СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие «Экологическая катастрофа и энергосбережение»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема главная - наш образ жизни?

Мы, педагоги, родители, еще можем изменить ситуацию, ведь основная причина всех бед – наши действия. Научить наших детей время от времени оказаться под сильным впечатлением от взгляда бездомного щенка, котёнка, от вырубки ёлки, от одинокой, беззащитной фигуры старика, от  неразумного потребления электроэнергии, от магнитиков на счётчиках, от впустую льющейся воды из-под крана…

Актуальность данного занятия связана с предложением принятия разумных решений детей и каждого из нас в отдельности, от которых зависит будущее нашей планеты.

Просмотр содержимого документа
«Занятие «Экологическая катастрофа и энергосбережение»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Федоровский дом детского творчества»

Автор работы: Машакова К. Б.


Тема занятия «Экологическая катастрофа и энергосбережение»


Цель: изучить структуру бытового потребления ресурсов и электроэнергии

рассчитать стоимость потребляемой электроэнергии

разработать рекомендации по бережному отношению к животным и растениям, экономии электрической энергии в быту и в школе

Задачи занятия:
Образовательные – овладение учащимися знаниями об экологических катастрофах;
Развивающие – сформировать у учащихся навыки самостоятельной работы с компьютером; повторить актуализировать знания по разделам информатики, работа с презентациями.
Воспитательные – формирование коммуникативных и организаторских умений, умений саморегуляции и саморегулирования своей учебно-познавательной деятельности, умений работать в парах, взаимодействовать как со взрослыми, так и со сверстниками.

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная

Методы: словесный, наглядный, поисково-эвристический, практический.

Тип занятия: комбинированный

Оборудование и наглядность: компьютер, проектор, экран, презентация Power Point (слайд-фильм), светильники по 2 лампы дневного освещения в одном кабинете мощностью 30 Вт каждый, 2 лампочки мощностью в 100 Вт в подъезде, часы, датчик движения, две кастрюли с дном разного диаметра; две кастрюли одного диаметра дна, но разного цвета: темного и светлого; две одинаковые кастрюли; два термометра; часы; нагревательные элементы одинакового размера и мощности (одинаковые конфорки плиты) Сроки проведения: 2 часа учебного времени

Дифференцированное задание:

  • Написать эссе «Как предотвратить экологическую катастрофу?»

  • Найти в газетах материал и подготовить презентацию о местных экологических катастрофах.


Ход занятия

Вступительное слово педагога. (слайды№1, №2)

Дорогие дети, задумывались ли вы, что будет с миром через 50, 100, 200 лет? Какую планету мы оставим после себя? Сегодня много говорится об изменении климата. А почему это происходит?

Во-первых, из-за изменения структуры земной поверхности : распашки степей, вырубки лесов, мелиорации, создания искусственных озер и морей. Это делается, казалось бы, во благо, но…Во-вторых, мы измененяем состав биосферы, нарушаем круговорот и баланс слагающих ее веществ. Каким образом? Изъятием ископаемых, созданием отвалов, выбросом различных веществ в атмосферу и в воды. В-третьих, изменяем энергетический, в частности тепловой, баланс отдельных районов земного шара и всей планеты (выбросы тепла в результате сжигания топлива, парниковые газы). Мы истребляем животных, выводим новые породы, перемещаем их на новые места обитания, а это оборачивается неприятными сюрпризами. Прибавим промышленные выбросы теплой воды, потоки дымовых газов или воздуха. Планета уже задыхается.(слайд №3) Так какую планету мы оставим после себя?


Классен Александр. Сегодня человечество подошло к той черте, когда от разумного решения многих людей и каждого из нас в отдельности зависит будущее нашей планеты. ( слайд №4) Разве мы вправе распоряжаться судьбой всего живого, что нас окружает? Каждому из нас стоит задуматься о том, кто он такой на самом деле, для чего рожден и сможет ли оставить после себя родную природу в первозданном виде? Наша планета серьезно заболела. Случилось это по вине людей. И теперь наша планета просит о помощи. Это касается всех людей Земли, всего человечества.


