СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Защитившие небо Сокола

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал к классному часу по истории Сокола в годы Великой Отечественной войны. Из истории 655-й отдельной зенитно-пулемётной роты

Просмотр содержимого документа
«Защитившие небо Сокола»

«Защитившие небо Сокола»

(из истории 655-й отдельной зенитно-пулемётной роты)


В 2018 году в Соколе появился памятный знак «Героям-зенитчикам, защитившим небо Сокола», установленный в честь зенитчиков 655-й отдельной зенитно-пулемётной роты, оборонявшей станцию Сухона, мосты и сам город от налетов вражеской авиации в годы Великой Отечественной войны. Памятный знак установлен по инициативе Почётного гражданина города Сокола, ветерана, Чуевой Натальи Валерьяновны. Общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ работает над проектом «Защитившие небо Сокола».

Проведена большая работа в архивах, собран материал по истории 655-й отдельной зенитно-пулемётной роты.

 Город Сокол, и проходившая через него Северная железная дорога, имели важное значение в годы Великой Отечественной войны.

Северная железная дорога уже в первый месяц войны вошла в число основных дорог, по которым шли поставки боеприпасов, вооружения и горючего для армии. Она долгое время являлась единственной железнодорожной магистралью, питавшей Карельский, Волховский и Ленинградский фронты, по ней осуществлялась перевозка грузов по «ленд-лизу» из Архангельска и Мурманска в глубь страны.

Хорошо понимало важнейшую стратегическую роль СЖД и немецкое командование, всеми мерами пытавшееся сорвать перевозки по ней. Начиная с августа 1941 года, немецкая авиация бомбила поезда, станции и пути Северной железной дороги на всех направлениях.

Эти важнейшие объекты необходимо было тщательно прикрывать с воздуха.

В целях противодействия немецко-фашистской авиации и обеспечения бесперебойной работы СЖД и других важных оборонных и народнохозяйственных объектов на основании Постановления Государственного Комитета Обороны «Об усилении и укреплении ПВО на территории СССР» приказом от 19.11.1941г. началось формирование Череповецко-Вологодского дивизионного района, в состав которого вошла 655-я отдельная зенитно-пулемётная рота.

У истоков создания 655-й ОЗПР стояли молодые офицеры Гринько И.М., Агаев и Бабич, которые прибыв после учёбы в Вологду, взялись за формирование полнокровного военного подразделения. 655-я ОЗПР была сформирована 15 сентября 1941 года. Офицеры Гринько, Агаев и Бабич стали командирами взводов. Гринько Иван Михайлович воспоминал: «К концу сентября роту сформировали. Зенитных установок, с которых нам предстояло стрелять по самолетам, на тот момент еще не пришло. Они прибыли позже. А надо же потренироваться, всех научить пользоваться оружием. В итоге боевой приказ на оборону мы получили только 19 ноября. Почти два месяца учились, а сначала не было даже пушки своей».

Но уже в декабре 1941 года рота получила девять зенитных установок, составленных из спаренных и счетверённых «Максимов», с воздушным охлаждением. Командовал ротой лейтенант Герасименко Н.Г., прибывший из Архангельска, комиссар роты – политрук Чудаев.

В оперразведсводке Штаба ЧВДР ПВО № 23 сообщается, что «655-я отдельная зенитно-пулемётная рота с 18.00 8 декабря 1941 года обороняет:

одним взводом (строенных установок) ж.д.мост через р.Кубена (ст.Харовск);

одним взводом (строенных установок) ст.Паприха;

одним взводом (строенных установок) ж.д. мост у ст.Сухона;

одним взводом (строенных установок) виадук 4 км сев.ст.Паприха».

В докладе старшего лейтенанта Игнатенко И.Н. в штаб ЧВДР ПВО от 17.12.1942г. о результатах рекогносцировки местности от станции Вологда в сторону Няндомы говорится:

" 1.Станция Сухона – разъезд Печаткино. 527 км. Имеется мост.

Длина моста 60 метров. Правая сторона – лесистая местность. Местами просматривается до 6 км. Гос.линия находится на очень близком расстоянии от полотна железной дороги, что при стрельбе на малых углах возвышения выйдет из строя. С левой стороны (по ходу движения) местность лесистая, и лес расположен от полотна железной дороги 15-20 метров, что составляет большой угол укрытия (более 1-00).

2.Разъезд Печаткино – станция Морженга. Правая и левая стороны, лес расположен близко железнодорожного полотна, что составляет большой угол укрытия от 1-00 до 4-00. Имеются отдельные окна небольшой величины, что даёт возможность периодически наблюдать за воздухом».

В то время по мосту через Сухону нескончаемо шли эшелоны с живой силой, техникой, боеприпасами, продовольствием, санитарные поезда с ранеными и больными военнослужащими. Ответственность зенитчиков была очень высока.

По постановлению ГКО СССР от 25.03.1942г. части ПВО страны пополнились девушками-комсомолками. Многим тогда было по 18-20 лет. Только в апреле 1942 года в части ЧВДР ПВО прибыло более 1600 девушек. Зенитно-артиллерийские части ПВО, как правило, комплектовались девушками из одной области.

К концу мая 1942 года 655-я отдельная зенитно-пулемётная рота насчитывала 59 человек: командный нач.состав – 8 человек, младший нач.состав – 13 человек, рядовой состав – 38 человек.

Второй взвод 655-й ЗПР располагался в деревне Пирогово, у реки, прямо у железнодорожного моста. Одной из зенитчиц, защищавшей мост через Сухону, была Теленкова Тамара Васильевна. О ней рассказала её дочь Ольга Владимировна Богуславская.

Тамара Васильевна Теленкова – сокольчанка. Она родилась 31 марта 1923 года. Окончила школу. Когда началась Великая Отечественная война, Тамара Васильевна добровольцем пошла в армию, стала зенитчицей, охраняла родной город от налётов вражеской авиации. Девушки – зенитчицы несли круглосуточную боевую службу у орудий и приборов в стужу и зной, старались как можно лучше овладеть боевой техникой. После войны Тамара Васильевна рассказывала своим детям: «Мост бомбили дважды. Конечно, было страшно: монотонный гул вражеских самолётов, свист летящих бомб, лучи прожекторов в ночном небе». Но чувство долга, желание быстрее разбить врага были сильнее страха.

Затем Тамара Васильевна ушла на фронт, служила медсестрой. Войну закончила в Польше.

После войны Теленкова Т.В. вернулась в город Сокол, вышла замуж за земляка Багулина Владимира Сергеевича. Супруги вырастили и воспитали двоих детей: Альберта и Ольгу. Много лет Тамара Васильевна проработала телефонисткой на Сухонском ЦБК. Она награждена медалями, в том числе «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», Почётными грамотами. Теленкова Тамара Васильевна умерла 9 апреля 1975 года.

Многие материалы сейчас становятся доступными благодаря рассекречиванию архивных документов военных лет. В связи с этим в дальнейшем мы надеемся ещё больше узнать об истории Сокола и Сокольского района в годы Великой Отечественной войны.

(использованы материалы ГАВО, ф.1302; ЦАМО, ф.221, оп.1351)








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!