СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие внеурочной деятельности по русскому языку на тему: «Культура речи – культура общения»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Занятие внеурочной деятельности по русскому языку на тему: «Культура речи – культура общения»»

Занятие внеурочной деятельности по русскому языку

на тему: «Культура речи – культура общения»

Цели занятия:

- образовательная – совершенствовать речевую культуру студентов;

 - развивающая – формировать у студентов представления о необходимости соблюдения норм литературного языка;

- воспитательная – воспитывать  отношение к русской речи как к нашему национальному достоянию, чувство патриотизма.

Задачи:

  • систематизировать теоретические знания по развитию речи, по основным разделам русского языка: орфоэпии, лексике;

  • совершенствовать навыки правописания.

Методы работы:

  • репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый;

  • продуктивный, творческий;

  • познавательный, эмоциональный.

Педагогические технологии: игровые, индивидуальная работа.

Оборудование урока: раздаточные карточки, ноутбук и мультимедийный проектор.

  1. «Словами можно смерть предотвратить, словами можно мертвых оживить». Н.М.А. Навои

  2. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». В. Шефнер

3.«Нет магии сильней, чем магия слов». А. Франс

4.«Острое слово – холодное оружие». К. Кушнер

5.«В ответ на бранные слова с улыбкой промолчи и сделай вид, что вообще

таких не знаешь слов». Г. Остер

6.«Слова – это то единственное, что остается на века». Э.Хэмингуэй

7.«Всякая мысль, выраженная словами, есть сила, действие которой беспредельно». Л. Толстой

8.«Слова резвят язык, но часто режут уши». Т. Глушенко

9.«Сквернословящая женщина – еще не мужчина. Но уже не женщина». 
Б. Тойшибеков

10.«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием». И. Тургенев

Ход занятия

Учитель: Сегодня мы с вами проведем интегрированный урок русского языка и литературы на тему: «Культура речи – культура общения».

1.Самоопределение в деятельности.

Прочитайте, пожалуйста, высказывания великих людей о русском языке и слове (читает ученик) Слайд 1

-И вправду, язык – путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не увлечением от нечего делать, а насущной необходимостью.

Вопросы ко всем:

-Что означает словосочетание: культура речи?

(Это литературная речь, построенная по установленным нормам русского языка; неотъемлемая часть общей культуры человека; совокупность признаков речи, свойств текста, которые делают речь наиболее пригодной для общения, то есть коммуникативно-содержательной) Слайд 2

-Почему эта проблема так актуальна в последнее время?

(В последнее время мы видим падение уровня культуры речи из-за того, что в газетах, СМИ, телевизионных программах допускают все больше речевых и грамматических ошибок, не следят за своей речью).

Что нужно делать, чтобы совершенствовать свою речь?

(От того, насколько грамотно человек говорит, как высока его культура общения, зависит впечатление, которое он производит на окружающих).

2. Объяснение нового материала

Рассказывают, что, когда к Сократу однажды привели человека, о котором он  должен был  высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же ты наконец, чтобы я мог тебя узнать». Мы всегда должны помнить, что речь  человека – это его визитная карточка. Значит, чтобы тебя высоко оценили, твоя речь должна быть соответствующей.

Запишем в тетрадях следующее. К признакам культуры речи относятся:

Слайд 3

- правильность;

- чистота;

- точность;

- выразительность;

- логичность;

- уместность;

- богатство

Речь должна быть правильной, то есть соответствующей норме. Не знаю, как вы, а я часто сталкиваюсь с такой ситуацией, когда человек не может не только выразить точно, правильно и красиво свои мысли, но и не совсем понимает речь своего собеседника.

Поработаем со стихотворением Р.Рождественского. Как оно поможет решить вопрос о роли нашей речи?

(чтение стихотворения Р. Рождественского «Разговор со случайным знакомым»)

  • Смотри, как дышит эта ночь,

Звезда, уставшая светить, упала, обожгла плечо...

  • Чо?

  • Смотри, как вкрадчивый туман

Прижался к молодой воде...

  • Где?

  • Он полностью поклялся ей,

Он взял в свидетели луну!..

  • Ну?!

  • Они сейчас уйдут в песок,

Туда, где не видать ни зги...

  • Гы!..

  • И, ощутив побег реки,

В беспамятстве забьётся ёрш...

  • Врёшь!

  • Да нет, я говорю тебе,

Что столько тайн хранит земля, берёзы, ивы и ольха...

  • Ха!..

  • А сколько музыки в степях,

В предутреннем дрожаньи рос...

  • Брось!..