Юнусов Эльвир: Наступают очень тяжелые дни. Дышать становится иногда нечем. Воздух густой, липкий, наполненный тяжелыми запахами. К выбросам тысяч машин временами присоединяется дым от лесных пожаров. А наши мусорные контейнеры! Это горы пластика, пакетов, бутылок. Коммунальные службы просто не справляются со всем этим. Одни умудряются в жаркие дни разжигать в лесу костры для шашлыков… Страшно подумать, что мы, люди, творим такое! Нам не хватает энергии, и чем дальше, тем острее. Нам не хватает ее ни тактически, ни стратегически. Не хватает потому, что мы пока что теряем ее на каждом шагу. Теряем на несовершенных технологиях производства и доставки энергии, теряем дома, не умея эффективно ее использовать.
А планета истощена. Она стучится к нам землетрясениями и ураганами, зимними ручьями и летними морозами. А мы все лежим на старой-престарой печи, ждем, пока над нами не грянет гром...
Но даже если представить, что мы вдруг чудесным образом отремонтировали все трубы, внедрили самые эффективные технологии, утеплились до невозможности... боюсь, нам все равно не хватит. Потому что одна проблема все-таки останется. Может быть, одна из самых главных. Это наш образ жизни.
Много, много людей на планете. Вот финансовый магнат, у которого двадцать автомобилей, пять коттеджей в разных частях света, бесчисленное количество материальных возможностей и масса суперлекарств в стеклянном шкафу с подсветкой... И все-таки ему не хватает. Здоровья, бодрости, радости - не хватает. А вот пещера в далеких горах, где сидит сухой голый человечек, который действительно каким-то непостижимым для нас образом живет, питаясь одной водой - нет, не только водой, но и недоступными нам энергиями - и он счастлив, а почему - нам непонятно. Поймите правильно: я не зову всех засесть в горы на снегу, распевая напевы. Нам это незачем. (Если вспомните, энергосбережение - это когда каждый занимает в мире свое неповторимое место...) Но зову задуматься о том, в чем секрет феномена, когда человеку в любых обстоятельствах и условиях - хватает. Хватает того, что дает ему жизнь. Когда сам он - наиболее эффективная лаборатория с невообразимым КПД. Вечный двигатель...
Как выстроить жизнь, чтобы нам тоже - хватало? Для начала - задуматься, ведь все начинается с мысли. Но что дальше? "Вы что, всерьез думаете, что мы можем как-то изменить ситуацию в стране и в мире?" Да, вполне всерьез. Ведь все без исключения великие дела в мире начинались с того, что однажды один-единственный человек, такой же, как мы, брал и закладывал первый кирпич будущего построения.


Педагог: Да действительно стоит серьёзно задуматься над этим. Нам всегда не хватает времени, мы всегда куда-то спешим, а надо ценить всё, что дано тебе Всевышним.

Муслимов Бадрудин: (слайд №5) В жизни каждого человека случаются такие моменты, когда мы кого-то находим. Не важно, человек это, или домашнее животное.

Но каждый день, который мы проводим с ним, подаем ему надежду на хороший завтрашний день. И я в детстве нашёл маленькую собачку. Она была мне очень дорога. Ведь за ней ухаживал я каждый день. Ее я покрывал одеялом. Ее загораживал досками, оберегая от ветра... Я всегда был в ответе за мою любимую Пальму…

Большинство из наших родителей, увы, теряют работу. Вот из-за этого нам пришлось уехать с нашего родного дома в далёкие края. А наша бесценная Пальма осталась, попросили дедушку приютить её. Он радостно согласился, ведь Пальма была очень умной…Через год мы, такие радостные , поехали в отпуск домой. Встретили нас с радостью дедушка и родные. Обычно с весёлым визгом нас встречала Пальма, а тут её не было. Оказывается она и не уходила к дедушке (скрывал дедушка от нас, не звонил нам об этом), а сторожила наш дом, видимо нас ждала, но дедушка ходил и кормил её. Перед нашим приездом она заболела сильно и слегла, но не покинула наш дом, будто бы дожидалась нас. Со слезами на глазах, с сильной болью на душе посвятил свои строчки


Педагог: До слёз тронули слова Бадрудина, ещё раз хочу вас попросить:

«Никогда не покидайте тех, кого приручили. Дарите тем, кого приручили, счастье и радость» ( минута молчания)


