СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие по подготовке к ОГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В школе начал работу зимний лагерь для учащихся 9 класса, где, помимо отдыха, ребята получают возможность подготовиться к ОГЭ по разным предметам. Класс для меня новый, завтра я провожу занятие по русскому языку (дается 1 час). Решила начать работу с задания № 3 (повторить понятия, выполнить упражнения),  затем дать 4 варианта кимов по блоку "Доброта", поработать над ошибками,  и отработать умение приводить аргумент из текста к сочинению 15.3

Просмотр содержимого документа
«Занятие по подготовке к ОГЭ»

26 декабря Занятие № 1 План работы: Работа над заданием № 3 ( 20 мин.) Решение заданий 2 – 14, 15.3 (1 аргумент из текста) ОГЭ ( 20 мин.) Самопроверка. Работа над ошибками ( 20 мин. )

26 декабря

Занятие № 1

План работы:

  • Работа над заданием № 3 ( 20 мин.)
  • Решение заданий 2 – 14, 15.3 (1 аргумент из текста) ОГЭ ( 20 мин.)
  • Самопроверка. Работа над ошибками ( 20 мин. )
Дайте определение понятиям: Метафора Сравнение Эпитет Олицетворение Фразеологизм Гипербола Антитеза

Дайте определение понятиям:

  • Метафора
  • Сравнение
  • Эпитет
  • Олицетворение
  • Фразеологизм
  • Гипербола
  • Антитеза
1. МЕТАФОРА  – это слово в переносном смысле (скрытое сравнение). Чаще всего выражается глаголами, существительными.   Например:  Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму.

1. МЕТАФОРА  – это слово в переносном смысле (скрытое сравнение). Чаще всего выражается глаголами, существительными. Например: Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму.

СРАВНЕНИЕ  – сопоставление одного предмета с другим. Сравнение может быть представлено: а) формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО, ПОДОБНО (в значении союза КАК)                     Например:  Хорошо и тепло, как зимой у печки , и берёзы стоят, как большие свечки. б) сравнительным придаточным предложением Например:  Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду. в) существительным в Т.п.                                 Например:  Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.

СРАВНЕНИЕ  – сопоставление одного предмета с другим.

Сравнение может быть представлено:

а) формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО, ПОДОБНО (в значении союза КАК)                    

  • Например: Хорошо и тепло, как зимой у печки , и берёзы стоят, как большие свечки.

б) сравнительным придаточным предложением

  • Например: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.

в) существительным в Т.п.                                

  • Например: Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.
3. ЭПИТЕТ  – образное определение предмета или действия. Чаще всего выражаются прилагательными и наречиями.  Например:  Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.  НО:   НЕ являются эпитетами прил., указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики.  Например:  дубовый листок (дубовый – НЕ эпитет), осенний день (осенний – НЕ эпитет)

3. ЭПИТЕТ  – образное определение предмета или действия. Чаще всего выражаются прилагательными и наречиями.

Например: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она. НО:   НЕ являются эпитетами прил., указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики. Например: дубовый листок (дубовый – НЕ эпитет), осенний день (осенний – НЕ эпитет)

4. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ  – наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека.   Например:  Заговорили наши орудия . Вечор, ты помнишь, вьюга злилась .

4. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ  – наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. Например: Заговорили наши орудия . Вечор, ты помнишь, вьюга злилась .

5. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ  – устойчивые сочетания слов.   Например:  как кот наплакал, ни рыба ни мясо, ставить палки в колёса

5. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ  – устойчивые сочетания слов. Например: как кот наплакал, ни рыба ни мясо, ставить палки в колёса

6.  ГИПЕРБОЛА   – преувеличение.   Например:  Я тебе миллион раз говорил .

6. ГИПЕРБОЛА   – преувеличение. Например: Я тебе миллион раз говорил .

7. АНТИТЕЗА  – противопоставление, основанное на параллелизме.   Например:  Они сошлись. Волна и камень ,                   Стихи и проза , лёд и пламень .

