СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие по внеурочной деятельности "Семейные традиции"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное занятие направлено на формирование ценнстного отношения к семье и соблюдение добрых традиций,объединяющих родных и близких людей. На занятии раскрывается понятие "семейные традиции"; развиваются навыки поведения в семье; воспитывается уважительное отношение к родным м близким. Обучающиеся знакомятся с наиболее распространенными традициями русского народа.

Просмотр содержимого документа
«Занятие по внеурочной деятельности "Семейные традиции"»

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ

Цель: формировать ценностное отношение к семье и соблюдение добрых традиций, объединяющих родных и близких людей;

Задачи:

– раскрыть значение понятия «семейные традиции»;

– развивать навыки ответственного поведения в семье;

– воспитывать уважительное отношение к родным и близким;

- познакомить с наиболее распространенными традициями русского народа.


ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийное сопровождение, семейные фотографии, схемы генеалогических деревьев, старинные вещи, сундучок.

Ход занятия

I. Актуализация знаний.

- Давным-давно это было. Стояла в наших краях избушка. Жила в ней семья, большая и дружная. Старики со временем умерли, а молодые разъехались кто куда: кто в город, кто на стройку, даже письма друг дружке редко пишут, больше открытки-поздравления с праздником, а что до дома родительского, так совсем про него и забыли.

Впрочем, дома кое-кто жил. На чердаке - ворона Галя, в подполье - мышка-норушка, под крылечком - лягушка-квакушка, а в доме под печкой - домовенок Кузя.

Хорошо они жили, только однажды загудели трактора, растащили избушку по бревнышку, кому она, старая да бессемейная, нужна! Разбежались животные кто куда: мышка в поле, лягушка в болото, ворона улетела в соседнее село.

А Кузя с тех пор ходит по свету и не может найти тот дом, где бы ему жилось хорошо.

- Ребята, у нас возникла проблема: Как помочь Кузе? Давайте эту проблему попробуем разрешить.


- Как вы думаете, в какой дом захочет поселиться Кузя? (фотографии домов)

- Ребята, а кто хочет пригласить Кузю пожить в свой дом?

(Примерные ответы детей)

- У вас замечательные семьи, но давайте пока мы предложим Кузе пожить у нас в классе.

II. Открытие нового.

- А как вы думаете: что такое семья?

- А где мы можем получить более точную информацию? (Книги, энциклопедии, интернет, словари, спросить у взрослых)

- Сегодня обратимся к двум источникам: это книги и взрослые. Двое учеников пообщаются со взрослыми (не забывайте правила общения), а остальные поищут информацию в книге.

- Давайте подведем итог вашего исследования. Что вы узнали, общаясь со взрослыми?

- Что узнали из книги?

- Совпали ли ваши предположения?

- Действительно, "семья" определяется как группа живущих вместе родственников. Но для современной действительности семья, прежде всего: это не просто родственники, а дети и родители.

Моя семья – надежный крепкий тыл.
Со мною мать, отец, сестренки, братья…
Здесь могут охладить ненужный пыл,
Тут я делюсь любым мгновеньем счастья.

- Согласитесь ли вы со мной, что все семьи разные. Нет ни одной семьи, как две капли воды похожей на другую. А чем отличаются семьи?

(ответы детей – атмосферой, составом, традициями, привычками и т.д.)

- А в старые времена и не так давние времена бабушки и дедушки, их дети и внуки жили одной семьей, где молодые, хотя и были заняты работой или учебой, находили время, чтобы уделить внимание не только своим любимым родителям, но и бабушкам и дедушкам. Так поддерживалась связь времен, продолжение традиции.

III. Беседа

  • Что такое традиции?

  • Почему люди соблюдают традиции?

  • Какие семейные традиции вы знаете?

  • Как вы думаете, из чего складывается счастье семьи?

  • Важно ли сохранять семейные традиции?

(Ответы учащихся)

Семейные традиции – это принятые в семье правила поведения, которые постоянно соблюдаются взрослыми и детьми. Они составляют культуру семьи, являются ее ценностями.





IV. Семейные традиции

  1. Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.

