Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Веселовский центр творчества
Согласовано: Директор МБОУ Позднеевская СОШ ________Е.А. Порядная 02.09. 2022г. | Утверждаю: Директор МБУ ДО Веселовский ЦТ ________Г.А.Лямкина Приказ № от 0 .09.2022г. | | Принято решением Педагогического совета Протокол № от .08.2022г. | | Рассмотрена на заседании методического совета Протокол № от .08.2022г. | | |
| |
| |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Занимательный русский язык»
Возраст учащихся: 6 – 10 лет
Срок реализации: 4 года
Автор-составитель: Балковая Алена Ростиславовна, педагог дополнительного образования |
п. Весёлый
2022 год
Паспорт программы
Полное наименование программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательный русский язык» |
Ф.И.О. педагога, реализующего дополнительную общеобразовательную программу | Балковая Алёна Ростиславовна |
Год разработки | 2022 |
Цель программы | Формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями. |
Задачи программы | Обучающие: • развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету; • приобретать знания, умения, навыки по грамматике русского языка; • пробуждать потребность у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка; • развивать мотивацию к изучению русского языка; • развивать творчество и обогащать словарный запас; • совершенствовать общее языковое развитие учащихся; • углубить и расширить знания и представления о литературном языке. Воспитывающие: • воспитывать культуру общения; • формировать и развивать у учащихся разносторонние интересы, культуру мышления. Развивающие: • развивать смекалку и сообразительность; • приобщать учащихся к самостоятельной исследовательской работе; • развивать умение пользоваться разнообразными словарями; • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой. |
Ожидаемые результаты | Личностные результаты: осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному педагогом плану Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы группы и педагога; преобразовывать информацию из одной формы в другую; подробно пересказывать небольшие тексты; Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одногруппниками совместно с педагогом о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Предметные результаты: различные виды предложений; знать названия падежей; иметь представление о происхождении названий падежей; владеть понятиями «синонимы», «антонимы»; «омонимы» признаки глаголов-исключений; смысловую роль наречий, фразеологизмов; морфологические признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, наречия) видеть место возможной ошибки в слове; уметь определять принадлежность предложения к той или иной группе; уметь составлять схемы предложений; уметь отличать простое предложение от сложного; отличать одну часть речи от другой; находить синонимы и антонимы в литературных произведениях; составлять диалог на заданную тему с использованием антонимов и синонимов; уметь определять смысловую нагрузку имени прилагательного; уметь использовать местоимения и другие изученные части речи при составлении шарад, ребусов, кроссвордов; использовать уместно крылатые слова и выражения, фразеологизмы. |
Краткое описание | Программа "Занимательный русский язык" для младших учащихся является дополнительной образовательной программой по русскому языку. Программа позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики учащиеся могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. |
Продолжительность программы | 4 года |
Возрастные ограничения | 6-10 лет |
Количество часов в неделю/год | 2ч / 72ч |
Направленность | социально-педагогическая |
Тип программы | Модифицированная |
Учебный план | Фонетика. Словообразование. Лексика. Морфология. Пословицы и поговорки. Игротека. Текст. |
Материально-техническая база | 1.Л.В. Мищенкова методическое пособие «Занимательный русский язык для учащихся начальной школы» Москва, изд.. Просвещение, 2011 г, стр.70 2.Педагогическая диагностика : 1 класс Русский язык. Математика .Комплект материалов ФГОС . Журова Л.Е. М.: Вентана – Граф , 2014 3. Технические средства обучения: классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок; мультимедийный проектор экспозиционный экран компьютер 4. Экранно-звуковые пособия: аудиозаписи в соответствии с программой обучения; видеофильмы, соответствующие тематике программы мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы. |
Содержание
Пояснительная записка………….……………………………….…..7 стр.
Учебно-тематический план 1 год обучения ………….………….13 стр.
Содержание программы 1 год обучения ……………....……….…14 стр.
Календарно-тематический план 1 год обучения ……………….…15 стр.
Учебно-тематический план 2 год обучения ………….………….17 стр.
Содержание программы 2 год обучения ……………....……….…18 стр.
Календарно-тематический план 2 год обучения ……………….…19 стр.
Учебно-тематический план 3 год обучения ………….………….21 стр.
Содержание программы 3 год обучения ……………....……….…22 стр.
Календарно-тематический план 3 год обучения ……………….…23 стр.
Учебно-тематический план 4 год обучения ………….………….13 стр.
Содержание программы 4 год обучения ……………....……….…26 стр.
Календарно-тематический план 4 год обучения ……………….…27 стр.
Методическое обеспечение программы…….………………….……33 стр.
Литература, рекомендуемая для педагогов………………………….33 стр.
Литература, рекомендуемая для учащихся и родителей……..……33 стр.
Приложение……………..………………………….…………………34 стр.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательный русский язык» разработана в соответствии следующих нормативных документов:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года, опубликовано в «Российской газете» 31 декабря 2012 г., вступил в силу: 1 сентября 2013 г.);
- Областным Законом Ростовской области от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242);
- Приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 115 от 01.03.2016 года «Об утверждении региональных рекомендаций к регламентации деятельности образовательных организаций Ростовской области, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;
- Уставом МБУ ДО Веселовский ЦТ.
Направленность программы и направление деятельности. Образовательная программа «Занимательная русский язык» имеет социально-педагогическую направленность. Программа направлена на раскрытие богатства русского языка и знакомство обучающихся с такими фактами, которые не изучаются в рамках урока.
Вид программы и ее уровень. Программа «Занимательный русский язык» модифицированная, составлена на основе программы «Занимательный русский язык.» - Л.В.Мищенкова М.: Издательство РОСТ, 2018. – (Юным умникам и умницам).
