1. Расставьте ударения в словах: А Л Ф А В И Т, В О Р О Т А , П А Р Т Е Р , И Н Ж Е Н Е Р, И Н С Т Р У М Е Н Т, П О Р Т Ф Е Л Ь, Щ А В Е Л Ь, Д О Б Ы Ч А, К О П И Р О В А Т Ь, У К Р А И Н С К И Й | | 2. Сколько мягких согласных звуков в пословице: «Не трудиться, так и хлеба не добиться»? |
3. К словам подберите антонимы: РАНО – РАССВЕТ – ЗДЕСЬ – УТРО – ШИРОКИЙ – ЗАПАД – | | 4. Решите ребусы: 1) | | | 2) | |
5. Вставьте вместо точек предлоги «В» или «НА»: ИДТИ … ШКОЛУ; ИДТИ … РАБОТУ; ИДТИ ... ТЕАТР; ИДТИ … ОПЕРУ; ИДТИ … БАЛЕТ; ИДТИ … СТАДИОН; ИДТИ …УНИВЕРСИТЕТ; ИДТИ …ФАКУЛЬТЕТ. | | 6. Закончите пословицы: ВОЛКОВ БОЯТЬСЯ – ЗНАЕТ КОШКА, ПОД ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ КУЙ ЖЕЛЕЗО, |
7. Прочитайте предложения, в которых пропущены все гласные. Вставьте их: Л…Б…П…ТН…..Й СЛ…Н…Н…К СПР…С…Л, ЧТ… …СТ КР…К…Д…Л З… …Б…Д…М. КР…К…Д…Л СХВ…Т…Л СЛ…Н…НК… З…. Н….С. | | 8. Прочитайте, что написано: К | | | Й | | | Г | | | А | | | И | | | | | | | | | | | | | | Ы | | | И | | | О | | | Н | | | Б | | | | | | | | | | | | | | З | | | Ч | | | М | | | Е | | | Ю | | | | | | | | | | | | | | Я | | | У | | | Ш | | | Т | | | Л | |
9. Как правильно написать: У РЫБОВ НЕТ ЗУБОВ! У РЫБЬЕВ НЕТ ЗУБЬЕВ! У РЫБ НЕТ ЗУБ! | | 10. Заполните таблицу существительными в именительном падеже: |
11. Какие полные имена собственные соответствуют этим уменьшительно-ласкательным формам: 1) Алька, Шуша, Шуся, Санюточка, Санко, Санчо, Шурёнок – 2) Тольянка, Толяй, Тоська – 3) Онька, Дюка, Адик, Дрюня, Дюнька – 4) Гога, Гоша, Гошаня - | | 12. Какое слово выражается двумя звуками, а обозначается одним знаком? |
13. Запишите столько значений слова «корень», сколько можете вспомнить: КОРЕНЬ - | | 14. Запишите одним словом: 1) ОСТАНОВКА В ПУТИ ДЛЯ ОТДЫХА ВО ВРЕМЯ ПОХОДА – 2) САМЫЙ НИЗКИЙ МУЖСКОЙ ГОЛОС – 3) ТЕРРИТОРИЯ, НА КОТОРОЙ ЗАПРЕЩЕНА ОХОТА, ВЫРУБКА ДЕРЕВЬЕВ – 4) ВРАЩАЮЩАЯСЯ МОДЕЛЬ ЗЕМНОГО ШАРА ИЛИ ДРУГОГО СФЕРИЧЕСКОГО НЕБЕСНОГО ТЕЛА - |
15. Из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово (например: горсть – гость): ВСЛАСТЬ – СКЛОН – ТЕПЛО – ЭКРАН – КРАСКА – БЕДА – | | 16. Допишите стихотворение: В ПОЛЕ ТРАВЫ ХОРОШИ, А НА РЕЧКЕ … . Я РУКИ В ВОДУ … И В ВОДЕ …. . ВОЗЛЕ ПОЛЯ, МИМО … ШЛИ КОЛЮЧИЕ … . |
17. Найдите «третий лишний» (в каждой тройке слов одно - не родственное): 1) ЛЕС, ЛЕСТНИЦА, ЛЕСНИЧИЙ 2) ЛЕВЫЙ, ЛЕВ, НАЛЕВО 3) ДИВНЫЙ, УДИВЛЁННЫЙ, ДИВАННЫЙ 4) ВОДИЧКА, ВОДИТЕЛЬ, ВОДЯНОЙ 5) ЧЕСТНЫЙ, ЧЕСНОЧНЫЙ, ЧЕСНОК 6) СМЕШНОЙ, СМЕШАТЬ, СМЕШИТЬ | | 18. Расположите синонимы в порядке усиления степени признака: 1)_ БОЛЬШОЙ, _ КОЛОССАЛЬНЫЙ, _ ГРОМАДНЫЙ; 2) _ ГЕНИАЛЬНЫЙ, _ СПОСОБНЫЙ, _ ТАЛАНТЛИВЫЙ; 3) _ ПРОТИВНЫЙ, _ОМЕРЗИТЕЛЬНЫЙ, _ НЕПРИЯТНЫЙ. |