  • Да погоди! Почувствуй ночь,

Крадущийся полёт совы, сопенье медленных лосих...

  • Ну, ты и псих!..

  • Послушай, разве можно так прожить и не узнать весны,

Прожить и не понять снега?..

-Ага!..


- Поделитесь впечатлениями о стихотворении. О чем оно? (Стихотворение волнует, заставляет думать, оно о красоте мира, о способности и неспособности человека выразить через слово свое отношение к миру)

- Охарактеризуйте образы этих героев. Как слово помогает выразить их внутренний мир? (Лирический герой, начинающий диалог, натура впечатлительная, у него богатый внутренний мир, образная речь. А его собеседник – чёрствый, духовно бедный. Его речь грубая, «дикая». Его реплики бессодержательные, они отражают пустоту души)

- Какова идея стихотворения, позиция автора? (С такими людьми трудно общаться, непонимания не избежать. Они производят неприятное впечатление, вряд ли реализуют себя в образованном обществе. Значит, следить за своей речью необходимо)


Необходимо постоянно помнить о правильном произношении. Сейчас мы проверим, насколько вы правильно ставите ударения в словах.

(каждый получает по одному предложению со словами, которые нужно правильно прочитать). Слайд 4

  1. Очень жаль, что Вы редко балуете нас своими новыми ролями.

  2. Наша компания заключила в этом году самое большое количество договоров.

  3. Кто бы мог подумать, что щавель – это травянистое растение – относится к семейству гречишных!

  4. Если ты несколько раз повторишь это правило, то обязательно вспомнишь его на экзамене.

  5. Наш кухонный стол можно будет поставить в середине комнаты.

  6. В цирк постоянно звонят и интересуются выступлением африканских слонов.

  7. Если включить в Вашу речь пословицы, поговорки, афоризмы, то она зазвучит ярче, станет образнее и красивее.

  8. Я только мельком взглянул на этих людей и понял, что у нас нет ничего общего.

  9. Обеспечение всеобщей безопасности - одна из главных задач в современном мире.

  10. В магазин привезли свеклу нового урожая.

  11. Украинский язык является родственным русскому.

  12. В домах в следующем квартале будут установлены новые мусоропроводы.

  13. Полине было завидно смотреть на чужое счастье.

  14. На день рождения сына мама купила несколько кремовых тортов.

  15. Мода – социальный феномен, который будет существовать во все времена.

  16. Из лент и бисера, своими руками, Женя сделала восхитительные, алые банты!

Чистота речи – чистая речь, свободная от нелитературных слов, не засорена жаргонизмами, диалектизмами, словами «сорняками». Нельзя употреблять лишние выражения – клише: ну, так сказать, значит, типа.

Естественно, жаргонизмы - это слова, употребляемые людьми той или иной социальной группы. Вы тоже их используете, т.к. принадлежите к молодому поколению. Давайте попробуем обойтись без них.

Все эти явления, хотя и существуют в языке, но выходят за рамки русского литературного языка, поэтому в речи культурного, интеллигентного человека их должно быть как можно меньше и надо стараться от этого избавиться.

Замените, пожалуйста, сленговые выражения в предложенных текстах стилистически нейтральными синонимами, литературными словами (задания получает группа учеников) Слайд 5

1. Последний релиз артиста стопроцентно провальный, и не пора ли ему поднапрячься и пошевелить мозгами относительно дальнейшей карьеры. (Последнее выступление артиста оказалось крайне неудачным, и не пора ли ему подумать относительно дальнейшей карьеры.)  
2. На тусовке присутствовали разные монстры шоу бизнеса. 

(На встрече присутствовали разные знаменитости шоу бизнеса.)
3. Посмотрите, от этого окна конкретно дует! 

(Посмотрите, от этого окна очень сильно дует.)

4. Хочу реальный сноуборд! 

(Хочу качественный сноуборд.)

5. На последней станции поезд стоял два часа, так что теперь мы по любому опоздаем.

(На последней станции поезд стоял два часа, так что теперь мы в любом случае опоздаем.)

Но самое отвратительное явление в языке — это нецензурная брань или, как это называли раньше, сквернословие.

Сейчас мат, как джин из бутылки, буквально вырвался на волю. По данным социологических опросов, в России используют ненормативную лексику 70% населения, независимо от социального и образовательного статуса, но при этом подавляющее большинство россиян негативно относятся к использованию подобных выражений в общественных местах.

Так как ни для кого не секрет, что это негативное явление существует, к сожалению, и нам нужно решить две проблемы:

Для чего применяется нецензурная лексика?

