Муниципальное общеобразовательное учреждение
Иркутского районного муниципального образования
«Максимовская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена методическим объединением Руководитель МО Копылова Н.П. ______________________________ Протокол № _______________ От « » ___________________20__г. __________________ | Согласовано: Заместитель директора по УВР А.Г. Чудинова ____________________________ От«_____» ________________ 20__ г. | Утверждаю: Директор МОУ ИРМО «Максимовская СОШ» Т.Л. Сушко _____________________________ От «______» ______________ 20__ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по факультативу
«Защита человека в ЧС»
для обучающихся 7 «б» классов
Программу разработал
учитель ОБЖ
Ахмедова Н.И.
С.Максимовщина 2021г.
Пояснительная записка
Рабочая программа факультатива по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе:
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования;
Примерной программы основного общего образования по ОБЖ;
авторской программы по курсу ОБЖ (авторы: А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, Ю.Д. Жилов, В.Н. Латчук)
методических рекомендаций по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», разработанных Федеральным институтом развития образования.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) представляет собой междисциплинарную область научных знаний, охватывающую теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов (опасностей) среды обитания во всех сферах человеческой деятельности.
Цели и задачи курса:
Формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
Привитие основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасные и вредные факторы среды обитания человека.
Определение способов защиты от них, а также ликвидирование негативных последствий и оказание само- и взаимопомощи в случае проявления опасности.
Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.
Воспитание целостного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и её государственной символике.
Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни.
Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Учебный план школы предполагает факультативный курс ОБЖ в 5-7 классах. Примерная программа рассчитана на 102 часа. Основное содержание распределено на три класса, в 5,6,7 классах по 1 часу в неделю, в том числе на проведение практических работ – 11часов.
Уровень программы: базовый
УМК учителя:
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности. / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2002;
Евлахов В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 5–9 кл. – М.: Дрофа, 2006;
Основы безопасности жизнедеятельности: сб. заданий для проведения экзамена в 9 кл. / А. Т. Смирнов, М. В. Маслов, Б. И. Мишин; под общ. ред. А. Т. Смирнова. М: Просвещение, 2006.
Методика обучения ОБЖ / Л.В.Байгородова, Ю.В.Индюков-2003г.
Основы безопасности жизнедеятельности/ Дидактические материалы 5-9 класс-2001г.
Журнал «Основы безопасности жизни».
«Правила дорожного движения».
УМК обучающегося:
Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 5 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М:Просвещение, 2008;
Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 6 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М: Просвещение, 2008.
Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 7 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М: Просвещение, 2008.
Основы безопасности жизнедеятельности: справочник школьника/ Москва 1997/
Итоговый и промежуточный контроль знаний обучающихся осуществляется в виде тестирования.
Требования к уровню усвоения предмета:
В результате изучения факультативного курса по ОБЖ «Я выбираю безопасность» в 5-7 классе ученик должен:
Знать:
особенности различных видов транспорта;
правила безопасного поведения на городском общественном транспорте.
правила безопасного обращения с огнем;
причины возникновения пожара и меры по предупреждению возникновения пожаров;
самим и объяснять младшим, как правильно себя вести во время обнаружения пожара, при пожаре в жилом доме и общественном месте;
особенности городского и сельского жилищ, особенности их жизнеобеспечения;
о комплексе негативных факторов в городской среде;
и уметь пользоваться службами обеспечения безопасности: 01, 02, 03, 04.
о существовании Единой государственной системы по защите населения от чрезвычайных ситуаций в мирное время;
о возможности привлечения сил ГО для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
правила оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, о действиях каждого человека в данной ситуации;
о наиболее частых видах травм в школьном возрасте, об их последствиях для здоровья и правилах предупреждения травматизма.
о возможных причинах получения травм, о мерах профилактики;
критерии, по которым оценивается здоровье;
о главных составляющих здоровье человека – духовном и физическом состоянии;
о здоровом образе жизни, о негативном влиянии вредных привычек;
права и ответственность человека за сохранение и укрепление своего здоровья
об общих правилах дорожного движения;
правила предупреждения дорожно-транспортного и уличного травматизма пешеходов;
об особенностях поведения на личном и общественном транспорте;
о порядке оказания первой медицинской помощи при ДТП.
основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и правила их профилактики;
правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;
Уметь:
применять полученные на уроке знания безопасного поведения на различных видах транспорта (железнодорожном, водном, авиационном);
дать полный ответ по изученному материалу;
правильно пользоваться достижениями технического прогресса как в сельских, так и в городских жилищах;
квалифицировать травмы, полученные при разных обстоятельствах;
оказать первую медицинскую помощь до приезда «скорой помощи».