Уровень программы – общекультурный ознакомительный
Отличительные особенности программы. Программа позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики учащиеся могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.
Новизна программы курса «Занимательный русский язык» в том, что со- держание тесно интегрируется с содержанием образовательного предмета «Информатика». На начальной стадии обучающиеся используют компьютерные технологии на этапе совершенствования умений и навыков. Обучающиеся создают буклеты, презентации, кроссворды, ребусы, используя различные редакторы: Microsoft Office Publisher, Power Point, Word, Paint.
Педагогическая целесообразность. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях «Занимательного русского языка» следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка.
Актуальность программы «Занимательный русский язык» заключается в том, что предоставляется возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких учащихся, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.
Данная программа предусматривает включение элементов занимательности, которые является обязательным для занятий с младшими школьниками. На всех этапах занятий используются разнообразные занимательные формы обучения: игры, упражнения, состязания, конкурсы. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не будет снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по программе "Занимательный русский язык". В отборе материала к занятиям педагог ориентируется на связи с материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между различными модулями программы.
Программа позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты.
Реализация программы дополнительного образования младших учащихся «Занимательный русский язык» базируется, прежде всего, на основных положениях личностно-ориентированного образования. Создание ситуации удовлетворения собственным интеллектуальным трудом, результатом творческой деятельности, личным ростом в коммуникативном пространстве являются составными компонентами такого обучения.
Цель программы
Формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.
Исходя из основной цели, можно выделить задачи, которые решаются учителем в процессе деятельности:
Обучающие:
• развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету;
• приобретать знания, умения, навыки по грамматике русского языка;
• пробуждать потребность у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
• развивать мотивацию к изучению русского языка;
• развивать творчество и обогащать словарный запас;
• совершенствовать общее языковое развитие учащихся;
• углубить и расширить знания и представления о литературном языке.
Воспитывающие:
• воспитывать культуру общения;
• формировать и развивать у учащихся разносторонние интересы, культуру мышления.
Развивающие:
• развивать смекалку и сообразительность;
• приобщать учащихся к самостоятельной исследовательской работе;
• развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
• учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Адресат программы. Представленная целостная программа разработана для детей 6-10 лет.
Объем программы. Программа рассчитана на 1год обучения.
1-й – 4-й год обучения по 72 часа в год.
Режим занятий.
1-й год обучения - 2 раза в неделю по 1 учебному часу. Продолжительность каждого занятия 35 минут.
2-й – 4-й год обучения - 2 раза в неделю по 1 учебному часу. Продолжительность каждого занятия 40 минут.
Общая характеристика
Программа "Занимательный русский язык" для младших учащихся является дополнительной образовательной программой по русскому языку. Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи.
Организация деятельности младших учащихся на занятиях основывается на следующих принципах:
Политехнический принцип проявляется в метапредметной связи с предметами различных образовательных областей.
Принцип целенаправленности решается путём комплексного развития морально-волевых, коммуникационных качеств личности; решения задач нравственного, эстетического, умственного развития младших учащихся .
Принцип взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых находит своё проявление в принятии условий совместной организации учебной деятельности.
Принцип прочности реализуется через единство образовательного, воспитательного и развивающего эффекта обучения.
Принцип системности проявляется в реализации технологий здоровье сбережения в образовательном учреждении.
Принцип сознательности и активности заключается в активном овладении младшими учащимися знаниями и умениями на основе их осмысления, применения в процессе коммуникации со сверстниками.
Ценностными ориентирами содержания данной программы
являются:
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
освоение эвристических приемов рассуждений;
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе общения на занятиях.
Формы и методы организации образовательного процесса.
В ходе реализации программы используются разнообразные методы обучения:
• рассказ, беседы, наблюдение, демонстрация;
• проблемно – ситуационный метод;
• методы мотивации и стимулирования;
• обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля;
• игровые.
Подразумевается комплексное использование методов, их подбор в соответствии с сюжетным замыслом занятия. Такое использование методов обучения позволяет педагогу своевременно осуществлять как обучающую, воспитывающую, развивающую функцию занятия, так и вести своевременную коррекционную работу.
Основными формами проведения занятий являются:
• занятия - исследования;
• нетрадиционные занятия (занятие – сказка, занятие-КВН, урок-путешествие, занятие – творческая мастерская);
• интегрированные занятия (с использованием информационно-коммуникационных технологий).
Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, коллективная.
Формы подведения итогов реализации программы.
Итоговый контроль осуществляется в форме тестирования
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
- осознание языка как основного средства человеческого общения;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
- способность самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
- умение использовать русский язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- способность ориентироваться целях, задачах, средствах условиях общения;
- понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
- умение задавать вопросы.
Предметные результаты:
- овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
- умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
- способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Занятия курса будут способствовать:
- закреплению учащимися изученного материала на уроках русского языка, более полному его усвоению;
- обогащению словарного запаса учащиеся;
- расширению кругозора;
- развитию познавательных способностей, привитию чувства любви и уважения к русскому языку.
