СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Западно Сибирский район" (план урока)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Западно Сибирский район" (план урока)»

КАРТОЧКА № 1

Используя карту района, заполните пропуски в тексте

(время работы 5-7 мин):
1. Площадь района ______________________
2. Положение района на территории страны (окраинное, пограничное, центральное, приморское)
3. На севере район имеет выход к ___________________ морю.
4. На западе граничит с __________________________________________________ экономическими районами.
5. На востоке с ___________________________экономическим районом.
6. На юге район граничит с 3 государствами: _______________________________________________________________________________
7. По территории района проходят важные транспортные магистрали: _________________________________________________________________________
8. Наиболее тесные экономические связи налажены с __________________________ экономическим районом.
9. Оцените особенности ЭГП района:
+ -
_______________________________ _______________________________
_______________________________ _______________________________
_______________________________ _______________________________
10. В чем преимущество ЭГП Западно-Сибирского экономического района перед другими экономическими районами Восточного макрорегиона?


КАРТОЧКА № 1

Используя карту района, заполните пропуски в тексте

(время работы 5-7 мин):
1. Площадь района ______________________
2. Положение района на территории страны (окраинное, пограничное, центральное, приморское)
3. На севере район имеет выход к ___________________ морю.
4. На западе граничит с _________________________________________________ экономическими районами.
5. На востоке с ___________________________экономическим районом.
6. На юге район граничит с 3 государствами: _______________________________________________________________________________
7. По территории района проходят важные транспортные магистрали: _________________________________________________________________________
8. Наиболее тесные экономические связи налажены с __________________________ экономическим районом.
9. Оцените особенности ЭГП района:
+ -
_______________________________ _______________________________
_______________________________ _______________________________
_______________________________ _______________________________
10. В чем преимущество ЭГП Западно-Сибирского экономического района перед другими экономическими районами Восточного макрорегиона?


КАРТОЧКА № 1

Используя карту района, заполните пропуски в тексте

(время работы 5-7 мин):
1. Площадь района ______________________
2. Положение района на территории страны (окраинное, пограничное, центральное, приморское)
3. На севере район имеет выход к ___________________ морю.
4. На западе граничит с _________________________________________________ экономическими районами.
5. На востоке с ___________________________экономическим районом.
6. На юге район граничит с 3 государствами: _______________________________________________________________________________
7. По территории района проходят важные транспортные магистрали: _________________________________________________________________________
8. Наиболее тесные экономические связи налажены с __________________________ экономическим районом.
9. Оцените особенности ЭГП района:
+ -
_______________________________ _______________________________
10. В чем преимущество ЭГП Западно-Сибирского экономического района перед другими экономическими районами Восточного макрорегиона?

ДАТА:

Авторы, разработчики:


Учитель географии Мурадова З. А.

Класс


9 класс

Тип урока

Изучение нового материала, частично-поисковый


Технология урока

Технология проблемно-диалогического обучения, ИКТ

Тема


«Западно-Сибирский экономический район. ЭГП, природные условия и ресурсы».


Цель

Изучить влияние ЭГП района и обеспеченность природными ресурсами на развитие района и его хозяйственную специализацию.

Задачи

Образовательные:

  • выявить особенности географического положения и природно-ресурсного потенциала района;

  • составить “образ территорий”, входящих в состав экономического района Западная Сибирь;

  • дать характеристику отраслям специализации района и факторам их развития;

  • определить состояние экономики и проблемы.

Развивающие:

  • развитие внимательности, логического мышления и расширение кругозора, подготовка учащихся к жизни в постиндустриальном обществе, закрепить умение извлекать информацию из карт атласа;

  • умение анализировать данные и формулировать выводы;

  • раскрыть причины зависимости природно-ресурсного потенциала и отраслей хозяйства; а также зависимость развития района от особенностей ЭГП.

Воспитательные:

  • развитие внимательности, логического мышления и расширение кругозора, подготовка учащихся к жизни в постиндустриальном обществе, закрепить умение извлекать информацию из карт атласа;

  • умение анализировать данные и формулировать выводы;

раскрыть причины зависимости природно-ресурсного потенциала и отраслей хозяйства; а также зависимость развития района от особенностей ЭГП.

Планируемые
образовательные
результаты

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Познавательные УУД:

- работать с текстом с целью поиска необходимой информации.

Личностные УУД:

- обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.