правильно оценить ситуацию на дороге;
действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
соблюдать правила поведения на воде и оказывать помощь утопающему;
оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
правильно вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
действовать по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации;
Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
активного отдыха в природных условиях;
оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
соблюдения норм здорового образа жизни.
обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
соблюдение мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
пользования бытовыми приборами и инструментами;
проявление бдительности при угрозе террористического акта;
обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Учебно-тематический план 7 класс |
7 класс № модуля, раздела, темы | Наименование модулей, разделов | Количество часов | № урока | Тема урока и его краткое содержание | Учебное пособие и ТСО | Вид занятий и тип урока |
Модуль-1 «Основы безопасности личности, общества и государства» | |
Разделы 1-2 | Основы комплексной безопасности. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций. | 24 | | | | | |
Глава 1 | Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера | 3 | | 1 | «Различные природные явления» - понятия «Атмосфера», «»Биосфера», «Гидросфера», возникновение различных природных объектов на Земле. | Презентация | Изучение нового материала |
| 2 | Общая характеристика природных явлений | Презентация | Комбинированный |
| | | | 3 | Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера | Презентация | Комбинированный |
Глава 2 | Чрезвычайные ситуации геологического происхождения, их причины и последствия | 6 | | 4 | Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия. | Иллюстрации, дидактический материал | Изучение нового материала |
| 5 | Защита населения от последствий землятресений | Презентация | Комбинированный |
| 6 | Правила безопасного поведения населения при землетрясении | Презентация | Комбинированный |
| | | | 7 | Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле | Карта, презентация | Комбинированный |
| | | | 8 | Последствия извержения вулканов. Защита населения. | Иллюстрации | Комбинированный |
| | | | 9 | Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения | Презентация | Комбинированный |
Глава 3 | Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения | 3 | | 10 | Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия | Презентация | Изучение нового материала |
| 11 | Защита населения от последствий ураганов и бурь | Презентация | Комбинированный |
| 12 | Смерчи | Презентация | Комбинированный |
Глава 4 | Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения | 8 | | 13 | Наводнения. Виды наводнений и их причины | Видео-фильм | Изучение нового материала |
| | | | 14 | Защита населения от последствий наводнений | Презентация | Комбинированный |
| 15 | Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения | Презентация | Комбинированный |
| | | | | | | |
| | | | 16 | Сели и их характеристика | Презентация | Комбинированный |
| 17 | Защита населения от последствий селевых потоков | Презентация | Комбинированный |
| 18 | Цунами и их характеристика | Презентация | Комбинированный |
| 19 | Защита населения от цунами | Презентация | Комбинированный |
| 20 | Снежные лавины | Презентация | Комбинированный |
Глава 5 | Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения | 4 | | 21 | Лесные и торфяные пожары и их характеристика. | Презентация | Изучение нового материала |
| | | | 22 | Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения | Дидактический материал | Комбинированный |
| | | | 23 | Инфекционная заболеваемость людей и защита населения | Презентация, плакаты | Комбинированный |
| 24 | Эпизоотии и эпифитотии | Презентация | Комбинированный |
Раздел 3 | Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации | 3 | | | | | | | | | |
Глава 6 | Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму | 2 | | 25 | Терроризм и опасность вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность. | Презентация, видео-фильм | Изучение нового материала |
| | | | 26 | Роль нравственных позиций и личных качеств подростка в формировании антитеррористического поведения. | Презентация, видео-фильм | Комбинированный |
| Итоговое занятие | 1 | | 27 | Защита рефератов по модулю | | Повтор.-обобщающий |
Раздел-4 | Основы здорового образа жизни | 3 | | | | | |
Глава 7 | Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека | 3 | | 28 | Психологическая уравновешенность | Презентация | Изучение нового материала |
| 29 | Стресс и его влияние на человека | Презентация | Комбинированный |
| 30 | Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте | Презентация | Комбинированный |
Pаздел 5 | Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи | 4 | | | | | |
Глава 8 | Первая медицинская помощь при неотложных состояниях | 4 | | 31 | Общие правила оказания первой помощи | Презентация, видео - фильм | Изучение нового материала |
| | | | 32 | Оказание первой помощи при наружном кровотечении | Иллюстрации, дидактический материал | Комбинированный |
| | | | 33 | Оказание первой помощи при ушибах и переломах | Презентация | Комбинированный |
| | | | 34 | Общие правила транспортировки пострадавшего | Презентация, | Комбинированный |
| Итоговое занятие | 1 | | 35 | Защита рефератов, презентаций, видео-материалов. | | Повтор.-обобщающий |
| Всего часов | 35 | | | | | |