Учащиеся познакомятся с пословицами, поговорками, фразеологизмами, смогут активно включать их в собственный лексикон, получат удовольствие от разгадывания кроссвордов, ребусов, шифровок, загадок, метаграмм, познакомятся с грамматическими сказками. Рубрика «Занимательный привал» позволит упражняться в инсценировке юморесок, проявить свою эрудицию в ответах на шуточные вопросы, поработать с головоломкой «танграм», потренироваться в рисовании фигур по клеточкам. Смогут ответить на каверзные вопросы Мишутки в рубрике «Мишуткина академия»,которые способствуют подготовке детей к участию международном конкурсе «Русский медвежонок»
Учебно-тематический план 1 год обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов |
всего | теория | практика |
1 | Тема «Фонетика.» | 6 | 2 | 4 |
2 | Тема «Словообразование.» | 8 | 3 | 5 |
3 | Тема «Лексика.» | 12 | 5 | 7 |
4 | Тема «Морфология.» | 10 | 5 | 5 |
5 | Тема «Пословицы и поговорки.» | 12 | - | 12 |
6 | Тема «Игротека.» | 18 | - | 18 |
7 | Тема «Текст.» | 6 | 2 | 4 |
Итого часов | 72 | 17 | 55 |
Содержание программы 1 года обучения
Тема 1. Фонетика.
Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».
Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.
Тема 2. Словообразование.
Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».
Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 3Лексика.
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами архаизмами, фразеологизмами русского языка.
Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку
Тема 4. Морфология.
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 5. Пословицы и поговорки.
Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.
Тема 6. Игротека.
Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.
Тема 7. Текст
Календарный учебный график 1 года обучения
№ | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Место проведения |
| | Вводное занятие | 1 | |
| | Диагностическая работа | 1 | |
| | Речь устная и письменная | 2 | Каб 102 |
| | Что такое слово? В мире слов | 2 | Каб 102 |
| | В мире звуков | 2 | Каб 102 |
| | Игротека | 2 | Каб 102 |
| | Звуки и буквы – не одно и то же | 2 | Каб 102 |
| | Что такое метаграммы? | 2 | Каб 102 |
| | Жили - были гласные и согласные | 2 | Каб 102 |
| | Игротека | 2 | Каб 102 |
| | Волшебник Ударение. | 2 | Каб 102 |
| | Такие разные согласные | 2 | Каб 102 |
| | Такие разные, разные согласные | 2 | Каб 102 |
| | Игротека | 2 | Каб 102 |
| | Русские народные загадки | 2 | Каб 102 |
| | Зачем шипят шипящие? Диагностика | 2 | Каб 102 |
| | Познакомьтесь: алфавит! | 2 | Каб 102 |
| | Игротека | 2 | Каб 102 |
| | Привет, пословица! | 2 | Каб 102 |
18 | | Поговорим о предложении | 2 | Каб 102 |
| | Еще немного о предложении | 2 | Каб 102 |
| | Игротека | 2 | Каб 102 |
| | Знакомимся с анаграммами | 2 | Каб 102 |
| | Что такое текст? | 2 | Каб 102 |
| | Что мы пишем с большой буквы? | 2 | Каб 102 |
| | Игротека | 2 | Каб 102 |
| | О безударных гласных | 2 | Каб 102 |
| | Парные согласные | 2 | Каб 102 |
| | Слова - приятели | 2 | Каб 102 |
| | Игротека | 2 | Каб 102 |
| | Слова – неприятели | 2 | Каб 102 |
| | Волшебное слово предлог | 1 | Каб 102 |
| | Итоговая аттестация | 1 | Каб102 |
| | Что за зверь такой фразеологизм? | 2 | Каб 102 |
| | Игротека. | 2 | Каб 102 |
| | Части речи | 1 | Каб 102 |
| | Учимся различать слова разных частей речи | 1 | Каб 102 |
| | Словесные забавы | 1 | Каб 102 |
| | Итоговое занятие | 1 | Каб 102 |
Учебно-тематический план 2 год обучения
Раздел, тема | Всего | В том числе |
теоретических | практических |
Фонетика | 6 | 2 | 4 |
Словообразование | 14 | 4 | 10 |
Лексика | 14 | 7 | 7 |
Морфология | 14 | 5 | 9 |
Пословицы и поговорки | 8 | | 8 |
Игротека | 16 | | 16 |
Итого: | 72 | 18 | 54 |
Содержание программы 2 года обучения
Фонетика
Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».
Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.
Словообразование
Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».
Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса к русскому языку.
Лексика
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмамии архаизмами, фразеологизмами русского языка.
Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Морфология
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Пословицы и поговорки
Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.
Игротека
Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание ребусов
Календарный учебный график 2 года обучения
№ п/п | Дата | Темы занятий | Количество часов | Место проведения |
1 | | Вводное занятие | 1 | Каб 102 |
2 | | Диагностическая работа | 1 | Каб 102 |
3 4 | | Что мы знаем о звуках и буквах | 2 | Каб 102 |
5 6 | | Что такое лексика? | 2 | Каб 102 |
7 8 | | Однозначные и многозначные слова | 2 | Каб 102 |
9 10 | | Игротека | 2 | Каб 102 |
11 12 | | Слова-братья | 2 | Каб 102 |
13 14 | | Слова наоборот | 2 | Каб 102 |
15 16 | | Пословица недаром молвится | 2 | Каб 102 |
17 18 | | Игротека | 2 | Каб 102 |
19 20 | | И снова пословицы, пословицы, пословицы… | 2 | Каб 102 |
21 22 | | Играем со словарными словами | 2 | Каб 102 |
23 24 | | Анаграммы | 2 | Каб 102 |
25 26 | | Игротека | 2 | Каб 102 |
27 28 | | Секреты некоторых букв | 2 | Каб 102 |
29 30 | | Шарады, анаграммы и метаграммы | 2 | Каб 102 |
