СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие в 5 классе Формирование естественнонаучной грамотности

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие по формированию естественно научной грамотности в 5 классе.

Просмотр содержимого документа
«Занятие в 5 классе Формирование естественнонаучной грамотности»

Занятие по элективному курсу в 5 классе с использованием заданий на

формирование естественнонаучной грамотности.

Учитель: Викторова Н.А., учитель биологии

Оборудование: Компьютер, , презентации, рабочий лист ученика.

Тема урока: «Супер способности растений».

Цель урока:

  • применять естественно-научные знания для объяснения живой системы



Задачи урока:

Образовательные: выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать

способы их проверки

Развивающие: Развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы,

устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать

свои мысли. Развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации,

умения перерабатывать полученную информацию и представлять ее графически.

Развивать креативность, критичность, внимание, память.
Воспитательные: Формировать культуру умственного труда, вырабатывать

коммуникативные качества, прививать бережное отношение к природе,

развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к растениям.

Планируемые результаты урока:

Предметные: Учащиеся познакомятся с общей характеристикой царства

растения, разнообразием растительного мира; научатся выделять существенные

признаки растений, различать растения среди биологических объектов, на рисунках; овладеют умением объяснять роль растений в природе, обосновывать необходимость охраны растительного мира.
Метапредметные: Учащиеся освоят основы исследовательской деятельности,

включая умения наблюдать за растениями,; анализировать, интерпретировать

данные и делать соответствующие выводы

научатся работать с разными источниками информации, находить информацию

о растениях.
Личностные: Учащиеся продолжат развивать познавательные потребности

на основе интереса к изучению растений, у них сформируются ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру, произойдет осознание необходимости бережного отношения к природе, продолжат развивать умения слушать и слышать других.
Образовательные результаты, которые планируется достигать с

использованием задания по ФГ:

Читательская грамотность: Анализ, синтез, сравнение, обобщение;

структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого

высказывания; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Естественнонаучная грамотность: Выражение своих мыслей с

достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции;

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.


Ход занятия.

1.Организационный момент.

Добрый день, ребята и гости. Поприветствуйте друг друга (ладошки).

Девиз нашего занятия «Хочу все знать!». Конечно все узнать невозможно,

но если приложить трудолюбие, активность и старание, то результат будет

успешным.

2.Актуализация знаний.

О чем пойдет речь на нашем занятии? Разгадайте ребус.
















Сегодня мы будем говорить о растениях и непросто о растениях, а о их супер способностях.

Как вы понимаете термин суперспособности?

(какие-то исключительные способности, невероятные способности, необычные способности, чем они отличаются от других живых организмов, а может быть о растениях не похожих на другие).

3.Первичное восприятие и усвоение нового.

1. Работа в рабочем листе.

Вам предлагается рабочий лист, что я знаю, хочу узнать, узнал про растения. (30 сек)

2.Смысловое чтение текста. Формирование естественнонаучной грамотности.

А ) Группа учеников 5 класса вместе с учителем биологии Натальей Александровной поехали на экскурсию в экопарк, где ребятам должны были читать лекцию «Суперспособности растений». Компания школьников подобралась необычная: любитель выкладывать фото в телеграмм Саша, ведущий свой блог о научных фактах Арсений, начинающий специалист по хищным растениям Матвей, а также заядлый тик-токер Паша.


Возникает вопрос. Что такое экопарк?


Экопарки – это природные музеи под открытым небом.

В России существуют 5 экопарков, которым нет аналогов во всем мире.


В экопарке в 10 часов утра ребята первым делом сфотографировали растение с красивыми фиолетовыми цветками. Название растения гласило: Перувианский гелиотроп (семейство Бурачниковые).


Второе фото этого же растения ребята сделали в 11:20.

Последнее фото, когда настала пора уезжать из экопарка, ребята сделали в 13:00. Уже в автобусе, просматривая фото, школьники обратили внимание на то, что листья растения постоянно меняли своё положение на фотографиях. Иными словами, листья двигались. «Но ведь растения только от ветра качаются», – подумали они и пошли спрашивать у учителя о том, что увидели.




Прочитайте внимательно текст. Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа.


Как бы вы объяснили явление, на которое обратили внимание ребята? От чего зависит положение листьев растения?


Отметьте один верный вариант ответа.


  • От положения фотокамеры при съёмке

  • От интенсивности полива

  • От направления лучей света

  • От температуры воздуха


Мы тоже с вами проводили эксперимент. По плану эксперимента надо прорастить семечко фасоли, подождать, пока растение окрепнет, затем поставить его на окно. Через пару дней росток нужно отвернуть от окна.


Б) Запишите свой ответ на вопрос.

Какую гипотезу (предположение) собираемся проверить, проведя такой эксперимент?

