СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занимательная лингвистика (7-9 кл.) Своя игра

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие имеет целью развитие развитие познавательного интереса к русскому языку; развитие памяти, логического мышления; расширение кругозора; воспитание любви к русскому языку; воспитание навыка работы в группе (команде).

Просмотр содержимого документа
«Занимательная лингвистика (7-9 кл.) Своя игра»

Занимательная лингвистика 03/25/2022

Занимательная лингвистика

03/25/2022

Правила игры: Участники делятся на три команды. Побеждает та, которая набирает наибольшее количество очков. Игра состоит из трех раундов:  1 раунд  2 раунд  Финальный раунд

Правила игры:

  • Участники делятся на три команды.
  • Побеждает та, которая набирает наибольшее количество очков.
  • Игра состоит из трех раундов: 1 раунд 2 раунд Финальный раунд

1 раунд

Ведущий читает вопросы, команды отвечают по порядку

  • Сколько гласных и согласных в алфавите?
  • Общее грамматическое значение глагола
  • Какое из этих слов лишнее: убираться, выход, войти, кататься?
  • Где не должно быть мягкого знака: жгуч…, реч…, рож…?
  • Где спряталась буква «ж»: коври…ка, костя…ка, деревя…ка?
  • Есть ли слова в нашем языке, где три буквы «е» будут идти подряд? Какие?
  • Кто из писателей иногда подписывал работы именем Нави Волырк?
  • Возможно ли существование в русском языке слова, не имеющего корень?
  • Какое слово из представленных не имеет окончания: герой, второй, долой?
  • Чем в старину занимался «стряпчий»: кулинарией, юриспруденцией, торговлей?
  • Какой род имеют слова «сани», «ножницы» и «сутки»?
  • Какие буквы могут «обижаться» на то, что ее не пишут в начале русских слов?
  • Чем кончается день и ночь?
  • Чем больше из нее берешь, тем больше она становится?
  • Из какого полотна не сошьешь рубашки?
  • Каким поясом не подвяжешься?
  • Какой частью речи являются слова: тысяча, миллион, миллиард?
  • Какие знаки препинания ставятся в начале предложения?
  • Какое местоимение превратится в союз, если прочесть его справа налево?
  • В каком числительном содержится приказ?
  • Иногда его вешают, задирают, везде суют, а иногда с ним остаются. Что это?
Правила 2 раунда : Командам предлагается 4 темы, включающие в себя 4 вопроса. Вопросы оценены баллами от 5 до 20, в зависимости от сложности. Члены команды выбирают тему, затем вопрос. Вопрос появляется на экране и зачитывается вслух ведущим. Команда, которая первой нажмет на кнопку со звуковым сигналом, имеет право на ответ. Если ответ правильный, то команда получает очки соответственно номиналу вопроса. Если ответ неправильный, то очки вычитаются из суммы, набранной командой.

Правила 2 раунда :

  • Командам предлагается 4 темы, включающие в себя 4 вопроса.
  • Вопросы оценены баллами от 5 до 20, в зависимости от сложности.
  • Члены команды выбирают тему, затем вопрос.
  • Вопрос появляется на экране и зачитывается вслух ведущим. Команда, которая первой нажмет на кнопку со звуковым сигналом, имеет право на ответ.
  • Если ответ правильный, то команда получает очки соответственно номиналу вопроса.
  • Если ответ неправильный, то очки вычитаются из суммы, набранной командой.

. ФОНЕТИКА ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ 5 5 10 МОРФО-ЛОГИЯ 10 15 СИНТАКСИС 5 20 15 10 5 10 20 15 15 20 20

.

ФОНЕТИКА

ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ

5

5

10

МОРФО-ЛОГИЯ

10

15

СИНТАКСИС

5

20

15

10

5

10

20

15

15

20

20

Какими звуками различаются слова дал и даль , лук и люк , флаги и фляги ? ( фонетика) 5 баллов [л] – [л′] ОТВЕТ

Какими звуками различаются слова дал и даль , лук и люк , флаги и фляги ? ( фонетика)

5 баллов

[л] – [л′]

ОТВЕТ

Из звуков, входящих в слово палитра, ученик составил слова: пар, лапа, трап, лира, пир, тир, тара. Найдите среди них три слова со звуками, которых нет в слове палитра. (фонетика) 10 баллов Лапа, пир, тир. В слове палитра [Л’] – мягкий, а [П] и [Т] - твердые

Из звуков, входящих в слово палитра, ученик составил слова: пар,

лапа, трап, лира, пир, тир, тара. Найдите среди них три слова со звуками,

которых нет в слове палитра. (фонетика)

10 баллов

Лапа, пир, тир. В слове палитра [Л’] – мягкий,

а [П] и [Т] - твердые

Объясните, почему А. С. Пушкин в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» рифмует: Белолица, черноброва , нраву кроткого такого . (фонетика) 15 баллов По правилам современного русского литературного произношения, как и во времена А. С. Пушкина, окончание прилагательного (и местоимения) –ого произносится как [ова] .

