СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занимательный материал по русскому языку для учащихся начальных классов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю занимательный материал для урочной и внеурочной деятельности по русскому языку для началки.Кроссворды,ребусы,

шарады,изографы повысят мотивацию и помогут закрепить орфографические навыки.

Просмотр содержимого документа
«Занимательный материал по русскому языку для учащихся начальных классов.»

Кроссворды, ребусы, изографы, шарады
со словарными словами

1. Прочитайте и запишите рассказ.

Утром бабушка пошла в ..в..щной м..г..зин. Домой она принесла м..рко..ь, ..гурец, п..м..дор, к..ртоф..ль, к..пусту. Вечером бабушка сварила б..бовый суп.

 Подчеркните орфограммы в словарных словах.


2. Впишите слова в кроссворд. Прочитайте выделенное слово.



3. Подберите словарные слова, количество букв которых соответствует количеству клеток.

4. В кроссворд впишите отгадки.

Загадка. 1. Мчит позёмка под горой – месяц движется второй. (Февраль.) 2. Четвертый месяц как шагнет, так с треском лопается лед. (Апрель.)

5. Подберите нужное слово и запишите его по горизонтали. Прочитайте слово в выделенных клетках.

Вопросы:

1. Игры на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу. (Хоккей.) 2. Дорога с рядами деревьев по сторонам. (Аллея.) 3. Место, где продают билеты. (Касса.) 4. Человек, который совершает поездку на поезде, пароходе или другом виде транспорта. (Пассажир.) 5. Дорога, покрытая асфальтом. (Шоссе.)

Ключевое слово: класс.


6. Работа по перфокартам.

Учащиеся накладывают на чистый лист бумаги перфокарту и вписывают пропущенные буквы.

7. Это кресс-кроссворд. Найдите и аккуратно подчеркните карандашом 10 словарных слов.

п

о

м

и

д

о

о

р

о

о

м

о

р

к

о

в

ь

г

м

а

г

о

р

о

о

д

у

и

л

о

о

в

а

щ

и

р

д

ь

р

е

б

я

т

а

е

о

ч

о

к

л

а

с

с

ц

р

и

д

е

в

о

ч

к

а

в

к

а

ф

м

и

л

и

я


 выпишите найденные слова в алфавитном порядке. Подчеркните буквы, написание которых надо запомнить.

Ответ: помидор, морковь, огурец, мальчик, огород, ребята, класс, девочка, овощ, фамилия.


8. Впишите в кроссворд слова, соответствующие данным значениям.

Значения слов:

1. Слово, близкое по значению слову «холод». (мороз.) 2. слабый морозец, прохладный несильный ветер. (Холодок.) 3. Сильно охладить. (Заморозить.) 4. Легкий утренний мороз весной или осенью. (Заморозок.) 5. Очень холодный, замерзший. (Морозный.)

9. Заполните пустые клетки буквами, чтобы получились словарные слова.

 Напишите слова. Какими буквами обозначена мягкость этих согласных на письме?

10. Заполните клетки словами из словаря.

Значения слов:

1. Инструмент для труда. (Молоток.) 2. Участок земли под овощами. (Огород.) 3. Путь. (Дорога.) 4. Огородные плоды и зелень. (Овощи.) 5. Птица. (Ворона, сорока.) 6. Домашнее животное. (Корова.) 7. Огородное растение. (Горох.)

11. Заполните пустые клетки так, чтобы получились слова из словаря.

1) Запомним написание 2) Запомним написание

слов с О. слов с Е.

3) Подберите слова по их значениям:

1. Собрание однородных предметов. 2. Торжество. 3. Друг, приятель. 4. Главный город страны. 5. Название лесной ягоды и куста. 6. Название дерева. 7. Изображение предмета на бумаге.

Ответ: коллекция, праздник, товарищ, столица, малина, осина, рисунок.

 Определите, к какой части речи относятся эти слова.

4) Подберите слова по их значениям:

1. День недели. 2. Орудие труда. 3. Сшитые листы чистой бумаги. 4. Домашнее животное. 5. Слово благодарности. 6. Утренняя еда.

