СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие по финансовой грамотности "Семейный бюджет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное внеурочное занятие проводится как интегрированное занятие по программе внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» и урока «Окружающий мир» в 3 классе с целью обобщения по теме «Семейный бюджет» и неразрывно связано с учебным предметом «Математика» (тема «Сложение и вычитание в пределах 1000»)

Просмотр содержимого документа
«Занятие по финансовой грамотности "Семейный бюджет"»

Методическая разработка внеурочного занятия по теме «Семейный бюджет».

Данное внеурочное занятие проводится как интегрированное занятие по программе внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» и урока «Окружающий мир» в 3 классе с целью обобщения по теме «Семейный бюджет» и неразрывно связано с учебным предметом «Математика» (тема «Сложение и вычитание в пределах 1000»)

Методическое обоснование темы и содержания занятия:

Исследования психологов и социологов показывают, что способность человека управлять своими финансами напрямую зависит от того, имел ли этот человек такой опыт в детстве, приучали ли родители самостоятельно пользоваться деньгами, обсуждали ли в семье с детьми крупные покупки.

Актуальность темы

Вопросы, рассматриваемые в теме «Семейный бюджет» доступны для понимания и важны для младшего школьника. Даже ребенку необходимо знать: Откуда в семье деньги? На что они тратятся? Как планировать семейный бюджет?

Изучая данную тему у детей формируются умения и навыки экономически грамотного гражданина, способного принимать решения и прогнозировать их последствия, обладающего экономической независимостью.

Сущность выбранной методики обучения:

Для изучения темы «Семейный бюджет» наиболее эффективными и полезными я считаю занятия с использованием интерактивных методов обучения, на которых ученики будут взаимодействовать не только с учителем, но и друг с другом. Место учителя в интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей. В ходе совместной работы обучающиеся обмениваются информацией, совместно выбирают пути решения проблем, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение. Интерактивная модель обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых, деловых игр, кейстехнологий, мини-исследований и т.д.

В разработке внеурочного занятия по теме «Семейный бюджет» я использовала такой метод как «Ролевая игра». Ролевая игра позволяет обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого «проживания» жизненной ситуации.


Ролевая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового материала, закрепление и развитие творческих способностей, а также для формирования общеучебных умений. Она дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. Социальная значимость ролевых игр состоит в том, что в процессе решения определенных задач активизируются не только знания, но и развиваются коллективные формы общения

Для обеспечения эффективности ролевой игры, она должна быть тщательно спланированной.




Технологическая карта внеурочного занятия по финансовой грамотности «Семейный бюджет»

Учитель: Лоскутова Наталья Алексеевна

Класс: 3

Цель занятия: используя активные методы обучения, обобщить полученные знания и умения по теме «Семейный бюджет».

Задачи:

  1. создать условия для формирования у обучающихся представлений о семейном бюджете и его составных частях; формирования вычислительных навыков сложения и вычитания в пределах 1000.

  2. развивать познавательную активность учащихся, воображение и творческие способности учащихся

  3. воспитывать у учащихся экономного отношения к семейному бюджету.

Планируемые результаты:

Предметные: иметь представление о семейном бюджете; знать из чего он складывается, уметь применять полученные знания на практике

Личностные: проявлять познавательный интерес к новому материалу, бережно относиться к семейному бюджету, ценить труд всех членов семьи.

Метапредметные:

-регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действий;

-познавательные: находить ответы на поставленные вопросы, осуществлять, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами, выполнять вычислительные и логические операции;

-коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать других, работать в группах, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Основные понятия: семья, бюджет, доходы, расходы

Межпредметные связи: окружающий мир, математика

Технологии: занятие с использованием интерактивных приемов и методов обучения.

Организация пространства: групповая

Форма контроля: самоконтроль, взаимоконтроль.

Компетенции:

• Составлять семейный бюджет;

• Оценивать ситуации, в которых может оказаться семья;

• Принимать решения;

• Работать в команде;

• Оценивать свои действия и действия других.

Жизненные ситуации:

1. Распределение обязанностей в команде.

2. Координация совместных действий.

3. Планирование времени.

4. Принятие совместных решений.

5. Сравнение решений в аналогичных ситуациях.