Запишите свой ответ.

Приведена гипотеза: растение должно снова повернуться в сторону света (или

к окну).

Итак назовите первую суперспособность растений.

Растения поворачиваются в сторону света.


В) Пока ребята гуляли в экопарке, Саша увидела на стене таблицу. Саша посчитала, что информация из таблицы подойдёт для нового поста. Саша позвала ребят. Ребята проанализировали таблицу.







Растение

Длина корня

(в метрах)

Природная зона произрастания

Размер надземной части растения

(в метрах)

Климат

Подсолнечник

2,8 м

Степь

2 м

Тёплый,

засушливый

Горох

1,8 м

Лесостепь

1 м

Тёплый,

увлажнённый

Верблюжья

колючка

15 м

Пустыня

0,5 м

Жаркий,

засушливый

Чечевица

1 м

Лесостепь

0,5м

Тёплый,

увлажнённый

Карликовая

берёза

0,3 м

Тундра

0,6 м

Холодный,

увлажнённый

Кокосовая

пальма

5 м

Тропические

леса

20 м

Жаркий,

увлажнённый


Перебирая в уме возможные варианты заголовка, Саша остановилась на таком: «Записки ботаника: от чего зависит длина корня у различных растений?»


Воспользуйтесь информацией. Для ответа на вопрос отметьте нужные варианты ответа.


Какие основные факты разместит в своей статье Саша? Отметьте три верных утверждения из списка, основываясь на данных таблицы.



Отметьте три верных варианта ответа.


Более длинный корень чаще наблюдается при:


  • увлажнённом климате

  • жарком климате

  • небольшом размере надземной части растения

  • большом размере надземной части растения

  • засушливом климате

  • тёплом климате


(жаркий, засушливый, большой размер надземной части)


Назовите суперспособность растений.

У растений жаркого, засушливого климата очень длинная корневая система, большой размер надземной части)


Г) Пока другие ребята фотографировались и рассматривали таблицы, Паша вместе с Матвеем решили снять интересное видео о хищном растении.








Венерина мухоловка (семейство Росянковые)






Венерина мухоловка растёт на торфяных болотах среди мха, питается мелкими насекомыми и выглядит как настоящий зубастый монстрик. В экопарке проходил сеанс кормления хищных растений, поэтому ребятам удалось заснять, как венерина мухоловка захватывает небольшую мушку с помощью своих листьев.

Получилось отличное видео, просмотры поползли вверх, а Матвей задумался: почему мухоловке приходится питаться насекомыми, если на болоте кругом вода и у растений есть фотосинтез?

На вопрос одноклассника смог ответить Арсений. Он объяснил, что венерина мухоловка – миксотроф, то есть одновременно способна питаться и как обычное растение, и как животное-хищник.



Прочитайте текст. Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа.


Как Арсений объяснил ребятам, почему венерина мухоловка вынуждена была стать миксотрофом?








Отметьте один верный вариант ответа.



  • На болоте мало света, поэтому фотосинтез недостаточно интенсивный.

  • На болоте слишком много воды, которая мешает поступлению из почвы необходимых веществ.

  • Из-за коротких корней мухоловка не достаёт до почвы, поэтому не получает минеральные вещества.

  • Из болотистой почвы мухоловка не получает достаточно минеральных веществ, поэтому вынуждена питаться ещё и животной пищей.

Выбран ответ 4 (Из болотистой почвы мухоловка не получает достаточное количество минеральных веществ, поэтому вынуждена питаться ещё и

животной пищей).

Назовите еще суперспособность растений.

Существуют растения хищники, которые питаются насекомыми.

Итог:

Что нового вы узнали о растениях о каких суперспособностях?

1 задание.

  • Уровень сложности: низкий (1 балл)

2 задание


  • Уровень сложности: средний (1 балл)

3 задание


  • Уровень сложности: средний (2 балла)

4 задание


  • Уровень сложности: высокий (1 балл)

Рефлексия:

Смайлики














Приложение:

















































Г руппа учеников 5 класса вместе с учителем биологии Натальей Александровной поехали на экскурсию в экопарк, где ребятам должны были читать лекцию «Суперспособности растений». Компания школьников подобралась необычная: любитель выкладывать фото в телеграмм Саша, ведущий свой блог о научных фактах Арсений, начинающий специалист по хищным растениям Матвей, а также заядлый тик-токер Паша.В экопарке в 10 часов утра ребята первым делом сфотографировали растение с красивыми фиолетовыми цветками. Название растения гласило: Перувианский гелиотроп (семейство Бурачниковые).

Второе фото этого же растения ребята сделали в 11:20.