7. АНТИТЕЗА  – противопоставление, основанное на параллелизме. Например: Они сошлись. Волна и камень ,                  Стихи и проза , лёд и пламень .

               3. Ука­жи­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром вы­де­лен­ное сред­ство вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся фра­зео­ло­гиз­мом.   1) Мне хо­те­лось по­пасть туда, по­то­му что СТРА­НА ДЕТ­СТВА лежит в не­обык­но­вен­но звон­кой и тихой мест­но­сти. 2) Я видел, что он узнал меня, но не хотел узна­вать че­ло­ве­ка, ко­то­ро­го счи­тал луч­шим дру­гом, ко­то­рый пре­дал его, бро­сив НА ПРО­ИЗ­ВОЛ СУДЬ­БЫ.

3. Ука­жи­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром вы­де­лен­ное сред­ство вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся фра­зео­ло­гиз­мом.

 

1) Мне хо­те­лось по­пасть туда, по­то­му что СТРА­НА ДЕТ­СТВА лежит в не­обык­но­вен­но звон­кой и тихой мест­но­сти.

2) Я видел, что он узнал меня, но не хотел узна­вать че­ло­ве­ка, ко­то­ро­го счи­тал луч­шим дру­гом, ко­то­рый пре­дал его, бро­сив НА ПРО­ИЗ­ВОЛ СУДЬ­БЫ.

3. Ука­жи­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся срав­ни­тель­ный обо­рот. 1) Маль­чиш­ки ве­се­ли­лись, пу­ля­ли в стену снеж­ка­ми, а белка пе­ре­би­ра­лась сме­лы­ми ко­рот­ки­ми рыв­ка­ми всё выше и выше, к самой крыше, цеп­ля­ясь не­из­вест­но за что. 2) Снеж­ные сна­ря­ды, слов­но пу­шеч­ные ядра, с глу­хим фыр­ка­ньем раз­ры­ва­лись рядом с бел­кой, она вздра­ги­ва­ла всем ма­лень­ким телом, пу­ши­стый хвост при­жи­ма­ла к стене, как бы по­мо­гая себе даже им.

3. Ука­жи­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся срав­ни­тель­ный обо­рот.

1) Маль­чиш­ки ве­се­ли­лись, пу­ля­ли в стену снеж­ка­ми, а белка пе­ре­би­ра­лась сме­лы­ми ко­рот­ки­ми рыв­ка­ми всё выше и выше, к самой крыше, цеп­ля­ясь не­из­вест­но за что.

2) Снеж­ные сна­ря­ды, слов­но пу­шеч­ные ядра, с глу­хим фыр­ка­ньем раз­ры­ва­лись рядом с бел­кой, она вздра­ги­ва­ла всем ма­лень­ким телом, пу­ши­стый хвост при­жи­ма­ла к стене, как бы по­мо­гая себе даже им.

3. Ука­жи­те, как на­зы­ва­ет­ся вы­де­лен­ное сред­ство вы­ра­зи­тель­но­сти, ис­поль­зо­ван­ное в пред­ло­же­нии: Глав­ное, что жизнь у неё в школе была ясная, по­то­му что за от­мет­ка­ми На­та­лья не го­ня­лась, они сами к ней липли, КАК МУХИ НА СЛАД­КОЕ.   1) оли­це­тво­ре­ние 2) ме­та­фо­ра 3) срав­не­ние 4) раз­го­вор­ная лек­си­ка

3. Ука­жи­те, как на­зы­ва­ет­ся вы­де­лен­ное сред­ство вы­ра­зи­тель­но­сти, ис­поль­зо­ван­ное в пред­ло­же­нии:

Глав­ное, что жизнь у неё в школе была ясная, по­то­му что за от­мет­ка­ми На­та­лья не го­ня­лась, они сами к ней липли, КАК МУХИ НА СЛАД­КОЕ.

