Конспект интерактивного занятия «Бережем воду планеты» Цель: воспитание активного, инициативного, экологически грамотного, самостоятельного гражданина; человека, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию. Задачи:
Ход мероприятия: Деление на группы: - выберите себе карточку, найдите членов своей группы по цвету карточки, постарайтесь собрать четверостишие «Нельзя допустить, чтобы люди направляли на свое уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить». Ф. Жолио-Кюри В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни. Леонардо да Винчи
Умиление и восторг, которые мы испытываем от созерцания природы, — это воспоминание о том времени, когда мы были животными, деревьями, цветами, землей. Точнее: это — сознание единства со всем, скрываемое от нас временем. Толстой Л. Н.
Природа не признаёт шуток; она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга; она всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей. Гёте И.
Обсуждение содержания понятий «толерантность», «потребности», «ресурсы». Попробуйте сформулировать определение понятий: 1гр. – толерантность 2 гр. – потребность 3гр. – природные ресурсы · В русском языке “толерантность” означает “способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам”. В.И. Даль отмечает, что по смыслу толерантность (терпимость) связана с такими человеческими качествами, как смирение, кротость, великодушие. А нетерпимость проявляется в запальчивости, опрометчивости, требовательности и других действиях, которые носят оттенок непродуманности, импульсивности, незрелости. Объяснение тому, что такое терпимость, Даль дает на примерах терпимости личных убеждений, терпимости к иной вере. · В толковом словаре русского языка «потребность» - это надобность, нужда в чем-нибудь. Разделяются в соответствии с теми целями, которые достигаются по мере удовлетворения потребности: биологические, трудовые, познания, общения, отдыха. «Приро́дные ресу́рсы» - компоненты природной среды, которые используются человеком в процессе общественного производства. Природные ресурсы подразделяются на минеральные, водные, биологический, почвенные, Моделирование ситуации использования природных ресурсов (игра с нитью). Цель: формирование толерантного отношения к ресурсам планеты. Педагог приглашает ребят встать в круг и предлагает представить, что так они обогнули Землю. Педагог предлагает учащимся взяться обеими руками за длинную нитку. - На планете много стран, и каждая использует ресурсы планеты. Давайте представим, что в нитке сосредоточены все природные ресурсы. - А теперь сильно потяните нитку на себя. Это будет означать использование нами ресурсов. Нитка рвется. — Вот нитка порвалась, и у каждого осталось некоторое количество ресурсов. У кого-то больше, у кого-то меньше, а у кого-то их вовсе не осталось. Так происходит и в реальной жизни. Как вы думаете, надолго хватит природных ресурсов? (предполагаемый ответ детей, что ненадолго и ресурсы нужно экономить). Педагог подводит итог занятия: — Чтобы сохранить запасы ресурсов на нашей планете, необходимо эффективно и экономно их использовать, иначе они в скором времени могут кончиться. А без них многие сферы нашей жизнедеятельности существовать не смогут. Работа в группах. Педагог: — «Земля – планета поразительной голубизны!» - восторженно докладывали возвращающиеся из далекого космоса первые космонавты, да и могла ли наша планета выглядеть по-другому, если более 2/3 ее поверхности занимают моря и океаны, ледники и озёра, реки, пруды и водохранилища. Вода – самое распространенное вещество на нашей планете. Но: Для производства 1 тонны стали требуется около 250 тонн воды, для выпуска 1 автомашины – 250 тонн, для 1 тонны бумаги – 100 тонн В день на 1-го человека расходуется воды: · на мытье рук - 6-8 л; · на чистку зубов - 6-8 л (не закрывая кран); · на слив унитаза -15 л (за один слив); · на душ -15-20 л (в минуту); · на принятие ванны -150 л; · на мытье посуды - 8-10 л (не закрывая кран); Педагог: - для того, чтобы смоделировать процессы, происходящие с водой в природе, 1гр. получает задание: Оборудование: 1 лоток –банка на 1л, пипетка, форма для льда, кристаллизатор с почвой, чашка Петри с солью, ложка, палочка. Эксперимент - «Вода на планете Земля». Цель: дать строгое понимание, касающееся количества питьевой воды на Земле. Ход работы: 1. 1л воды в банке символизирует все земные запасы воды. 2. Наберите 0,5 пипетки воды из литровой банки и выжмите ее в воздух. Это вода, которая находится в атмосфере. 3. Две пипетки с водой выливаем в стакан – это пресная вода в реках и озерах. 4. 21 мл переливаем в форму для льда – именно такое количество воды (в соответствии с нашим масштабом) находится на Земле в замороженном состоянии. 5. Одну пипетку выливаем в почву. Это вода, находящаяся внутри земной поверхности. 6. В оставшуюся воду добавляем соль – это соленая вода морей и соленых озер. Вопрос: - В каких емкостях находится вода, пригодная для человека? 2 группа. Эксперимент «Очистка воды» Оборудование: стакан с водой, палочка, пипетка, средство для мытья посуды, чашка Петри со стиральным порошком, кисточка, гуашь, чашка Петри с почвой, фильтровальная бумага, ножницы. Педагог вы уже видели как мало воды пригодной для питья на Земле? А теперь давайте посмотрим, как мы используем воду. Цель: Предупредить нецелесообразное использование воды. Ход работы: 1. В стакан с водой добавьте: · средство для мытья посуды (такую воду мы сливаем после мытья посуды), · щепотку почвы (такая вода остается после мытья обуви), · немного стирального порошка (вода после стирки) - Отфильтруйте полученную смесь. Вопросы: От чего воду труднее всего очистить? Можно ли ее снова использовать? Что легче: загрязнить воду или очистить ее? 3 гр. изготовление плаката «Берегите воду на планете!» Отчёты групп. Вывод учителя: - Вы уже видели как мало воды, пригодной для питья на Земле? Обратили внимание на то, как бездумно загрязняем воду? Педагог подводит итог занятия: — Теперь вы понимаете, что если каждый из нас в своей квартире будет использовать в меру необходимости водные ресурсы, то так мы сохраним их ещё на долгие годы! Все – молодцы, спасибо за участие! «Нельзя допустить, чтобы люди направляли на свое уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить». |