СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии»

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ.


Здоровье учащихся – одна из проблем современной жизни.

Для того чтобы добиться эффективности урока следует использовать современные здоровьесберегающие технологии.

Использование здоровьесберегающих технологий позволяет не только сохранить и укрепить здоровье учащихся, но и повысить уровень их успеваемости.

За счет использования приемов реализующих здоровьесберегающие технологии поддерживается положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, изменяется микроклимат на уроке, атмосфера на уроке становится более благоприятной для обучения и для межличностного общения.

Двигательная активность учеников на уроке способствует лучшему овладению программным материалом, снятию усталости и повышению мотивации к обучению. Формирование здорового образа жизни способствует включению в повседневную жизнь школьника различных новых для него форм поведения, полезных для здоровья (физкультурные минутки на уроках, уроки здоровья).

Рациональное чередование видов деятельности помогает избежать снижения внимания, усталости. Разнообразие типов взаимодействия на уроке обеспечивает активный стереотип поведения учащихся на уроке и снимает усталость, делает урок более эмоциональным.

С точки зрения здоровья школьников, следует обратить внимание на следующие аспекты урока географии: 
1. Гигиенические условия в классе (кабинете): чистота, температура, освещённость. 
2. Учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количество видов деятельности на уроках, их продуктивность); 
Число используемых видов учебной деятельности. Нормой считается 4-7 видов за урок (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение задач, практические занятия, тесты). 
3. Средняя чистота и продолжительность чередования различных видов учебной деятельности составляет в среднем 7-10 мин. 
4. Число используемых учителем видов преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа – не менее 3 за урок. 
5. Умение использовать возможности показа видеоматериалов. 
6. Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполнения работы. 
7. Физкультминутки и физкультурные паузы. 
8. Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни (профилактика вредных привычек). Воспитание у обучающихся чувства ответственности за своё здоровье, стремление к здоровому образу жизни. 
9. Благоприятный психологический климат на уроке: заряд положительных эмоций полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье. 
10. Эмоциональные разрядки на уроке (уместные остроумные шутки, использование поговорок, стихов, загадок, улыбок). 
11. Темп и особенности окончания урока. 
12. Дозировка домашнего задания 
13. Состояние и вид учеников, выходящих с уроков. 

В арсенале каждого учителя должны быть такие средства и методики, которые позволяют параллельно с главной задачей – качественным обучением – решать проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся, сберечь нервную систему ребенка, снять стрессы и напряжение, пагубно влияющие на здоровье учащихся. Если для участников учебного процесса будут созданы оптимальные условия: гуманизация содержания урока, целесообразные формы организации учебного процесса, эффективные методы обучения, разнообразные виды поддержки ученика, право свободного выбора, комфортная пространственная среда, то это будет способствовать адаптации участников образовательного процесса на уроке. 

Реализации здоровьесберегающих технологий на уроках способствуют различные приемы.

  • смена видов деятельности;

  • игровые приемы;

  • физкультминутки.


1.ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ.
Пройти глазами по побережьям и по границе РФ, начиная от Кольского полуострова

Физкультминутки - это несложные физические упражнения, направленные на уменьшение негативного влияния учебной нагрузки. Они благотворно влияют на восстановление умственной способности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный настрой учащихся, снимают статические нагрузки. Как бы ни был интересен урок, после 25 мин. от начала урока у детей наблюдается снижение работоспособности, падает темп и качество работы, изменяется двигательная активность, зачастую теряется интерес к уроку, отвлечения становятся более выраженными. Физкультминутки на уроке обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, способствуют повышению внимания и активности на последующем этапе урока.

Время начала физкультурной минутки определяется самим учителем. Наиболее целесообразно проводить физкультурную минутку в то время, когда у учеников появляются первые признаки утомления. Внешними проявлениями утомления являются рост числа отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, нарушения почерка, снижение работоспособности.

Физкультминутка на уроке по теме «Ветер» 6 класс.
Осторожно ветер.За калитку вышел,
(руки вверх и махи руками вправо-влево)
Постучал в окошко,
(постучать пальчиками по парте)
Пробежал по крыше,
(перебирать пальчиками по парте)
Покачал тихонько
Ветками черемух,
(руки поднять вверх, махи руками вправо-влево)
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых.
Физкультминутка на уроке по теме «Материки» 5 класс.

«Воображаемое путешествие».

Можно отправиться в воображаемое путешествие – в горы, на берег моря, в лес, закрыв на несколько минут глаза.

Маленький – большой. Называю большое государство, море, горы, озеро - учащиеся поднимают руки вверх, маленькое - вниз.

Тема урока «Течения в океане» 6 кл.

Волны. Пальцы сцеплены в замок. Поочередно открывая и закрывая ладонь, дети имитируют движение волны. При этом они могут называть течения, части речной долины.

Урок в 6 классе на тему «Стороны горизонта. Азимут». 

Двигательные упражнения во время закрепления изученного материала:

Руки вниз – южная сторона горизонта; 

Руки вверх – север; 

Правая рука в сторону – восток; 

Левая рука в сторону под прямым углом – запад. 

Поворот вокруг своей оси, 

Направо, налево и т.д. – 







ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ФИЗКУЛЬТМИНУТКАХ.

В настоящее время современный урок не проходит без применения информационных технологий. Дети с удовольствием участвуют в физкультминутках под анимационные слайды, кадры из фильмов, дикторский текст, музыкальные или иные записи (голоса зверей, звон колоколов, шум океанического прибоя и т.д.), скринсейверы.

Использование компьютерных технологий позволяет разнообразить физкультминутки, а также дает возможность учащимся поучаствовать в подготовке физкультминуток. В течение года проходит конкурс на лучшую физкультминутку по географии.

Создание и организация здоровьесберегающего урока – это сложный творческий процесс, требующий от учителя знаний технологий, психологии, гигиены человека. Применяя здоровьесберегающие технологии, учитель способствует созданию здорового, продуктивного для развития, учебы и творчества психологического климата во время урока.

Ожидаемый результат при проведении здоровьесберегающих уроков, это повышение уровня физического и социального здоровья детей. Дети после такого урока проявляют хорошие умственные способности, любознательность, коммуникабельность; физически хорошо себя чувствуют. У них появляется мотивация к учебной деятельности: интерес к знаниям, интерес к изучаемому материалу.

Я считаю одной из самых важных задач педагогов школы, чтобы наши дети были здоровыми, жизнерадостными, а значит успешными. Тогда они с удовольствием каждый день будут приходить в школу, где их ждут.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!