6. Оценка собственных и чужих действий и решений.





Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Организационный момент

Цель: Организация занятия и правил сотрудничества










1.Подготовительная работа: заранее столы и стулья расставляются так, чтобы дети разделились на три группы (4-6 человек в группе).


2.Организует правила сотрудничества

- Ребята, что нас сегодня ждет?

- Вспомните правила работы в группе










Дети рассаживаются произвольно за столы.




- Работа в группах

Дети называют правила работы в группе:

  1. Работаем дружно

  2. Важно мнение каждого

  3. Распределяем обязанности

  4. Объясняем свою точку зрения

  5. Один говорит, другие слушают…

Личностные: самоопределение;

 Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с

учителем и сверстниками.

Мотивация

Цель: актуализация знаний, изученных способов действий и мотивирование учащихся к учебной деятельности


- Ребята, сегодня нас ждет очень интересная игра. В игре участвуют три команды по … человек. Но сначала каждый из вас должен найти свою команду.

Организует деление на группы: у каждого ребенка на столе лежит карточка со словом. Слова на три темы: семья, доходы, расходы. (темы можно обозначать, а можно и нет)

-Вы должны объединиться в команды по общей теме.



- Организует проверку

- Что вас объединяет?




(Обязательно успокоить тех кто ошибся.)





Дети активно взаимодействуют друг с другом, находят свою команду, образуют кружок.

1 группа - слова: папа, бабушка, брат, дочь, дедушка, мама.

2 группа – слова: зарплата, пенсия, пособие, стипендия, премия, гонорар

3 группа – слова: квартплата, бензин, продукты, одежда, лекарство, отдых.

Выступает первая группа, каждый называет свое слово. Отвечают, что их объединяет и садятся за первый стол….

Если кто-то ошибся, остается на месте. Он может найти свою группу потом.

Предметные: закрепление понятий «семья», «доходы», «расходы»

Познавательные: умение систематизировать полученную раннее информацию

Личностные: самоопределение;

 Коммуникативные: умение взаимодействовать со сверстниками.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место

уметь адекватно реагировать на указанные ошибки

Определение темы занятия

Целеполагание


- У нас три понятия «Семья», «Доходы», «Расходы». Свяжите их, это и будет темой нашего занятия.

- Какие задачи поставим перед собой?

«Семейный бюджет», «Бюджет семьи»


- Что такое семейный бюджет?

- Из чего он складывается?

- Как планировать семейный бюджет?

Регулятивные: постановка и формулирование целей учебной деятельности. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устные ответы; участвовать в коллективном обсуждении. Познавательные: определять задачи урока.

Открытие новых знаний

Ролевая игра

Цель: дать возможность самостоятельно узнать что-то новое с помощью практической деятельности.





































- Сегодня мы говорим о семейном бюджете, поэтому все вы в группе большая, дружная семья. Придумайте фамилию своей семьи.

Можно каждой группе дать загадку по теме, фамилия формулируется из отгадки.

Например:

Загадка:

Обычно из кожи

Шьют этот предмет.

То есть в нем монеты,

То их уже нет. (кошелек)

распределите роли (состав семей может быть разным в каждой группе) заполните 2 столбик таблицы. (Приложение 1)





- Ребята разберите реквизит:



Задание. 1. Каждый член вашей семьи должен выбрать свой источник доходов (карточки в конверте «Доходы» – зарплата, пенсия, гонорар, премия, пособие, стипендия…)


Задание 2: Напишите в таблицу (Приложение 1) сумму дохода каждого члена семьи. (сумма написана на обратной стороне карточек, в соответствии с заработной платой по таблице (Приложение 2) выбирается профессия)

Задание 3: Рассчитайте сумму месячного дохода вашей семьи. Заполните таблицу. (Приложение1)



Задание 4. Сравните суммы доходов каждой семьи.

- Почему получились разные результаты?

- Какой вывод можно сделать?

- Важен ли размер дохода?


Задание 5. Каждой семье выдается получившаяся месячная сумма доходов (купоны по 1, 5 тысяч, 10 тыс. руб) (Приложение 3)

- Для чего вашей семье деньги?

Учитель предлагает каждой семье таблицу «Структура расходов семьи» (Приложение 4)

- Распределите на что и сколько денег вы будете тратить в месяц.