Мы с вами попытались составить свои родословные. Конечно, у нас в них не 5000 исторических имён, как в родословной А.С, Пушкина. У кого на дереве 16-20 листочков, у кого больше.

- Кто хочет рассказать о своей семье?

- Я думаю, что всем было интересно, но ответьте на вопрос: «У кого до этого уже была составлена родословная?»

- Ни у кого! Мой совет: не выбрасывайте свои работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте свое дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение. Пусть это будет вашей хорошей семейной традицией.


  1. Одной из традиций было то, что люди гордились своими знаменитыми предками.

И пусть ваши предки не были историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми, кем бы вы могли гордиться в своей семье?

Учащиеся рассказывают о своих близких.



  1. Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности.

Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей… В нашем классе есть тоже семьи, где сформировались династии.

Учащиеся рассказывают о династиях в их семье.



  1. Существует традиция называть детей в честь кого – то из членов семьи.

- Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь кого – ни будь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.

Учащиеся, в названные в честь кого – либо из родственников, рассказывают о них.



  1. Во многих семьях есть традиция проведения отпусков и свободного времени.

Учащиеся рассказывают, как они проводят свободное время вместе с семьёй.



6. Отмечать семейные праздники – тоже традиция.

- Какие праздники отмечают в вашей семье?


А сейчас мы поиграем в игру : «Угадай праздник»

7 .Существует традиция- собирать и хранить семейные фотографии.

Семейные фото в альбоме потёртом…
Видавшие виды листы в переплёте…
Семейные фото из прошлого века
Собрали с любовью в альбом мы навеки.

- О какой семейной традиции напомнило вам прозвучавшее стихотворение?


- В 1829 году французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию. Традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла и в нашу жизнь.

В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих сердцу людей.

«Чтобы вспомнить, какими мы были – загляните в семейный альбом» - поётся в одной из песен. На выставке представлены фотографии из семейных альбомов. Некоторым из них десятки лет, некоторым несколько месяцев.

- Кто хочет рассказать о вашей семейной фотографии?


  1. У многих дома хранятся старинные вещи. Человека уже нет, но мы храним , а вещи, принадлежащие ему живут. Мы их храним и бережём. Это тоже наши традиции.

- Ребята, а что делает каждый дом не похожим на другой?

- Правильно, это могут быть какие-то вещи, мебель, обстановка.

В каждой семье есть вещи, которые имеют интересную историю. Иногда они старые и не очень красивые, но в семье их берегут, ведь с этими вещами связаны какие-то дорогие в семье события. Их продолжают хранить, как память о близких людях.


Мы с вами провели разведку и принесли подобные предметы на наше занятие. Они находятся в сундучке. Такие сундучки иногда были у бабушек. Итак, открываем «бабушкин сундучок».

(Дети рассказывают о дорогих семейных реликвиях).



- Почему мы храним эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но и они дороги как память о наших родных. История вещи – история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это – замечательная традиция многих семей.



V. Класс – большая дружная семья

- Наш класс тоже большая и дружная семья. Как и в любой семье у нас сложились свои традиции. Назовите их!

- Ребята, давайте еще одной нашей традицией будем считать создание фильма под названием «История нашего класса»

VI. Обобщение

– Основа любой семьи – любовь, доброта, доверие, уважение, ответственность, сопереживание. Это – главные традиции семьи.

-Многие ваши интересы, навыки и таланты перешли к вам по наследству от членов вашей семьи, даже тех, которых вы никогда не видели.

-Когда-нибудь и вы станете родителями, бабушками дедушками, и ваши потомки будут оглядываться на вашу жизнь, стремясь узнать, какими вы были.

-Я вам желаю прожить так, чтобы ваши потомки гордились вами.

VII. Ресурсный круг «Благодарение»

Я надеюсь, что, то доброе и светлое, о чём мы сегодня говорили, сделает светлее ваши души и сердца.

Давайте выразим теплые слова благодарности нашим самым близким и родным людям. Слова благодарности нужно произносить ласково, тихо.

Слово - сердечный дар, прокладывающий путь от любящей души к любящей душе.











Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

« Какая хорошая Ваша семья!»










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!