Здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания на уроках Физической культуры.
Забота о здоровье – это важнейший труд учителя и воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы»
В.А. Сухомлинский
Основные понятия.
Здоровье - состояние полного физического, психического и социального благополучия.
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Виды здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие технологии.
Компенсаторно-нейтрализующие.
Стимулирующие.
Защитно-профилактические.
позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. Примерами могут быть – температурное закаливание, физические нагрузки.
заключаются в выполнении санитарно-гигиенических норм и требований. Ограничение предельной нагрузки, исключающей переутомление. Использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах, исключающих травматизм.
физкультминутки, физкультпаузы, которые в какой-то мере нейтрализуют неблагоприятное воздействие статичности уроков.
Информационно-обучающие технологии
обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.
Группы средств здоровьесберегающих технологий.
- Средства двигательной направленности
физические упражнения; гимнастика (оздоровительная, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний); лечебная физкультура, подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж, самомассаж; психогимнастика, тренинги и др;
3.Гигиенические факторы
выполнение санитарно-гигиенических требований; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий т.д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима двигательной активности, режима питания и сна; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах); ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления).
2.Оздоровительные силы природы
(проведение занятий на свежем воздухе)
Средства двигательной направленности.
Уроки физической культуры
Спортивно-массовая работа.
Утренняя физическая зарядка
Двигательный режим
Занятия физкультурно-спортивной направленности в системе дополнительного образования
Самостоятельные занятия кадетов
Физкультурно-массовые и спортивные мероприятия
Гигиенические факторы
Гигиенические режим
Требования к
Спортивном площадкам и спортивному
оборудованию
Режимы сна и питания
Воздушно-тепловой
режим
Личная гигиена
учащихся
Требования к расписанию занятий.
Использование оздоровительных сил природы
Ожидаемые результаты.
- Повышение успеваемости по учебным дисциплинам.
- Рост физической подготовленности.
- Мотивация к соблюдению здорового образа жизни.
- Повышение динамики состояния здоровья учащихся.
Выводы и предложения
Использование здоровьесберегающих технологий является неотъемлемой частью уроков физической культуры и внеурочной деятельности, но несмотря на это заболеваемость кадет остается на высоком уровне.
Это связано:
1.Гинетическая предрасположенность к заболеваниям.
2.Низкий уровень показателей физических качеств и функциональных возможностей организма кадетов.
3.Недостаточный уровень двигательной активности в режиме дня.
Предложения:
1.Проводить объединенный мониторинг функциональных возможностей организма и основных физических качеств.
2.Внести изменения в расписание занятий, в послеобеденное время (занятия физкультурно-оздоровительной направленности проводить с 16:00).
3.Увеличить длительности занятий спортивно-оздоровительной направленности до 1.5 - 2 часов для достижения тренировочного эффекта и увеличение двигательной активности кадет.