Сделайте вывод.


Выводы:

- Что же у нас получилось в ходе игры?

-Из чего складывается семейный бюджет?

















- Кошелевы.

Дети записывают фамилию, сами распределяют роли, заполняют выбранные строки 2 столбика таблицы (Приложение 1)

Бабушке – платочек; Папе – галстук; Маме – фартук; Дочке – куклу; Сыну – игрушку; Дедушке – газета, очки…

Дети выбирают.

Проверка у доски. Семья встаёт у доски. Каждый из них держит карточку или несколько карточек, указывающие на источник его доходов.


Заполняют таблицу



Называют выбранные профессии


Дети выполняют математические расчеты. Сообщают результат. Результаты записываются на доске



Суммы доходов сравниваются.

- Сумма дохода зависит от состава семьи, профессии члена семьи …

Да, чем больше доход, тем выше благосостояние семьи. Можно больше тратить, расходовать…





Дети называют на что они будут тратить деньги. (виды расходов)



Дети распределяют количество денег на каждый вид расхода

Дети раскладывают (или подписывают) деньги по расходам.

Каждая семья объясняет свой выбор.

Вывод: надо уметь планировать свои расходы, свой семейный бюджет.


- Семейный бюджет

- Доходы и расходы

Предметные: Выяснить, какие бывают источники доходов семьи, на что расходуются деньги и как важно планировать бюджет семьи

Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из предложенного материала

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу.

Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; работать по плану; оценивать результат своей деятельности.

Физминутка

- Если доходы вашей семьи растут от того что я говорю – поднимаете руки вверх, если уменьшаются приседаете.

- папе в этом месяце дали премию;

- маме задержали заработную плату;

- сестре повысили стипендию за отличную учебу;

-дедушка выиграл в лотерею;

- бабушка вышла на пенсию и уволилась с работы.

Выполнение упражнений


Закрепление

Практическая работа «Распределение товаров по необходимости»

Цель: формирование умения обдумывать каждую покупку



Форма проведения: Каждой группе даются карточки со словами-товарами, они должны выстроить их в таком порядке, чтобы распределить последовательность расходов на эти товары по необходимости:

- игровая приставка

- швейная машина

- стиральная машина

- холодильник –

- плеер

Сделайте вывод





Самостоятельная работа учащихся


Проверка: Холодильник, стиральная машина, швейная машина, плеер, игровая приставка



Вывод: Надо обдумывать каждую покупку, осознавать необходимость приобретения данной вещи.


Познавательные: уметь осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям. Регулятивные: уметь самостоятельно и рационально работать; прогнозировать и получать конкретный результат. Предметные: формировать умения применять базовые понятия на практике.

Предметные: раскрывать смысл пословиц, понимать значения базовых понятий. Познавательные: умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям. Коммуникативные: принимать мнения и позиции других людей; формировать собственное мнение и позицию

Итог урока

- Из чего состоит семейный бюджет?

- Почему важно планировать семейный бюджет?

Ответы детей

Познавательные: уметь обобщать, преобразовывать, получать информацию и делать выводы. Личностные: слушать и понимать речь других. Регулятивные: формировать определение успешности цели урока.

Рефлексия

Цель: 

Аргументировать свое мнение, осознавать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни.


- Продолжите фразы:

- Мне было интересно….

- Мне было непонятно….


Самооценка


Регулятивные: уметь оценивать свои достижения

Коммуникативные: высказывать и аргументировать свое мнение.

Личностные:

 самоопределение.




Приложение 1. Таблица «Доходы семьи»

Фамилия семьи:….

Члены семьи

Имя, отчество.

Сумма дохода в месяц.

Папа



Мама



Сын



Сын



Дочь



Дочь



Бабушка



Дедушка



Итого в месяц:





Приложение 2. Таблица «Средняя заработная плата»

Профессия

Средняя заработная плата(тыс.руб)

Водитель грузовика

43

Тракторист

23

Продавец

22

Программист

36

Строитель

40

Врач

41

Инженер

32

Учитель

26

Бухгалтер

25

Почтальон

17

Парикмахер

33




Приложение 3. Образец купонов

Приложение 4. «Структура расходов семьи»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!