Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе школы
Слайд1.В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как «Состояние полного физического, духовного и социального благополучия», а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Одно из современных определений здоровья даётся как способность адаптироваться, приспосабливаться к жизни, т.е. осн. цель школы- быть здоровым.
По данным Минздрава, только 5% выпускников школ являются здоровыми.
Острой социальной проблемой остаётся ухудшение состояния психического здоровья детей, а также потребление психоактивных веществ. Увеличилось количество детей, состоящих на учёте по злоупотреблению ненаркотическими средствами в 4 раза и алкоголем - в 3 раза.
Специалисты ЮНЕСКО, исследовавшие проблему жизнеспособности государств, оценивали их по пятибалльной системе. Жизнеспособность России оценили в 1,4 балла. Это уровень, ниже которого начинается деградация страны.
Одной из важнейших задач стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей.
Слайд2. Приоритетный Национальный Проект «Здоровье»
Слайд3.
Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:
в физическом плане - здоровье позволяет ему справиться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;
в социальном плане - он коммуникабелен, общителен;
в эмоциональном плане - ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
в интеллектуальном плане - учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
в нравственном плане - он признаёт основные общечеловеческие ценности.
Слайд4. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.
Типы технологий:
Здоровьесберегающие(профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)
Оздоровительные(физическая подготовка, физиотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)
Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)
Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)
Здоровьесберегающая деятельность школы:
Диспансеризация;
Профилактические прививки;
Дни и Недели Здоровья;
Спортивные школьные праздники;
Участие в районных спортсоревнованиях;
Беседы о здоровье с учащимися;
Беседы о здоровье с родителями;
Витаминизация;
Организация дополнительного спорт.образования
Слайд. С целью приостановки ухудшения состояния здоровья школьников в воспитательной работе разработан комплексный подход программа «Школа – территория здоровья».
Слайд. 1.Пропаганда здорового образа жизни
2.Спортивная работа
3. Туристско-краеведческая работа
4. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
5. Профилактика суицидального поведения
6. «Нет наркотикам!»
Любое мероприятие в школе носит положительный эмоциональный характер, в результате мероприятий дети получат положительный эмоциональный заряд, который благоприятно сказывается не только на дальнейшей воспитательной работе, но и на состоянии ребенка в целом.
Классные часы Классными руководителями спланирована работа на классных часах по формированию здорового образа жизни учащихся. Наиболее остро стоит проблема правильного питания учащихся в семейных условиях, хорошего и полноценного сна, психического отдыха. Классный руководитель рассказывает детям, что необходимо для здорового образа жизни, те же советы дает и родителям.
Прогнозируемый результат этих технологий – формирование у детей навыков саморегуляции, способности совершать осознанный выбор по отношению к собственному здоровью.Мы уже можем сделать вывод о том, что такая целенаправленная работа уже начинает давать свои плоды: изменилось отношение учащихся к здоровому образу жизни, к спорту, к правильному питанию.
Поэтому работу в этом направлении следует продолжать и расширять, более активно привлекать родителей учащихся – ведь семья – опора здорового воспитания учащихся.
Работа с родителями (беседы, лекции во время родительского собрания, совместные мероприятия).
Ребенок должен воспитываться в благоприятной и целостной психолого-педагогической среде. Когда в семье и школе детей унижают, оскорбляют, занижают их способности, - все это приводит к тому, что дети не только неадекватно занижают свою самооценку, не верят в свои способности, но и к различным заболеваниям, в том числе и психическим. Поэтому важно правильно построить диалог с ребенком - создать такую среду, которая способствовала бы развитию талантов, способностей, умений и навыков при наименьших психоэмоциональных затратах со стороны ребенка и родителей.
Все здоровье детей основано в первую очередь на семейном положении: взаимоотношение между родителями, понимании ребенка, характере занятий с ребенком, социально-бытовых условиях, наличие доброжелательной атмосферы взаимодействия и сотрудничества. Очень важен режим дня детей не только в школе, но и дома.
3. Существенный вклад в образовательный процесс, в воспитание и оздоровление учащихся вносит дополнительное образование, которое реализуется во второй половине дня.
В дополнительном образовании – творчеством и самовыражением учащихся через интересующие их направления- школа предоставляет широкий выбор направлений видов деятельности:15 кружков и 7 секций
-
- Краеведческое.
- Естественно-научное.
- Культурологическое.
- Художественно-прикладное.
- Спортивно-оздоровительное.
В различных формах дополнительного образования заняты 68% учащиеся, многие посещают несколько объединений. Работа объединений строится в соответствии с разработанными образовательными программами. На занятиях в спортивных успешно решается задача охраны и укрепления здоровья школьников, особенно нервной системы и опорно-двигательного аппарата, полноценного физического развития, формирования положительных качеств личности. Ребята занимаются футболом, баскетболом, волейболом, каратэ, большим теннисом, туризмом, черлидингом.
Творчески организована спортивная работа с учащимися, проводятся спортивные соревнования, игры. В школе проводятся дни здоровья, чтобы учащиеся могли отдохнуть, расслабиться, сменить обстановку. Так же в каникулярное время все учащиеся бывают на свежем воздухе – классными руководителями организуются соответствующие мероприятия.
Отдельное внимание в школе отводится гигиене - все учащиеся имеют сменную обувь. Помещения, в которых занимаются учащиеся, часто проветриваются и имеют оптимальную температуру.
Задачи профилактики заболеваемости и систематического укрепления здоровья активно решается в период организации летнего отдыха детей в условиях школьного летнего-оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей. В течение всего первого летнего месяца со всеми детьми проводились оздоровительные процедуры, лечебная гимнастика, посещение бассейна, витаминизация. Дети постоянно совершали прогулки в и активно отдыхали на спортивной площадке школы.
В школе оформлен стенд «Правила безопасности –это жизнь», в котором рассматриваются рубрики:
«Если хочешь быть здоров»,,«Спорт в школе», «ППБ, электробезопасность», «Профилактика вредных привычек».
В различных формах учащиеся получают информацию о вреде табакокурения, наркомании, правонарушений, поведения на воде и т.д. Индивидуальная работа проводится с учащимися, состоящими на внутришкольном учете: беседы, лекции, работа со специалистами.
Значительная часть современных проблем, отражающих сложность ситуации в системе общего образования и требующих скорейшего разрешения, так или иначе, связаны со здоровьем подрастающего поколения, и учителя школы стремятся внести свою лепту в решение проблемы здоровья учащихся и педагогов в системе образования В школе создана и успешно реализуется программа профилактики вредных привычек и содействия здоровому образу жизни.