Занятие по ИЗО для детей младшего школьного возраста.
Тема: В гостях у Мастера Карандаша.
Цель: поддерживать у детей интерес к изобразительному искусству. Закреплять знания о цветах основных и производных, теплых и холодных, порядке расположения цветов в спектре. Познакомить с историей создания карандаша.
Материал и оборудование: костюм Мастера Карандаша, костюм мышонка, цветные карточки-сигналы. Листы бумаги с изображением геометрических фигур, чистый лист бумаги, маркер.
Оформление: плакат с изображением радуги, портрет Мастера Карандаша, пословица.
Ход занятия:
Организационный момент. Приветствие детей.
Вступительное слово ведущего: - Палочка волшебная есть у меня друзья! Палочкою этой могу построить я башню, дом, и самолёт, и большущий пароход.
Входит Мастер Карандаш, здоровается с детьми.
Ведущий: Ребята, а вы знаете, откуда пришёл к нам карандаш, кто его придумал?
Вот уважаемый Мастер Карандаш, конечно же, знает и сейчас нам об этом расскажет (прочтёт).
-Мой пра-пра-прадед представлял собой серебряную или даже золотую палочку. Такими палочками рисовали очень долго. А потом в Англии сделали стерженьки из графита (показ карандаша), а в другой стране, Франции, ученые придумали деревянную «одежду» для карандаша. И вот заработали фабрики, одевая пишущие палочки в деревянные рубашки. Сейчас в мире делают много различных карандашей. Есть карандаши – гиганты, высотой до 3-х метров и карандаши – лилипуты чуть больше одного сантиметра. Есть карандаши с резинками и карандаши, которые можно заточить без ножа. Есть даже карандаши для сонь: на их конце укреплён бубенчик, своим звоном не дающий задремать во время письма.
-У меня много друзей. Хотите знать, какого они цвета? Отгадайте загадки и покажутся отгадки.
Здравствуй, здравствуй карандаш!
Карандаш любимый наш!
Ты начни-ка землянику рисовать
Жаль, в тетрадке землянику не сорвать.
Вот и вишенки спелым соком налиты,
И калина, и рябина – все…(красны).
(Показываю красный карандаш)
А вот этот карандаш
Любит солнце, любит пляж
(Показываю жёлтый карандаш)
Где ты, где ты, карандаш?
Что ж ответа нам не дашь?
Из коробки разно3ветной.
Укатился незаметно.
Чем мне небо рисовать?
Чем мне море волновать?
(Показ синего карандаша)
-Отгадали вы загадки и увидели отгадки. А теперь начинается игра. Я хотел бы рисовать, но не знаю, где краски?
Дети: - Мы здесь (поднимают цветные карточки)
Мастер карандаш: Я возьму три краски основные, эти краски – не простые, из них состоят все другие. Где эти краски основные? (дети с карточками красного, желтого и синего цветов подбегают к Мастеру Карандашу).
Если красный с жёлтым рядом – светит солнышко, жара. Апельсины, мандарины нарисует детвора!
Если жёлтая с синей подружатся, какая новая краска получится?
Подружился красный с синим! Получился цвет иной – баклажана иди сливы. Догадались, цвет какой?
Теплые краски дружно за руки взялись, поклонились, улыбнулись, подружились, разошлись.
Холодные краски дружно за руки взялись, поклонились, улыбнулись, подружились, разошлись.
А хотите услышать разговор цветных карандашей? Тогда слушайте (звучит музыка дождя).
Ведущий: Иногда пол шум дождя нам кажется, что вещи умеют разговаривать. И наши цветные карандаши тоже. Слышите, что говорит красный карандаш?
Красный: Я мак, я огонь.
Ведущий: Вслед за ним подает голос оранжевый.
Оранжевый: Я апельсин.
Ведущий: Жёлтый тоже не молчит.
Желтый: Я солнце.
Ведущий: И зеленый шелестит…
Зеленый: Я лес.
Ведущий: Голубой тихо напевает…
Голубой: Я небо, небо, небо.
Ведущий: Синий звенит…
Синий: Я колокольчик.
Ведущий: А фиолетовый шепчет…
Фиолетовый: Я фиалка.
Ведущий: Дождь смолкает. И на минуту в землю врос разноцветный чудо-мост. Чудо-мастер мастерил мост высокий без перил. Что же это за мост разноцветный? (радуга)
И мы снова слышим голоса цветных карандашей.
Красный: Смотрите – радуга, это я!
Оранжевый: И я!
(Остальные цвета говорят «И я!»)
Ведущий: Все рады! В радуге – и мак, и апельсин, и солнце, и лес, и небо, и колокольчик, и фиалка. Полюбуйтесь и назовите цвета. (Дети хором называют цвета спектра)
Мастер Карандаш: Но если взял ты в руки карандаш от скуки, нарисует он с трудом кособокий скучный дом. Будут все твои цветы на рисунке этом увядать от скукоты, пахнуть серым летом…не берите в руки карандаш от скукоты!
Ведущий: Но наши дети, милый Мастер Карандаш, любят рисовать и никогда не берут карандаш от скуки.
Пока будет звучать музыка, попробуйте превратить круг, квадрат, треугольник, овал в какой-либо предмет.
Мастер Карандаш: (рассматривая рисунки). Совершенно верно, все это я и хотел нарисовать. Молодцы!
Ведущий: А я хочу рассказать вам про мальчика, который никогда не убирал игрушки на место: кубики валялись под кроватью, машина под столом, а бумага и карандаши были разбросаны по всей комнате. Однажды, когда мальчик уснул, вот этот карандаш лежал и думал: «Если бы мальчик не забыл про меня, какие интересные картинки мы бы с ним нарисовали».
Инсценировка по рассказу «Умный карандаш» В.Сутеева.
Ведущий: Вот так и закончилась эта история.
Мастер Карандаш: …Цветы, машины, пляски, сказки – все нарисуем! Были б краски, да лист бумаги на столе, да мир в семье и на Земле!
(На прощание Мастер Карандаш дарит детям свой портрет).