Ответ: суббота, лопата, тетрадь, собака, спасибо, завтрак.

12. впишите в клетки названия семи овощных культур.

Вопросы:

1. Вверху зелена,

Внизу красна,

В землю вросла. (свекла.)

2. Золотая голова

Велика, тяжела.

Золотая голова

Отдохнуть прилегла.

Голова велика,

Только шея тонка. (Тыква.)

3. Кругла да гладка,

Откусишь – сладка,

Засела крепко

На грядке … (репка).

4. Летом – в огороде,

Свежие, зеленые,

А зимою – в банке,

Желтые, соленые. (Огурцы.)

5. Удивительное солнце:

В этом солнце сто оконцев.

Из оконцев тех глядят

Сотни маленьких галчат. (Подсолнух.)

6. Неказиста, шишковата,

а придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну рассыпчата, вкусна!» (Картофель.)

7. В землю – блошкой,

Из земли – лепешкой. (Репа.)


13. В клетки по горизонтали впишите отгадки.

Вопросы:

1. На припеке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек.

Разгибаем стебельки –

Собираем огоньки. (Земляника.)

2. Кафтан на мне зеленый,

А сердце, как кумач.

На вкус, как сахар, сладок,

На вид – похож на мяч. (Арбуз.)

3. Красненькая матрешка,

Беленькое сердечко. (Малина.)

4. В колыбельке подвесной

Летом житель спит лесной.

Осень пестрая придет –

На зубок он попадет. (Орех.)

5. Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдешь.

Ярко-синенький, пушистый,

Только жаль, что не душистый. (Василек.)

6. Шел я лугом по тропинке,

Видел солнце на травинке.

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи. (Ромашка.)


14. Кроссворд «Десять птиц».

Вспомните десять птиц, в названиях которых по две буквы «о», а в одном из них даже три «о».


15. Кроссворд «Идем за грибами».

1. Он в осиннике родился.

Как в траве ни притаился,

Все равно его найдем:

Шляпка красная на нем.

(Подосиновик.)

2. Он выглянул несмело

Из кучки моховой,

Щепотку клюквы спелой

Поднял над головой.

(Моховик.)

3. Лета первая примета:

Под березой, в холодке,

Гриб коричневого цвета

На пятнистом корешке.

(Подберезовик.)

4. Нет грибов дружней, чем эти, –

Знают взрослые и дети,

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу.

(Опята.)

5. Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички –

Золотистые … (лисички).


16. Заполните чайнворд.

 Какое слово спряталось в чайнворде? Выполните его звукобуквенный разбор.

17. Решите кроссворд.

Вопросы:

1. Человек, который летал в космос. (Космонавт.) 2. Аппарат для полета в космос. (Ракета.) 3. Ступеньки, ведущие вверх. (Лестница.) 4. Антоним к слову «белый». (Черный.) 5. Предприятие, где делают машины. (Завод.) 6. Синоним к слову «труд». (Работа.)


18. Кроссворд «Цветик-семицветик».

Вопросы:

1. Город-герой, столица нашей Родины. (Москва.) 2. Два братца в воду глядятся – век не сойдутся. (Берега.) 3. На пруду каток хороший, лёд сверкает, как... (Стекло.) 4. Тот, кто учится в школе. (Ученик.) 5. Побежал он на перрон, влез в отцепленный ... (вагон). 6. Домашнее животное семейства псовых. (Собака.) 7. При ясном солнышке и ... краснеет. (Ягода.)


19. Игра «Спрятанные слова».

 Впишите в пустые клетки слова из словаря.

Вопросы:

1. Родитель.

2. Домашнее животное.

3. Жилое помещение в доме.

4. Приветствие при встрече.

5. Сооружение для подъема и спуска.

6. Птица.

7. Еда в середине дня.

20. Игра «Спрятанные слова».

 Подберите и впишите соответствующие понятиям названия словарных слов.

1. Дерево.

2. Полевое растение.

3. Огородное растение и овощ.

4. Лесная ягода.

5. День недели.

6. Инструмент для труда.


21. Разгадайте кроссворд.

