословицы и поговорки о здоровье.
Например, «Здоровье — всему голова, всего дороже»; «Болен — лечись, а здоров — берегись»; «Быстрого и ловкого болезнь не догонит»; «Здоровье дороже денег: здоров буду — и денег добуду»;
Обращаю внимание детей на содержание текстов и предложений, которые напоминают о пользе чистого воздуха, правильного питания и крепкого сна, указывают на то, что человеку необходимо соблюдать режим дня, заниматься спортом, как можно больше общаться с природой, чтобы сохранить и укрепить собственное здоровье.
Содержание учебного предмета «Окружающий мир» и курса внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» обеспечивает младших школьников полными знаниями о правильном питании (темы «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Наше питание»), режиме дня («Режим дня»), об организме человека («Строение тела человека», «Если хочешь быть здоров», «Поговорим о болезнях. Охрана здоровья в разные времена года», «Организм человека», «Как мы воспринимаем окружающий мир», «Надёжная защита организма», «Опора тела и движение», «Наше питание», «О дыхании, о движении крови и о том, как удаляются из организма вредные вещества», «Здоровый образ жизни»), которые будут востребованы ими в дальнейшей жизни. На уроках окружающего мира закладывается фундамент здоровых привычек и здорового образа жизни.
Таким образом, на каждом уроке я стараюсь давать детям конкретные рекомендации по сохранению здоровья, учу ими пользоваться, воспитываю чувство ответственности за своё здоровье.
Работа по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс в начальной школе проводится в сотрудничестве с родителями школьников. Проведен цикл бесед: «Здоровьесберегающие технологии в школе и в семье», «Разговор о правильном питании», «Режим дня школьника».
Работая над задачей создания здоровьесберегающей среды, я пришла к необходимости увеличения двигательной активности детей. Для выполнения этой задачи были введены следующие спортивно-оздоровительные мероприятия:
Игровые перемены. Снять утомление за несколько минут между уроками помогают динамические перемены. Подвижные игры с малой и средней подвижностью проводим прямо в коридоре перед кабинетами начальных классов. В таких играх большую роль играет эмоциональная окраска игры.
Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, повышает работоспособность младших школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья, повышению качества знаний.
Возможный путь решения части проблемы сохранения здоровья – организация малых форм физкультурно-оздоровительной работы в начальной школе.
1) Начало учебного дня в начальных классах - организованная зарядка.
2) Постоянный контроль за правильной осанкой.
Упражнения для улучшения осанки.
1) и.п.- о.с. Принять правильное положение, зафиксировать его;
2) ходьба с правильной осанкой;
3) ходьба с высоко поднятыми руками;
4) ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки (30 сек.)
5) лёгкий бег на носках.
3) Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными образовательными технологиями являются физкультминутки.
Упражнения в физкультминутках должны быть разнообразны и подобраны в зависимости от вида урока, его содержания. Варианты выполнения комплексов физкультминуток могут быть различны: сидя, стоя, в кругу или в шеренгах.
Цель проведения физкультминутки:
Повысить или удержать умственную работоспособность детей на уроках;
Обеспечить кратковременный активный отдых для учащихся во время урока.
Методика освоения и проведения физкультминуток:
Физкультминутки проводятся на каждом уроке между 20-й и 25-й минутами в течение 1,5-2 мин.
Каждый комплекс должен включать 4-5 упражнений, повторенных 4-6 раз.
Оздоровительно- гигиенические физкультминутки
Их можно выполнять как стоя, так и сидя расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, “поболтать ножками”.
Для снятия статического напряжения, вызванного длительным поддержанием рабочей позы за партой, выполняются динамические упражнения: потягивания, разведение плеч, поднимание головы, вращения головой, наклоны и полу наклоны.
Для улучшения мозгового кровообращения
1 .Сидя на стуле на счёт 1-2- отвести голову и плавно наклонить назад; 3-4-голову наклонить вперёд, плечи не поднимать. (Повторить медленно 4-6 раз)
2.Сидя, руки на поясе. 1-поворот головы направо, 2-исходное положение, 3-поворот головы налево, 4-исходное положение.
(Повторить медленно 6-8 раз)
3.Стоя или сидя, руки на поясе. 1-махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2- исходное положение. 3-4 аналогично правой рукой.
(Повторить медленно 4-6 раз)
Танцевальные физкультминутки
Выполняются обычно под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет. Они выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов.
Физкультурно-спортивные физкультминутки
Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.
Физминутки на движения корпусом
1. К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Три, два, один –
Плывем как дельфин.
Качаясь на волне, плывем на спине.
Вышли на берег крутой,
Отряхнулись – и домой.
1.Физминутка «Зарядка»
Наклонилась сперва
Книзу наша голова.
(наклон вперёд)
Вправо-влево мы с тобой
Покачаем головой.
(наклоны в стороны)
Ручки за голову, вместе
Начинаем бег на месте.
(имитация бега)
Уберём и я, и вы
Руки из-за головы.
Таким образом, на уроке я стараюсь давать детям конкретные рекомендации по сохранению здоровья, учу ими пользоваться, воспитываю чувство ответственности за своё здоровье.
Учитель может внести существенный вклад в укрепление здоровья своих учеников в период, когда они находятся в школе. Проведение физкультминуток благотворно влияет на восстановление работоспособности учащихся, повышает эмоциональный настрой детей, снижает статические нагрузки, предупреждает тем самым нарушение осанки.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Список литературы.
Аносова М.В. Анализ уроков с позиции здоровьесбережения// Педагогика и психология здоровья. – М.: Просвещение, 2003.
Орехова Т.Ф. Место и роль учителя в сохранении и укреплении здоровья учащихся. – СПб: Астерион, 2009.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: Вако, 2004.
Морозов О.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе школы (теоретико-практические аспекты). – М.: ФЛИНТА, 2015.
4. Бушина Ю.С. Физкультминутки как элемент здоровьесберегающих технологий в школе. – Елец: ЕГУ, 2016. –
6.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО. 2002.
Шуварикова А.А. Физкультминутки – одно из средств здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. – Омск: СГУФКиС, 2014.
Резникова Е.Н. Физкультминутки как педагогический инструментарий здоровьесберегающего урока в условиях реализации ФГОС ООО. – Белгород: Ассистент плюс, 2017.