Объясните, почему А. С. Пушкин в «Сказке о мёртвой царевне и

семи богатырях» рифмует: Белолица, черноброва , нраву кроткого такого . (фонетика)

15 баллов

По правилам современного русского литературного произношения, как и во времена А. С. Пушкина, окончание прилагательного (и местоимения) –ого произносится как [ова] .

Какие звуки передаёт буква С в русском языке? Подтвердите при- мерами. (фонетика) 20 баллов Буква С в русском языке передаёт следующие звуки: [с] – сколотить, [с′]– система, [з] – сгладить, [ж]– сжать, [ш] – сшить.

Какие звуки передаёт буква С в русском языке? Подтвердите при-

мерами. (фонетика)

20 баллов

Буква С в русском языке передаёт следующие звуки: [с] – сколотить, [с′]– система, [з] – сгладить, [ж]– сжать, [ш] – сшить.

Всегда ли сырое бывает мокрым, а мокрое сырым? (лексика. фразеология) 5 баллов Помимо значения «влажный, мокрый, не сухой», слово сырой име ет и другие значения: «недоварённый, недожаренный, недопечённый (о продуктах)».

Всегда ли сырое бывает мокрым, а мокрое сырым? (лексика. фразеология)

5 баллов

Помимо значения «влажный, мокрый, не сухой», слово сырой име ет и другие значения: «недоварённый, недожаренный, недопечённый (о продуктах)».

Какое языковое явление «спрятано» в вопросах-шутках? Дайте правильные ответы на вопросы: 1) Какой бор никогда не имеет листвы и хвои? 2) Какую строчку не может прочесть ни один учёный? 3) Всякий ли предлог является частью речи? (Лексика. Фразеология) 10 баллов Шуточные вопросы основаны на омонимии: 1) бор – ′стальное сверло, употребляемое в зубо врачебном деле′; 2) строчка – ′сплошной шов на поверхности сшиваемой ткани, кожи′; 3) предлог – ′внешний повод к чему-нибудь′.

Какое языковое явление «спрятано» в вопросах-шутках? Дайте правильные ответы на вопросы:

1) Какой бор никогда не имеет листвы и хвои?

2) Какую строчку не может прочесть ни один учёный?

3) Всякий ли предлог является частью речи?

(Лексика. Фразеология)

10 баллов

Шуточные вопросы основаны на омонимии: 1) бор – ′стальное сверло, употребляемое в зубо врачебном деле′; 2) строчка – ′сплошной шов на поверхности сшиваемой

ткани, кожи′; 3) предлог – ′внешний повод к чему-нибудь′.

Какое русское слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 бу- квы? (лексика. фразеология) 15 баллов Азбука или алфавит

Какое русское слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 бу-

квы? (лексика. фразеология)

15 баллов

Азбука или алфавит

Объясните разницу между словами 1) черкешенка и черкеска; 2) китаянка и китайка; 3) кореянка и корейка; 4) индус и индеец. (лексика. фразеология) 20 баллов 1) Черкешенка – ′название лица женского пола по национально сти′ (черкес – лицо мужского пола). Черкеска – ′название национальной одежды′. 2) Китаянка – ′название лица женского пола по национальности′ (ки таец – лицо мужского пола). Китайка – ′род ткани; сорт яблок′. 3) Кореянка – ′название лица женского пола по национальности′ (ко реец – лицо мужского пола). Корейка – ′специально приготовленная сви нина или телятина (грудинка свиная или телячья)′. 4) Индус – ′житель Индии′. Индеец – ′некогда коренной житель Аме рики′.

Объясните разницу между словами

1) черкешенка и черкеска;

2) китаянка и китайка;

3) кореянка и корейка;

4) индус и индеец.

(лексика. фразеология)

20 баллов

1) Черкешенка – ′название лица женского пола по национально сти′ (черкес – лицо мужского пола). Черкеска – ′название национальной одежды′.