Коммуникативные УУД:

- осуществлять взаимный контроль правильности формулировки понятий;

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные результаты:

Предметные УУД:

- выделять главные мысли в содержании текста, находит ответы на вопросы;

  • - воспроизводить информацию.

Методы и приемы обучения

Участие в обсуждении проблем и перспектив района

Работа со специализированным текстом (метод «инсерт»)

Формулирование выводов о специфике и особенностях региона

Работа с картографическим материалом

Анализ и обобщение тематического материала

Использование методов «Кластер», «Инсерт».

Оборудование

Физическая и социально-экономическая карты Западной Сибири, мультимедийный проектор, атласы – 9 класс, контурные карты, учебник


Наглядно-демонстрационный материал

Презентация «Западно-Сибирский экономический район»

Раздаточный материал





Ход урока

  1. Ориентационно-мотивационный этап.

Деятельность учителя: Презентация

Ребята! Сегодня мы продолжаем знакомиться с экономическими районами нашей страны. Какой же район мы будем изучать сегодня? Попробуйте догадаться сами. 

Урал! Невольною печалью

Я отдаю прощанью дань…

А за Уралом – Зауралье,

А там своя, иная даль.

А. Твардовский

Как называется эта «даль», расположенная к востоку от Урала? (Западная Сибирь)

Запишите тему урока в тетрадь.

1 «Что будем изучать?»

Деятельность учителя: 

Просмотрите, пожалуйста, короткий видеоролик и попробуйте догадаться, о чем мы сегодня будем говорить.

Показ видеоролика о Западной Сибири.

Деятельность учеников:

Предлагают тему урока.

2 «Характеристика ЭГП района»

Деятельность учителя:

С чем ассоциируется у вас Западная Сибирь? (ответы учащихся)

Операционно-исполнительный этап.

Определимся с планом урока. С чего начинается знакомство с экономическим районом? 

План урока:

1.Состав, ЭГП Западной Сибири.

2. Природные условия

3. Проблемы, пути их решения.

Задание 1. Работая с политико-административной картой России, определите состав экономического района Западная Сибирь.

Учитель по карте показывает район. 

Состав:

5 областей: 1.Тюменская (Ханты-Мансийский АО-Югра, Ямало-Ненецкий АО);

2. Новосибирская;

3. Томская;

4. Омская;

5. Кемеровская.

1 край - Алтайский край (г. Барнаул).

1 республика – Алтай (г. Горно-Алтайск).

Деятельность учеников: (работа в группе на компьютере с картой атласа)

Задание 2. Дайте оценку ЭГП Западной Сибири. Для выполнения задания вы можете использовать интерактивный атлас и П.41.

Посмотрите на следующий слайд .Что с первого взгляда вы можете сказать о рельефе Западной Сибири?

Возьмите карточку 1 и заполните пропуски в тексте (время работы 5-7 мин) 

1.Площадь района составляет 2.451.1 тыс.км2, из них около 2 млн. км2 – нефтегазоносные земли. Здесь проживает 14545 млн. чел.

2.Положение района на территории страны (окраинное, приморское, пограничное, центральное) окраинное, пограничное, приморское

3.На севере район имеет выход к Карскому морю.

4.На юге Западная Сибирь граничит с 3 государствами: Казахстаном, Монголией, Китаем.

5. На западе соседями являются Уральский, Евр.Север экономические районы.

6.На востоке граничит с Восточно-Сибирским экономическим районом.

7.По территории района проходят две важные транспортные магистрали: Транссибирская ж/д, Северный морской путь.

8.Наиболее тесные связи налажены с Уральским экономическим районом.

9. Оцените особенности ЭГП Западной Сибири:

+ -

Выход к морю Удаленность от Центра

Пограничное положение Суровый климат

Соседство с Уральским ЭР Заболоченность

10. В чем преимущество ЭГП Западно-Сибирского экономического района перед другими экономическими районами Восточного макрорегиона?
- близость к Центральной России
- более развитая инфраструктура

Проверка задания: 

  1. Отметьте правильные ответы знаком +, кто правильно оценил ЭГП района? Сколько плюсов вы набрали?

  2. В чем были затруднения?

3: Работа со специализированным текстом.

Деятельность учителя: Сейчас ваша задача изучить предложенный текст, чтобы впоследствии использовать его для решения очередных заданий. Вам следует во время чтения проставлять специализированные знаки после каждого абзаца. 