19. Выделите приставки в словах: 1) ВОРВАТЬСЯ, ВОЕВАТЬ, ВОРОХ, ВОГНАТЬ. 2) ДОБРАТЬСЯ, ДОМАШНИЙ, ДОВЕРИТЬ, ДОБРОТА. | | 20. Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков: ТРЕНЕР, РЕЗУЛЬТАТ, ЯРМАРКА, БАССЕЙН, ТЕЛЕГРАММА, РУЖЬЁ, РОСКОШЬ, ВОСХИЩЕНИЕ, ЕЩЁ. |
1. Расставьте ударения в словах: Д О С У Г, Н А Ч А Л, Т О Р Т Ы, О Б Л Е Г Ч И Т Ь, П О Н Я Л, Ц Е М Е Н Т, Р А С П О Л О Ж И Т Ь, Б А Л О В А Т Ь, П Л А Т О, П Р И Б Ы Л А. | | 2. Метаграмма – это загадка, по условиям которой из загаданного слова, путём замены одной буквы другой, получается новое слово. 1. | С глухим согласным наливаюсь в поле, Со звонким – сам звеню я на раздолье! | | | 2. | С глухим согласным мы его читаем, Со звонким – в нём мы обитаем. | |
3. Выделите приставки в словах: 1) ПОЕЗДКА, ПОЛОСА, ПОЛЕВОДСТВО, ПОЛЕНО. 2) СОТРУДНИК, СОЛОВЕЙ, СОЕДИНЕНИЕ. | | 4. Решите ребусы: 1) | | | 2) | |
5. Образуйте имена из следующих сочетаний слов: ВЛАДЕТЬ МИРОМ – МИЛАЯ ЛЮДЯМ – ЛЮБИТЬ МИР – СВЯТО СЛАВИТЬ – ВЛАДЕТЬ ВСЕМ - | | 6. Распределите слова по родственным корням: НАВОДНЕНИЕ, НАВОДЧИК, ВОДОЁМ, ПОВОДЫРЬ, ВОДОРОСЛЬ, ВОДИТЬ, ВОДИТЕЛЬ, ПАВОДОК, ПОЛОВОДЬЕ, ВОДЯНОЙ, ВОДОЛАЗ. 1. 2. |
7. Найдите «третий лишний»: 1) ВЕТЕР, ВИХРЬ, БЕЗВЕТРЕННЫЙ; 2) СОСНА, ДЕРЕВО, ДЕРЕВЯННЫЙ; 3) УЧИТЬ, ИЗУЧАТЬ, ЗУБРИТЬ; 4) СОЖАЛЕНИЕ, СОЧУВСТВИЕ, ЖАЛОСТЬ. | | 8. Замените следующие словосочетания одним словом: Рисунки в журнале, газете, книге - Сквозной проезд, прорытый под землёй – Место, где получают и выдают деньги – Свидетельство об окончании средней школы – |
9. Образуйте и запишите однокоренные слова, прибавляя к ним приставки. | | 10. Укажите, где предложения, а где словосочетания: СТРЕКОЗЫ ПРИМЧАЛИСЬ. – ПРОЗРАЧНЫЕ СТРЕКОЗЫ. – ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ. – ЛИСТЬЯ ОПАЛИ. – БЕЖИТ РЕКА. – БЕГУЩИЙ МАЛЬЧИК. - |
11. Какая буква наиболее «редкая гостья» в книгах, написанных по-русски? | | 12. В одно учреждение пришла телеграмма о прибытии иностранной делегации: «ДЕЛЕГАЦИЯ ВЫЕЗЖАЕТ УТРОМ ВСТРЕЧАЙТЕ». Почему телеграмма вызвала недоумение у сотрудников? |
13. Шарады (получите омонимы): 1) | Я – травянистое растение С цветком сиреневого цвета, Но переставьте ударение, И превращусь я в конфету | | | 2) | Я – сборник карт; от ударения Зависят два моих значения. Хочу – преображусь в название Блестящей, шелковистой ткани. | | | 14. Замените одним словом: Жвачное животное с очень длинной шеей - Какие животные носят еду на спине - Хищная рыба с острыми зубами - Дикая роза с ярко-красными ягодами - |
