СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия подготовки к ОГЭ по математике тема "Окружность и круг"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое обеспечение подготовки к ОГЭ по математике (на примере темы «Окружность и круг») с теоретическим материалом по данной теме, подборкой соответствующих заданий, алгоритмом их решения, записью ответа.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия подготовки к ОГЭ по математике тема "Окружность и круг"»







Методическое обеспечение

подготовки к ГИА

(на примере темы

«Окружность и круг»)







Выполнили:

Ряшина Ольга Геннадьевна

МБОУ «Верхнепашинская СОШ № 2» Енисейского района

Поздеева Жанна Николаевна

МБОУ Знаменская СОШ № 1 Минусинского района

Дудченко Ирина Георгиевна

МАОУ гимназия № 10 г. Дивногорск

Иряшова Людмила Ивановна

МБОУ «Приреченская СОШ» Ужурского района



ИПК г. Красноярск, 2013 г.



Данная работа рассчитана на учащихся 9 класса для подготовки к ГИА первая часть на базовом уровне.



Кодификатор элементов содержания для проведения в 2014 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по МАТЕМАТИКЕ


7.4 Окружность и круг


7.4.1 Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла

7.4.2 Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей

7.4.3 Касательная и секущая к окружности; равенство отрезков касательных, проведенных из одной точки

7.4.4 Окружность, вписанная в треугольник

7.4.5 Окружность, описанная около треугольника

7.4.6 Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.



Основные проверяемые требования к математической подготовке


Модуль «Геометрия»


9 Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами

10 Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами

11 Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами

12 Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами

13 Проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения.



Кодификатор

требований к уровню подготовки обучающихся,

освоивших основные общеобразовательные программы

основного общего образования, для проведения

государственной (итоговой) аттестации

(в новой форме) по МАТЕМАТИКЕ


7.5 Описывать реальные ситуации на языке геометрии, исследовать построенные модели с использованием геометрических понятий и теорем, решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин




Что используется при решении задач

по данной теме:


1.

Задания с готовым чертежом

2.

Задания без чертежа

3.

Опорные конспекты

4.

Памятка

5.

Образцы решений

6.

Тренинг решения типичных задач (использовать «Геометрия на готовых чертежах»)

7.

Набор заданий


Типы заданий


1.

Задачи на нахождение центрального, вписанного угла;



2.

Касательная и секущая к окружности

3.

Четырехугольник, вписанный в окружность

4.

Задачи на нахождение величины вписанного угла через дугу, на которую он опирается

АС и BD – диаметры окружности с центром О. Центральный угол AOD равен 118. Найдите вписанный угол ACD. Ответ дайте в градусах.

5.

Задачи на составление уравнения (сопоставление вписанного и центрального угла)

Найдите центральный угол AOB, если он на 78 градусов больше вписанного угла ACB, опирающегося на ту же дугу. Ответ дайте в градусах.

6.

Задачи на нахождение площади круга, кругового сектора

  1. Радиус круга равен 51. Найдите его площадь, деленную на π.

  2. Найдите площадь кругового сектора, если радиус круга равен 14, а угол сектора равен 90. В ответе запишите .




Опорный конспект (теоретический материал)

(взяты из материалов Е. П. Нелина).



Памятка, используемая при решении геометрических задач

(как для 1 части, так и для 2 части)


Чтение условия задачи

Выполнение чертежа с буквенными обозначениями

Краткая запись условия задачи (формирование базы данных)

Перенос данных условия на чертеж; выделение элементов чертежа различными цветами

Запись требуемых формул и теорем на черновике (формирование базы данных)

«Деталировка» - вычерчивание отдельных деталей на дополнительных чертежах.

Анализ данных задачи, привязка искомых величин к элементам чертежа

«Синтез» - составление «цепочки» действий (алгоритма решения)

Реализация алгоритма решения

Проверка правильности решения

Запись ответа



ОБРАЗЦЫ РЕШЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ЗАДАЧ.

Задача 1 на тему: Касательная и секущая к окружности.



Дано: АВ – касательная, АВ=12 см; АО – секущая;

АО=13 см.

______________________

Найти R.

БАЗА ДАННЫХ.

  1. Касательная к окружности в точке касания всегда перпендикулярна радиусу.

  2. Теорема Пифагора: В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов его катетов.

РЕШЕНИЕ:

  1. Проведем отрезок ОВ – радиус окружности. Следовательно АВ ┴ ОВ.

  2. Рассмотрим треугольник АОВ: прямоугольный, ОВ – радиус.

  3. Из прямоугольного треугольника АОВ по теореме Пифагора = + .

Отсюда находим ОВ= .

  1. Подставим данные из условия задачи АВ=12 см, АО=13 см.