2) Китаянка – ′название лица женского пола по национальности′ (ки таец – лицо мужского пола). Китайка – ′род ткани; сорт яблок′.

3) Кореянка – ′название лица женского пола по национальности′ (ко реец – лицо мужского пола). Корейка – ′специально приготовленная сви нина или телятина (грудинка свиная или телячья)′.

4) Индус – ′житель Индии′. Индеец – ′некогда коренной житель Аме рики′.

Образуйте форму родительного падежа множественного числа следующих имён существительных: носок, чулок, бурят, монгол. (морфология) 5 баллов Носков, чулок, бурят и бурятов, монголов.

Образуйте форму родительного падежа множественного числа

следующих имён существительных: носок, чулок, бурят, монгол. (морфология)

5 баллов

Носков, чулок, бурят и бурятов,

монголов.

В приводимых ниже отрывках найдите имена существительные, употребляющиеся только во множественном числе. 1) …псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» И вмиг ворота на запор… 2) … пустился мой хитрец В переговоры… 3) Очки не действуют никак… 4) Он спросил себе щей с мясом и сел, опершись руками на стол. (морфология) 10 баллов 1) Ворота ( «Волк на псарне»). 2) Переговоры (там же). 3) Очки ( «Мартышка и очки»). 4) Щи («Муму» И. С. Тургенева).

В приводимых ниже отрывках найдите имена существительные,

употребляющиеся только во множественном числе.

1) …псари кричат: «Ахти, ребята, вор!»

И вмиг ворота на запор…

2) … пустился мой хитрец

В переговоры…

3) Очки не действуют никак…

4) Он спросил себе щей с мясом и сел, опершись руками на стол.

(морфология)

10 баллов

1) Ворота ( «Волк на псарне»). 2) Переговоры (там же). 3) Очки ( «Мартышка и очки»). 4) Щи («Муму» И. С. Тургенева).

Какого рода слово тюль, обозначающее тонкую сетчатую ткань? Можно ли определить его род из словосочетаний: занавески из тюля, гардинный тюль, вышивать по тюлю? В каком случае род определяется син таксически (по окончанию зависимых слов), а в каких случаях морфологически (по окончаниям косвенных падежей существительного)? (морфология) 15 баллов Мужского рода. Можно. Синтаксически – в словосочетании гардинный тюль; морфологически – занавески из тюля, вышивать по тюлю.

Какого рода слово тюль, обозначающее тонкую сетчатую ткань?

Можно ли определить его род из словосочетаний: занавески из тюля, гардинный тюль, вышивать по тюлю? В каком случае род определяется син таксически (по окончанию зависимых слов), а в каких случаях морфологически (по окончаниям косвенных падежей существительного)? (морфология)

15 баллов

Мужского рода. Можно. Синтаксически – в словосочетании гардинный тюль; морфологически – занавески из тюля, вышивать по тюлю.

Название какой единственной в мире национальности является прилагательным, употребляющимся в роли существительного? (морфология) 20 баллов Русской национальности (русский, русская).

Название какой единственной в мире национальности является

прилагательным, употребляющимся в роли существительного? (морфология)

20 баллов

Русской национальности (русский, русская).

Найдите грамматические основы в следующих предложениях: 1. Всё понятно старику, Старику часовщику. Из окошечка резного Снова слышится: «Ку-ку!» (С. Михалков).  (синтаксис) 5 баллов Всё понятно. Слышится

Найдите грамматические основы в

следующих предложениях:

1. Всё понятно старику,

Старику часовщику.

Из окошечка резного

Снова слышится: «Ку-ку!»

(С. Михалков).

(синтаксис)

5 баллов

Всё понятно. Слышится

Однажды академик Л. В. Щерба предложил студентам разобрать такое предложение: Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бок- рёнка. Попробуйте разобрать его и вы. Какими частями речи выражены члены предложения в нём? (синтаксис) 10 баллов Глокая (прил.) куздра (сущ.) штеко (нареч.) будланула (гл.) бокра (сущ.) и кудрячит (гл.) бокрёнка (сущ.).

Однажды академик Л. В. Щерба предложил студентам разобрать такое предложение: Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бок-

рёнка. Попробуйте разобрать его и вы. Какими частями речи выражены члены предложения в нём? (синтаксис)

10 баллов

Глокая (прил.) куздра (сущ.) штеко (нареч.) будланула (гл.) бокра (сущ.) и кудрячит (гл.) бокрёнка (сущ.).