15. Исправьте ошибки в письме: Здраствуй, Маша! В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на сонце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша меня будет рыбу ловить рано утром. Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса. Миша | | 16. В некоторых словах с целью экономии места повторяющиеся основное слово или корень обозначается значком (тильдой). Например, корень лес: ок; ной; ник Попытайтесь угадать «тильду» в данных словах: 1) ное сосуществование; по ить(ся); ение; пере ие. 2) ливый человек; ственные возгласы; ствовать хорошее начинание; передавать кому-либо . |
17. Прибавляя по одной букве к «загадочному» слову (имя существительное именительного падежа единственного числа), можно получить слова следующего значения: 1) Газообразное состояние - 2) Место отдыха - 3) Театральная принадлежность - 4) Теплица - | | 18. Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи: ПИЛА - ШИЛА - СТРОЙ - |
19. КРОК…ДИЛ ЖИВЁТ В ПЕЩЕРЕ, ЗАПИРАЕТ НА ….ОЧЬ ДВЕРИ, ЗАЖИГАЕТ ВО…ЕМЬ СВЕЧЕК И СТРЕКОЧЕ…, КАК КУЗНЕЧИК. ПОЧ…МУ ЖЕ ДНЁМ ТОГДА НЕ ….ТРЕКОЧЕТ ….ИКОГДА? ДРУЗЬ… , ИЗ БУКВ, КОТОРЫХ Н…Т, ЛЕГКО СОС…АВИТ... … ОТВЕТ! | | 20. Подберите к словам антонимы. Первые буквы пропущенных слов составят ещё одно слово. ШИРОКИЙ – ТВЁРДЫЙ – СТАРЫЙ – СКУЧНЫЙ – БЕСПОЛЕЗНЫЙ – НЕРЯШЛИВЫЙ – ОТВЕТ: |
1. Расставьте ударения в словах: В Ы З Д О Р О В Е Т Ь, К Р А С И В Е Е, С Т О Л Я Р, Ш О Ф Ё Р, К В А Р Т А Л, Д О К У М Е Н Т, У Г Л У Б И Т Ь, К А У Ч У К, НА Д О С К У, З В О Н И Ш Ь. | | 2. Метаграмма – это загадка, по условиям которой из загаданного слова, путём замены одной буквы другой, получается новое слово. 1) | С глухим шипящим кругл, как мячик, Со звонким – как огонь горячий. | | | 2) | С глухим траву она срезает, Со звонким – и листочки объедает. | |
3. Найдите в «склеенных» словах спрятавшиеся приставки. (Они будут не в каждом слове!) ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ, ГРОМООТВОД, ПЯТИЛЕТКА, ВОДОПРОВОДЧИК, ПУТЕШЕСТВЕННИК, МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ. | | 4. Решите ребусы: 1) | | | 2) | |
5. Подчеркните имена существительные одушевлённые: Кошка, ковшик, черепаха, Туфли, воробей, папаха, Лук, кабанчик, кабачок, Платье, птичка, пиджачок. Щука, ёрш, карась и роза, Стол, сервант, сынок, мимоза, Шило, ножницы, игра, Танцы, зайчик, детвора. | | 6. Запишите одним словом: СКОРЫЙ ПОЕЗД – АСФАЛЬТИРОВАННАЯ ДОРОГА – ПОМЕЩЕНИЕ В ШКОЛЕ – БОЛЬНИЧНЫЙ ЛИСТ - |
7. «Ходом шахматного коня», прочтите две строчки из стихотворения С.Я Маршака «Школьнику на память». В каждой клетке находится какая-либо часть слова: приставка, корень, суффикс или окончание: ПО | ДЕРЖ | СВО | АН | НИК | Й | КАЖД | В | НИК | Е | АТЬ | РЯД | УЧ | ЕВ | ОБЯЗ | ЫЙ | ДН | | К | Е | ОТВЕТ: | | 8. Подберите к словам синонимы: БОР - ГОРЕ – МОРОЗ – ХОТЕТЬ – КРЕПОСТЬ – ДИКОВИННЫЙ - |