  2. ОВ = = =5.

Ответ: Радиус равен 5 см.



Задача 2 на тему: нахождение углов.



В окружности с центром в точке О проведены диаметры AD и BC, ∟ABO

равен 75°. Найдите величину ∟ ODC.

Дано: АD и BC – диаметры,

∟АВО = 75°.

_____________________

НайтиODC.

БАЗА ДАННЫХ.

  1. Свойство углов при основании равнобедренного треугольника: углы при основании равнобедренного треугольника равны.

  2. Признаки равенства треугольников, первый (по двум сторонам и углу между ними), второй (по стороне и двум прилежащим к ней углам).

  3. Равенство треугольников: треугольники равны, если соответственные стороны равны и соответственные углы равны.

РЕШЕНИЕ.



  1. Рассмотрим треугольник ▲АОВ, равнобедренный. АО=ОВ как радиусы.

  2. ∟ В= ∟А, как углы при основании равнобедренного треугольника.

  3. ▲АОВ = ▲ DОC по двум сторонам и углу между ними: ∟COD = ∟ ВОА, как вертикальные, ОА=OD=R, OB=OC=R.

Значит ∟ODC =∟ OAB равен 750.

Ответ: ∟ ODC=750.



Задача 3 на тему: нахождение площади круга.

Радиус круга равен 14. Найдите его площадь. В ответе запишите .

Дано: R=14.

_____________________

Найти S.

БАЗА ДАННЫХ.

  1. S=π .

  2. Сокращение дробей.



РЕШЕНИЕ:

  1. Подставим данные из условия задачи в формулу площади круга.

S= π =π196=196π.

  1. = =196.

Ответ: 196.

Набор заданий:


  1. Из точки А проведены две касательные к окружности с центром в точке О. Найдите радиус окружности, если угол между касательными равен 60 а расстояние от точки А до точки О равно 6.°

  2. Центральный угол AOB опирается на хорду АВ так, что угол ОАВ равен 60°. Найдите длину хорды АВ, если радиус окружности равен 8.




3.Точка О – центр окружности,

∠AOB

=

84°


 (см. рисунок). Найдите величину угла ACB


(в градусах).

 









Начало формы

4.Точка О – центр окружности,

AOB

=

130°


 (см. рисунок). Найдите величину угла

ACB


(в градусах).

 

Конец формы






Начало формы

5.Точка О

 центр окружности,

∠ BOC

=

160°


 (см. рисунок). Найдите величину угла BAC


 (в градусах).



Конец формы



6.Основание AC равнобедренного треугольника ABC равно 12. Окружность радиуса 8 с центром вне этого треугольника касается продолжения боковых сторон треугольника и касается основания AC в его середине. Найдите радиус окружности, вписанной в треугольник ABC.





 Начало формы

7.Из точки А проведены две касательные к окружности с центром в точке О. Найдите радиус окружности, если угол между касательными равен 60°



, а расстояние от точки А до точки О равно 8.

 

Конец формы



Начало формы

8.Из точки А проведены две касательные к окружности с центром в точке О. Найдите расстояние от точки А до точки О, если угол между касательными равен 60°



, а радиус окружности равен 8.

 


Начало формы

9.В окружности с центром в точке О проведены диаметры AD и BC, угол ABO






 равен 75°



. Найдите величину угла ODC




.

Конец формы





Начало формы

10.В окружности с центром в точке O

проведены диаметры AD


и BC


, угол OAB равен 70°


Найдите величину угла OCD



Конец формы




Начало формы

11.В окружности с центром в точке О проведены диаметры AD и BC, угол OAB равен

25°


. Найдите величину угла

OCD


.



Конец формы











Начало формы

12.Точка О – центр окружности,

AOB

=

72°


 (см. рисунок). Найдите величину угла

ACB


(в градусах).

 

Конец формы





Начало формы

13.Точка О – центр окружности,

ACB

=

24°


 (см. рисунок). Найдите величину угла

AOB


(в градусах).

 

Конец формы





Начало формы

14. О – центр окружности,

ACB

=

25°


 (см. рисунок). Найдите величину угла

AOB


(в градусах).

 

Конец формы





Начало формы

15.Точка О – центр окружности,

AOB

=

128°


 (см. рисунок). Найдите величину угла

ACB


(в градусах).

 

Конец формы













Начало формы

16.Точка О – центр окружности,

AOB

=

70°


 (см. рисунок). Найдите величину угла

ACB


(в градусах).

 

Конец формы





Начало формы

17. О – центр окружности,

ACB

=

62°


 (см. рисунок). Найдите величину угла

AOB


(в градусах).