 Впишите в каждую цепочку кроссворда словарные слова – названия средств транспорта и марок машин.

 Составьте предложение с любым словом кроссворда.


22. Впишите в клетки словарные слова.

1. Указание местожительства. (Адрес.)

2. Упакованные вещи, которые пассажир берет в дорогу. (Багаж.)

3. Вид транспорта для перевозки пассажиров. (Такси.)

4. Дорога, обсаженная по обеим сторонам деревьями или кустарником. (Аллея.)

23. Заполните клетки словарными словами.

1. Здание для пассажиров. (Вокзал.)

2. Крупное морское судно. (Корабль.)

3. Начальник воинской части. (Командир.)

4. Сельскохозяйственная машина. (Комбайн.)

5. Что следующее при счете за числом семь? (Восемь.)

 Составьте предложение с любым из слов. Запишите.


24. Впишите в клетки слова из словаря.

1. Летательный аппарат. (Ракета.)

2. Сельскохозяйственная машина. (Комбайн.)

3. Человек, который совершает поездку на каком-нибудь транспорте. (Пассажир.)

4. Главный город. (Столица.)

5. Темный цвет. (Черный.)

6. Профессия в сельском хозяйстве. (Агроном.)

Ключевое слово: костер.

 Прочитайте в выделенных клетках слово. Составьте предложение с этим словом, употребив его в родительном падеже единственного числа.

25. Кроссворд «народные загадки о домашних животных».

Вопросы:

1. Собой не птица, петь не поет, кто к хозяину идет – она знать дает. (Собака.)

2. Шубу дважды в год снимает. Кто под шубою гуляет? (Овца.)

3. Рогатый староста деревни. (Баран.)

4. Возле печки греется, без водички моется. (Кошка.)

5. С бородой, а не старик,

с рогами, а не бык,

доят, а не корова,

лыко дерет,

а лаптей не плетет. (Свинья.)

6. Клохчет, квохчет,

Детей созывает,

Всех под крыло собирает. (Курица.)

 Если вы правильно отгадали, то в выделенных клетках по вертикали сможете прочесть слово, обозначающее домашнее животное, напиток которого ценен и полезен детям и взрослым.

Ключевое слово: корова.

26. Кроссворд «Родина».


По вертикали:

2. Место рождения человека. (Родина.)

4. Столица нашей Родины. (Москва.)

5. Населенный пункт в сельской местности. (Деревня.)

6. Главный город страны. (Столица.)

7. Большой населенный пункт. (Город.)

По горизонтали:

1. Население страны. (Народ.)

2. Страна, в которой мы живем. (Россия.)

3. Крупное промышленное предприятие. (Завод.)


27. Кроссворд «Месяцы года».

1. Последний зимний месяц. (Февраль.)

2. В этом месяце мамин праздник. (Март.)

3. … год кончает, … зимушку начинает. (Декабрь.)

4. Первый месяц года. (Январь.)

5. В этом месяце начинается учебный год. (Сентябрь.)

6. Название этого месяца рифмуется со словом «капель». (Апрель.)

7. Второй осенний месяц. (Октябрь.)


28. Чайнворд «Крути-верти».

1. Стоит на крыше верхолаз

И ловит новости для нас.

(Антенна.)

2. Что за чудо – синий дом!

Ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином.

(Автобус.)

3. Он в бездорожном океане

Туч касается крылом.

Развернется над лугами,

Отливает серебром.

(Самолет.)

4. Удивительный вагон!

Посудите сами:

рельсы в воздухе, а он

Держит их руками.

(Троллейбус.)

5. Я глазищами моргаю,

Я машинам помогаю.

(Светофор.)

6. Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица хвост –

И поднимется до звезд.

(Ракета.)


29. Игра «Спрятанные слова».

 Дополните пустые клетки буквами так, чтобы получились в них словарные слова.


 Составьте предложение с любым из этих словарных слов.


30. Впишите в клетки словарные слова.

1. Люди, которые совершают поездку на каком-либо транспорте. (Пассажиры.)

2. Специалист по выращиванию овощных культур. (Агроном.)

3. Кустарник с бледно-лиловыми или белыми душистыми цветами. (Жасмин.)