Педагог: ( слайд №6) А сейчас все дружно изучим памятку «Советы каждому по сохранению климата земли»

( слайд №7) 23 ноября 2009 года был принят Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

- Каждый из нас  является потребителем электроэнергии. Можем ли мы внести вклад в решение проблемы, поставленной Дмитрием Медведевым? Можно ли снизить потребление электроэнергии, не снижая уровня комфорта? ( слайд №)

Вадиев Рамазан: Потребление энергии неудержимо растет, запасы ископаемого топлива столь же стремительно сокращаются. Необходимо срочно изыскивать новые, по возможности дешевые, обильные (вечные), достаточно мощные и экологически чистые источники энергии. Потребность в электроэнергии постоянно увеличивается.  Удовлетворить её можно двумя способами. С одной стороны можно увеличить число электростанций. Однако их строительство требует времени и затрат. Приоритет должен быть отдан увеличению эффективности использования электроэнергии, а не росту мощности электростанций. 

Педагог: ( слайд №8) В соответствии с Федеральным законом в нашем Сургутском районе была разработана долгосрочная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2010-2015 годы в муниципальном образовании Сургутский район». Программа отражает общие тенденции к сокращению нерационального использования энергетических ресурсов при их производстве, передаче и потреблении и учитывает особенности инфраструктуры и социально-экономические условия Сургутского района. На сегодняшний день свои программы энергосбережения разработали все ресурсоснабжающие предприятия района, а также городское поселение Федоровский. У всех поселений района имеется перечень первоочередных мероприятий по энерго­снабжению. В рамках реализации долгосрочной целевой программы в Сургутском районе определен ряд первоочередных мероприятий по энергосбережению и энергетической эффективности на 2010-2015 годы. А мы с вами провели конкурс «Наш тёплый и уютный Дом творчества». В рамках данного мероприятия прошли конкурсы художественного чтения, рисунков, поделок, макетов, анкетирование. По результатам анкетирования некоторые дети временами такие рассеянные: то кран неплотно закрывают, то утюг забывают выключить, то спят с горящим светом. Запомните, пожалуйста, дети, энергия не берется из ниоткуда, что ее затраты – это удар по природе. Вроде и понимаем, но поступаем по-своему. Я не назову имён этих детей, но я уверена, что борьба их с собой в самом разгаре. ( слайд №9) - На далёкой Хантыйской земле жил старый и добрый шаман Аган, что в переводе с хантыйского означает река. Бьёт шаман в свой бубен: играет хантыйская флейта – духи земли сибирской принесли шаману добрую весть, что не забыли дети о чудесах своего края, о задании, которое давал старый шаман. Сел он возле костра, закрыл глаза. Духи стали показывать ему то, что собрали юные исследователи: Иванчик Артём (1 группа), Кантемиров Тимур(2 группа), Караваев Сергей(3группа). Проводят исследования.


Электросбережение на школьных переменах (Иванчик Артём) ( слайды №, № 10-12)

Цель исследования: рассчитать стоимость сэкономленной электроэнергии при выключении света в кабинетах во время большой двадцатиминутной перемены Оборудование: светильники по 2 лампы дневного освещения в одном кабинете мощностью 30 Вт каждый Этапы хода исследования:

  1. Определение количества светильников и ламп в одном кабинете.

  2. Определение количества кабинетов и результирующий подсчет общего количества ламп дневного освещения N.

  3. Расчет расхода электроэнергии за t = 20 минутам (перевод в часы) перемены по формуле А = Р * t * N в кВт*ч.

  4. Расчет стоимости электроэнергии исходя из тарифов: 1кВт*ч – 134 руб.

  5. Подсчет денежной экономии за четверть, год.

  6. Анализ полученных результатов и выводы по результатам исследования.

Электросбережение при освещении подъездов (Кантемиров Тимур), Цель исследования: рассчитать стоимость сэкономленной электроэнергии при установке в подъезде на первом этаже датчика движения для включения света Оборудование: 2 лампочки мощностью в 100 Вт в подъезде, часы, датчик движения Этапы хода исследования:

1.Расчет расхода электроэнергии за t =24 часам непрерывного освещения первого этажа подъезда N = 2 лампами по формуле А = Р * t * N в кВт*ч. 2.Расчет стоимости общей потребленной электроэнергии исходя из тарифов: 1кВт*ч – 134руб за сутки работы светильника в подъезде на первом этаже.

