Занимательная грамматика
Тема: На карнавале слов.
Цель: привитие интереса к предмету, развитие творческих способностей учащихся, расширение словарного запаса учащихся.
Ход урока.
Орг. момент
А ну-ка, дети, встаньте в ряд!
Я – командир, вы – мой отряд!
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи!
Актуализация опорных знаний.
Игра «Собери слова» (работа в парах).
ЛКЮЧ ОКАС
ЗЕВДЗА РЧУАК
- Что это за слова? (Омонимы)
- Составьте предложения с каждым из этих слов?
- Вспомните, какие ещё слова омонимы вы запомнили?
2) Подчеркните в предложениях слова-омонимы.
Зацвели душистые гвоздики. Мальчик рассыпал маленькие гвоздики.
В лавке продавали сухари, сушки, баранки и хлебцы. Бабушка устала и села на лавку.
Когда я очищаю лук от шелухи, у меня всегда катятся из глаз слезы. Петя победил в соревновании по стрельбе из лука.
Лошадь бежит рысью. Рысь живет в тайге.
3) Конкурс « А знаете ли вы пословицы?» (работа в группах)
1. Кто хочет много знать, тому надо мало …….(СПАТЬ)
2. Как аукнется, так и ……(ОТКЛИКНЕТСЯ)
3. Правда в огне не горит и в воде не …….(ТОНЕТ)
4. Корень учения горек, да плод его …….(СЛАДОК)
5. Один за всех и все за ……. (ОДНОГО)
6. Нет друга – ищи, а нашёл - …….. (БЕРЕГИ)
7. Родная сторона – мать, а чужая - ………(МАЧЕХА).
8 . Худой мир лучше доброй ………(ССОРЫ)
- Каждая группа пояснит по одной пословице.
- Какие пословицы вы запомнили ещё на наших уроках?
3. Сообщение темы и цели урока.
Прочитайте два предложения.
Отец перед сном читал мне книгу. Папа любит играть в настольный теннис.
Какие слова пишутся по разному, а значение у них одинаково?
Игра «Найди пару»
Большой – маленький
Узкий - …..9широкий
Война - …(мир)
- А чем интересны эти слова?
- Так о каких словах пойдёт сегодня речь на уроке?
4. Работа по теме урока.
1) Слова-синонимы.
У вас на листочке написаны слова, вам необходимо подобрать как можно больше синонимов этого слова и записать их.
Например:
РЕБЁНОК дитя, чадо, малыш, крошка, карапуз, кровинка.
ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ
БЕЖАТЬ
ХОРОШО
ОХРАНЯТЬ
БУРАН
КРАСИВЫЙ
ГРУСТНО
Проверка:
ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ - прелестный, пленительный, обаятельный, чарующий, обольстительный, обворожительный Охранять, стеречь, караулить, чтеречь
БЕЖАТЬ- мчаться, нестись, лететь
ХОРОШО - неплохо, недурно, недурственно, славно, ладно, здорово, важно, важнецки, мирово, хоть куда, что надо
ОХРАНЯТЬ– караулить, стеречь, сторожить
БУРАН – вьюга, метель,
КРАСИВЫЙ – прекрасный, великолепный, живописный, картинный, блестящий, блистательный, роскошный, отличный, торжественный, замечательный, изысканный, изящный и др.
Вывод: синонимы – это слова, близкие по значению, но различные по написанию.
2). Слова-антонимы
Отгадайте загадки.
Я антоним к слову "зной",
Я в реке, в тени густой,
И в бутылках лимонада,
А зовут меня …? (прохлада)
Я антоним к слову "лето",
В шубку снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я …? (зима.)
Я антоним к слову "смех".
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле
И от счастья, и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? - Это … (плач).
Я антоним шума, стука.
Без меня вам ночью мука.
И на уроках я нужна,
А называюсь … (тишина).
Минус – плюс, огонь – вода,
Дерзкий – осторожный…
Все антонимы всегда
Противоположны.
-Ребята, вспомните, какие слова мы называем антонимами?
Вывод: антонимы – слова, с противоположным значением.
3)Сыграем в игру «Противоположные слова».
Я бросаю мячик, а вы ловите и отвечаете.
Большой — маленький.
Низкий — высокий.
Белый — черный.
Хороший — плохой.
- На какой вопрос отвечают эти слова?
Мальчик — девочка.
Зима — лето.
Друг — враг.
Холод – жара.
Бездельничать – работать.
- На какой вопрос отвечают эти слова?
Огорчаться – радоваться.
Сидеть - стоять
4) Физминутка «Игра наоборот».
1. Учитель поднимает руки вверх – дети опускают вниз.
2. Вперед – назад
3. Вниз – вверх
4. Назад – вперед
5. Сесть – стоять
6. Подпрыгнуть – присесть
5)Найдите анаграммы в словах
КАРЕТА (РАКЕТА)
КАПРИЗ (ПРИКАЗ)
СТАРИК (СТИРКА)
ОСКОЛОК (КОЛОСОК)
ШРАМ (МАРШ)
ШНУРОК (КОРШУН)
Что такое анаграмма?
Вывод: анаграмма – это новое слово, которое следует составить из тех же букв.
5. Итог урока.
Вот и подошёл к концу наш урок. Продолжите фразу.
На уроке я узнал…..
Я запомнил….
Больше всего мне понравилось…..
Язык наш драгоценный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка,
И меткость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки –
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Свой великий язык!