31 32 | | Еще раз о синонимах и антонимах | 2 | Каб 102 |
33 34 | | Игротека | 2 | Каб 102 |
35 36 | | Слова, обозначающие предметы | 2 | Каб 102 |
37 38 | | Слова, обозначающие действие предметов | 2 | Каб 102 |
39 40 | | Слова, обозначающие признаки предметов | 2 | Каб 102 |
41 42 | | Игротека | 2 | Каб 102 |
43 44 | | Текст, тема, главная мысль | 2 | Каб 102 |
45 46 | | Заголовок - всему голова | 2 | Каб 102 |
47 48 | | Работаем с фразеологизмами | 2 | Каб 102 |
49 50 | | Игротека | 2 | Каб 102 |
51 52 | | И снова пословицы | 2 | Каб 102 |
53 54 | | Ещё раз о фразеологизмах | 2 | Каб 102 |
55 56 | | Русские народные загадки | 2 | Каб 102 |
57 58 | | Игротека | 2 | Каб 102 |
59 60 | | И вновь словарные слова | 2 | Каб 102 |
61 62 | | Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы | 2 | Каб 102 |
63 64 | | Какие слова русского языка помогают называть качества характера | 2 | Каб 102 |
65 66 | | Игротека | 2 | Каб 102 |
67 | | Итоговая аттестация | 1 | Каб 102 |
68 69 | | Повторяем, повторяем… | 2 | Каб 102 |
70 71 | | Игротека | 2 | Каб 102 |
72 | | Итоговое занятие | 1 | Каб 102 |
Учебно-тематический план 3 год обучения
№ п/п | Название разделов | Количество часов |
всего | теория | Практика |
1 | Состав слова | 8 | 2 | 6 |
2 | Образование слов | 14 | 4 | 10 |
3 | Главные и второстепенные члены предложения | 4 | 2 | 2 |
4 | Признаки частей речи. | 40 | 10 | 30 |
5 | Упражнения для закрепления | 2 | | 2 |
6 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
| ИТОГО: | 70 | 19 | 51 |
Содержание программы 3 год обучения
1.Состав слова
Теория. Где прячутся ошибки. Хорошо ли ты знаешь грамматику? Словарное богатство родного языка.
Практика. Анкетирование. Работа с тестовыми заданиями.
2. Образование слов
Теория. Слово одно, а значений - несколько. (О многозначных словах). Слова – тезки. (Омонимы). Одно и то же, но по-разному. (Синонимы, о различиях слов-синонимов). Слова с противоположным значением. (Антонимы).
Практика. Игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
3. Главные и второстепенные члены предложения.
Теория. Почему подлежащее и сказуемое – главные в предложении? Об однородных членах предложения и их добрососедских отношениях.
Практика. Словесные забавы. Игра-задание «Продолжи предложение». Игра «О чем я говорю»
4. Признаки частей речи
Теория. Как морфология порядок навела. (О частях речи). Имя существительное – часть страны Речь.
Очень занимательное – имя прилагательное. Универсальные заменители. (Назначение местоимений). Глагол – часть страны Речь. В царстве наречий. Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.
Практика. Игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
5.Упражнения для закрепления
Теория. Легкие головоломки. Технология составление головоломок. Волшебный клубок орфограмм. Ребусы и шарады. Рассказ – беседа о роли орфографии и грамматики. Играем в загадки. Технология составления загадок. Праздничный урок «Путешествие не заканчивается…» Секреты родного языка.
Практика. Логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм
6.Итоговое занятие
Теория. Диагностическая работа
Практика. Игры на знание и развитие интереса к родному языку,на проверку знаний по русскому языку.
Календарный учебный график 3 года обучения
№ п/п | Дата | Название раздела, темы. | Кол-во часов | Место проведения |
| | Состав слова | 8 | |
1-2 | 15.09 16.09 | Хорошо ли ты знаешь грамматику? | 2 ч. | Каб 102 |
3-4 | 22.09 23.09 | Словарное богатство родного языка. | 2 ч. | Каб 102 |
5-6 | 29.09 30.09 | Диагностическая работа Игротека | 2 ч. | Каб 102 |
7-8 | 06.10 7.10 | Где прячутся ошибки? | 2 ч. | Каб 102 |
| | 2.Образование слов | 14 | |
9-10 | 13.10 14.10 | Слова – родственники. | 2 ч. | Каб 102 |
11-12 | 20.10 21.10 | Универсальные заменители | 2 ч. | Каб 102 |
13-14 | 27.10 28.10 | Сказка о падежах. | 2 ч. | Каб 102 |
15-16 | 03.11 10.11 | Слово одно, а значений - несколько. | 2 ч. | Каб 102 |
17-18 | 11.11.15.11 | Слова – тезки. | 2 ч. | Каб 102 |
19-20 | 19.11 22.11 | Одно и то же, но по-разному. | 2 ч. | Каб 102 |
21-22 | 26.11 29.11 | Слова с противоположным значением. | 2ч. | Каб 102 |
| | 3.Главные и второстепенные члены предложения | 4 | |
23-24 | 03.12 06.12 | Почему подлежащее и сказуемое – главные в предложении? | 2 ч. | Каб 102 |
25-26 | 10.12 13.12 | Об однородных членах предложения. | 2 ч. | Каб 102 |
| | 4.Признаки частей речи | 40 | |
27-29 | 17.12 20.12 24.12 | Как морфология порядок навела. | 3 ч. | Каб 102 |
30-31 | 27.12 10.01 | Имя существительное – часть страны | 2 ч. | Каб 102 |
32-33 | 14.01 17.01 | Хорошо ли ты знаешь имя существительное? | 2 ч. | Каб 102 |
34-35 | 21.01 24.01 | Очень занимательное – имя прилагательное. | 2 ч. | Каб 102 |
36-37 | 28.01 31.01 | Имя прилагательное – часть страны | 2 ч. | Каб 102 |
38-40 | 04.02 07.02 11.02 | Хорошо ли ты знаешь имя прилагательное? | 3 ч. | Каб 102 |
41-42 | 14.02 18.02 21.02 | Глагол – часть страны | 3 ч. | Каб 102 |
43-44 | 25.02 28.02 | Сказка о глаголе. | 2 ч. | Каб 102 |
45-46 | 03.03 06.03 | Сказка «Сила любви». | 2 ч. | Каб 102 |
47-49 | 10.03 13.03 17.03 | Глагол и его друзья. | 3 ч. | Каб 102 |
50-51 | 20.03 24.03 | Глагол – настоящий богач среди частей речи. | 2 ч. | Каб 102 |
52-53 | 27.03 31.03 | Откуда появились глаголы – исключения? | 2 ч. | Каб 102 |