4. Слово, близкое по значению слову «быстро». (Скоро.)

5. Указание местожительства. (Адрес.)

6. Металл, получаемый из железной руды. (Железо.)

7. Специалист с высшим техническим образованием. (Инженер.)

8. Переворот в жизни общества. (Революция.)



31. Кроссворд «Словарные слова с буквами Е».

 Впишите в клетки буквы так, чтобы получились словарные слова.

1. Разговор. (Беседа.)

2. Металл. (Железо.)

3. Зерна, предназначенные для посева. (Семена.)

4. Крестьянское селение. (Деревня.)

5. Аппарат для разговора на далеком расстоянии. (Телефон.)

6. Слово, противоположное по значению слову «сзади». (Впереди.)

7. Передвижение пешком по незнакомой местности с познавательной целью. (Путешествие.)

32. Разгадайте кроссворд.

 Впишите в кружочки слова-названия людей по роду занимаемой должности, профессии. Такими словами должны быть словарные слова и однокоренные им слова. В кроссворде даны буквы, которыми начинается и заканчивается каждое слово-название.

(Библиотекарь, учитель, шофер, директор, кондуктор, инженер, телефонист, космонавт, машинист, агроном, хлебороб.)

33. Кроссворд «Первый космонавт».

 Если вы правильно впишете в клетки словарные слова, то в первых клетках прочитаете фамилию первого космонавта нашей страны.

1. Периодическое издание. (Газета.)

2. Слово, близкое по значению словам «опрятно», «старательно». (Аккуратно.)

3. Линия кажущегося соприкосновения неба с земной (водной) поверхностью. (Горизонт.)

4. Машина. (Автомобиль.)

5. Пространство (промежуток) между двумя пунктами (предметами). (Расстояние.)

6. Слово, близкое по значению слову «увлекательный». (Интересный.)

7. Слово, противоположное по значению слову «вперед». (Назад.)


34. Игра «Спрятанные слова».

 Впишите в пустые клетки словарные слова.


35. Разгадайте кроссворд.

 Впишите в пустые клетки буквы сверху вниз так, чтобы получились словарные слова.

1. Помещение для хранения книг. (Библиотека.)

2. Защита от нападения противника. (Оборона.)

3. Периодическое издание. (Газета.)

4. Специалист по выращиванию сельскохозяйственных растений. (Агроном.)

5. Слово, близкое по значению слову «сейчас». (Теперь.)

6. Указание местожительства. (Адрес.)

7. Слово, противоположное по значению слову «вперед». (Назад.)

8. Фейерверк. (Салют.)

9. Дорога с твердым покрытием. (Шоссе.)

10. Груз пассажиров. (Багаж.)

11. Изображение человека на картине. (Портрет.)

12. Успех в бою. (Победа.)

13. Способность ощущать. (Чувство.)

14. Вид одежды. (Пальто.)

15. Слово, противоположное по значению слову «справа». (Слева.)

16. Временная стоянка под открытым небом. (Лагерь.)

17. Овощ. (Огурец.)

18. Здание для обслуживания пассажиров. (Вокзал.)

19. Слово, близкое по значению слову «старательно». (Аккуратно.)

20. Идти еле-еле. (Медленно.)

21. Специалист с высшим техническим образованием. (Инженер.)

36. Кроссворд «Растительный мир».

По горизонтали:

2. На лесной поляне

Красуется Татьяна:

Алый сарафан,

Белые крапинки.

(Земляника.)

6. Не бьет, не ругает, а от него плачут. (Лук.)

7. Тут на грядках овощи растут. (Огород.)

9. У медведя во бору

Что за ягоду беру?

(Малина.)


11. Как у самой речки

Резные крылечки,

Деревянные срубы,

Печные трубы.

(Деревня.)

13. Сидят – зеленеют,

Летят – пожелтеют,

Упадут – почернеют.

(Листья.)

14. Раскололся тесный домик

На две половинки,

И посыпались оттуда

Бусинки-дробинки.

(Горох.)

16. Час полуденный пришел,

Кушать подано на стол.

(Обед.)