 

1) оли­це­тво­ре­ние

2) ме­та­фо­ра

3) срав­не­ние

4) раз­го­вор­ная лек­си­ка

3. Ука­жи­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся эпи­тет.   1) Его хвост давно от­сут­ство­вал, остал­ся толь­ко ма­лень­кий огры­зок, ко­то­рый по­сто­ян­но дёргал­ся… 2) Если бы не мно­же­ство бо­ля­чек, его, на­вер­ное, можно было бы на­звать тёмно-серым по­ло­са­тым котом со двора. 3) Он кос­нул­ся го­ло­вой ла­до­ни моей руки, его зо­ло­той глаз по­вер­нул­ся в мою сто­ро­ну, и я услы­шал мур­лы­ка­ние.

3. Ука­жи­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся эпи­тет.

 

1) Его хвост давно от­сут­ство­вал, остал­ся толь­ко ма­лень­кий огры­зок, ко­то­рый по­сто­ян­но дёргал­ся…

2) Если бы не мно­же­ство бо­ля­чек, его, на­вер­ное, можно было бы на­звать тёмно-серым по­ло­са­тым котом со двора.

3) Он кос­нул­ся го­ло­вой ла­до­ни моей руки, его зо­ло­той глаз по­вер­нул­ся в мою сто­ро­ну, и я услы­шал мур­лы­ка­ние.

Самопроверка    1 2 2 2 3 2 3 3 4 расставаться 5 2 4 4 3 4 бесчестных единственным 6 3 приостановился каменным 7 идёт нерастраченной возмущённо 8 дорогаизбетона ударил истинная сегодня стенаизбетона онбылдругом 9 прикрыв морскаяжизнь 10 ондышал 15 11 34 дворовымкотом 5 рассказывать 24 12 онобыло 23 2 13 15 1 2 1 3 14 15 78 23 35 3 5 18 15 15 36 1 33 79

Самопроверка

 

1

2

2

2

3

2

3

3

4

расставаться

5

2

4

4

3

4

бесчестных

единственным

6

3

приостановился

каменным

7

идёт

нерастраченной

возмущённо

8

дорогаизбетона

ударил

истинная

сегодня

стенаизбетона

онбылдругом

9

прикрыв

морскаяжизнь

10

ондышал

15

11

34

дворовымкотом

5

рассказывать

24

12

онобыло

23

2

13

15

1

2

1

3

14

15

78

23

35

3

5

18

15

15

36

1

33

79

1аргумент из текста по М.Чванову Читая от­ры­вок из рас­ска­за о встре­че че­ло­ве­ка и его друга дет­ства, со­ба­ки Ша­ри­ка, с вол­не­ни­ем пе­ре­жи­ва­ешь: не­уже­ли так и уедет, не­уже­ли серд­це не дрог­нет? Не­уже­ли не по­чув­ству­ет боль и от­ча­я­ние вер­но­го друга, пе­ре­жив­ше­го уже один раз рас­ста­ва­ние на много лет? И как ка­мень с души па­да­ет, кода чи­та­ешь: «Вы­ско­чил, чтобы уже боль­ше ни­ко­гда не рас­ста­вать­ся с самым пре­дан­ным в моей жизни дру­гом…» Зна­чит, есть у Че­ло­ве­ка серд­це, и оно не смог­ло остать­ся рав­но­душ­ным при виде по­ник­шей со­ба­ки, и это — серд­це доб­ро­го че­ло­ве­ка. Те­перь в мире будет на два счаст­ли­вых су­ще­ства боль­ше, ведь доб­рые по­ступ­ки при­но­сят сча­стье и тому, кто их со­вер­ша­ет, и тому, ради кого они со­вер­ша­ют­ся.