3.Расчет финансовых затрат на приобретение, установку и обслуживание среднестатистического датчика движения для включения света, исходя из рыночной стоимости. 4.Усредненный расчет времени, затраченного на перемещение одного человека по первому этажу подъезда. 5.Усредненный расчет количества людей n, перемещающихся по первому этажу подъезда за один час. 6.Определение среднего времени работы одной лампы Т при среднестатистическом перемещении людей n по первому этажу подъезда в течение одного часа, 24 часов. 7.Расчет расхода электроэнергии при работе датчика включения (согласно п. 1) за время, равное 24*Т*n*N А .

8.Расчет стоимости общей потребленной электроэнергии (согласно п. 2).

9.Сравнение результатов, полученных из 2 и 7 пунктов исследования.

10.Сделать вывод о времени окупаемости среднестатистического датчика движения для включения света.

Электросбережение на кухне (Караваев Сергей) Цель исследования: изучить факторы, влияющие на электросбережение при приготовлении пищи на домашней кухне Оборудование: две кастрюли с дном разного диаметра; две кастрюли одного диаметра дна, но разного цвета: темного и светлого; две одинаковые кастрюли; два термометра; часы; нагревательные элементы одинакового размера и мощности (одинаковые конфорки плиты). Этапы хода исследования:

  1. Возьмите две кастрюли разного диаметра, налейте в них по одному литру воды и установите внутрь каждой кастрюли термометр.

  2. Определите времена закипания воды в кастрюлях при достижении температуры в 100˚С и рассчитайте разницу в этих временах.

  3. Расчет сэкономленной электроэнергии по разнице времени закипания воды в кастрюлях разного диаметра дна по формуле А = Р * t в кВт*ч (где мощность необходимо взять из паспортных данных электроплиты).

  4. Анализ и объяснение полученных результатов исследования.

  5. Возьмите две кастрюли: светлого и темного цвета и добавьте по одному литру воды, установите внутрь каждой кастрюли термометр.

  6. Выполните по 2 – 4 исследования.

  7. Возьмите две одинаковые кастрюли: одну закройте крышкой, другую оставьте открытой, налейте по одному литру воды и установите внутрь каждой кастрюли термометр.

  8. Выполните по 2 – 4 исследования. Сделайте вывод о факторах, влияющих на электросбережение при приготовлении пищи в кастрюлях и сделайте расчет суммарной экономии денежных средств при соблюдении рекомендаций.

Итог занятия

По итогам работы совместно все группы составляют памятки: (памятки раздаются детям)

Мероприятие по экономии электроэнергии( слайды №,№13, 14)

Мероприятие по экономии тепла( слайд №15)

Мероприятие по экономии воды. ( слайд №16)

Задание:

Ваши родители тратят деньги на оплату коммунальных услуг (свет, тепло, вода). Запишите показатели счетчиков в начале и конце недели. Сравните, как они изменятся, после проведения в вашем доме энергосберегающих, теплосберегающих и водосберегающих мероприятий. Подсчитайте, сколько денег может сэкономить Ваша семья в неделю.

Рефлексия. ( слайд №17)


Закончить наш урок мне хотелось бы четверостишием:
Чтоб счастье в доме не кончалось,
Чтоб всё включалось – выключалось.
И в этом мире, как звезда,
Пусть светит лампочка всегда! ( слайд №18)
Задание на дом:

Задача 1. 40 % энергии теряется на пути к потребителю. Сколько добытого угля для выработки электроэнергии было израсходовано впустую, если использовано 271,2 млн. тонн угля?

Задача 2. Замените дома две или три лампочки на энергосберегающие (например, лампочки мощностью 100 Вт заменяются энергосберегающими мощностью 20–23 Вт). Сравните показания электросчетчика.

Задача 3 Рассмотрите диаграмму расхода тепловой энергии в центральной системе теплоснабжения в нашей области в 2014 г. Вычислите каждый вид расхода энергии, если всего было выработано 60,4 млн. Гкал тепловой энергии.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!