17. Не вперемешку, по порядку

Они растут на наших грядках.

(Овощи.)

19. Сверху зелено, внизу красно,

В землю вросло.

(Морковь.)

21. Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

(Береза.)

22. Малая малышка,

Золотая кубышка.

В поле живет,

Нам хлеб дает.

(Пшеница.)

По вертикали:

1. Как надела сто рубах –

Захрустела на зубах.

(Капуста.)

3. Красна, маленька,

Всему свету миленька.

(Ягода.)

4. Все, что весною в землю бросили,

В сто крат мы собрали.

(Урожай.)

5. Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят.

(Помидор.)

8. Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в костре мы испекли,

Ели да хвалили?

(Картофель.)

10. Маленький мужичок –

Костяная шубка.

(Орех.)

12. Круглое, румяное,

С дерева упало,

Прямо в рот попало.

(Яблоко.)

15. Никто ее не пугает,

А вся дрожит.

(Осина.)

17. Урожай собирают.

Когда это бывает?

(Осень.)

18. В поле сережки

На тоненьких ножках.

(Овес.)

20. Наши поросятки выросли на грядке,

К солнышку бочком,

Хвостики крючком.

Эти поросятки

Играют с нами в прятки.

(Огурец.)


37. Кроссворд «Собери ягоды в кузовок».

В этом берестяном кузовке находятся ягоды. Да вот беда: первые буквы в словах стерлись, остались от каждого слова только три буквы – ика. постарайтесь узнать, какие ягоды лежат в кузовке.

Ответ: земляника, брусника, черника, ежевика, голубика, костяника.

38. Кроссворд «Понедельник».

 Подберите слова из словарика и запишите их в тетрадь.


Возможные ответы: лопата, погода, комната, железо, родина, ребята, яблоко, пальто, ученик, машина, вокзал.


39. Кроссворд «Кораблик».

По горизонтали:

1. Растут на ветках группками,

покрытые скорлупками.

(Орех.)

2. Шла Саша по … и сосала сушку. (шоссе).

3. Вот … тучи нагоняя. (север).

4. Название места, где кто-либо живет, надпись на письме. (Адрес.)

5. Большие дети, берите … (билетик).

По вертикали:

1. Как на поле, на кургане

стоит курочка с серьгами.

(Овес.)

3. Лежали на свету, бросились во тьму,

да и там покоя нет. как бы вырваться на свет?

(Семена.)

6. Честь … береги свято. (солдата.)

7. Человек, который выращивает хлеб. (Xлeбopoб.)


40. Кроссворд «Ударение».

 Произвольно подберите слова, чтобы получилось выделенное слово (слово записать в тетрадь).

Возможные ответы: огурец, город, заяц, корова, адрес, ворона, улица, теперь.


41. Кроссворд «Что получилось?».

 Правильно закончите стихотворные строки, прочитайте слово в выделенных клетках. слова запишите в тетрадь.

1. Каждый день по многу раз

Входим мы в знакомый … .

2. Я в кроссворде слово спрятал.

Что за слово, а, … ?

3. Поможем, если у кого-то

Не получается … .

4. Сидела на скамеечке

Маленькая … .

5. Коля Котиков не знал,

Где лежит его … .

6. С парты не забудь убрать

И учебник, и … .

7. Открываем …,

Начинается январь.

8. Снова в школу я пришел,

Это очень … .

Ответы: 1. Класс. 2. Ребята. 3. Работа. 4. Девочка. 5. Пенал. 6. Тетрадь. 7. Календарь. 8. Хорошо.

В выделенных клетках слово карандаш.

 Составьте с выделенным словом предложение и запишите.

42. Игра «Плетенка».

В этих буквенных головоломках слова переплетаются, как волокна в рогожке, как береста в корзине-туеске. Вот поэтому они и названы плетенками.

 Догадайтесь, какие слова переплетаются.

Вариант 1

В этой головоломке на каждой полоске открыты гласные, а закрыты согласные.

Ответы: огород, бумага, офицер, газета, ученик, молоко, задача, огурец, дорога, ананас, железо, юбилей.