Последнее фото, когда настала пора уезжать из экопарка, ребята сделали в 13:00. Уже в автобусе, просматривая фото, школьники обратили внимание на то, что листья растения постоянно меняли своё положение на фотографиях. Иными словами, листья двигались. «Но ведь растения только от ветра качаются», – подумали они и пошли спрашивать у учителя о том, что увидели.


Г руппа учеников 5 класса вместе с учителем биологии Натальей Александровной поехали на экскурсию в экопарк, где ребятам должны были читать лекцию «Суперспособности растений». Компания школьников подобралась необычная: любитель выкладывать фото в телеграмм Саша, ведущий свой блог о научных фактах Арсений, начинающий специалист по хищным растениям Матвей, а также заядлый тик-токер Паша.В экопарке в 10 часов утра ребята первым делом сфотографировали растение с красивыми фиолетовыми цветками. Название растения гласило: Перувианский гелиотроп (семейство Бурачниковые).

Второе фото этого же растения ребята сделали в 11:20.

Последнее фото, когда настала пора уезжать из экопарка, ребята сделали в 13:00. Уже в автобусе, просматривая фото, школьники обратили внимание на то, что листья растения постоянно меняли своё положение на фотографиях. Иными словами, листья двигались. «Но ведь растения только от ветра качаются», – подумали они и пошли спрашивать у учителя о том, что увидели?




Прочитайте внимательно текст. Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа.


Как бы вы объяснили явление, на которое обратили внимание ребята? От чего зависит положение листьев растения?


Отметьте один верный вариант ответа.


  • От положения фотокамеры при съёмке

  • От интенсивности полива

  • От направления лучей света

  • От температуры воздуха



Прочитайте внимательно текст. Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа.


Как бы вы объяснили явление, на которое обратили внимание ребята? От чего зависит положение листьев растения?


Отметьте один верный вариант ответа.


  • От положения фотокамеры при съёмке

  • От интенсивности полива

  • От направления лучей света

  • От температуры воздуха





















Прочитайте внимательно текст. Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответы.


Как бы вы объяснили явление, на которое обратили внимание ребята? От чего зависит положение листьев растения?


Отметьте один верный вариант ответа.


  • От положения фотокамеры при съёмке

  • От интенсивности полива

  • От направления лучей света

  • От температуры воздуха









Прочитайте внимательно текст. Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа.


Как бы вы объяснили явление, на которое обратили внимание ребята? От чего зависит положение листьев растения?


Отметьте один верный вариант ответа.


  • От положения фотокамеры при съёмке

  • От интенсивности полива

  • От направления лучей света

  • От температуры воздуха















Мы тоже с вами проводили эксперимент. По плану эксперимента надо прорастить семечко фасоли, подождать, пока растение окрепнет, затем поставить его на окно. Через пару дней росток нужно отвернуть от окна.


Запишите свой ответ на вопрос.

Какую гипотезу (предположение) собираемся проверить, проведя такой эксперимент?

Запишите свой ответ.


Мы тоже с вами проводили эксперимент. По плану эксперимента надо прорастить семечко фасоли, подождать, пока растение окрепнет, затем поставить его на окно. Через пару дней росток нужно отвернуть от окна.


Запишите свой ответ на вопрос.

Какую гипотезу (предположение) собираемся проверить, проведя такой эксперимент?

Запишите свой ответ.



Мы тоже с вами проводили эксперимент. По плану эксперимента надо прорастить семечко фасоли, подождать, пока растение окрепнет, затем поставить его на окно. Через пару дней росток нужно отвернуть от окна.


Запишите свой ответ на вопрос.

Какую гипотезу (предположение) собираемся проверить, проведя такой эксперимент?

Запишите свой ответ.
















Пока ребята гуляли в экопарке, Саша увидела на стене таблицу. Саша посчитала, что информация из таблицы подойдёт для нового поста. Саша позвала ребят. Ребята проанализировали таблицу.

Растение

Длина корня

(в метрах)

Природная зона произрастания

Размер надземной части растения

(в метрах)

Климат

Подсолнечник

2,8 м

Степь

2 м

Тёплый,

засушливый

Горох

1,8 м

Лесостепь

1 м

Тёплый,

увлажнённый

Верблюжья

колючка

15 м

Пустыня

0,5 м

Жаркий,

засушливый

Чечевица

1 м

Лесостепь

0,5м

Тёплый,

увлажнённый

Карликовая

берёза

0,3 м

Тундра

0,6 м

Холодный,

увлажнённый

Кокосовая

пальма

5 м

Тропические

леса

20 м

Жаркий,

увлажнённый


Перебирая в уме возможные варианты заголовка, Саша остановилась на таком: «Записки ботаника: от чего зависит длина корня у различных растений?»


Пока ребята гуляли в экопарке, Саша увидела на стене таблицу. Саша посчитала, что информация из таблицы подойдёт для нового поста. Саша позвала ребят. Ребята проанализировали таблицу.