  • повышение эмоциональности речи;

  • снятие психологического напряжения, болевого шока;

  • демонстрация агрессии;

  • демонстрация отсутствия страха;

  • демонстрация принадлежности говорящего к «своим»;

  • оскорбление, унижение адресата речи.

Как бороться с этим явлением?

  • каждому самому следить за своей речью;

  • принять закон, запрещающий сквернословить;

  • прививать культуру речи;

  • не общаться с теми, кто ругается, сделать их изгоями

С ненормативной лексикой борется и закон:

Ст. 130 «Оскорбление»

  1. Оскорбление, т.е. унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, наказывается штрафом в размере до 100 МРОТ или иного дохода либо обязательными работами на срок 120 часов, либо исправительными работами на срок до 6 месяцев.

  2. Оскорбление в публичном выступлении и СМИ - до 200 МРОТ, либо обязательными работами на срок 180 часов, либо исправительными работами на срок до 6 месяцев.

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Гл. 20 Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность Статья 20.1 Мелкое хулиганство, т.е. нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу... влечет наложение административного штрафа от 50 до 10 МРОТ или административный арест на 15 суток.

Сейчас мат слышен везде, начиная от семьи и заканчивая улицей, даже от людей состоявшихся. И причиной этого уже не являются раздражение или гнев, гнилые слова стали частью обыденной речи. «Невинная» привычка употреблять мат для «связки» слов - признак особой деградации человека, признак его духовного и нравственного разложения.

Так давайте всеми силами стараться избавиться от этого позорного явления.

Точность речи – это наиболее полное и адекватное замыслу, адресату и ситуации выражение мысли; это соответствие слов содержанию; это умение пользоваться синонимами, антонимами, другими языковыми средствами.

Выразительность речи помогает говорящему отобразить свои чувства и воздействовать на чувства слушающего или читающего. Это речь, в которой используются изобразительно-выразительные средства языка: эпитеты, сравнение, метафора, оксюморон и другие.

Действительно, речь, чтобы положительно влиять на слушателя, должна быть выразительной.

Поговорки, пословицы, фразеологизмы также делают речь выразительной.

Для самопроверки предлагаю задание: вставьте недостающие слова во фразеологизмы, которые являются украшением нашей речи.

1) Попал как (кур) в ощип.

2) (Устами) младенца глаголет истина.

3) (Легок) на помине.

4) (Тришкин) кафтан.

5) Двух зайцев разом (убить).

6) Разинуть (рот).

7) (Ахиллесова) пята.

8) На скорую (руку).

9) Держать в (ежовых) рукавицах.

10) Растет не по дням, а по (часам).

11) (Ищи) ветра в поле.

Логичность – это также важное качество речи. Это речь строго организованная, последовательная, с соблюдением логических переходов.

Найдите нарушение логичности речи в следующих примерах: (выводится на экран) Слайд 6

Весь класс принял участие в походе по историческим местам Подмосковья. Двое из класса отказались от похода.

(второе предложение по смыслу противоречит первому: если весь класс, то значит абсолютно все, без исключения).

Одним из признаков хорошей речи является ее уместность. Это речь, соответствующая ситуации общения (либо разговорной, либо книжной).

Я вам предлагаю две очень распространенные ситуации, в которые может попасть каждый из вас, а кто-то и попадал неоднократно.

  1. Допустим, вы опоздали на урок, и он уже начался, к тому же произошла еще одна знакомая ситуация – забыли тетрадь. Ваши действия ...

(в данной сцене участвуют 2 ученика: 1- учитель, 2-ой - опоздавший ученик)

  1. Предположим, вам необходимо посетить районную библиотеку, а вы не знаете, где она находится. Поэтому вы спрашиваете прохожего незнакомого человека о том, как туда пройти....

(участвуют 2 ученика: 1 - спрашивает, 2-ой отвечает)

Вывод: Таким образом, мы вспомнили еще раз слова вежливого обращения, а главный вывод заключается в том, что в нашем языке нет слов-обращений к незнакомому человеку. Для того, чтобы к нему обратиться, необходимо использовать слова-извинения для привлечения внимания: простите, пожалуйста, будьте добры, извините, будьте любезны. Ни в коем случае нельзя говорить «женщина», «мужчина».

Необыкновенно важным для общения является богатство языка, богатый лексикон.

Использование ЭОР

Героиня известного романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» Эллочка Людоедка обходилась всего 30 словами. Их она использовала для выражения самых разных чувств и эмоций.

Давайте посмотрим фрагмент фильма замечательного режиссера Л. Гайдая. (Смотрим фрагмент).

