СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровье сберегающие технологии на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Большую роль в формировании ЗОЖ играют такие  предметы школьной программы как «биология», «география», «химия», «валеология», преподавание которых позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания как на уроках, так и во время домашней работы, а также во внеурочной деятельности  При изучении дыхательной системы  осуществляем тренировку дыхания, которая, не занимая много времени, позволяет не только развивать органы дыхания, но и способствует повышению культуры общения.

Просмотр содержимого документа
«Здоровье сберегающие технологии на уроках биологии»

Формирование ЗОЖ ( из опыта работы Елизаровой Г.И.)
  Большую роль в формировании ЗОЖ играют такие предметы школьной программы как «биология», «география», «химия», «валеология», преподавание которых позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания как на уроках, так и во время домашней работы, а также во внеурочной деятельности 
При изучении дыхательной системы осуществляем тренировку дыхания, которая, не занимая много времени, позволяет не только развивать органы дыхания, но и способствует повышению культуры общения.
При изучении пищеварительной системы дети знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Обращаю внимание учеников на необходимость своевременного и сбалансированного питания, провожу работу по повышению культуры приема пищи, соблюдению основных гигиенических требований. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. 
Считаю, что для учителя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса. Поэтому рациональная плотность урока должна составлять не менее 60 % и не более 75-80 %; в содержательной части урока должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у них ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем Снижение наступления утомления достигается использованием: игровых ситуаций на уроке; разных форм уроков (КВН, викторина, сказка, игра); наглядности; занимательных упражнений; фантазирования; загадок по различным темам. 
Так, мотивируя обучающихся на изучение органической химии (химии углерода), я предлагаю такую загадку: 
Удивить готов он нас - 
Он и уголь, и алмаз, 
Он в карандашах сидит, 
Потому что он — графит. 
Грамотный народ поймет 
То, что это … (Углерод) 
Что касается наглядности, например, то скука от изучения химических свойств веществ моментально проходит, когда обучающимся демонстрируется химический эксперимент, да ещё и с их обязательным привлечением. Занимательные упражнения хороши потому, что с их помощью можно привлечь ребят к нелюбимому занятию – решать задачи или записывать уравнения химических реакций. Вот некоторые примеры таких задач. 
Задача 1. Завхоз школы обратился за помощью в химический кружок школы. Выдав кружковцам 500 г 25%-го раствора технического аммиака (нашатырный спирт), он поставил передними задачу: обеспечить каждый из 10 кабинетов школы флакончиком для аптечки, где содержалось бы 20 г раствора аммиака с его массовой долей 10% . Справится ли с поставленной задачей кружковцы? 
Применение игровых ситуаций на различных этапах урока (химическое лото при изучении алканов и алкенов, химическое домино при закреплении знаний об углеводах, морской бой при решении задач, как по химии, так и по биологии и т.д.) позволяет вывести обучающихся на такой этап, когда они готовы принять нетрадиционную форму повторительно-обобщающего урока. Так, всегда успешно проходят игровые уроки «Занимательно об алканах» и «Генетическая связь между углеводородами». 
Все это способствует развитию коммуникативных навыков, двигательной активности, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к урокам. 
У обучающихся особо чувствительной является нервная система, поэтому важным во время проведения урока является: 
1. Соблюдение нормы числа видов учебной деятельности (опрос, работа с учебником, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, слушание, решение примеров и задач и др.) – 4 – 7 видов за урок. Более частые смены одной деятельности другой требуют от обучающихся дополнительных адаптационных усилий. 
2. Использование различных методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся. 
- метод свободного выбора (беседа); 
– активные методы (обсуждение в группах, ученик как исследователь). 
Это снижает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы. 
3. Проведение физкультурных минуток. 
4. Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке: 
– эмоциональная мотивация в начале урока; 
– создание ситуации успеха; 
- наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.д. 
5. Обстановка и гигиенические условия в классе: 
-оптимальная температура и свежесть воздуха; 
- рациональность освещения доски и класса; 
Отсутствие звуковых раздражителей, озеленение кабинета и т.д. 
6. Социализация личности обучающегося: 
Одним из способов заинтересовать обучающихся является возможность продемонстрировать им связь изучаемого материала с реальной жизнью (в том числе с сохранением собственного здоровья), вовлекая ребят в исследовательские проекты.
Темы исследовательских проектов, которые были ранее выполнены в рамках изучения химии и биологии таковы: «Пища настоящего и будущего», «Витамины», «Химия и пища: белки, углеводы, жиры», «Гигиена зрения и рациональное питание». Их представление вызвало большой интерес, потому что обучающиеся имели возможность убедиться в том, что забота о своем здоровье снижает риск возникновения заболеваний. Кроме положительной мотивации в отношении своего здоровья ребенок должен обладать базовыми знаниями об организме, здоровье и возможных способах его укрепления. В этом мне помогают занятия по валеологии в 5, 7 и 8 классах. Систематическая работа способствует формированию у ребят привычки к здоровому образу жизни на основе валеологических знаний:о строении и частях своего тела, о правилах гигиены, о бережном отношении к своему здоровью;о пользе и важности физической активности в жизни человека, целесообразности закаливания и его влиянии на состояние организма;о значении режима питания, о полезных и вредных для здоровья человека продуктах; о личной безопасности и безопасности окружающих

Кроме уроков, для повышения эффективности своей работы я использую разнообразные формы внеклассной деятельности по биологии и экологии. Сильные ученики традиционно занимаются под руководством учителя и работы свои защищают на школьных, районных, городских конкурсах. Так, в этом году, ученики 9 класса участвовали в таких конкурсах, как:

1. Районный конкурс «Молодежь в защиту природы»- исследовательская работа «Человек и его здоровье» - 2 место. исследовательская работа «Влияние автотранспорта на окружающую среду»- 3 место. «Молодежь и никотин», «Волгоградское водохранилище- здоровье Волгоградцев»- 3 место.

2. Конкурс методических разработок – разработка внеклассного мероприятия «Окружающая среда и здоровье человека»- 2 мес 3. В конкурсе «Мы помогаем Родине»- исследовательская работа «Бытовые отходы и окружающая среда» 4. В конкурсе «Где мысль работать не устала» - исследовательская работа «Школьный двор- символ уюта, радости и тепла» -2 мест 5. В конкурсе исследовательских работ «Я и Земля» им. Вернадского - в номинации - прикладная экология, исследовательская работа «Бытовые отходы-невостребованный энергоресурс» -3 место. Итак, из опыта своей работы я могу сделать вывод, что применяя разнообразные средства, приемы и методы активизации деятельности учащихся, чередуя их согласно требованиям ЗСП, используя знания о природном потенциале ученика, включая в работу все каналы восприятия (аудиальные, визуальные, кинестетические) мы не только сохраняем здоровье наших учеников, но и способствуем развитию их интеллектуальных возможностей.



3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!