Вариант 2

В эту плетенку вписаны названия одиннадцати домашних животных. Пять из них вы прочитаете слева направо по горизонтали, остальные шесть найдете, читая сверху вниз по вертикали.

Ответы: курица, корова, лошадь, собака, кролик, петух, индюк, баран, кошка, козел, щенок.

Выпишите словарные слова. Подчеркните в них «опасные места».

43. Игра «Кроссворд ежа».

Перед ежом – вот неудача! –

Стоит такая вот задача:

Девять букв забрали мышки,

Слова остались – коротышки.

Скорее мышек догони

И буквы все в слова верни.

Ответы: яблоко, машина, ягода, вокзал.


44. Игра «Четвертый лишний».

На доске записаны четыре столбика слов с пропущенными безударными гласными.

л..пата

ш..фер

зап..д

т..арелка

к..стер

з..вод

к..рабль

р..бота

г..рох

к..пуста

б..гаж

п..ртрет

в..гон

г..зета

пл..кат

с..рай


– В трех словах каждого столбика надо писать одну и ту же гласную, а в четвертом – другую.

– Найдите в каждом столбике лишнее слово и запишите его.

– Какие безударные гласные надо писать в других словах.

45. Игра «Чего не хватает на этих рисунках?».

 Посмотрите внимательно на изображение в таблице.

Напишите названия предметов, которых не хватает на этих рисунках.


Ответ: барабан, кастрюля, обувь, лопата, топор, тарелка.


46. Игра «Доскажи словечко».

В отрывках из стихотворений, которые вы услышите, не хватает последнего слова. Нужно закончить стихотворения.

(К доске могут выходить по одному ученику от каждого ряда, будут записывать словарные слова. Чей ряд выполнит работу лучше?)


Он науку изучил,

Землю словно приручил.

Знает он, когда сажать,

Сеять как и убирать.

Он знаток в краю родном

И зовется – … (агроном).


На бахче у нас растет,

Как разрежешь – сок течет.

Очень сладкий он на вкус,

Называется … (арбуз).


Во мне две «к», не забывайте,

Таким, как я, всегда бывайте!

Я точный, чистый и опрятный,

Иным же словом – … (аккуратный).


Ты спросишь:

«Как, дружок, живешь?» –

Одаришь доброй вестью.

Нас водой не разольешь –

Всегда мы всюду … (вместе).


Солнце выглянуло вдруг –

Стало ярким все … (вокруг).


Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Как зовут ее? (ворона.)


Скажу тебе я: «Посмотри»,

А ты ответишь: «Не гляди».

Скажу тебе я: «Позади»,

А ты ответь мне: … («Впереди»).


На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков … (горох).


Куда бежит – сама не знает.

В степи ровна,

В лесу плутает,

Споткнется у порога.

Что это? … (дорога.)


Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это?.. (карандаш.)


Веселые припевочки

Запели звонко …(девочки).


Массу в тысячу грамм

Называют …(килограмм).


Мы давно пересчитали

Все листки в календаре.

Мы считаем дни, недели –

Нам учиться в сентябре.

Наконец-то в первый раз

Побежим мы завтра в … (класс).


Покупая марки,

Не пошел на лекцию,

Потому что пополнял

Личную …(коллекцию).


Извечно кружится

Во вселенной жар-птица.

К звезде подлетает –

Свой хвост распускает.

Светящийся хвост

На тысячи верст.

Как странница, где-то

Блуждает …(ракета).


Зима в подарок нам дает

Румяные деньки.

Скорей на снег, на скользкий лед,

На лыжи и … (коньки).


Два блестящих братца,

Точно ветер, мчатся.

И всю зиму напролет

Чертят, режут звонкий лед.

Летом беспробудно спят

И резвиться не хотят.

Любят зимние деньки

Братья-близнецы … (коньки).


О чем мы не мечтали!

Какой не велся спор!

До ночи на привале

Потрескивал … (костер).


В конце двойное Л пиши,

А как зовут меня – реши:

Без мастера граненым стал

Блестящий, правильный … (кристалл).


Труби, горнист! Уже давно вокруг

Рассвет развесил розовые флаги,

Запели птицы, и проснулся луг,

Зашевелился детский … (лагерь).


Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса.

Как зовут ее? (лиса.)

Вот ладонь на длинной ножке

Выкопала всю картошку.

Гладкая, покатая,

Моя железная … (лопата).


Надо хлеба нам купить

Иль подарок подарить –

Сумку мы с собой берем

И на улицу идем.

Там проходим вдоль витрин

И заходим в … (магазин).


Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко,

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней?

Обувь носит из резины,

И зовут ее … (машина).


С нашей дружной звонкой песней

Мы идем на лыжный кросс.

Воздух чистый, день чудесный!

Не пугает нас … (мороз).


Лучший город всех времен,

Мир и счастье строит он.

Светлый, вечно молодой,

Называется … (Москвой).


Удивляется мой брат:

Бумеранг летит … (назад).


Подходит к дому Клава,

А Петр свернул … (направо).


– Ты, Серега, молодец!

Похвалил меня … (отец).


Портфель у меня

Не велик и не мал:

Лежит в нем задачник,

Букварь и … (пенал).


Он на вокзалах есть всегда,

К нему подходят поезда.

Двойное Р содержит он

И называется … (перрон).


У меня есть дружок –

Замечательный щенок.

А с красавцем котом

Мы подружимся … (потом).


Он и теплый, он и ясный,

Денек солнечный … (прекрасный).


Лена с Машей возле дома

Лук сажают в лунки.

Это все в моем альбоме,

На моем … (рисунке).


На краю деревни дом,

Под окном смородина.

Я родился в доме том –

Это моя … (Родина).


Грянул гром,

Веселый гром,

Засверкало все кругом.

Рвутся в небо неустанно

Разноцветные фонтаны.

Брызги света всюду льют.

Это праздничный … (салют).


Распустился ландыш в мае,

В самый праздник – в первый день.

Май цветами провожая,

Распускается … (сирень).


Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистей и нежней?

Кто же это?.. (соловей.)


То я в клетку,

То в линейку –

Написать по ним сумей-ка!

Можешь и нарисовать.

Что такое я? (тетрадь.)


Ты идешь нехоженой тропою,

Властелин полей, небес и рек,

Сколько в мире сделано тобою,

Трудовой, рабочий … (человек).


Живет спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха,

Гуляет … (черепаха).

Должен он пораньше встать,

Чтоб за партой не зевать,

Чтоб проверить, все ль в порядке,

В ранце ль книжки и тетрадки.

А вопрос такой возник:

Кто он? Это – … (ученик).


Загадка эта нелегка:

Пишусь всегда через два «к»:

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я … (хоккей).


На большие расстояния

Мчится он без опоздания.

Пишется в конце два «с»,

Называется … (экспресс).


К дальним селам, городам,

Кто идет по проводам?

Светлое величество.

Это – … (электричество).


47. Лото «Словарные слова».

На большие карточки занесено по три слова с непроверяемыми (словарными словами). Все эти слова объединяются в 26 тем, которые записаны на маленькие карточки: 1) овощи, 2) деревья, 3) цветы, 4) сельскохозяйственные машины, 5) обувь, 6) домашние животные, 7) дикие животные, 8) птицы, 9) дни недели, 10) названия месяцев, 11) профессия, специальность, 12) ягоды, 13) школьные принадлежности, 14) посуда, 15) здания, помещения, 16) одежда, 17) орудия труда, 18) хлебные растения, 19) металлы, 20) учебные предметы, 21) стороны горизонта, 22) мебель, 23) части речи, 24) члены предложения, 25) части слова, 26) музыкальные произведения.

Содержание карточек для учащихся.