54-55 | 03.04 07.04 | Хорошо ли ты знаешь глагол? | 2 ч. | Каб 102 |
56-60 | 10.04 14.04 17.04 21.04 | В царстве наречий. | 4 ч. | Каб 102 |
61-62 | 24.04 28.04 | Особенности наречий. | 2 ч. | Каб 102 |
63-64 | 05.05 08.05 | Служебные части речи. | 2 ч. | Каб 102 |
65-66 | 12.05 15.05 | Хорошо ли ты знаешь части речи? | 2 ч. | Каб 102 |
| | 5.Упражнения для закрепления | 2 | |
67-68 | 19.05 22.05 | Русский язык неисчерпаем, как сама жизнь | 2 ч. | Каб 102 |
69-70 | 26.05 29.05 | 6. Итоговое занятие | 2ч | |
| | Итого | 70 | Каб 102 |
Учебно-тематический план 4 год
Раздел | Общее количество часов | В том числе |
теоретических | практических |
Фонетика | 10 | 4 | 6 |
Словообразование | 14 | 2 | 12 |
Лексика | 12 | 3 | 9 |
Морфология | 12 | 2 | 10 |
Пословицы и поговорки | 2 | 1 | 1 |
Игротека | 20 | 6 | 14 |
Итого: | 70 | 18 | 52 |
Содержание программы
Тема 1. Фонетика
Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».
Практика:игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.
Тема 2. Словообразование
Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».
Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 3. Лексика
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами архаизмами, фразеологизмами русского языка.
Практика:игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 4. Морфология
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Практика:игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 5. Пословицы и поговорки
Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.
Тема 6. Игротека
Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку,на проверку знаний по русскому языку.
Календарно-тематический план 4 год
№ п/п | Дата | Тема занятия | Количество часов | |
1 | | И снова о русском языке….. | 1 | Каб 102 |
2 | | И снова о русском языке….. | 1 | Каб 102 |
3 | | Крылатые слова и афоризмы. | 1 | Каб 102 |
4 | | Крылатые слова и афоризмы. | 1 | Каб 102 |
5 | | Копилка занимательных заданий. | 1 | Каб 102 |
6 | | Копилка занимательных заданий. | 1 | Каб 102 |
7 | | Игротека. | 1 | Каб 102 |
8 | | Игротека. Задания из школьной библиотеки. | 1 | Каб 102 |
9 | | Об именах. | 1 | Каб 102 |
10 | | Об именах. | 1 | Каб 102 |
11 | | О русских фамилиях. | 1 | Каб 102 |
12 | | О русских фамилиях. | 1 | Каб 102 |
13 | | В поисках сбежавших головоломок. | 1 | Каб 102 |
14 | | В поисках сбежавших головоломок. | 1 | Каб 102 |
15 | | Игротека. | 1 | Каб 102 |
16 | | Игротека. Решаем лучшие головоломки. | 1 | Каб 102 |
17 | | Мы играем в логогрифы. | 1 | Каб 102 |
18 | | Мы играем в логогрифы. | 1 | Каб 102 |
19 | | Учимся распознавать и речевые ошибки. | 1 | Каб 102 |
20 | | Учимся распознавать и речевые ошибки. | 1 | Каб 102 |
21 | | Коллекция заморочек. | 1 | Каб 102 |
22 | | Коллекция заморочек. | 1 | Каб 102 |
23 | | Игротека. | 1 | Каб 102 |
24 | | Игротека. Заморочки от сказочных героев. | 1 | Каб 102 |
25 | | Ох уж эти фразеологизмы. | 1 | Каб 102 |
26 | | Ох уж эти фразеологизмы. | 1 | Каб 102 |
27 | | Работаем над рифмами. | 1 | Каб 102 |
28 | | Работаем над рифмами. | 1 | Каб 102 |
29 | | Словесные забавы. | 1 | Каб 102 |
30 | | Словесные забавы. | 1 | Каб 102 |
31 | | Игротека. | 1 | Каб 102 |
32 | | Игротека. Конкурс лучшего чтеца. | 1 | Каб 102 |
33 | | Продолжаем работу над фразеологизмами. | 1 | Каб 102 |
34 | | Продолжаем работу над фразеологизмами. | 1 | Каб 102 |
35 | | Русские пословицы и поговорки. | 1 | Каб 102 |
36 | | Русские пословицы и поговорки. | 1 | Каб 102 |
37 | | Ассорти для любителей русского языка. | 1 | Каб 102 |
38 | | Ассорти для любителей русского языка. | 1 | Каб 102 |
39 | | Игротека. | 1 | Каб 102 |
40 | | Игротека. Инсценировка народной сказки. | 1 | Каб 102 |
41 | | И снова о фразеологизмах. | 1 | Каб 102 |
42 | | И снова о фразеологизмах. | 1 | Каб 102 |
43 | | Однородные члены предложения. | 1 | Каб 102 |
44 | | Однородные члены предложения. | 1 | Каб 102 |
45 | | Ошибочка вышла. | 1 | Каб 102 |
46 | | Ошибочка вышла. | 1 | Каб 102 |
47 | | Игротека. | 1 | Каб 102 |
48 | | Игротека. Задания от Знайки и Незнайки. | 1 | Каб 102 |
49 | | Про омонимы и их разновидности. | 1 | Каб 102 |
50 | | Про омонимы и их разновидности. | 1 | Каб 102 |
51 | | Еще немного фразеологизмов. | 1 | Каб 102 |
52 | | Еще немного фразеологизмов. | 1 | Каб 102 |
53 | | В стране Перевертундии. | 1 | Каб 102 |
54 | | В стране Перевертундии. | 1 | Каб 102 |
55 | | Игротека. | 1 | Каб 102 |
56 | | Игротека. По страницам детских журналов. | 1 | Каб 102 |
57 | | Что такое «паронимы» | 1 | Каб 102 |
58 | | Что такое «паронимы» | 1 | Каб 102 |
59 | | Запоминаем словарные слова. | 1 | Каб 102 |
60 | | Запоминаем словарные слова. | 1 | Каб 102 |
61 | | Игротека. Задания о языке из домашней библиотеки. | 1 | Каб 102 |
62 | | Повторяем. | 1 | Каб 102 |
63 | | Проект: «Шкатулка лучших моментов». Работа в группах. | 1 | Каб 102 |
64 | | Защита проекта «Шкатулка лучших моментов» в группах. | 1 | Каб 102 |
65 | | Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок». | 1 | Каб 102 |
66 | | Диагностическая работа | 1 | Каб 102 |
67 | | Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок». | 1 | Каб 102 |
68 | | Ошибочка вышла. | 1 | Каб 102 |
69 | | Игротека. | 1 | Каб 102 |
70 | | Итоговое занятие | 1 | Каб 102 |
Методическое обеспечение Программы.
