26 декабря
Занятие № 1
План работы:
- Работа над заданием № 3 ( 20 мин.)
- Решение заданий 2 – 14, 15.3 (1 аргумент из текста) ОГЭ ( 20 мин.)
- Самопроверка. Работа над ошибками ( 20 мин. )
Дайте определение понятиям:
- Метафора
- Сравнение
- Эпитет
- Олицетворение
- Фразеологизм
- Гипербола
- Антитеза
1. МЕТАФОРА – это слово в переносном смысле (скрытое сравнение). Чаще всего выражается глаголами, существительными. Например: Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму.
СРАВНЕНИЕ – сопоставление одного предмета с другим.
Сравнение может быть представлено:
а) формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО, ПОДОБНО (в значении союза КАК)
- Например: Хорошо и тепло, как зимой у печки , и берёзы стоят, как большие свечки.
б) сравнительным придаточным предложением
- Например: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.
в) существительным в Т.п.
- Например: Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.
3. ЭПИТЕТ – образное определение предмета или действия. Чаще всего выражаются прилагательными и наречиями.
Например: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она. НО: НЕ являются эпитетами прил., указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики. Например: дубовый листок (дубовый – НЕ эпитет), осенний день (осенний – НЕ эпитет)
4. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. Например: Заговорили наши орудия . Вечор, ты помнишь, вьюга злилась .
5. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ – устойчивые сочетания слов. Например: как кот наплакал, ни рыба ни мясо, ставить палки в колёса
6. ГИПЕРБОЛА – преувеличение. Например: Я тебе миллион раз говорил .
7. АНТИТЕЗА – противопоставление, основанное на параллелизме. Например: Они сошлись. Волна и камень , Стихи и проза , лёд и пламень .
3. Укажите предложение, в котором выделенное средство выразительности речи является фразеологизмом.
1) Мне хотелось попасть туда, потому что СТРАНА ДЕТСТВА лежит в необыкновенно звонкой и тихой местности.
2) Я видел, что он узнал меня, но не хотел узнавать человека, которого считал лучшим другом, который предал его, бросив НА ПРОИЗВОЛ СУДЬБЫ.
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнительный оборот.
1) Мальчишки веселились, пуляли в стену снежками, а белка перебиралась смелыми короткими рывками всё выше и выше, к самой крыше, цепляясь неизвестно за что.
2) Снежные снаряды, словно пушечные ядра, с глухим фырканьем разрывались рядом с белкой, она вздрагивала всем маленьким телом, пушистый хвост прижимала к стене, как бы помогая себе даже им.
3. Укажите, как называется выделенное средство выразительности, использованное в предложении:
Главное, что жизнь у неё в школе была ясная, потому что за отметками Наталья не гонялась, они сами к ней липли, КАК МУХИ НА СЛАДКОЕ.
1) олицетворение
2) метафора
3) сравнение
4) разговорная лексика
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Его хвост давно отсутствовал, остался только маленький огрызок, который постоянно дёргался…
2) Если бы не множество болячек, его, наверное, можно было бы назвать тёмно-серым полосатым котом со двора.
3) Он коснулся головой ладони моей руки, его золотой глаз повернулся в мою сторону, и я услышал мурлыкание.
Самопроверка
1
2
2
2
3
2
3
3
4
расставаться
5
2
4
4
3
4
бесчестных
единственным
6
3
приостановился
каменным
7
идёт
нерастраченной
возмущённо
8
дорогаизбетона
ударил
истинная
сегодня
стенаизбетона
онбылдругом
9
прикрыв
морскаяжизнь
10
ондышал
15
11
34
дворовымкотом
5
рассказывать
24
12
онобыло
23
2
13
15
1
2
1
3
14
15
78
23
35
3
5
18
15
15
36
1
33
79
1аргумент из текста по М.Чванову
Читая отрывок из рассказа о встрече человека и его друга детства, собаки Шарика, с волнением переживаешь: неужели так и уедет, неужели сердце не дрогнет? Неужели не почувствует боль и отчаяние верного друга, пережившего уже один раз расставание на много лет? И как камень с души падает, кода читаешь: «Выскочил, чтобы уже больше никогда не расставаться с самым преданным в моей жизни другом…» Значит, есть у Человека сердце, и оно не смогло остаться равнодушным при виде поникшей собаки, и это — сердце доброго человека. Теперь в мире будет на два счастливых существа больше, ведь добрые поступки приносят счастье и тому, кто их совершает, и тому, ради кого они совершаются.
Что такое доброта?
- 1 аргумент из текста по А.Лиханову
- На защиту белки, на которую устроили настоящую травлю десять старшеклассников, отчаянно бросился герой рассказа Альберта Лиханова. Мальчика до глубины души возмутило то, что у каждого из них была и голова, и сердце, но ни один не понимал, что делает. Крики и требование прекратить на мальчишек не действовали, их предводитель открыто злорадствовал, а белка уже упала вниз...Добро должно быть с кулаками. И главный герой ринулся на толпу обидчиков, отчаянно сопротивляясь, не чувствуя боли и желая только одного: «протаранить ещё кого-нибудь». Этот поступок по достоинству оценил подоспевший на помощь дед.
Что такое доброта?
- 1 аргумент из текста по В. Бохревскому
- Впечатление девочки, любящей природу и интересующейся жизнью обитателей моря, производит Наталья Лоскутикова. После её отличного выступления на уроке Серый решается открыть перед девочкой свою тайну. Но тут, в сыром подвале, с девочкой с глазами «небесной радости» происходят странные метаморфозы: увидев не белоснежных лебедей, а грязных птиц, ютящихся в подвале, она открыто высказывает своё брезгливое отношение к живым обитателям моря. И мы понимаем, кто на самом деле добр, а кто лишь притворяется: одно дело ради оценки рисовать на доске картинки, а другое— спасать реальных птиц от гибели...
Что такое доброта?
- 1 аргумент из текста по В. Черноречину
- В. Черноречин делится с читателями трогательной историей об Уродливом [коте], о его нелёгкой жизни среди обитателей двора и о том, как кот нашёл Хозяина. Но главная мысль рассказа в другом: она в том, что случай со спасением кота стал для человека переломным моментом в жизни. Потрёпанный жизнью, Уродливый не переставал при этом быть добрым, дарить свою кошачью любовь и просить хоть немного тепла взамен. Мысли об этом стали для автора той отправной точкой, с которой его жизнь изменилась: автор пишет, что пришла пора любить и дарить добро. Так одно доброе дело повлекло за собой изменение жизненных ценностей человека.
Рефлексия
- Как я справился с заданиями?
- Какие задания вызывают трудности?
- Как я буду преодолевать эти трудности?