СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Записки учителя, или искусство управлять уроком

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Записки учителя или мой опыт работы в проектной деятельности. Этот метод не является принципиально новым в мировой педагогической практике, однако в полной мере отвечает современным принципам российского образования: компетентностному, личностно-ориентированному подходам к обучению и воспитанию, субъектности школьника в процессе приобретения знаний.

Просмотр содержимого документа
«Записки учителя, или искусство управлять уроком»


Записки учителя, или искусство управлять уроком

«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем...»
(Конфуций)


Давайте знакомиться. Я – Согоян Анна Валерьевна, учитель ИЗО, МХК. Мне 40лет. Мой путь в профессию был долгим и тернистым. В 2001 году я окончила профессиональный лицей по специальности «Исполнитель художно-оформительских работ интерьеров зданий и промышленных сооружений», в 2006 году окончила Российский государственный социальный университет, по специальности «Социальная работа». С 2010 года работаю в 9 школе, а в данной должности с 2013 года.

Современный этап развития педагогики и школы требует новаторских подходов к решению задач воспитания личности ребенка. Наряду с принципом демократизации всей системы образования, принципом соревновательности разных моделей школ, методов и программ воспитания, должен быть представлен и метод креативности – ориентации на формирование творческой личности.

Наша общая задача – воспитать всесторонне гармонично развитого человека, способного активно, творчески решать стоящие перед ним задачи.

Современному обществу нужна самодостаточная личность, которая способна к саморазвитию, умеющая анализировать жизненные ситуации, искать и находить конструктивные решения в условиях информационного общества; личность, которая самостоятельно добывает знания, учится познавать, учится работать, учится жить.

Это будет человек, который займет определенное значимое место в обществе. Для того чтобы достичь высот в какой-либо сфере деятельности нужно самостоятельно уметь определить ближнюю и дальнюю перспективу, наметить план действий, осуществить его и оценить, проанализировать что удалось и что нет. Такие люди обладают проектным типом мышления.

Впервые с понятием проект дети знакомятся в первом классе. Еще в 2012 году работая педагогом дополнительного образования во внеурочной деятельности, использовала метод проектной деятельности и ставила перед собой цель: изучить методику проектной деятельности, познакомиться с опытом основателей метода проектов.

Немного истории.

Метод проектов возник в начале XX века. Его основатели американский педагог и философ Джон Дьюи, его ученик и последователь В.Килпатрик. Предложенный метод проектов в своей основе предполагал обучение, при котором важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

Внимание русских педагогов метод проектов привлек также в начале XX века. Под руководством Станислава Теофиловича Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся использовать проектные методы в практике преподавания. Среди них были В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина, Б.В.Игнатьев.

После революции метод проектов в России применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской.  В те годы метод проектов был назван еще и методом проблем. Предлагалось строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, учитывался его личный интерес.  Проблемы, для решения которой необходимо было приложить знания или приобрести новые, были взяты из реальной жизни, являлись значимыми для ученика. В этой ситуации роль учителя меняется: он перестает быть единственным источником знаний, а лишь подсказывает детям пути поиска необходимой информации и опыта. Работая над исходной проблемой проекта, ученики совершенствуют имеющиеся знания и приобретают новые, добывают информацию из различных областей и переносят ее в собственный жизненный опыт. При этом мерилом успеха проектной работы становится не отметка, поставленная учителем, а реальная жизнь – отметка лишь фиксирует фактическое положение дел.

Этот метод не является принципиально новым в мировой педагогической практике, однако в полной мере отвечает современным принципам российского образования: компетентностному, личностно-ориентированному подходам к обучению и воспитанию, субъектности школьника в процессе приобретения знаний.

Сейчас я использую метод проектов, как в начальной школе, так и в среднем звене на уроках ИЗО и технологии.

Я решила этим заняться еще потому, что данная проблема:

1) отвечает современным требованиям времени,

2) формирует у детей умение ставить проблему и самостоятельно находить пути ее решения,

3) развивает у учащихся интерес к научно-исследовательской работе,

4) приучает учащихся умело использовать ИКТ в учебном процессе,

5) вызвала у меня самой большой интерес.

В связи с этим я определила следующие цели и задачи:

  • способствовать реализации деятельностного подхода в работе по проектной технологии;

  • способствовать развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом;

  • выявление организаторских способностей детей, развития их творческой инициативы и умение грамотно, ярко презентовать итог своей деятельности.



Основные компоненты метода проекта

  • проблема, на решение которой направлен проект;

  • цель проекта;

  • задачи проекта;

  • этапы проектной деятельности;

  • прогнозируемые результаты проекта;

  • практическое применение проекта.