Арбуз

Понедельник

Вокзал

Январь

Кастрюля

Рисование

Север

Кровать

Глагол

Подлежащее

Березка

Трактор

Валенки

Щенок

Февраль

Корень

Стакан

Предлог

Заяц

Малина

Сирень

Верблюд

Воробей

Учитель

Карандаш

Сказуемое

Барабан

Лопата

Пятница

Суффикс

Соловей

Магазин

Костюм

Молотилка

Доктор

Приставка

Существительное Картофель

Медведь

Горох

Сентябрь

Овес

Восток

Чернила

Лютик

Пион

Дятел

Помидор

Пальто

Прилагательное

Ястреб

Сапоги

Василек

Гитара

Пенал

Обезьяна

Смородина

Ячмень

Квартира

Запад

Жаворонок

Вторник

Арифметика

Рябина

Капуста

Сеялка

Апрель

Теленок

Окончание

Топор

Осина

Черника

Тополь

Учительская

Физкультура

Лисица

Собака

среда

Олово

Поросенок

декабрь

Ноябрь

Сирень

комната

Корзина

Барабан

Четверг

Ворона

Веялка

Шофер

Петух

Платок

Комод

Молоток

Сорока

Ромашка

Комбайн

Жеребенок

Пшеница

Тарелка

Незабудка

Тетрадь

Сарай

Индюк

Огурец

Машинист

Одуванчик

Рабочий

Корова

Воскресенье

ребята

Лисица

Черемуха

пианино

Борона

Ботинки

сторож

Рояль

медведь

колокол


Условия игры.

Проводится как обычное лото. Учитель вынимает из мешочка фишки с буквами, учащиеся кладут фишки с буквами в пропущенное окошко. Побеждает тот, кто раньше всех заполнит свою карточку. При проверке закончившему игру предлагается записать на доске слова, занесенные на карточку, по памяти.

Далее учащимся может быть предложено задание: составить и записать в тетради предложения со словами, данными на карточках.


48. Шарады.

Шарады – это отгадывание слов по частям (обычно – по слогам). Прежде чем загадывать шарады, надо показать детям на примере одной из шарад технику их отгадывания. Например, зашифрованное слово «фасоль»: «Первое – нота» (фа), «второе – тоже» (соль), «а целое на горох похоже» (фа-соль).


Кто играл в горелки летом,

Да еще «горел» при этом,

Называл он раз-другой

Слог и первый, и второй.


Если дождь тебя застанет,

По спине забарабанит,

Чтоб насквозь ты не промок,

Раскрываешь первый слог.


Ты о нем слышал в школе

И видал, конечно, в поле

Там, где линия земли

С небом сходится вдали.

(Горизонт.)


Первое – предлог,

Второе – летний дом,

А целое порой

Решается с трудом.

(Задача.)


В меня садились иногда

Цари, вельможи, господа.

Теперь я стала уж стара,

Меня убрали со двора.

Переверните половину, –

Я к звездам вас, друзья, подкину.

(Карета – ракета.)


Первое – нота,

Второе – тоже,

А целое –

На боб похоже.

(Фасоль.)


Мои кусты легко узнать:

Цвету я гроздьями весною.

Но замените мягкий знак

На букву «А» – и я завою.

(Сирень – сирена.)


Начало – голос птицы,

Конец – на дне пруда.

А целое в музее

Найдете без труда.

(Картина.)


Мой первый слог – провал, банкротство,

Второй – синоним к «невелик»,

А все с мукой имеет сходство,

На кухне он лежать привык.

(Крахмал.)


49. Игра «Три сороки».


Три болтливые сороки

У различных птиц гостили,

Буквами, заполнив строки,

Догадайтесь, с кем сороки

Ели джем и кофе пили.

Не забудьте, что таится

В каждой строчке только птица.

СО - - - - -

- - - - РО - - -

КА - - - -

СО - -

- - РО - -

- - - - - - - КА

СО - - -

- - РО - - -

КА - - - - - - -

Соловей

Жаворонок

Какаду

Сова

Ворона

Перепелка

Сокол

Воробей

Канарейка


50. Игра «Волшебные яблочки».

На доске вывешивается плакат со словами:

Лсица рбята

Мроз грох

Мшина кпуста

Зац стлица

На другом плакате нарисована яблоня с яблоками, на которых написаны буквы.

Учитель сообщает учащимся, что это не обычная яблоня, а волшебная. На ней выросли не только обыкновенные яблоки, но и яблоки с буквами «А», «О», «И», «Е», «Я». Сорвать яблоко с буквой может тот, кто правильно подберет для него подходящее слово на плакате.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!