1аргумент из текста по М.Чванову

Читая от­ры­вок из рас­ска­за о встре­че че­ло­ве­ка и его друга дет­ства, со­ба­ки Ша­ри­ка, с вол­не­ни­ем пе­ре­жи­ва­ешь: не­уже­ли так и уедет, не­уже­ли серд­це не дрог­нет? Не­уже­ли не по­чув­ству­ет боль и от­ча­я­ние вер­но­го друга, пе­ре­жив­ше­го уже один раз рас­ста­ва­ние на много лет? И как ка­мень с души па­да­ет, кода чи­та­ешь: «Вы­ско­чил, чтобы уже боль­ше ни­ко­гда не рас­ста­вать­ся с самым пре­дан­ным в моей жизни дру­гом…» Зна­чит, есть у Че­ло­ве­ка серд­це, и оно не смог­ло остать­ся рав­но­душ­ным при виде по­ник­шей со­ба­ки, и это — серд­це доб­ро­го че­ло­ве­ка. Те­перь в мире будет на два счаст­ли­вых су­ще­ства боль­ше, ведь доб­рые по­ступ­ки при­но­сят сча­стье и тому, кто их со­вер­ша­ет, и тому, ради кого они со­вер­ша­ют­ся.

Что такое доброта? 1 аргумент из текста по А.Лиханову На за­щи­ту белки, на ко­то­рую устро­и­ли на­сто­я­щую трав­лю де­сять стар­ше­класс­ни­ков, от­ча­ян­но бро­сил­ся герой рас­ска­за Аль­бер­та Ли­ха­но­ва. Маль­чи­ка до глу­би­ны души воз­му­ти­ло то, что у каж­до­го из них была и го­ло­ва, и серд­це, но ни один не по­ни­мал, что де­ла­ет. Крики и тре­бо­ва­ние пре­кра­тить на маль­чи­шек не дей­ство­ва­ли, их пред­во­ди­тель от­кры­то зло­рад­ство­вал, а белка уже упала вниз...Добро долж­но быть с ку­ла­ка­ми. И глав­ный герой ри­нул­ся на толпу обид­чи­ков, от­ча­ян­но со­про­тив­ля­ясь, не чув­ствуя боли и желая толь­ко од­но­го: «про­та­ра­нить ещё кого-ни­будь». Этот по­сту­пок по до­сто­ин­ству оце­нил по­до­спев­ший на по­мощь дед.

Что такое доброта?

  • 1 аргумент из текста по А.Лиханову
  • На за­щи­ту белки, на ко­то­рую устро­и­ли на­сто­я­щую трав­лю де­сять стар­ше­класс­ни­ков, от­ча­ян­но бро­сил­ся герой рас­ска­за Аль­бер­та Ли­ха­но­ва. Маль­чи­ка до глу­би­ны души воз­му­ти­ло то, что у каж­до­го из них была и го­ло­ва, и серд­це, но ни один не по­ни­мал, что де­ла­ет. Крики и тре­бо­ва­ние пре­кра­тить на маль­чи­шек не дей­ство­ва­ли, их пред­во­ди­тель от­кры­то зло­рад­ство­вал, а белка уже упала вниз...Добро долж­но быть с ку­ла­ка­ми. И глав­ный герой ри­нул­ся на толпу обид­чи­ков, от­ча­ян­но со­про­тив­ля­ясь, не чув­ствуя боли и желая толь­ко од­но­го: «про­та­ра­нить ещё кого-ни­будь». Этот по­сту­пок по до­сто­ин­ству оце­нил по­до­спев­ший на по­мощь дед.
Что такое доброта? 1 аргумент из текста по В. Бохревскому Впе­чат­ле­ние де­воч­ки, лю­бя­щей при­ро­ду и ин­те­ре­су­ю­щей­ся жиз­нью оби­та­те­лей моря, про­из­во­дит На­та­лья Лоскутикова. После её от­лич­но­го вы­ступ­ле­ния на уроке Серый решается от­крыть перед де­воч­кой свою тайну. Но тут, в сыром под­ва­ле, с де­воч­кой с гла­за­ми «не­бес­ной ра­до­сти» про­ис­хо­дят стран­ные ме­та­мор­фо­зы: уви­дев не бе­ло­снеж­ных ле­бе­дей, а гряз­ных птиц, ютя­щих­ся в под­ва­ле, она от­кры­то вы­ска­зы­ва­ет своё брезг­ли­вое от­но­ше­ние к живым оби­та­те­лям моря. И мы по­ни­ма­ем, кто на самом деле добр, а кто лишь при­тво­ря­ет­ся: одно дело ради оцен­ки ри­со­вать на доске кар­тин­ки, а дру­гое— спа­сать ре­аль­ных птиц от ги­бе­ли...