9. Заучите «волшебное» предложение: ФОКА, ХОЧЕШЬ ПОЕСТЬ ЩЕЦ? Почему оно «волшебное», узнаете, если зачеркнёте в нём все гласные и мягкий знак. Что останется? | | 10. Подчеркните проверочное слово: Уд…вительно (диво, дева); м…нять (мина, замена); л…пить (липко, лепка); подч…щать (честь, чисто); л…нивый (лень, линька); скр…пучий (скрепка, скрип), м…стерить (мост, мастер). |
11. Данные словосочетания замените одним словом, которое отвечает на вопрос «что делать?» или «что сделать?» Сделать подарок – Испытывать жалость – Издавать крик – Произвести посадку – Излучать свет – Говорить дерзости – | | 12. Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи: РОЙ - ТЕЧЬ - МЫЛА - СТАЛИ - |
13. Определите падежи выделенных слов: Банты Алла потеряла, | - | И о бантах плачет Алла. | - | «Нету бантов!» Не беда, | - | Бабочки летят сюда! | | Банты эти прилетели, | - | На косички Алле сели. | | Бантами довольна Алла: | - | О таких она мечтала. | | Алла новым бантам рада, | - | Ей других совсем не надо! | | | | 14. Попробуйте соединить слова из левого и правого столбика так, чтобы получилось новое слово: СЕНО СТОЛ ЗАЛ СВЕТ ЯР ВОЗ ГАЗ ГРИБ ХОР БОР | | | ОВОД ЕЖИ ГЛАС ОДА ВАЛ ОЧКИ ЁЛКА МАРКА ОН ЯР | НОВЫЕ СЛОВА: |
15. Шарады: 1) | С «п» - весною у растения, С «т» - в конце я предложения. | | | 2) | С «з» - пахучая, красивая, С «щ» - зелёная, шумливая. | | | 16. Как называют ребяток-зверяток у животных: Ёж – Волк – Медведь – Лошадь – | | | Овца – Свинья – Собака – Корова – | |
17. Подчеркните пары слов, которые являются синонимами: Интерес – интересоваться; Ученик – школьник; Удивляться – диво; Верный – преданный; Сторож – сторожка. | | 18. Продолжите ряд синонимов к выделенным словам: Снег ослепительный, ………………….. Погода ненастная, ……………………… Вопрос нелепый, ……………………….. Завод большой, …………………………. |
19. Найдите «третий лишний»: 1) Целина, цель, прицел 2) Море, морской, морщины 3) Пища, пищать, пищевой 4)Смешной, смешить, смешать | | 20. Составьте слово, взяв из разных слов указанные морфемы: Подписать – приставка Водянистый – корень Прелестный – суффикс Тяжеловатый – окончание ПОЛУЧИЛОСЬ СЛОВО: |
1. Расставьте ударения в словах: Б А Г Р О В Е Т Ь, Г Е Р Б О В Ы Й, А Р Г У М Е Н Т, К А Ш Л Я Н У Т Ь, К О М П А С, М Е Л Ь К О М, П А Х О Т А, П Р О Ц Е Н Т, Р А К У Р С, С В Е К Л А. | | 2. Затранскрибируйте скороговорку: У ПЕНЬКОВ ОПЯТЬ ПЯТЬ ОПЯТ |
3. Замените следующие словосочетания одним словом: ПОПУЛЯРНАЯ ИГРА НА ЛЬДУ – ОБУЧЕНИЕ ЖИВОТНЫХ – СОБРАНИЕ КАКИХ-ЛИБО ПРЕДМЕТОВ – ТОВАРИЩ ПО РАБОТЕ – | | 4. Решите ребусы: 1) | | | 2) | |