Процесс разработки и реализации проектов на уроках в целом проходит так:

  • анализируется идея, разрабатывается план проекта

Выбор и обоснование темы и цели проекта, отбор источников информации, разработка последовательности технологических процессов, мотивация и методическое обеспечения будущего проекта.

  • выбираются участники проектирования

Самоопределение будущих участников проектирования. Выявление социальных и индивидуальных потребностей в данной деятельности.

  • четко прописываются цели проектирования

для чего создается данный проект? чем вызвана необходимость его создания? существует ли на самом деле потребность в этом проекте? как в дальнейшем будет использоваться данный проект? кто выступит в роли той целевой группы, для которой создается данный проект? найдет ли он своих потребителей?

  • определяется дата начала работы и планируемый объем проекта

обычно работу над проектов ведем в течении четверти, оценка за защиту проекта существенно влияет на выставление четвертных оценок.



  • определяются возможные риски и последствия


И здесь я хотела бы остановится на некоторых из них:

- личностным риском часто становится несоответствие способностей, наклонностей ученика теме проект;

- завышенная самооценка, проблемы коммуникабельности за счет сужения интересов до избранной области знания;

- недостаток личностно ориентированного взаимодействия у учащихся.

  • идет работа над поставленной целью. Устраняются проблемы, возникшие в ходе работы.

Выполняются операции, предусмотренные проектом. Определение проблем на основе анализа несоответствия данного предмета желаемому образу, выявление точек несоответствия и причин выявленных затруднений. Определение целей, согласование их. Разработка концептуального проекта. Разработка необходимых мероприятий для достижения целей проекта. Разработка плана достижения поставленных целей. Организация деятельности в соответствии с планом, программой, проектом.

  • анализируется конечный результат проекта.

На данном этапе у нас осуществляется предварительный просмотр проекта, выявляются недоработки, намечаются пути устранения выявленных недостатков, производится корректировка.

  • происходит оценка конечного результата и работы участников.

Проводится защита проекта с представлением его результатов. Возможна экспертиза проекта независимой комиссией или экспертной группой.

Последний шаг – рефлексия, анализ сделанного, сравнение того, что было задумано, с тем, что получилось, т.е. сопоставление цели и результата. Именно поэтому алгоритм проектной деятельности и называют «дизайн-петля»: соединяя, посредством рефлексивного анализа, ко­нечный результат с началом работы, мы как бы замыкаем круг нашей деятельности, придаем процессу целостность, сопоставляя цель и результат.

При защите проекта оценивается собственно проект и презентация. При оценке проекта, обращая внимание на объем проработанного материала, оригинальность раскрытия темы и предлагаемых решений, активное использование современных источников информации; уровень самостоятельности учащихся при работе над проектом, самооценку (результаты рефлексии) работы проектной группы.

К числу критериев оценки презентации проекта иногда отношу: четкость и доступность выступления, глубину и широту знаний по проблеме, продемонстрированные в ходе презентации, качество ответов на вопросы, артистизм, умение заинтересовать аудиторию, использование наглядности и технических средств.

В ходе изучения этого вопроса сталкивалась с разными точками зрения в отношении проектной деятельности. К примеру, письменное оформление проекта — зло или благо? Кто-то считает, что это не нужно в технологическом проекте, глав­ное, научиться сделать вещь своими руками, а кто-то, наоборот, без солидной пояснительной записки не засчитывает проект. Безусловно, очень вредно загру­жать учащихся излишней работой. Поэтому пояс­нительная записка должна быть лаконичной, но внятной. Краткое письменное оформление учит грамотно формулировать технологическое решение задачи и является для учащегося жизненно важным навыком.

Очевидно, что необходимо соблюдение минимальных правил дизайна (разбивка на абзацы, заголовки, подзаголовки, шрифтовые выделения, поля, единый стиль). Работа должна быть написана хорошим ясным языком. Использование справочно-вспомогательного аппарата (примечания, сноски) д. б. выполнено в соответствии с принятыми стандартами.

Должно быть оформление: титульного листа, оглавления, краткой аннотации (проблема, гипотеза, цели, задачи и т.д.); основной части (высказывание основных положений и основной мысли), последовательности работы (например, в виде таблицы). Высшим пилотажем будет приложение в виде графика работы над проектом с указанием этапов работы, фамилии, имени участников и ответственных за ведение работы, заключения (краткого обобщения всей информации, подведения итогов), библиографии (списка используемой литературы).

А вот проектная папка должна содержать в себе все подробности и особен­ности выполнения этапов проекта: черновики, первоначальные эскизы, изуче­ние рекламы, приложения к проекту (фотографии, рисунки, иллюстрации, а также карты, таблицы, графики) и др. На основании ее содержимого может оцениваться отдельно каждый этап выполнения задания (проекта).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!