Что такое доброта?

  • 1 аргумент из текста по В. Бохревскому
  • Впе­чат­ле­ние де­воч­ки, лю­бя­щей при­ро­ду и ин­те­ре­су­ю­щей­ся жиз­нью оби­та­те­лей моря, про­из­во­дит На­та­лья Лоскутикова. После её от­лич­но­го вы­ступ­ле­ния на уроке Серый решается от­крыть перед де­воч­кой свою тайну. Но тут, в сыром под­ва­ле, с де­воч­кой с гла­за­ми «не­бес­ной ра­до­сти» про­ис­хо­дят стран­ные ме­та­мор­фо­зы: уви­дев не бе­ло­снеж­ных ле­бе­дей, а гряз­ных птиц, ютя­щих­ся в под­ва­ле, она от­кры­то вы­ска­зы­ва­ет своё брезг­ли­вое от­но­ше­ние к живым оби­та­те­лям моря. И мы по­ни­ма­ем, кто на самом деле добр, а кто лишь при­тво­ря­ет­ся: одно дело ради оцен­ки ри­со­вать на доске кар­тин­ки, а дру­гое— спа­сать ре­аль­ных птиц от ги­бе­ли...
Что такое доброта? 1 аргумент из текста по В. Черноречину В. Чер­но­ре­чи­н де­лит­ся с чи­та­те­ля­ми тро­га­тель­ной ис­то­ри­ей об Урод­ли­вом [коте], о его нелёгкой жизни среди оби­та­те­лей двора и о том, как кот нашёл Хо­зя­и­на. Но глав­ная мысль рас­ска­за в дру­гом: она в том, что слу­чай со спа­се­ни­ем кота стал для че­ло­ве­ка пе­ре­лом­ным мо­мен­том в жизни. Потрёпан­ный жиз­нью, Урод­ли­вый не пе­ре­ста­вал при этом быть доб­рым, да­рить свою ко­ша­чью лю­бовь и про­сить хоть не­мно­го тепла вза­мен. Мысли об этом стали для ав­то­ра той от­прав­ной точ­кой, с ко­то­рой его жизнь из­ме­ни­лась: автор пишет, что при­ш­ла пора лю­бить и да­рить добро. Так одно доб­рое дело по­влек­ло за собой из­ме­не­ние жиз­нен­ных цен­но­стей че­ло­ве­ка.

Что такое доброта?

  • 1 аргумент из текста по В. Черноречину
  • В. Чер­но­ре­чи­н де­лит­ся с чи­та­те­ля­ми тро­га­тель­ной ис­то­ри­ей об Урод­ли­вом [коте], о его нелёгкой жизни среди оби­та­те­лей двора и о том, как кот нашёл Хо­зя­и­на. Но глав­ная мысль рас­ска­за в дру­гом: она в том, что слу­чай со спа­се­ни­ем кота стал для че­ло­ве­ка пе­ре­лом­ным мо­мен­том в жизни. Потрёпан­ный жиз­нью, Урод­ли­вый не пе­ре­ста­вал при этом быть доб­рым, да­рить свою ко­ша­чью лю­бовь и про­сить хоть не­мно­го тепла вза­мен. Мысли об этом стали для ав­то­ра той от­прав­ной точ­кой, с ко­то­рой его жизнь из­ме­ни­лась: автор пишет, что при­ш­ла пора лю­бить и да­рить добро. Так одно доб­рое дело по­влек­ло за собой из­ме­не­ние жиз­нен­ных цен­но­стей че­ло­ве­ка.
Рефлексия Как я справился с заданиями? Какие задания вызывают трудности? Как я буду преодолевать эти трудности?

Рефлексия

  • Как я справился с заданиями?
  • Какие задания вызывают трудности?
  • Как я буду преодолевать эти трудности?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!