СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие "Мат Легаля"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие по шахматам учит мудрости, что жизнь-не зебра из чёрных и белых полос,а шахматная доска, здесь всё зависит от твоего хода...                                                                                         Вывод: Подумай, потом сделай ход, не увлекайся пешкоедством, фигуроедством, в примере Легаля ферзь был отравленный, думай о безопасности короля, старайся избавиться от связки. Ударил по воздуху, и тут возмездие.

Просмотр содержимого документа
«Занятие "Мат Легаля"»

Тема: Мат Легаля

Цель: Повторить  и закрепить знания по курсу   «шахматы» о мате, и изучить мат Легаля.

Задачи.

Обучающие:

повторить  и закрепить знания по курсу   «шахматы» о тактике и стратегии игры,  ключевые термины.

Воспитывающие:

развивать мыслительную деятельность детей, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание;

вырабатывать у подростков настойчивость, выдержку, волю, спокойствие; воспитание чувства ответственности, коллективизма.

Развивающая:

формирование навыков анализа позиции.

Техническое оснащение:

- демонстрационная доска;

- шахматы;

- компьютер, проектор;

- методическая литература, магнитные шахматные фигуры, диаграммы на каждого ребенка, карандаши простые, шахматная шкатулка, сердечко, смайлики.

1.Приветствие. Игра «Паутинка».(слайд №1)

Сегодня мы поприветствуем друг друга при помощи клубка, протягивая друг другу дорожки дружбы. (Дети передают клубок, приветствуя друг друга)

-Посмотрите, сколько дорожек дружбы от нас протянулось друг другу. Давайте поднимем руки вверх и посмотрим, как эти дорожки превратились в волшебную крышу. Что мы видим на этой крыше? (треугольники, квадраты и другие фигуры.) А теперь, положите паутинку на столы, а я осторожно сверну дорожки дружбы в клубок, чтобы они превратились в одну дорогу, которая никогда не разорвётся.

2.Основная часть.

Наше занятие мы начнём с известной пословицы «В здоровом теле – здоровый дух». Как вы понимаете эту пословицу? (Эта пословица о том, что у человека есть и тело, и душа. Когда болит тело, то болит и душа.)

Что происходит, если болит тело? (Болит голова, горло, трудно ходить) Как можно вылечить тело? (Принимать лекарство) Что происходит, если болит душа? (Тоскливо, грустно, плохое настроение) Можно ли вылечить нездоровую душу. (Да, поднять настроение). Сейчас мы с вами поднимем своё настроение нашими любимыми шахматами. Когда же наше настроение поднимается, когда мы ставим мат.Что же такое мат? И нам сегодня выпало такое удовольствие, как научиться великому чуду в стране Шахмат, как мат Легаля.(слайд №2,3)

Мат Легаля

До конца своих дней, а прожил он 90 лет, Кермюр де Легаль (учитель Филидора) оставался одним из сильнейших шахматистов Парижа. При этом в 1787 году в возрасте 85 лет он выиграл у кавалера Сен-Бри партию, осуществив при этом комбинацию, которая вошла в историю шахмат как "мат Легаля". Мат, который так и вошёл в шахматную литературу по фамилии «первооткрывателя» как «Мат Легаля». Сен-Бри так расстроился своим поражением, что вышел из зала не дождавшись последнего хода белых. (включаю гресс, и объясняю по нему,затем включаю.слайд № 4)

Вывод: Подумай, потом сделай ход, не увлекайся пешкоедством, фигуроедством, в этом примере ферзь был отравленный, думай о безопасности короля, старайся избавиться от связки. Ударил по воздуху, и тут возмездие.

Физкультминутка(2минуты). Глазки -то наши устали. (слайд № 5)

Глазами проходим по диагонали с верхнего левого угла в нижний правый, по горизонтали слева направо, ладьёй побывайте во всех уголках доски.

Самостоятельная работа учащихся (сами себе самостоятельно ставят мат)(включается музыка)

Начинаем мы разминку

И посмотрим на картинку.

То, что будет на экране,

Выполняем смело сами.

Отдохнем немножко мы

От нашей шахматной игры,

Ручки-ножки разомнем

И станцуем, и споем

Интеллектуальная игра(слайд № 5) "шахматы+математика"(живые шахматы)

Какими фигуры были задействованы при мате Легаля, этими фигурами будем ходить, описывая данные геометрические фигуры.

А ладья -то может на нас обидеться, поэтому решим задачу "8 ладей":

1.Как  можно расставить на шахматной доске 8 ладей так, чтобы они не били друг друга?

2. Можно ли на шахматной доске расставить 9 ладей?

Решение задач на доске на ценность фигур.

Конкурс на испытание «Поймай свою звезду». (слайд №7, 8) (включается музыка)На этом звёздном поле имеется большое количество звёзд. Каждый из вас выбирает по одной звёздочке, на обратной стороне есть номер задачи, где вы должны поставить мат в два хода. ( на доске звёздное поле, раздаются по номерам задания)

Прежде чем начать игру, вспомним, какие разновидности матов вы знаете? (слайды № 9,10). Кто поставит детский мат? Дурацкий мат? Линейный мат? Спёртый мат?

Индивидуальная работа. Решение шахматных задач.

Подведение итога занятия(повторение мат Легаля под песню Эдуарда Хиля)

Огонёк общения»

Дети в кругу, обнявшись за плечи, поговаривают то, что было самым интересным.

1.Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Отдохнуть успели,

Успели бодрость получить,

Лень преодолели.

Как прекрасно на свете жить!

Релаксация «Волшебный цветок добра».Возьмите любую шахматную фигуру в руки. Представьте, что эта фигура-цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони.. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам очень хочется её послушать. Мысленно поместите всё добро и хорошее настроение этого цветка себе внутрь, в своё сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляя вам радость. У вас доброе, согревающее душу настроение. Я хочу, чтобы вы запомнили то, что чувствуете, и взяли с собой, уходя отсюда. Тёплые чувства и хорошее настроение будут с вами. Откройте глаза, посмотрите по сторонам, пошлите друг другу добрые мысли.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!