Растение

Длина корня

(в метрах)

Природная зона произрастания

Размер надземной части растения

(в метрах)

Климат

Подсолнечник

2,8 м

Степь

2 м

Тёплый,

засушливый

Горох

1,8 м

Лесостепь

1 м

Тёплый,

увлажнённый

Верблюжья

колючка

15 м

Пустыня

0,5 м

Жаркий,

засушливый

Чечевица

1 м

Лесостепь

0,5м

Тёплый,

увлажнённый

Карликовая

берёза

0,3 м

Тундра

0,6 м

Холодный,

увлажнённый

Кокосовая

пальма

5 м

Тропические

леса

20 м

Жаркий,

увлажнённый




Перебирая в уме возможные варианты заголовка, Саша остановилась на таком: «Записки ботаника: от чего зависит длина корня у различных растений?

Воспользуйтесь информацией. Для ответа на вопрос отметьте нужные варианты ответа.


Какие основные факты разместит в своей статье Саша? Отметьте три верных утверждения из списка, основываясь на данных таблицы.


Отметьте три верных варианта ответа.


Более длинный корень чаще наблюдается при:


  • увлажнённом климате

  • жарком климате

  • небольшом размере надземной части растения

  • большом размере надземной части растения

  • засушливом климате

  • тёплом климате


Воспользуйтесь информацией. Для ответа на вопрос отметьте нужные варианты ответа.


Какие основные факты разместит в своей статье Саша? Отметьте три верных утверждения из списка, основываясь на данных таблицы.


Отметьте три верных варианта ответа.


Более длинный корень чаще наблюдается при:


  • увлажнённом климате

  • жарком климате

  • небольшом размере надземной части растения

  • большом размере надземной части растения

  • засушливом климате

  • тёплом климате













Пока другие ребята фотографировались и рассматривали таблицы, Паша вместе с Матвеем решили снять интересное видео о хищном растении. Венерина мухоловка растёт на торфяных болотах среди мха, питается мелкими насекомыми и выглядит как настоящий зубастый монстрик. В экопарке проходил сеанс кормления хищных растений, поэтому ребятам

удалось заснять, как венерина мухоловка захватывает небольшую мушку с помощью своих листьев. Получилось отличное видео, просмотры поползли вверх, а Матвей задумался: почему мухоловке приходится питаться насекомыми, если на болоте кругом вода и у растений есть фотосинтез?

На вопрос одноклассника смог ответить Арсений. Он объяснил, что венерина мухоловка – миксотроф, то есть одновременно способна питаться и как обычное растение, и как животное-хищник.


Пока другие ребята фотографировались и рассматривали таблицы, Паша вместе с Матвеем решили снять интересное видео о хищном растении.

Венерина мухоловка растёт на торфяных болотах среди мха, питается мелкими насекомыми и выглядит как настоящий зубастый монстрик. В экопарке проходил сеанс кормления хищных растений, поэтому ребятам удалось заснять, как венерина мухоловка захватывает небольшую мушку с помощью своих листьев.Получилось отличное видео, просмотры поползли вверх, а Матвей задумался: почему мухоловке приходится питаться насекомыми, если на болоте кругом вода и у растений есть фотосинтез?

На вопрос одноклассника смог ответить Арсений. Он объяснил, что венерина мухоловка – миксотроф, то есть одновременно способна питаться и как обычное растение, и как животное-хищник.




Прочитайте текст. Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа.


Как Арсений объяснил ребятам, почему венерина мухоловка вынуждена была стать миксотрофом?


Отметьте один верный вариант ответа.



  • На болоте мало света, поэтому фотосинтез недостаточно интенсивный.

  • На болоте слишком много воды, которая мешает поступлению из почвы необходимых веществ.

  • Из-за коротких корней мухоловка не достаёт до почвы, поэтому не получает минеральные вещества.

  • Из болотистой почвы мухоловка не получает достаточно минеральных веществ, поэтому вынуждена питаться ещё и животной пищей.


Прочитайте текст. Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа.


Как Арсений объяснил ребятам, почему венерина мухоловка вынуждена была стать миксотрофом?


Отметьте один верный вариант ответа.



  • На болоте мало света, поэтому фотосинтез недостаточно интенсивный.

  • На болоте слишком много воды, которая мешает поступлению из почвы необходимых веществ.

  • Из-за коротких корней мухоловка не достаёт до почвы, поэтому не получает минеральные вещества.

  • Из болотистой почвы мухоловка не получает достаточно минеральных веществ, поэтому вынуждена питаться ещё и животной пищей.















Я знаю

Хочу узнать

Узнал



























Я знаю

Хочу узнать

Узнал





















19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!