Методическое сопровождение программы.
Для реализации принципа наглядности в кабинете доступны изобразительные наглядные пособия:
плакаты с примерами схем и разрезной материал с изображениями предметов и фигур, разрезные картинки.
Техническим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер и медиапроектор). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов позволяет использовать в работе набор дополнительных заданий к большинству тем программы.
Технические средства обучения:
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
мультимедийный проектор
экспозиционный экран
компьютер
Экранно-звуковые пособия:
аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
видеофильмы, соответствующие тематике программы
мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.
Дидактические материал
1.Л.Д.Ларкина ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 1 класс ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
2.М.Ю.Плотникова Дидактическая тетрадь по русскому языку 1 класс – Спб , . СМИО пресс 2009г
3.Тренажер по русскому языку 1 класс Тихомирова Е.М .- М.: Издательство «Экзамен » 2018г
4.Таблицы, схемы, иллюстрации, презентации, раздаточный материал
Диагностические материалы
1.Л.П.Николаева Тесты по русскому языку 1 класс
2.Педагогическая диагностика : 1 класс Русский язык. Математика .Комплект материалов ФГОС . Журова Л.Е. М.: Вентана – Граф , 2014
Приложение 1
Словесные забавы
«Слова рассыпались»
Цель: развивать внимание и сообразительность при составлении слов из данных букв.
Первые буквы в этих словах правильные, а остальные перепутали свой порядок. Помогите буквам встать на нужные места, тогда вы угадаете, какие слова здесь были зашифрованы.
1. Мшиана- , вртее- , кфери- , жзееол- , кааш- .
2. Класоба- , даум- , котр- , мрео- , пнале- .
3. Бсуы- , хлодо- , рмтп- , тмае- , кворь- .
4 . Коин- , нжыон- , стикрат- , кнаиг- , сетан- .
5. Пдироом- , ксората- , шлеек- , кдокилор- , цтевок- .
6. Лсюрта- , жкорае- , мкаси- , блаук- , кжао- .
Ответы:1. Машина, ветер, кефир, железо, каша.
Колбаса, дума, крот, море, пенал.
Бусы, холод, ритм, тема, кровь.
Кино, ножны, старик, книга, стена.
Помидор, красота, шёлк, крокодил, цветок.
Люстра, жаркое, миска, булка, кожа.
«Прятки».
Цель: развивать внимание, учить находить в составе слов другие слова.
Ребятам предлагается поиграть в прятки. Но прятаться будут не ученики, а слова. В этой игре слова, обозначающие животных, спрятались внутри других (в начале, в середине или в конце слова). Например, в слове «баранка» скрывается «баран» (БАРАНка), в слове «икота» - «кот» (иКОТа), а в слове «Василиса» - «лиса» (ВасиЛИСА). Задача ребят – найти все спрятавшиеся слова.
1. Волнушка. 15. Поводок.
2. Гигиена. 16. Помарка.
3. Голосование. 17. Посёлок.
4. Грязь. 18. Ракета.
5. Досада. 19. Серёжка.
6. Заслонка. 20. Скиталец.
7. Клещи. 21. Соленье.
8. Коньки. 22. Сомнение.
9. Коньки. 23. Укротитель.
10. Мужчина. 24. Черёмуха.
11. Обыкновение. 25. Шутка.
12. Палисадник. 26. Элеватор.
13. Петля. 27. Энциклопедия.
14. Побелка. 28. Якорь.
А в словах «мякоть» и «браконьер» спрятались сразу по два животных! Найдите и их.
Ответы:1. Вол. 2. Гиена. 3. Сова. 4.Язь. 5. Оса. 6. Слон. 7. Лещ. 8. Конь. 9. Кот. 10. Уж. 11. Бык. 12. Лиса. 13. Тля. 14. Белка. 15. Овод. 16. Омар. 17. Осёл. 18. Рак. 19. Ёж. 20. Кит. 21. Олень. 22. Сом. 23. Крот. 24. Муха. 25. Утка. 26. Лев. 27. Клоп. 28. Як. В слове «мякоть» як и кот, а в слове «браконьер» - рак и конь.
