СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занимательная грамматика "На карнавале слов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Включены пословицы, игры, шарады, синонимы, антонимы.

Просмотр содержимого документа
«Занимательная грамматика "На карнавале слов"»

Занимательная грамматика

Тема: На карнавале слов.

Цель: привитие интереса к предмету, развитие творческих способностей учащихся, расширение словарного запаса учащихся.

Ход урока.

  1. Орг. момент

А ну-ка, дети, встаньте в ряд!

Я – командир, вы – мой отряд!

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи!

  1. Актуализация опорных знаний.

  1. Игра «Собери слова» (работа в парах).

ЛКЮЧ ОКАС

ЗЕВДЗА РЧУАК

- Что это за слова? (Омонимы)

- Составьте предложения с каждым из этих слов?

- Вспомните, какие ещё слова омонимы вы запомнили?

2) Подчеркните в предложениях слова-омонимы.

Зацвели душистые гвоздики. Мальчик рассыпал маленькие гвоздики.

В лавке продавали сухари, сушки, баранки и хлебцы. Бабушка устала и села на лавку.

Когда я очищаю лук от шелухи, у меня всегда катятся из глаз слезы. Петя победил в соревновании по стрельбе из лука.

Лошадь бежит рысью. Рысь живет в тайге.

3) Конкурс « А знаете ли вы пословицы?» (работа в группах)

1.      Кто хочет много знать, тому надо мало …….(СПАТЬ)

2.      Как аукнется, так и ……(ОТКЛИКНЕТСЯ)

3.      Правда в огне не горит и в воде не …….(ТОНЕТ)

4.      Корень учения горек, да плод его …….(СЛАДОК)

5.      Один за всех и все за ……. (ОДНОГО)

6.      Нет друга – ищи, а нашёл - …….. (БЕРЕГИ)

7.      Родная сторона – мать, а чужая - ………(МАЧЕХА).  

8 .     Худой мир лучше доброй ………(ССОРЫ)

- Каждая группа пояснит по одной пословице.

- Какие пословицы вы запомнили ещё на наших уроках?

3. Сообщение темы и цели урока.

Прочитайте два предложения.

Отец перед сном читал мне книгу. Папа любит играть в настольный теннис.

Какие слова пишутся по разному, а значение у них одинаково?

Игра «Найди пару»

Большой – маленький

Узкий - …..9широкий

Война - …(мир)

- А чем интересны эти слова?

- Так о каких словах пойдёт сегодня речь на уроке?

4. Работа по теме урока.

1) Слова-синонимы.

 У вас на листочке написаны слова, вам необходимо подобрать как можно больше синонимов этого слова и записать их.

Например:

 РЕБЁНОК дитя, чадо, малыш, крошка, карапуз, кровинка.

ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ

БЕЖАТЬ

ХОРОШО

ОХРАНЯТЬ

БУРАН

КРАСИВЫЙ

ГРУСТНО

Проверка:

ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ - прелестный, пленительный, обаятельный, чарующий, обольстительный, обворожительный Охранять, стеречь, караулить, чтеречь

БЕЖАТЬ- мчаться, нестись, лететь

ХОРОШО - неплохо, недурно, недурственно, славно, ладно, здорово, важно, важнецки, мирово, хоть куда, что надо

ОХРАНЯТЬ– караулить, стеречь, сторожить

БУРАН – вьюга, метель,

КРАСИВЫЙ – прекрасный, великолепный, живописный, картинный, блестящий, блистательный, роскошный, отличный, торжественный, замечательный, изысканный, изящный и др.

Вывод: синонимы – это слова, близкие по значению, но различные по написанию.

2). Слова-антонимы

Отгадайте загадки.

Я антоним к слову "зной",

Я в реке, в тени густой,

И в бутылках лимонада,

А зовут меня …? (прохлада)

Я антоним к слову "лето",

В шубку снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я …? (зима.)

Я антоним к слову "смех".

Не от радости, утех,

Я бываю поневоле

И от счастья, и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? - Это … (плач).

Я антоним шума, стука.

Без меня вам ночью мука.

И на уроках я нужна,

А называюсь … (тишина).

Минус – плюс, огонь – вода,

Дерзкий – осторожный…

Все антонимы всегда

Противоположны. 

-Ребята, вспомните, какие слова мы называем антонимами?

Вывод:  антонимы – слова, с противоположным значением.

3)Сыграем в игру «Противоположные слова». 

Я бросаю мячик, а вы ловите и отвечаете.

Большой        —       маленький.
Низкий           —       высокий.
Белый            —       черный.
Хороший         —       плохой.

- На какой вопрос отвечают эти слова?
Мальчик         —       девочка.
Зима              —       лето.

Друг                —       враг.

Холод  – жара.

Бездельничать – работать.

- На какой вопрос отвечают эти слова?

Огорчаться – радоваться.

Сидеть - стоять

4) Физминутка «Игра наоборот».

1.      Учитель поднимает руки вверх – дети опускают вниз.

2.      Вперед – назад

3.      Вниз – вверх

4.      Назад – вперед

5.     Сесть – стоять

6.      Подпрыгнуть – присесть

5)Найдите анаграммы в словах

КАРЕТА (РАКЕТА)

КАПРИЗ (ПРИКАЗ)

СТАРИК (СТИРКА)

ОСКОЛОК (КОЛОСОК)

ШРАМ (МАРШ)

ШНУРОК (КОРШУН)

Что такое анаграмма?

Вывод: анаграмма – это новое слово, которое следует составить из тех же букв.

 5. Итог урока.

Вот и подошёл к концу наш урок. Продолжите фразу.

На уроке я узнал…..

Я запомнил….

Больше всего мне понравилось…..

Язык наш драгоценный –

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.

В нем есть и усмешка,

И меткость, и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки –

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Свой великий язык!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!