5. Расставьте знаки препинания в предложении: ОЛЬГА СИДЕЛА НА СКАМЕЙКЕ КОТОРАЯ НАХОДИЛАСЬ В СКВЕРЕ И ЖДАЛА ПОДРУГУ. | | 6. Какими частями речи могут быть следующие слова.Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи: ПЕЧЬ – СТИХ – ЖАРКОЕ – МЕЛОК - |
7. Поставьте ударения в словах: ДОРОГА ДОРОГА, НО ДОРОЖЕ БЕЗДОРОЖЬЕ. | | 8. Постройте словообразовательный ряд, используя следующие слова: ТЕМНЕТЬ, ТЁМНЫЙ, ПОТЕМНЕТЬ. |
9. Составьте слово, взяв из разных слов указанные морфемы: Завлечь – приставка Скрипит – корень Посмотреть – глагольный суффикс Побагровел – суффикс прошедшего времени Сторона – окончание ПОЛУЧИЛОСЬ СЛОВО: | | 10. Допишите пословицы: Поспешишь – людей … С кем поведёшься, … Тише едешь - … Что посеешь, …. |
11. Подберите к каждому слову недостающие родственные и запишите их в столбики: Существ. | Прилагат. | Глагол | | | Чистить | | Подарочный | | Боль | | | Сад | | | | Славный | | | | Варить | | | 12. Определите падежи выделенных слов: Жил старичок-моховичок | | Из мха он сделал пиджачок. | - | Он валенки из мха скатал | - | И сплёл он гамачок. | | Он мхом зелёным укрывался, | - | Он сочным, нежным мхом питался, | - | Во мхах он жил и не тужил, | - | Он мхам «спасибо» говорил… | - | Но был он очень одинок, | | Тот старичок-моховичок… | | |
13. Расставьте знаки препинания в предложениях так, чтобы во втором стало на одного человека меньше: 1) На вокзале Пётр встретил мать сестру брата своего товарища. 2) На вокзале Пётр встретил мать сестру брата своего товарища. | | 14. Шарады: 1) | Мне недолго измениться: С «с» - животное, с «р» - птица. | | | 2) | Смотрю: змея, союз, предлог – И я от страха занемог. | |
15. Допишите рифму: Простое слово «промежуток»: В театре несколько минуток, Пока начнётся новый акт, Мы называем всё ……………. На время что-то прекратив, Мы объявляем ………………... В борьбе, в труде устали слишком. Дают уставшим ………………. После урока непременно Нужна ребятам ………………. | | 16. Выделите в словах окончания и найдите в ряду слов лишнее. Подчеркните его: 1) Говорила, прелестна, сначала, бабушка 2) Взвод, взор, вниз, вздох |
17. Подберите к данным словам антонимы: МИНУС – ОГОНЬ – ВЫСОКО – ДЕРЗКИЙ – ПОТЕРЯЛ – ТРУС – | | 18. Впишите названия животных: |
19. Найдите «четвёртый лишний»: 1) Наез…ник, праз…ник, звёз…ный, ужас…ный; 2) ненас…ный, напрас…ный, извес…ный, хрус…нуть; 3) скис…нуть, блес…нуть, учас…ник, чудес…ный; 4) сколь…кий, ре…кий, ни…кий, про…ьба. | | 20. Составьте слово. Из предложения Берёза раскачивалась под сильными порывами ветра взять приставку сказуемого. Добавить корень сказуемого из предложения Он выписал из упражнения только слова. Добавить суффикс прилагательного грустный и окончание прилагательного большой. ПОЛУЧИЛОСЬ СЛОВО: |