Интеллектуальная игра «Слово в столбик».
Цель: учить составлять осмысленные предложения, развивать речь.
Любое слово из 4-8 букв записывается в столбик. Таким образом мы получили основу для сочинения будущих новых слов. Затем эти слова надо вписать горизонтально, начиная с каждой буквы. Главная задача – подобрать слова так, чтобы из них получилось развёрнутое предложение. Например, выбрано слово «вишня». Для начала напишем его в столбик. Теперь осталось к каждой букве подписать слово, чтобы в результате вышло осмысленное предложение. Итог игры:
Вышел
Иван
Шлёпать
Новую
Ящерицу
Конечно, предложения в подобных случаях получаются в какой-то мере фантастические и даже полные нелепиц, но тем забавнее получается результат игры. Играть в неё можно, соревнуясь не только между отдельными учащимися, но также между командами.
Можно использовать эту игру для лучшего запоминания словарных слов.
Игра «Да» и «Нет» не говорите, «чёрный» с «белым» не берите».
Цель: развивать внимание при ответах на вопросы, учить искать новые варианты ответов.
Это старинная русская игра, в которой игрок должен отвечать на вопросы водящего, действительно избегая произносить слова «да», «нет», «чёрное» и «белое».
Задача ведущего – так искусно составить вопросы, чтобы ребёнок вынужден был каждый раз искать новые варианты ответов. Отвечать на вопросы можно только словами, нельзя использовать жестикуляцию и мимику, например, отрицательные покачивания головой.
Вопросы могут быть самыми бесхитростными: «Любишь ли ты свою маму?», «Какого цвета молоко?», «Умеет ли твой кот умываться лапкой?».
Игра-задание «Продолжи предложение».
Цель: развивать логическое мышление, умение рассуждать.
Ребёнку даётся задание продолжить фразу, которую начал учитель. Начало фразы надо подобрать такое, чтобы в ней ребёнок ясно почувствовал, о чём надо сказать в дальнейшем.
Например:
- Если на улице выпал снег, то …
Ответы детей могут оказаться самими разнообразными: наступила зима, можно кататься на санках, надо тепло одеться.
Вот ещё несколько вариантов подобных фраз-заданий:
- Если на небе светит солнце, то …
- Если птицы улетают на юг, то …
- Если ты вместе с мамой пошёл в магазин, то…
Игра-задание «Назови лишнее слово».
Цель: учить на слух отличать заданное слово от тех, что на него похожи.
Ход игры:
Учитель выбирает слово, которое он неторопливо произносит несколько раз подряд. Но параллельно он «ошибается», между повторами произносит другие слова, похожие на основное слово. Ученик должен услышать неправильное слово и дать какой-то знак учителю, что тот «ошибся», допустим, хлопнуть в ладоши. Это на первый взгляд, простое задание на самом деле требует сосредоточенности и внимания.
Например, ведущим выбрано слово «гора», но в повторе цепочка слов будет выглядеть следующим образом: гора, гора, пора, гора, нора, гора, гора.
Вот ещё несколько вариантов подобных заданий:
Голос, голос, голос, голос, колос, голос, волос.
Коса, коса, коса, роса, коса, коса, коза.
«О чём я говорю?»
Цель: учить отгадывать предмет по данному описанию, развивать речь учащихся.
Условие игры – надо отгадать предмет по данному описанию. Эта игра представляет собой более сложный вариант предыдущей. Водящим придётся давать более развёрнутые описания задуманных предметов. А вот для тех, кто выступает в роли отгадчика, наоборот, придётся легче. Ведь по более развёрнутым характеристикам угадать предмет проще.
Кроме того, в самом начале, загадывая слово, водящий должен дать подсказку, – в какой области человеческих знаний оно может присутствовать. Проще говоря, что это – посуда, одежда, мебель, овощ, фрукт, насекомое, домашнее или дикое животное и др.
Вот примерные варианты заданий:
Дикое животное, живёт в лесу, большое, лохматое, любит ягоды и мёд.
Дикое животное, хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.
Насекомое, с разноцветными крыльями, похожа на цветок.
Транспорт, большой, тяжёлый, с крыльями и хвостом.
Овощ, красного цвета, круглый, его кладут в салат и борщ.
Сладкая, маленькая, в красивой бумажке.
«Имена девочек и мальчиков».
В данном задании ребятам нужно узнать имена девочек и мальчиков, спрятавшиеся в тексте. Ответ может подсказать эхо, ведь разгадка скрыта в самом конце вопроса. Но нужно быть внимательными: эхо может и подвести.
Пример: Кто принёс куклу из магазина?
Ответ: Зина (магаЗИНА).
Или:
Кто рассказывает брату мультфильм про Самоделкина и Карандаша?
Ответ: Даша (КаранДАША).
Кто покажет дом, в котором живёт растеряша?
Кто с нетерпением ждёт подарки от Деда Мороза?
Как зовут девочку, которая поехала на юг седьмого января?
А восьмого июля?
Кто не пьёт кефира?
Как зовут мальчика, который не боится ни града, ни грома?
Кто каждое утро поёт песню про гардемарина?
Кто третий день подряд читает книгу «Путешествия Лемюэля Гулливера»?
Кто десять раз подряд смотрел художественный фильм «Человек-невидимка»?
Какое имя у девочки, которая от зелёнки зелена?
Кто в зоопарке дразнит верблюда?
Как зовут мальчика, у которого густая шевелюра?
Кто за обе щёки уплетает рогалик?
Кто, заметив паука, спрятался под диван?
Как зовут девочку, с которой дружит дочь Малинина?
Кто делает гербарий из листьев клёна, берёзы и ясеня?
Кто подскажет друзьям место, где растёт вкусная ежевика?