Прочитайте три предложения. Почему в первом из них засучив рукава выделено запятыми с двух сторон, во втором – запятая стоит только пе ред этими словами, а в третьем – вообще не стоит? Отец открыл кран и, засучив рукава, стал мыть руки. Ты должен выйти в поле, засучив рукава трудиться. Мы должны засучив рукава приняться немедленно за создание нового проекта. (синтаксис) 15 баллов Выделен деепричастный оборот. Разделены однородные члены выйти, трудиться. В последнем предложении фразеологизм засучив рукава является обстоятельством, по значению совпадающим со словами добросовестно, хорошо, много.

Прочитайте три предложения. Почему в первом из них засучив рукава выделено запятыми с двух сторон, во втором – запятая стоит только пе ред этими словами, а в третьем – вообще не стоит?

Отец открыл кран и, засучив рукава, стал мыть руки.

Ты должен выйти в поле, засучив рукава трудиться.

Мы должны засучив рукава приняться немедленно за создание нового проекта. (синтаксис)

15 баллов

Выделен деепричастный оборот. Разделены однородные члены выйти, трудиться. В последнем предложении фразеологизм засучив рукава

является обстоятельством, по значению совпадающим со словами добросовестно, хорошо, много.

Данный вопрос не соответствует выбранной теме! Правила: Кот в мешке  Отдать этот вопрос любой команде соперников.  Отдав вопрос, вы можете выбрать новый. В «Обратном словаре русского языка» слова располагаются по алфавиту конечных букв. Приведём некоторые слова на букву о. О каких из них, по-вашему, можно говорить «имеет окончание», а о каких – «оканчивается на о»? какао самбо тоскливо рабство небо кружево слово чувство спасибо зарево одинаково юношество  20 баллов Смотреть вопрос Имеют окончание о: небо, кружево, зарево, слово, рабство, чувство, юношество. Остальные слова из приве дённых в задании неизменяемые, оканчиваются на о.

Данный вопрос не соответствует выбранной теме!

Правила:

Кот в мешке

Отдать этот вопрос любой команде соперников.

Отдав вопрос, вы можете выбрать новый.

В «Обратном словаре русского языка» слова располагаются по алфавиту конечных букв. Приведём некоторые слова на букву о. О каких

из них, по-вашему, можно говорить «имеет окончание», а о каких – «оканчивается на о»?

какао самбо тоскливо рабство небо

кружево слово чувство спасибо зарево

одинаково юношество

20 баллов

Смотреть

вопрос

Имеют окончание о: небо, кружево,

зарево, слово, рабство, чувство, юношество. Остальные слова из приве дённых в задании неизменяемые, оканчиваются на о.

Финальный раунд Играть (делаем ставки) В примерах пропущен один фразеологизм. Какой? __________ слушаешь ты бредни о древности рода Лыковых и Ржевских и ещё присовокупляешь к тому свои нравоучительные примечания! [А.С. Пушкин. Арап Петра Великого (1828)] Просыпался утром поздно и посвистывал; сидел ________ или два за туалетом, чистил ногти, холил щёки, вертелся перед зеркалом, не решаясь, какой надеть жилет, галстух, и опять посвистывал. [М.Е. Салтыков-Щедрин. Мелочи жизни (1886–1887)] __________ просидела она над учебником русского языка. Она почему-то никак не могла взять в толк, о чём говорится в учебнике. [Ирина Пивоварова. Тройка с минусом или происшествие в 5 «А». (1982)] Битый час

Финальный раунд

Играть

(делаем ставки)

В примерах пропущен один фразеологизм. Какой? __________ слушаешь ты бредни о древности рода Лыковых и Ржевских и ещё присовокупляешь к тому свои нравоучительные примечания! [А.С. Пушкин. Арап Петра Великого (1828)]

Просыпался утром поздно и посвистывал; сидел ________ или два за туалетом, чистил ногти, холил щёки, вертелся перед зеркалом, не решаясь, какой надеть жилет, галстух, и опять посвистывал. [М.Е. Салтыков-Щедрин. Мелочи жизни (1886–1887)]

__________ просидела она над учебником русского языка. Она почему-то никак не могла взять в толк, о чём говорится в учебнике. [Ирина Пивоварова. Тройка с минусом или происшествие в 5 «А». (1982)]

Битый час

Занимательная лингвистика 03/25/2022

Занимательная лингвистика

03/25/2022


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!