Все по отдельности:

(учащиеся работают со специализированным текстом, используя метод «инсерт», ученики должны внимательно прочитать текст и расставить на полях специализированные знаки, помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте, таким образом соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.


«V»

«+»

«- »

«?»

Поставьте «V» на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думали, что знаете.

Поставьте «+» на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым.

Поставьте «-» на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете.

Поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Природные условия и ресурсы «Западной Сибири» (специализированный текст)

Западная Сибирь — величайшая равнина Евразии с огромными площадями болот, запасами нефти и газа мирового значения; главная топливная база России.

Район занимает территории Западно-Сибирской низменности и горных районов Алтая, Кузнецкого Алатау и Салаирского кряжа. В формировании современного рельефа Западно-Сибирской низменности большую роль сыграли неоднократные наступания моря и ледников, отложивших мощную толщу осадочных пород. Поэтому рельеф имеет выровненный характер. Через Западную Сибирь от Оби до Енисея в широтном направлении на 900 км протянулась система моренных возвышенностей — Сибирские Увалы с максимальной высотой 286 м. По этой слабо наклоненной поверхности огромной западносибирской «чаши» очень медленно текут реки. Их насчитывается свыше 2 тыс. Отличительной чертой сибирских рек являются их неглубокие, но зато чрезвычайно широкие долины с многочисленными протоками и озерами-старицами. Весной реки разливаются на многие километры вокруг. На долю Западной Сибири приходится четвертая часть стока российских рек. Крупные реки имеют большое значение для судоходства. В засушливой южной части Западной Сибири, на границе с Казахстаном, речная вода используется для орошения.

Для климата Западной Сибири характерны континентальные черты, усиливающиеся на юге равнины. Зимой господствует безветренная солнечная морозная погода. Летом, при столкновении арктических воздушных масс с разогретым южным воздухом, происходит возникновение циклонов, сопровождающееся выпадением осадков. Жаркое западносибирское лето переносится очень тяжело из-за повышенной влажности и несметных полчищ гнуса: комаров, мошки и слепней.

Царство болот и тайги Западной Сибири — это несметные, не поддающиеся никакому исчислению тучи всякого рода кровососущих насекомых. И здесь, пожалуй, с полным правом хозяином тайги можно назвать не медведя, росомаху или соболя, а обыкновенного комара. Специальным учетом установлено, что в местах, где гнуса много, на человека в течение 3 минут нападает свыше тысячи комаров, более 2 тыс. мошек!

Огромная протяженность в меридиональном направлении обусловила отчетливое проявление широтной зональности в природе Западной Сибири. Здесь отсутствуют только зоны широколиственных и смешанных широколиственно-хвойных лесов. Крайний Север Западной Сибири (полуострова Ямал, Тазовский и Гыданский) занят зоной тундр. Лесотундра — это лиственничное и березовое криволесье, к которому у южной границы добавляются сосна и кедр. Лесные массивы в лесотундрах приурочены к речных долинам, наиболее дренированным и теплым, так как сюда с юга речная вода приносит тепло. В тундре и лесотундре сосредоточены основные оленьи пастбища.

Из-за широкого распространения болот в лесной зоне Западной Сибири ее называют лесоболотной зоной. Плоские недренируемые участки заняты болотными массивами, а собственно таежные леса занимают преимущественно склоны речных долин, наклонные и возвышенные участки междуречий. Леса Западной Сибири составляют ее важнейший природный ресурс, правда, местная древесина, выросшая на заболоченных землях, обладает в целом низкими качествами. Болотами занято почти 40% территории района. Васюганская равнина (Томская область), расположенная в междуречье Оби и Иртыша, представляет одно гигантское непроходимое болото, растянувшееся на многие сотни километров. Высокая заболоченность усложняет освоение богатейших ресурсов этого края, затрудняет строительство дорог и поселков. Во многих районах передвигаться по суше можно только зимой, когда болота замерзают. В то же время западносибирские болота обладают несметными запасами торфа, который может использоваться как химическое сырье, топливо, органическое удобрение, подстилочный материал в животноводстве.