Как зовут мальчика, который ждёт не дождётся клёва?
Ответы:
1. Яша. 2. Роза. 3. Варя. 4. Юля. 5. Ира. 6. Рома. 7. Марина. 8. Вера. 9. Димка. 10. Лена. 11. Люда. 12. Юра. 13. Алик. 14. Иван. 15. Нина. 16. Сеня. 17. Вика. 18. Лёва.
«Узнай пословицу или поговорку по её перевёртышу».
В русском языке существует много распространенных пословиц и поговорок, например, «Книгу прочитал – умнее стал», «Маленький да удаленький». В этой игре нужно узнать пословицу или поговорку по её «перевёртышу». То есть, в том варианте, когда каждое её слово заменено противоположным по значению. Сначала нужно мысленно вместо каждого слова проговорить его антоним, а затем проверить по приведённому ответу – верно ли угадана пословица.
1. «Под милиционером косынка тонет». Правильный народный вариант – «На воре шапка горит».
2. «С зайцами умирать – не по-заячьи хихикать». – «С волками жить – по-волчьи выть».
3. «Две ноги плохо, но одна хуже». – «Одна голова хорошо, а две – лучше».
4. «Начал безделье – сиди дома робко». – «Кончил дело – гуляй смело».
5. «С ленью утопишь мясо в реке». – «Без труда не выловишь рыбку из пруда».
6. «Поленишься – зверей обидишь». – «Поспешишь – людей насмешишь».
7. «Весела ночь до утра, если бездельничать всем». – «Скучен день до вечера, коли делать нечего».
8. «Враги не познаются в счастье». – «Друзья познаются в беде».
9. «Булка – ничему ноги». – «Хлеб – всему голова».
10. «Перед отдыхом питьё хуже». – «После работы еда вкусней».
11. «Перед одним волком убегать станешь – всех двух догонишь». – «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь».
12. «Рубль копейку транжирит». – «Копейка рубль бережёт».
Шарады.
Одна из разновидностей головоломок называется «шарада». Составные части шарады – отдельные маленькие слова, из которых в сумме складывается слово побольше. Для загадки-шарады даётся описание каждой её части, а потом – смысл всего слова. Вот, например, как в стихах можно зашифровать слово «парус»:
Три буквы облаками реют,
Две видны на лице мужском.
А целое порой белеет
«В тумане неба голубом».(пар-ус)
А сейчас отгадайте предложенные шарады.
1. Начало деревом зовётся,
Конец – читатели мои,
Здесь в книге целое найдётся,
И в каждой строчке есть они.
Ответ: «Бук – вы».
Первый слог в удивлении я восклицаю,
Второй слог я с книжной полки снимаю,
Когда же первый со вторым соединится,
То получится мельчайшая частица.
Ответ: «А – том».
Часть танца – слог мой первый,
Вино –мой слог второй,
На целом перевозят
Чрез речку бечевой.
Ответ: «Па- ром».
Мой первый слог – предлог,
А во втором мы проживём всё лето,
А целое от нас и вас
Давно уж ждёт ответа.
Ответ: «За – дача».
Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда,
А целое в музее
Найдёте без труда.
Ответ: «Кар – тина».
Первый слог найдёшь средь нот,
А второе – бык несёт.
Хочешь целое найти,
Так ищи его в пути.
Ответ: «До – рога».
Мой первый слог
Найдёшь тогда,
Когда в котле,
Кипит вода,
Местоименье – слог второй,
А в целом –
Школьный столик твой.
Ответ: «Пар – та».
Из писка птиц мой первый слог возьмите,
Второй – с бараньей головы.
Откройте печь и там найдите
То, что не раз едали вы.
Ответ: «Пи – рог».
Вот он – первый слог,
Налицо – предлог.
Далее – юнец,
Вхожий во дворец.
На конце стоит
Та, что алфавит
Открывать должна.
Жаль, ответа нет:
Был, да сплыл ответ…
Ответ: «Про – паж – а».
Местоимение, предлог,
Меж них – фамилия поэта,
А целое – известный плод,
Что зреет на исходе лета.
Ответ: «Я – блок – о».
Первое – нота, второе – то же,
А в целом – на горох похоже.
Ответ: «Фа – соль».
Палиндромы.
Палиндром (перевертень, перевёртыш) – разновидность головоломки, в которой слово или текст одинаково читается от начала к концу и от конца к началу. Вот примеры подобных слов-существительных: «доход», «довод», «заказ», «ротатор». А вот варианты фраз-палиндромов: «А Лиза мазила», «Дорога за город», «Коту тащат уток», «Около Миши молоко», «А роза упала на лапу Азора», «Юре верю».
Попробуйте отгадать следующие слова-палиндромы:
Растение.
Глаз.
Разновидность револьвера.
Радиолокационная установка.
Крестьянин, потомок поселенцев на Дону, Кубани.
Обращение к женщине в некоторых зарубежных странах.
Шум, производимый при ходьбе, беге.
Собака Айболита.
Домик из жердей, покрытых ветками, соломой.
Герой русской народной потешки, отказавшийся молотить.
Имя девочки.
Отец отца или матери.
Волгоградская футбольная команда.
Корабельный повар.
Предмет, который можно сделать из снега.
Порода попугаев.
Герой сказок Шергина.
Артист пантомимы.
Наводнение.
Ответы:
1. Боб. 2.Око.3.Наган. 4. Радар. 5. Казак. 6. Мадам. 7.Топот. 8.Авва. 9. Шалаш. 10. Тит. 11. Анна(Алла, Ада). 12. Дед. 13. «Ротор». 14. Кок. 15.Комок. 16.Ара. 17.Шиш. 18. Мим.19. Потоп.