Вот слова, фразы и междометия, придирчиво выбранные ею из всего великого, многословного и могучего русского языка:

  1. Хамите.

  2. Хо-хо! (Выражает, в зависимости от обстоятельств, иронию, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворенность.)

  3. Знаменито.

  4. Мрачный. (По отношению ко всему. Например: «мрачный Петя пришел», «мрачная погода», «мрачный случай», «мрачный кот» и т. д.)

  5. Мрак.

  6. Жуть. (Жуткий. Например, при встрече с доброй знакомой: «жуткая встреча».)

  7. Парниша. (По отношению ко всем знакомым мужчинам, независимо от возраста и общественного положения.)

  8. Не учите меня жить.

  9. Как ребенка. («Я его бью, как ребенка» — при игре в карты. «Я его срезала, как ребенка» — как видно, в разговоре с ответственным съемщиком.)

  10. Кр-р-расота!

  11. Толстый и красивый. (Употребляется как характеристика неодушевленных и одушевленных предметов.)

  12. Поедем на извозчике. (Говорится мужу.)

  13. Поедем в таксо. (Знакомым мужеского пола.)

  14. У вас вся спина белая (шутка).

  15. Подумаешь!

  16. Уля. (Ласкательное окончание имен. Например: Мишуля, Зинуля.)

  17. Ого! (Ирония, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворенность.) Оставшиеся в крайне незначительном количестве слова служили передаточным звеном между Эллочкой и приказчиками универсальных магазинов.

Да, это довольно смешно. А как вы думаете, что хотел сказать автор о своей героине, изобразив ее таким образом?

(Она ограниченная, глупая, у нее примитивное мышление)

Ну, конечно, наш с вами лексикон не в пример богаче Эллочкиного, но все же, уверена в том, что многим не помешает его расширить.

  • Как вы думаете, что надо для этого делать? Что делает нашу речь богаче, образнее?

(Необходимы синонимы).

Предлагаю вам выполнить следующее задание. Слайд 7

Подберите, пожалуйста, синонимы к словам:

  1. - ужасный

  2. - большой

  3. - красивый

  4. - добрый

  5. - маленький

Кроме того, этой же цели – обогащению лексикона – служат фразеологизмы — устойчивые сочетания слов, а также пословицы.

Вспомните как можно больше фразеологизмов и пословиц со словами: Слайд 8

  1. Нос



  1. Глаза




  1. Руки





  1. Семь




  1. Лоб


3. Закрепление изученного. Основные нормы языка отражены в словарях. В каком словаре лучше всего искать ответ на каждый из следующих вопросов:

Каково значение слова? (Толковый словарь)

Как не следует употреблять данное слово? (Словарь грамматических трудностей)

Каким словом можно заменить данное слово в речи? (Словарь синонимов)

Как следует написать данное слово? (Орфографический словарь)

Где нужно ставить ударение в различных формах слова? (Орфоэпический словарь)


4. Рефлексия.

- Я узнал…

- Я научился…

- Мне понравилось...,

- Мне было трудно, когда...,

- Мне было интересно, когда...

- На что обратим внимание на следующем уроке?

- Как вы оцениваете свое участие на уроке?

- С каким настроением вы уходите с урока? 


5. Итог урока: Сегодня мы поговорили об очень важных, на мой взгляд, проблемах, еще раз постарались понять, как важна речевая культура в человеческом общении.

«Когда Ксанф попросил приготовить для гостей самое лучшее, Эзоп приготовил блюда из языков и объяснил это так: «Ты велел купить самое лучшее, а что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы получаем науки и используем знания. При помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка»

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрёл к обеду самое худшее. И Эзоп пошёл опять покупать языки. Все удивились этому, а Эзоп объяснил так: «Ты велел сыскать тебе самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга. Посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами. Он может вызвать войну. Он приказывает разрушать города и даже целые государства. Он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!»

И закончить мне бы хотелось всем известным, но не устаревающим призывом, который принадлежит И.С. Тургеневу «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием»

Всех благодарю за внимание!





Литература

1.Вартьян Э. «Почему мы так говорим?»

2.Григорян Л. Т. «Язык мой - друг мой». Москва, 1987 год.

3.Кон И. С. «Психология доброго поступка». Москва, 1988 год.

4.Куликов В. Л. «Воспитать себя». Москва, 1991 год.

5.Орлов А. Б. «Самопознание и самовоспитание характера». Москва, 1987 год.

6 Успенский Л.В.. «Слово о словах».




12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!