Крайний юг Западной Сибири — это степная зона с распаханными черноземными и каштановыми почвами. Обширные массивы бывших целинных земель заняты преимущественно полями яровой пшеницы. Особенно высокую ценность представляют пойменные луга крупнейших западносибирских рек — важнейшие пастбищные и сенокосные угодья региона. Луга Барабинского лесостепья (Новосибирская обл.) — важнейший район маслоделия Западной Сибири.

Западно-Сибирская низменность сформировалась на Западно-Сибирской плите с глубоко опущенным складчатым палеозойским фундаментом. На нем залегает мощная, почти шестикилометровая толща «слоеного пирога», состоящего из осадочных пород, представленных глинами, песчаниками и песками морского и континентального происхождения.

С осадочным чехлом Западно-Сибирской равнины связаны крупнейшие в стране месторождения нефти и природного газа (Западно-Сибирский нефтегазоносный район). Здесь выявлено свыше 500 месторождений этих важнейших горючих полезных ископаемых, в которых содержится более 60% российских запасов нефти и около 90% природного газа. Важнейшие нефтяные месторождения сосредоточены в Ханты-Мансийском (Самотлорское, Мегионское, Салымское, Мамонтовское, Усть-Балыкское и другие), а природного газа — в Ямало-Ненецком автономном округе (крупнейшие в мире Уренгойское и Ямбургское месторождения, а также Медвежье около г. Надым, Заполярное и др.). Интенсивная добыча нефти, все расширяющаяся паутина трубопроводов уже нанесли непоправимый вред природным комплексам Западной Сибири: «разливы» нефти при добыче и транспортировке (зимой лопаются трубы, проложенные прямо на поверхности земли) обернулись загубленными оленьими пастбищами и лесными угодьями, погибшей рыбой в тундровых и таежных реках и озерах.

Интенсивное промышленное освоение природных богатств Западной Сибири нанесло серьезный ущерб не только природе, но и коренным народам (ненцам, ханты, манси и другим), лишив их значительной части охотничьих и рыбопромысловых угодий. Чтобы защитить традиционные виды хозяйственной деятельности и культуру этих народов, в Ханты-Мансийском автономном округе, например, были выделены специальные территории приоритетного природопользования — родовые угодья. Величайшая равнина мира, Западно-Сибирская низменность обладает огромными ресурсами: лесными, минеральными, агроклиматическими, почвенными и другими. Эти богатства— основа развития хозяйства района; стратегический резерв нашей страны.

4«Природные условия»

Деятельность учителя:

  • Мы опять возвращаемся к работе в группах. По результатам исследований вам необходимо подготовить сообщение по предложенной теме. Для сообщения используйте прочитанный вами текст. 

Карточка № 2 – каждая группа выбирает карточку (кому что попадет)

1 группа – «Геоморфологи» - будет исследовать рельеф Западно-Сибирской равнины и ответит на вопрос: «Какие формы рельефа наиболее характерны для Западно-Сибирской равнины?»

2 группа – «Климатологи» - исследует климат Западно-Сибирской равнины и ответит на вопрос: «Чем характеризуется климат Западно-Сибирской равнины?»

3 группа – «Гидрологи» - будет исследовать внутренние воды Западно-Сибирской равнины и даст ответ на вопрос: «Каковы главные особенности внутренних вод Западно-Сибирской равнины?»

Деятельность учеников: включение учащихся в дискуссию, представление результатов деятельности.

Проверка задания: один человек из группы представляет сообщение.

Деятельность учителя:

- И теперь результаты все ваших предыдущих исследований в краткой форме вам предстоит занести в итоговую таблицу. Она есть у вас на карточке № 3, осталось только заполнить правый столбец. 

Самопроверка задания (знаками + отмечают правильные ответы) 

5 Рефлексивно-оценочная

Каждый ученик должен записать предложение из 5 слов по теме (СИНКВЕЙН)

Правила составления синквейна: (стихотворение из пяти строк)

  1. Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь, возможно тема урока.

  2. Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета

  3. Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия

  4. Фраза из четырех-пяти слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы.

  5. Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта. Это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

Пример синквейна:

  1. Район

  2. Богатый, многоликий

  3. Добываем, исследуем, восхищаемся

  4. «Могущество Российское прирастать будет Сибирью»

  5. Богатство или будущее

Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание:

  • § 41 . Нанести на контурную карту состав района.

  • На «5»: Подготовить сообщение «Экологические проблемы и пути решения экологических проблем экономического района Западная Сибирь». 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!