 

Конец формы






Начало формы

18.Точка О – центр окружности,

ACB

=

32°


 (см. рисунок). Найдите величину угла

AOB


(в градусах).

 

Конец формы






Начало формы

19.Точка О – центр окружности,

ACB

=

65°


 (см. рисунок). Найдите величину угла

AOB


(в градусах).

 

Конец формы












Начало формы

20.Точка О – центр окружности,

AOB

=

110°


 (см. рисунок). Найдите величину угла

ACB


(в градусах).

 

Конец формы




Конец формы


Задание 9 (№ 139369)

Начало формы

Конец формы


Элементы содержания:

  7.3.4   7.4.6

Умения:

  5.1

Прототип:

  132783, аналогичные задания, все прототипы 9


Два угла вписанного в окружность четырехугольника равны и . Найдите больший из оставшихся углов. Ответ дайте в градусах.

Задание 9 (№ 139371)

Начало формы

Конец формы


Элементы содержания:

  7.3.4   7.4.6

Умения:

  5.1

Прототип:

  132783, аналогичные задания, все прототипы 9


Два угла вписанного в окружность четырехугольника равны и . Найдите больший из оставшихся углов. Ответ дайте в градусах.

Задание 9 (№ 139373)

Начало формы

Конец формы


Элементы содержания:

  7.3.4   7.4.6

Умения:

  5.1

Прототип:

  132783, аналогичные задания, все прототипы 9


Два угла вписанного в окружность четырехугольника равны и . Найдите больший из оставшихся углов. Ответ дайте в градусах.

Задание 9 (№ 139375)

Начало формы

Конец формы


Элементы содержания:

  7.3.4   7.4.6

Умения:

  5.1

Прототип:

  132783, аналогичные задания, все прототипы 9


Два угла вписанного в окружность четырехугольника равны и . Найдите больший из оставшихся углов. Ответ дайте в градусах.



Задание 9 (№ 139377)

Начало формы

Конец формы


Элементы содержания:

  7.3.4   7.4.6

Умения:

  5.1

Прототип:

  132783, аналогичные задания, все прототипы 9




Два угла вписанного в окружность четырехугольника равны и . Найдите больший

из оставшихся углов. Ответ дайте в градусах.




Задание 11 (№ 196883)

Начало формы

Конец формы


Элементы содержания:

  7.5.8

Умения:

  5.1

Прототип:

  169886, аналогичные задания, все прототипы 11


Радиус круга равен 41. Найдите его площадь.

Задание 11 (№ 196913)

Начало формы

Конец формы


Элементы содержания:

  7.5.8

Умения:

  5.1

Прототип:

  169886, аналогичные задания, все прототипы 11


Радиус круга равен 14. Найдите его площадь.

Задание 11 (№ 196943)

Начало формы

Конец формы


Элементы содержания:

  7.5.8

Умения:

  5.1

Прототип:

  169887, аналогичные задания, все прототипы 11


Найдите площадь кругового сектора, если радиус круга равен 4, а угол сектора равен .

Задание 11 (№ 196973)

Начало формы

Конец формы


Элементы содержания:

  7.5.8

Умения:

  5.1

Прототип:

  169887, аналогичные задания, все прототипы 11


Найдите площадь кругового сектора, если радиус круга равен 3,6, а угол сектора равен .

Задание 11 (№ 197003)

Начало формы

Конец формы


Элементы содержания:

  7.5.8

Умения:

  5.1

Прототип:

  169888, аналогичные задания, все прототипы 11


Задание 12. Найдите площадь кругового сектора, если длина ограничивающей его дуги равна , а угол сектора равен .



















НА КОГО РАССЧИТАНА РАБОТА:

Данный материал рассчитан на 3 часа повторения по данной теме, ориентирован на всех учащихся с направленностью на базовый уровень усвоения.



Форма работы:

  1. Работа по образцу со всеми учащимися.

  2. Работа группами:

- «сильная» группа работает по набору заданий;

- «средние» и «слабые» в парах.

3. Консультация по возникшим вопросам в решении задач.



Используемая литература и интернет-ресурсы:

  1. Открытый банк заданий ГИА-9 2014 год.

  2. Е. П. Нелин. Геометрия. 7-11 классы.

  3. Ященко И. В., Шестаков С. А., Трепалин А. С., Семенов А. В., Захаров П. И. Типовые тестовые задания ГИА 2014.

  4. Лысенко Ф. Ф., Кулабухов С. Ю. Тренажер по новому плану экзамена ГИА 2014.

  5. Вольфсон Б. И., Резницкий Л. И. Подготовка к ЕГЭ и ГИА-9.

  6. Демо-версия ГИА 2014.

  7. Задания СТАТГРАД из восточной и западной групп.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!